Бунт в Башкортостане?
Акция в поддержку Фаиля Алсынова у суда в Баймаке
Осуждение активиста вызвало протесты в соседнем с РК регионе РФ
Владимир ИВАНОВ
НА ЭТОЙ неделе в России в очередной раз прошли акции протеста, направленные если и не непосредственно против Кремля, то, как минимум, против позиции местных республиканских властей, назначенных им, что отражает усиливающееся по мере продолжения войны в Украине напряжение, нарастающее в российском тылу. Ранее самым ярким событием внутри России в связи с украинской войной был прошлогодний мятеж лидера ЧВК «Вагнер» Пригожина. Затем, в связи с событиями на Ближнем Востоке прошли массовые акции в российском Дагестане, вылившиеся в захват толпой местных жителей аэропорта в Махачкале. В этом ряду события в башкирском Баймаке могут быть очередным свидетельством нарастания противоречий внутри России на фоне путинской «СВО». Они пока, конечно, не приняли характер непосредственной военной угрозы, как это было в случае с вагнеровцами, однако характер событий в Башкортостане, может порождать риски возникновения сепаратизма в национальных республиках, откуда Кремль черпает мобилизационные ресурсы для пополнения частей российской армии на украинском фронте.
Столкновения нескольких тысяч протестантов (от 5,000 до 10,000, по разным оценкам) с полицией в городе Баймак, центре одноименного района Башкортостана, были вызваны судебным процессом и приговором известному башкирскому активисту Фаилю Алсынову. Последний был осужден на 4 года колонии по доносу, написанному лично самим руководителем российской автономной республики Радием Хабировым, обвинившим активиста в возбуждении ненависти и вражды (часть 1 статьи 282 УК) после его речи о мигрантах. Для казахстанцев претензии к Алсынову звучат вдвойне странно, поскольку его выражение «qara halyq», которое в казахском, как и в башкирском языках означает лишь «простой народ», было интерпретировано в суде, как оскорбление азиатов. Впрочем, суд это не смутило и приговор ему был заранее предопределен. Чего предопределить власти российского региона не смогли, так это реакции населения, которое в массовом порядке поддержало активиста и, собравшись у здания суда, не только потребовало отмены приговора, но и не выпускало автозак с уже осужденным активистом из здания суда.
Непосредственной причиной преследования Алсынова, по мнению экспертов, стало то, что в прошлом году, в апреле выступал на одном из сельских сходов (село Ишмурзино Баймакского района), где произнес спич против незаконной золотодобычи в Предуралье, ведущей к уничтожению сельхозземель и загрязнению воды. Смысл слов активиста на башкирском языке был в том, что некоренные жители республики могут легко покинуть ее, по мере нарастания негативных экологических последствий хищнической разработки ее естественных ресурсов, а башкирам деваться некуда. Также, Алсынов указал на несправедливость того, что на фоне массовой отправки добровольцев и мобилизованных из Башкортостана на фронты войны с Украиной процессы загрязнения и расхищения естественных ресурсов республики приезжими из других регионов только расширяются.
«Выступая на митинге, Алсынов говорил, что пока башкиры воюют в Украине, в Башкортостане отбирают их земли. Те, кто добывают золото в Башкирии и уничтожают природу, смогут потом уехать к себе на родину, в то время как последствия золотодобычи ударят по местным жителям, подчеркивал он. «Армяне уедут на свою родину, «кара халык» — к себе, русские — в свою Рязань, татары — в свой Татарстан». «Мы не сможем переселиться, у нас нет другого дома, наш дом тут!» — сказал Алсынов (цитата по переводу «Идель.Реалии»). Среди прочего, активисту вменяют как раз употребление выражения «кара халык», которое в буквальном переводе означает «черный народ», но в современных тюркских языках используется для обозначения простого народа. При этом у властей появилось уже несколько версий, против кого Алсынов «возбуждал ненависть», - описывает происшедшее сайт Би-Би-Си.
Это позволило Радию Хабирову, чей недавний брак с армянкой по национальности многие представители общественности Башкортостана связывают с последовавшей массовой миграцией представителей этого этноса в регион, обвинить Алсынова в разжигании межнациональной розни, за то, что он «противопоставил башкирский народ с представителями армянской, русской и татарской наций, [...] публично устанавливая ограничения прав собственности по национальному признаку». На «разжигании межнациональной розни» Хабиров не остановился, и обвинил Алсынова в «призывах к антигосударственным выступлениям», «к осуществлению экстремистской деятельности» и «дискредитации Вооруженных сил России». Последняя формулировка уголовной статьи появилась с момента начала «специальной военной операции» Кремля против Украины, и используется для осуждения антивоенных активистов. Сам Алсынов пояснил суду свои слова так: «Например, армяне могут уехать в свои родные края, упоминал и татар, и русских, но я не говорил о том, что они не вправе жить и работать в Башкортостане… не обвинял представителей этих народов ни в чем, никаких уничижительных слов в их адрес не высказывал».
Налицо противоречие между федеративным устройством российских регионов по Конституции, и фактическим приведением их в прямое подчинение Москве, происшедшее при Путине, превратившем страну в де-факто унитарную систему, внутри которой присутствие «национальных» республик выглядит, как инородный элемент. И хотя Москва отменила многие элементы подобных этнических автономий, в них по-прежнему сохраняется какая-то доля «своеобразия», вызванная наличием большой доли нерусского населения, проживающего на своей исторической территории, что теперь дает такие эксцессы на фоне общего нарастания протестных настроений в тылу воюющей уже скоро 2 года без серьезных успехов армии РФ.
Кроме событий прошлого года, сторонники Алсынова уверены, что активиста судят больше не за отдельное выступление на отдельном небольшом сельском сходе, а в отместку за события 3-летней давности вокруг горы Куштау. Эта гора (скорее, правда, холм) должен был быть буквально срыт в рамках разработки соды, так как состоит в значительной мере из сырья для этого продукта. В 2019-2020 годы Башкирская содовая компания попыталась начать разработку Куштау, что встретило яростное сопротивление местных жителей и общественности, указывавшей на сакральный характер местных «шиханов» (подобных гористых холмов). Алсынов был одним из организаторов протеста против разработки Куштау, по призыву которых тысячи людей разбили на ней свой палаточный лагерь. Полиция с большим трудом разогнала это собрание, ставшее самым масштабным протестом против республиканской администрации, однако затем властям в Уфе все равно пришлось пойти на уступки и объявить гору особо охраняемой природной территорией, что трактовалось, как вынужденный шаг, который заставил Хабирова затаить обиду на тех, кто таким образом «унизил» его.
Кроме экологических протестов Алсынов был еще и одним из активистов национального толка, выступавших в защиту широкого применения башкирского языка в рамках республики, а также до 2020 года возглавлял ныне запрещенную организацию «Башкорт», общественное объединение, боровшееся за суверенитет Башкортостана, башкирский язык и культуру. В 2020 Верховный суд республики признал ее экстремистской, и она была распущена. Активисты «Башкорта» и Куштау уже подвергались преследованиям со стороны силовых органов, но Фаиль Алсынов принципиально отказался эмигрировать.
Его соратник, Руслан Габбасов, в эфире «Радио «Свобода» заявил, что Фаиль остался, сказал: «Я никуда не поеду, буду дома». При этом он отошел от политического активизма, оставшись лишь борцом за экологию. По оценке Габбасова, «Фаиль Алсынов остался последним лидером башкирского народа, который сегодня на свободе» (эти слова были сказаны до его официального осуждения на 4 года в колонии – «ДН»).
«Конечно, он неугоден властям, особенно Радию Хабирову. Фаиль Алсынов действительно очень популярный человек. В общественной деятельности он больше 15 лет, начинал в национальных организациях, они проводили множество акций. Сначала его знал больше только башкирский народ, он хорошо владеет башкирским языком, хороший оратор, говорит простым языком, но его речи доходят практически до каждого человека, - рассказывает Габбасов. - Когда началась борьба за Куштау, люди непосредственно под руководством Фаиля Алсынова организовали защиту Куштау. Весь многонациональный народ принимал участие, все лидеры общественного мнения, все слои общества… С тех времен Фаиль стал общеизвестным республиканским героем. К тому же за ним нет порочащих его действий, он честный, открытый, не олигарх, парень из простого народа, очень душевный, отзывчивый, поэтому у него много друзей, сторонников».
Еще один представитель башкирского национального движения, который согласился прокомментировать «ДН» ситуацию с Алсыновым, однако попросил о своей анонимности, заявил: «В эти дни мы являемся свидетелями острой стадии «специальной карательной операции» против достоинства башкир, против свободы и суверенитета Башкортостана - которая осуществляется руками бандитов, поставленных у власти в национальной республике. Бандитам «в законе», которые сегодня у руля в республике Башкортостан, предоставлен карт-бланш на произвол и грабеж в регионе. И вот они, пользуясь этим, уже не первый год цинично попирают и законы совести, и законы правосудия. Ничего святого - ни люди, ни экология, только террор и нажива, посредством которых они управляют».
Решение суда по Алсынову ожидалось еще 15 января, но задержалось, потому что к зданию суда вышли многочисленные сторонники активиста. По подсчетам Телеграм-канала «Куштау Байрам», к суду 15 января пришли около пяти тысяч человек: половина из них находились на улице и еще примерно столько же — в автомобилях. Однако, выступивший на стихийном митинге активист сообщил, что у суда собрались 15 тысяч человек. «Собравшиеся скандировали: «Свободу Фаилю Алсынову!», «Фаиль, мы с тобой!», «Мы — простой народ!», «Нас будет больше!». Участники стихийной акции также записали обращение к президенту Владимиру Путину, в котором потребовали отставки главы Республики Башкортостан Радия Хабирова», - сообщает «Радио «Свобода».
После вынесения приговора собравшиеся несколько часов не давали автозаку с осужденным покинуть здание суда, а пытавшихся расчистить дорогу полицейских закидывали снежками. В ответ полиция пыталась силой разогнать собравшихся с применением слезоточивого газа и других спецсредств – шашек с дымом. Впрочем, в итоге все решили переговоры, по итогам которых башкирские активисты все же согласились пропустить машину с Алсыновым и начали расходится. «Всем, кто приехал меня поддержать, всем огромное спасибо. Я этого никогда не забуду. Я свою вину не признаю. Всегда боролся за справедливость, за свой народ, за свою республику. Еще увидимся. Я не ожидал, конечно, такого. Прокурор просил колонию-поселение [на] четыре года, а дали колонию [общего режима] четыре года. Мы будем обжаловать», — выступил сам Алсынов на видео, распространенном среди его сторонников. Чтобы остановить распространение таких материалов, а также затруднить координацию протестующего населения в Башкортостане был отключен мессенджер WhatsApp. Кроме этого, в Телеграме стали недоступны каналы сторонников Алсынова «Куштау Байрам» и издания RusNews, освещавшего протесты. «ВКонтакте» заблокировал группу башкирских активистов «Ирандыкский сабантуй».
Реакция властей на эти выступления была крайне жесткой. «С первого дня своей работы я сказал, что не буду терпеть экстремизм и попытки расшатывать ситуацию. Как глава Башкортостана я должен защищать республику, людей от любой попытки раскачать межнациональное согласие - по признаку национальности, языка, веры. Это мои полномочия, мой долг», - написал в своем Телеграм-канале Радий Хабиров. «Можно надевать на себя маску доброго экоактивиста, патриота, но на самом деле ситуация совсем не такая. Группа лиц, часть из которых находится за рубежом, по сути, являясь предателями, призывают к отделению Башкортостана от России», - дал оценку случившемуся глава российского региона.
В этом же ключе выступил и спикер республиканского парламента (Курултая) Константин Толкачев. Он заявил, что «сбор людей у здания суда в Баймаке вызвал настоящее бурление, прежде всего, у тех, кто покинул Россию и сейчас пытается очернить нашу страну и ее народ». «Сегодня они активизировались с новой силой в информационном поле в надежде расшатать ситуацию в нашей республике. Убежден, что не нужно играть им на руку (...) Мы живем в правовом государстве и ситуация должна развиваться на основе закона. Уже заявлено, что приговор будет обжаловаться», - отметил чиновник. В управлении Следственного комитета по Башкортостану сообщили о возбуждении уголовного дела по статье о массовых беспорядках по событиям в Баймаке. Дело возбуждено по статьям 212 (массовые беспорядки) и 318 (применение насилия в отношении представителя власти) УК РФ. «В ходе массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, в том числе с применением предметов, используемых в качестве оружия, пострадали несколько человек, в том числе сотрудники правоохранительных органов», — отметили в Следкоме.
Впрочем, еще до вынесения приговора Алсынову по Башкортостану прокатились аресты активистов и участников выступления в Баймаке. По данным сайта «Радио «Свобода» сотрудники правоохранительных органов массово хватали прежде всего известных экологических активистов. По данным издания Idel.Реалии, среди задержанных в различных районах республики - экс-председатель организации «Башкорт» Ильнар Галин, активисты Куштау Юлай Аралбаев, Рафаил Абдрахманов, Фанзиль Ахметшин. Полиция также приходила к активисту Ильдару Юмагулову, который в прошлом году подвергся нападению, в результате чего у него были сломаны ноги и пять ребер. Сообщается, что ряд задержанных увезли на допрос в управление ФСБ по Башкортостану. Теперь общественность ожидает новых арестов и репрессий. Премьер-министр Башкортостана Андрей Назаров заявил: «Вы знаете, возбуждено уголовное дело. Все будут наказаны. Никто не позволит в республике дестабилизировать ситуацию»,
Для Казахстана события в Башкортостане могут быть очень важны, поскольку все происходит непосредственно у нашей границы, от которой башкирская республика была искусственно отделена территорией Оренбургской и Курганской областей. Башкиры – близкородственный казахам тюркский и мусульманский народ, представители которого также проживают и в нашей стране. Ну, и любые процессы такого рода являются частью геополитического окружения нашей страны, к изменениям которого Астана должна быть хотя бы морально готова…