Бумажная обороноспособность | Деловая неделя
27 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Бумажная обороноспособность

07.12.2023 18:29:40
№: 44 (1540)

на фоне растущих угроз

Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него.

Сунь-цзы, «Искусство войны»

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ на сайте Организации договора о коллективной безопасности появилось заявление министров иностранных дел государств – членов ОДКБ «об общих подходах к обеспечению безопасности евразийского пространства», датированное еще 22 ноября. Почему его размещение произошло с таким опозданием нам неизвестно, зато содержание данного документа представляет собой довольно интересный образец двойных стандартов и противоречий, провозглашаемых с подачи ведущей силы оборонного союза – России.

По этой причине нам показалось важным разобрать его максимально подробно. Ведь речь тут идет о том, как слова различаются с делами не у абстрактного государства, а как себе открыто противоречит чуть ли не гарант обороноспособности нашей страны, начавший уже скоро как 2 года назад тяжелейшую и кровавую войну с другой страной бывшего СССР, обрушив этим всю систему гарантий безопасности, на которой в какой-то мере основывалась вся оборонная концепция Казахстана.

Итак, начнем, пожалуй, с самого текста заявления, которое, во избежание обвинений в неправильной интерпретации или вырывания слов из контекста, приведем полностью. Благо, оно и небольшое.

«ЗАЯВЛЕНИЕ министров иностранных дел государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности об общих подходах к обеспечению безопасности евразийского пространства

 

05.12.2023 22 ноября 2023 года                                                                        город Минск

 

Министры иностранных дел государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности отмечают стремительный характер происходящих в мире перемен, глубокую трансформацию международной архитектуры, необратимость тенденции становления многополярного миропорядка, ускорение процессов в этом направлении; с сожалением констатируют повышение роли фактора силы в международных отношениях и расширение конфликтного пространства.

Дестабилизирующие наращивание и модернизация наступательных военных потенциалов, разрушение системы договоров в сфере контроля над вооружениями, провокационные действия подрывают глобальную стабильность, наносят ущерб международной и региональной безопасности; убеждены, что судьбы народов всех стран взаимосвязаны, ни одно государство не должно обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других государств. В этой связи они выражают обеспокоенность вызовами в сфере международной и региональной безопасности, включая кризис системы европейской безопасности; отмечают, что возникшие на фоне региональных и международных противоречий новые геополитические реалии и ускорение становления многополярного мира подчеркивают востребованность формирования устойчивой системы безопасности на евразийском пространстве.

Исходя из принципа неделимости безопасности в глобальном и региональном аспектах, государства – члены Организации Договора о коллективной безопасности открыты к совместным действиям по формированию архитектуры безопасности со всеми заинтересованными государствами и межгосударственными объединениями в соответствии с целями и принципами Устава ООН; выражают свою заинтересованность в укреплении атмосферы добрососедства, которая становится все более насущной для динамично развивающихся государств евразийского пространства, в обеспечении для них условий подлинного и прочного мира, гарантирующих защиту от любой угрозы их безопасности; заявляют о своем намерении укреплять координацию и взаимодействие с целью внести позитивный вклад в дело обеспечения безопасности, стабильности и мира на евразийском пространстве и развивать потенциал сотрудничества на этом направлении в рамках ОДКБ и с другими государствами и их объединениями; полагают также необходимым укреплять взаимодействие по совершенствованию общих механизмов по обеспечению безопасности на евразийском пространстве в интересах поддержания устойчивого мира и стабильности, недопущения углубления разделительных линий в регионе, конфликтов, военного присутствия внерегиональных игроков и создания угроз друг другу; призывают все государства мира строго соблюдать принцип суверенного равенства, независимо от уровня политического и экономического развития; обращаются ко всем странам с призывом придерживаться принципа неделимости безопасности в глобальном и региональном аспектах, стимулировать формирование более справедливого мироустройства, основанного на многообразии цивилизаций, балансе сил и интересов всех участников международного сообщества, минимизировать конфликтный потенциал в межгосударственных отношениях, обеспечивать всеобщую, комплексную, устойчивую безопасность, основанную на сотрудничестве, задействуя соответствующие международные механизмы».

Что бросается в глаза первым? Конечно же, «сожаление» по поводу «повышения роли фактора силы в международных отношениях и расширение конфликтного пространства». Но разве это не Россия сама 24 февраля 2022 года напала на Украину? Именно это событие стало триггером обострения геополитического противостояния, международной напряженности и беспрецедентной со времен Холодной войны поляризации отношений между Россией и «коллективным Западом». Байки о том, что «если бы мы не ударили первыми, то они бы напали на нас», а также про «биолаборатории Запада», где выращивали «этническое оружие против русского этноса», никого так и не обманули.

Зато Кремль, похоже, обманул сам себя, и то, что задумывалось, как «Киев за три дня» теперь больше всего напоминает «На Западном фронте без перемен». Война перемолола сотни тысяч жизней солдат, убитых и раненных, убила тысячи мирных и ни в чем неповинных граждан Украины, спровоцировала миллионы людей покинуть свои дома и стать беженцами – внутри своей страны и вне ее. Десятки городов и сел уничтожены до состояния кучи битого кирпича, нарушены торговые, экономические связи, ударам подвергается гражданская инфраструктура энергетики, портового хозяйства, транспорта. В 21 веке посреди Европы идет ожесточенная война по правилам Первой мировой войны – на истощение. Как тут не вскричать подобно профессору Преображенскому про разруху, что те, кто говорит о ней, должны сами себя стучать по затылку, потому как именно главная сила ОДКБ повинна в том, что все это происходит последние почти два года. Сама формулировка из этого заявления – «ни одно государство не должно обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других государств» - она полностью противоречит и разбивает логику самой позиции Кремля по поводу того, что ему «пришлось напасть», чтобы не напали на него.

Тоже самое относится и к сентенции о том, что «дестабилизирующие наращивание и модернизация наступательных военных потенциалов, разрушение системы договоров в сфере контроля над вооружениями, провокационные действия подрывают глобальную стабильность, наносят ущерб международной и региональной безопасности». Всем этим, в первую очередь, занимается сам Кремль. Именно он проводит «частичную мобилизацию», увеличивая количество штыков на сотни тысяч, он максимально насыщает свою армию вооружением, правда, не модернизированным, а скорее устаревшим, но не потому что выбирает это, а потому что многое из новейших образцов вооружений существовало только в ограниченных количествах и уже сгорело и заржавело на полях и в лесах Украины. Что же касается «разрушения системы договоров в сфере контроля над вооружениями», то это, во-первых, напрямую касается нас, Казахстана, а, во-вторых, именно то, что Владимир Путин своим нападением на Украину порвал буквально в клочья. Дело в том, что в свое время, в начале 90-х годов прошлого века, Украина и Казахстан оказались в ситуации, когда на их территории оставались материалы и ядерные вооружения. Обе страны отказались от них в обмен на гарантии безопасности и защиты их территориальной целостности в рамках меморандумов с ядерными державами, подписанными в Будапеште. Оба меморандума, по Украине и Казахстану, практически буква в букву повторяют друг друга.

Там, например, говорится, что «Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают Украине свое обязательство в соответствии с принципами Заключительного Акта СБСЕ уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины». А также, что эти же державы «подтверждают свое обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости Украины, и что никакие их вооружения никогда не будут применены против Украины, кроме как в целях самообороны или каким-либо иным образом в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций». Тут, как говорится, ничего не добавить и не убавить – Россия обязывалась уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины и никогда не применять против нее никаких своих вооружений, кроме как при защите. В обмен на это украинцы и казахстанцы и отказались от ядерного оружия. Теперь все это разрушено.

Россия уверяет, что не нарушала этого соглашения, поскольку подписывала его, когда в Украине было другое правительство, а, мол, Майдан все «обнулил», и никаких подобных обязательств перед «постмайданными» Киевом у Москвы нет. Это такой же правовой нигилизм и двойные стандарты, как и все вышеупомянутое. Дело в том, что соглашения подписываются не между правительствами, а между странами. Та же Россия ведь всегда упрекала Запад в том, что он распространял «НАТО на восток» вопреки устным обещаниям, данным руководству СССР, хотя тут как раз даже не аналогичный, а более очевидный случай – Российская Федерация это уж точно совершенно иное государство, с новыми государственными символами, государственным строем, иными государственными границами, конституцией и даже названием, в отличие от «домайданной» и «постмайданной» Украины. Почему тут Кремль не видит противоречий – потому что ему это выгодно. Проблема в том, что его сиюминутная выгода и разрушила гарантии международной безопасности для Украины и Казахстана, обеспечивавшиеся «системой договоров в сфере контроля над вооружениями».

О том, насколько всерьез их воспринимала в свое время Астана, можно обратившись к цитате из книги Назарбаева, но не новой, где он рассказал про душевное одиночество и токал с сыновьями, а старой - «Эпицентр мира», вышедшей в 2001 году. «В конце концов, гарантии ядерных держав, которые фактически обеспечили безопасность нашей республики от внешней ядерной угрозы и угрозы военного характера со стороны государств, обладающих атомным потенциалом, мы получили», - писал он. Теперь их больше нет. А остаемся мы с армией, которая не может даже потенциально противостоять ни России, ни Китаю. Казалось бы, о войне с Россией никто и не заикается, мы, наоборот, союзники. Но вот тот же режиссер Сокуров, который еще в 2007 году говорил о предстоящей войне с Украиной (и тогда это тоже выглядело, как абсурд и невозможное), он также вещал и о том, что после нее будет еще более страшная война с Казахстаном, а в прошлом году повторил свой прогноз. После того, как сбылась его первая часть, вторая уже не кажется такой уж противоречащей реальности.

А что делаем мы? А мы распиливаем две трети – почти 120 самолетов – своего авиационного военного парка, а потом отказываемся покупать французские истребители («слишком дорого» говорят представители властей, проведших неизвестно зачем ЭКСПО по теме зеленой энергетики за миллиарды и миллиарды долларов). Затем чиновники в погонах пытаются успокоить общественность тем, что покупают пять российских самолетов. Вместо 120! И еще нет никаких гарантий, что эти самолеты к нам вообще поступят в срок, потому что сейчас россияне из-за огромных потерь в Украине отказались исполнять некоторые свои оборонные контракты и вместо поставок заказчикам, давно оплатившим военную технику, гонят ее на фронт. Более того, Москва даже обратилась к странам, куда уже отправила военную технику, чтобы выкупить обратно ее детали, а то и сами вооружения – настолько их не хватает Кремлю. Не поставила заказанное и оплаченное вооружение Россия и своему союзнику по ОДКБ – Армении, которая очень жаловалась на это, потому как в эти же годы проиграла сразу две войны Азербайджану, который оказался вооружен намного лучше западным, турецким и израильским оружием. Насколько серьезно в этих условиях Астана может рассчитывать на российские самолеты? Еще и закупая их в откровенно недостаточных количествах.

Что в сухом остатке? В сухом остатке наша страна, следующая в фарватере политики своего соседа, ведущего несправедливую агрессивную войну с другим соседом, уничтожая те гарантии, которые мы получили, отказавшись в свое время от ядерного оружия. Но будто этого мало, мы еще и снижаем численность ключевого элемента современной войны – авиации, отправляя на слом модели, которые в этой же украинской войне вполне себе летают и воюют, заменяя утрату 120 самолетов надеждами на поставку 5-6 других, причем от страны, которая в последнее время гонит все, что собирает на свой фронт, а не клиентам. Да, страна создает войска территориальной обороны, но как это будет выглядеть – как украинская, благодаря которой войска РФ завязли под Киевом и вынуждены были отступить, или как наша обычная – просто на бумаге, пока не ясно. Зато наши министры покорно ставят подписи под документами, откровенно противоречащими политической реальности, и никак не могут прервать поток контрабанды запрещенки в РФ, за что нам в тот или иной момент обязательно «прилетит» санкциями. Вот уж, поистине, бумажная обороноспособность.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...