Чистка списка | Деловая неделя
11 ноября 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Чистка списка

13.10.2022 16:33:44
№: 37 (1487)

Кастрирует выборы, но не устраняет угроз

Какая-то конкуренция будет.

Маулет Ашимбаев, спикер сената парламента РК, о президентских выборах в ноябре 2022 года

НА ЭТОЙ неделе список «кандидатов в кандидаты» на президентских выборах в Казахстане начал активно худеть. На момент написания этих строк, из него уже выбыли 4 человека из 12, причем первыми «на выход» попросили, как раз тех, кто потенциально может собрать протестные митинги по стране. Это, естественно, облегчает победу «основного фаворита» гонки, однако это же ее и девальвирует. Если в прошлый раз власти решились на создание пускай и искусственной, но конкуренции, выпустив «единого кандидата от оппозиции», который умело капитулировал до окончания подсчета голосов, то в этот раз, похоже, решили обойтись вообще без реальных конкурентов. Однако, такая «победа» вряд ли сможет обеспечить главную цель Касым-Жомарта Токаева – обеспечить ему легитимность на ближайшие семь лет, установив политическую стабильность в вопросе верховной власти. Тем более, что чистка «опасных» кандидатов вовсе не гарантирует, что в списке «безопасных», кого оставят для количества и «какой-то конкуренции» (источник цитаты смотрите в эпиграфе к этому материалу), не найдется «темная лошадка», на которую поставили представители бывшей власти, не смирившиеся с утратой позиций в январе.

Первым в списке на выбывание оказался единственный действующий политик из всех 11 «кандидатов в кандидаты», бывший член «Нур-Отана», Нуржан Альтаев, партия которого скоро, наверное, попадет в книгу рекордов Гиннеса по количеству отказов в официальной регистрации. Он единственный из всего списка конкурентов Токаева, у кого есть опыт не только госслужбы, но также выборной должности, а также в организации акций протеста. Насколько широкие слои населения осведомлены о его деятельности, и стал ли он за это время последовательным оппонентом власти, а не очередным желающим зайти «в АП на ангиме», нам не известно, однако в отсутствие других кандидатов, которые бы могли сплотить вокруг себя протестный электорат, именно Альтаев выглядел, как наиболее привлекательный кандидат от этой аудитории.

Да, и способ, которым «выбивается» из гонки этот кандидат, получается самый скандальный – часть членов правления РОО «Мукалмас» обвинила руководителя этой организации, что он выдвинул Альтаева кандидатом вопреки их несогласию. Несогласные, правда, не с властью, а с Альтаевым, не только выступили с акцией протеста у стен Центральной избирательной комиссии (которую никто не разогнал), но и успели обратиться в суд с требованием отменить протокол собрания организации, а тот мгновенно принял иск к производству и выпустил в качестве обеспечительной меры определение о приостановлении действия этого злосчастного документа. Насколько все это можно было сделать без помощи и указки сверху оставим на суд истории, но пока все это выглядит крайне непрезентабельно с точки зрения доверия к ноябрьским выборам. На данный момент регистрацию Альтаева в качестве кандидата «поставили на паузу», но даже если он в итоге продолжит гонку, у многих появятся законные сомнения в том, что ему дали бы продолжить конкурировать без закулисной договоренности.

Остальных кандидатов снесли проще. Например, у Хайруллы Габджалилова, который мог рассчитывать на голоса устойчивой группы граждан – оралманов-кандасов, не оказалось зачитываемого стажа государственной службы, несмотря на то, что он принимал участие в разработке дизайна тенге, возглавляя специальную группу, работавшую для этого по спецзаданию Нацбанка. Его работа в «Казгорстройпроекте» и при ЦК КПК в советское время, видимо, в этом качестве не зачитывается. Хотя, если бы применить эту норму ко всем выборам в Казахстане, то в 1991 году нельзя было избирать вообще никого. Вообще, это требование наличия пятилетнего срока госслужбы – одно из самых дискриминационных в политической системе страны, а обоснование этого необходимостью наличия опыта управления для президента, выглядит, как неубедительный фарс. К примеру, мы видим, как не имевший никакого опыта госслужбы Владимир Зеленский демонстрирует сегодня лучшие организационные и лидерские качества, как глава подвергшейся внешней агрессии Украины. Он встречается с лидерами десятков стран, выступает перед различными аудиториями, одновременно руководя страной, подвергшейся столь неожиданной и мощной атаке, и то, что он никогда не был госслужащим ранее, кажется, нисколько не мешает ему.

Зато это требование очень удобно для того, чтобы отсеивать «несистемных кандидатов». Оно стало одной из причин отказа в регистрации Талгату Ергалиеву, у которого оказалось недостаточно срока пребывания на выборной должности (в том числе и потому, что у нас ни одни выборы в положенный срок не проводятся), а также Фатиме Бизаковой, у которой такого опыта не оказалось вообще. А между тем, сразу две женщины-президента в бывшем СССР тоже пришли к власти без пятилетнего опыта местной госслужбы – это Вайре Вике-Фрайберга (она стала президентом вообще через год после переезда в Латвию из Канады), а также Саломе Зурабишвили, которая хотя и успела поработать в МИД Грузии, но пяти лет опыта на родине у нее не было, равно как и постоянного пребывания в стране, поскольку как гражданка Франции она работала в МИД этой страны. Ну, а если вспомнить, что государственная служба, фактически, закрыта для некоторых групп населения, например, для практикующих мусульман, а требования к кандидатам в президенты по рождению в стране просто исключают оралманов-кандасов, то получается у нас совсем узкое «бутылочное горлышко», через которое можно пройти только действующим или бывшим членам правящей элиты.

Это, кстати, и отражает текущую картину политического ландшафта страны, в которой «старая оппозиция» - люди, профессионально занимавшиеся политикой последние 20-25 лет - не может или не хочет бороться за власть, а новой так и не дают даже начать формироваться. Несмотря на снижение требований к регистрации партий, с января этого года (а можно было бы считать и с начала первого срока Токаева) в Казахстане так и не было зарегистрировано ни одной новой политической организации. В итоге единственной реально оппонирующей власти силой становится бывшая власть в лице семьи первого президента Назарбаева. И то, что первые приговоры по уголовным делам против двух ее членов (Кайрата Сатыбалды и Кайрата Боранбаева) выглядят синхронизированными с оглашением времени проведения досрочных президентских выборов, только подтверждает это. Даже несмотря на крайне сомнительную популярность Назарбаевых, они обладают одним из главных ресурсов политической борьбы – деньгами и влиянием.

В итоге, им достаточно просто заключить тайный пакт с какой-либо из темных лошадок, которых в итоге все же допустят на выборы, чтобы затем подключить этого кандидата к финансированию и оставшимся под их контролем средствам агитации, и из сонного действа ноябрьские выборы могут превратиться в весьма нехилый экшн. Если верить «сливам» из материалов следствия по январским событиям, искусственно созданный крупным бизнесом дефицит, плюс используемые втемную или просто тайные агенты на фоне тотального недовольства общества властью смогли устроить тотальный коллапс системы, правда, действовали они в интересах «неустановленных лиц», которые могли отдавать приказы силовикам. Что изменилось с тех пор? Часть прямо связанных с бывшей правящей семьей лиц уволили из органов и госслужбы (всех явно не могли, ибо тогда пришлось бы увольнять совсем всех), плюс ее члены оставили посты. В остальном все также – их доверенные лица по-прежнему контролируют весь крупный бизнес, способный спровоцировать массовое недовольство одним решением, а имущества лишился только один из ее членов. Готов ли Токаев к тому, чтобы столкнуться с подобным заговором вновь? Судя по всему, он так и не решил проблему кадрового голода, не говоря уже о нехватке свежих умов. Также, судя по фильтрации кандидатов, не испытывает он и уверенности в том, что сможет обеспечить себе тотальное превосходство над конкурентами, которое исключало бы любую возможность оспаривать итоги выборов. Хуже всего тут, наверное, то, что во всех этих раскладах, даже если реальная политическая борьба будет иметь место, абсолютное большинство населения останется в лучшем случае лишь статистами, а в худшем – рядовыми участниками и жертвами очередного «кровавого января»…

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...