Через скандалы
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек
ВЛАСТИ Кыргызстана серьезно настроены переизбрать парламент без новой революции. Но пока мало кто может дать гарантии относительно исхода голосования. Однако уже видно, что в политической борьбе соперники применяют все инструменты. Теперь общественность ждет, что «самые острые блюда» политического застолья будут поданы поближе к плебисциту. Скандалы преследуют кыргызский истеблишмент один за другим.
Один из религиозных лидеров узбекской диаспоры Кыргызстана Рашод Камалов был досрочно освобожден из колонии
Первый по Кумтору
В четверг, 9 сентября был вынесен первый приговор в рамках уголовного дела по золоторудному месторождению Кумтор. Первым осужденным стал бывший депутатом Жогорку кенеша Исхак Пирматов, чье дело рассматривали в Первомайском районном суде Бишкека в ускоренном и упрощенном порядке – все-таки подсудимый пошел на сделку с правосудием.
К слову, в Кыргызстане нет сроков давности по коррупции или должностным преступлениям. Данные преступления относятся к категории особо тяжких и предусматривают конфискацию имущества, многомиллионные штрафы и лишения свободы на 10-25 лет. Так указано в Уголовном кодексе. Практика же получилась несколько иной. Председатель судья Махабат Бекишева вынесла приговор, согласно которому Пирматов признан виновным по статье «Коррупция», но приговорен лишь к выплате штрафа в размере 300 тысяч сомов (или $3,9 тысячи). Причина такой лояльности суда в том, что подсудимый признал свою вину. Видимо, благодаря этому следствие даже не озаботилось тем, чтобы посчитать, какой урон и когда нанес своими действиями бывший парламентарий? Для большинства кыргызстанцев осталось непонятным, почему суд приговорил Пирматова к такому небольшому штрафу?
Уголовные дела по Кумтору ведет Госкомитет нацбезопасности (ГКНБ), руководитель которого – Камчыбек Ташиев – уже не раз обвинялся общественностью в странной мягкости к коррупционерам и представителям криминального мира. Так «легким испугом» отделались «вор в законе» Камчи Кольбаев и ставший символом кыргызской коррупции Райым «Миллион» Матраимов. По Кумтору все развивается похожим образом. В июне текущего года бывший и действующий депутаты парламента Торобай Зулпукаров и упомянутый Исхак Пирматов были помещены в СИЗО ГКНБ на два месяца - по обвинению в причастности к нарушениям на этом месторождении золота. Компанию им составил экс-премьер-министр Омурбек Бабанов, бывший спикер парламента Асылбек Жээнбеков (брат свергнутого в последний раз президента страны) и первый вице-премьер-министр Тайырбек Сарпашев. 3 августа был арестован еще один экс-премьер - Темир Сариев.
Но затем пошел обратный процесс: Первомайский районный суд Бишкека освободил из-под стражи трех бывших депутатов — Узакбаева, Баатырбекова и Пирматова, которые «пошли на сотрудничество со следствием». Мера пресечения была изменена и Бабанову, ему даже разрешили уехать из страны на лечение, откуда он вернулся только на днях. При этом, в чем выразилось это сотрудничество, ни ГКНБ, ни генпрокуратура не сообщают.
Кстати, у Пирматова это уже не первое коррупционное дело, из которого он удачно выходит. Лет восемь назад тогдашний президент Алмазбек Атамбаев пытался его арестовать руками бывшего генпрокурора Аиды Саляновой. Официально - за коррупцию в «Кыргызгазе». Но не получилось – земляки и родственники депутата и соратника вышеуказанного Омурбека Бабанова по партии «Республика» вышли и на несколько дней перекрыли дорогу Бишкек – Ош. Потом стороны тихо и полюбовно договорились, а дело благополучно затихло. Теперь бишкекские аналитики спрашивают друг у друга: вытащат ли это старое дело на Пирматова или он уже не нужен следствию?
Еще раньше на допрос по делу Кумтора приехал, а затем свободно уехал из страны первый ее президент – Аскар Акаев. Он также признал свою вину, и даже извинился перед всеми гражданами страны. Теперь общественность гадает больше не на счет того, кого же в итоге признают «главным виновным» по Кумтору, а на счет того, кого еще по нему отпустят…
Дорогие наши выборы
На днях председатель ЦИК Кыргызстана Нуржан Шайлдабекова сообщила прессе, в какую сумму обойдутся казне выборы депутатов Жогорку кенеша (ЖК КР), намеченные на 28 ноября.
По предварительным подсчетам, вся избирательная кампания обойдется государственной казне в 602 миллиона сомов. Шайлдабекова подчеркнула, что это предварительные расходы. Некоторые меры не учтены, и на их реализацию придется изыскать средства из других источников. Окончательную смету ЦИК утвердит на днях. К слову, в этом году самый большой дефицит бюджета государства, и самые большие выплаты по внешнему долгу. К тому же, в конце августа глава государства Садыр Жапаров пообещал повышение зарплат сотрудникам Внутренних войск МВД Кыргызстана на 40%. Трат в бюджете запланировано много, а денег – явно недостаточно.
Из инноваций грядущих выборов - отсутствие территориальных избирательных комиссий (ТИК), их заменили окружными избирательными комиссиями (ОИК), так как страну придется делить на 36 одномандатных округов. Остальные 54 будущих депутата будут избраны по открытым партийным спискам.
Тем временем, открытой остается вакансия «главного оппозиционера» на будущих выборах. Серьезную заявку на этому место сделал пока еще действующий депутат Дастан Бекешев, который на этой неделе заявил, что сын главы государства, Рустам Жапаров, намерен стать парламентарием или приложить руки к избирательному процессу. Мол, президентский отпрыск, не догуляв свой медовый месяц после женитьбы, уже ведет переговоры с кандидатами в депутаты по кофейням столицы. Пресс-службе президента пришлось реагировать сразу –там сказали, что Жапаров не приемлет никакого участия своих родственников в политических процессах. В этом плане можно также вспомнить, что Садыр Нургожоевич запретил своей партии «Мекенчил» участвовать в местных выборах. В итоге неясно, то ли Бекешев предупредил очередное проявление непотизма в кыргызской политике, то ли просто «хайпанул» на родне Жапарова.
Национальный фактор
Кроме официальных партий и чиновников, большую роль в распределении голосов избирателей могут сыграть местные общинные лидеры. Примерно неделю назад стало известно, что из колонии был досрочно освобожден один из религиозных лидеров узбекской диаспоры Кыргызстана Рашод Камалов. Ему 43 года, этнический узбек, на момент ареста являлся имамом мечети «Ас-Сарахси» в Ошской области. Сам имам и сын известного имама, руководившего данной мечетью и проповедовавшего создание халифата в Ферганской долине, Камалов был арестован в феврале 2015 года. В ноябре того же года Ошский областной суд признал его виновным по статьям 314 («Создание экстремистской организации») и 315 («Изготовление, распространение экстремистских материалов») УК КР и приговорил к 10 годам тюрьмы. Позже апелляционный суд сократил тюремный срок Камалову на два года. Более шести лет Камалов провел за решеткой. Согласно законодательству КР, один день, проведенный подсудимым в следственном изоляторе, приравнивается к двум дням заключения в исправительном учреждении.
В родном селе Камолова встречали как героя. Теперь он может стать одним из неформальных лидеров всей узбекской общины страны. В этой связи политологи опять же задаются вопросом: Не затеял ли через освобождение Камолова кто-то из сегодняшнего руководства Кыргызстана торги с диаспорой, чтобы получить ее голоса на предстоящих выборах?
Еще один популярный среди кыргызстанских узбеков человек – Азимжан Аскаров, стен кыргызской тюрьмы не покинул, а умер в их окружении. По совпадению, после освобождения Камолова Генеральная прокуратура Кыргызстана еще и готовится начать новое расследование по факту смерти правозащитника Азимжана Аскарова. Аскаров скончался в больнице ИК № 47 25 июля 2020 года. Согласно заключению медицинской экспертизы, смерть наступила в результате острой дыхательной недостаточности. Аскаров был признан виновным в разжигании межнациональной розни в июне 2010 года, организации убийств, в том числе и сотрудников милиции, организации массовых беспорядков, сепаратизме и приговорен к пожизненному заключению.
Напомним, Комитет ООН установил, что к правозащитнику Аскарову были «применены пытки, жестокое, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение». Комитет обязал государство-участника принять необходимые меры по немедленному его освобождению, аннулированию судимости, включая полное возмещение ущерба. Правозащитник подал иск в суд, где просил указать меры, принятые по этому решению. Кыргызстан же в своей конституции, одобренной в 2016 году, поставил национальное законодательство выше международного права и до этого момента игнорировал мнение ООН. Теперь же вдруг он готов начать расследование. Все опять же уверены – Жапаров пытается завоевать голоса как можно большего количество людей. Правда, спасет ли это его от попытки свержения – один большой вопрос…