Дали маху с Facebook
Уж не старик ли наш дал маху?
Александр Грибоедов, «Горе от ума».
НА ЭТОЙ неделе казахстанские чиновники угодили в ленты мировых новостных агентств просто потому, что решили раздуть довольно заурядную информацию об итогах своих переговоров с Facebook. В итоге то, о чем можно было просто скромно сообщить, как о своих достижениях, они приукрасили так, что буквально на следующий день дождались опровержений со стороны компании Цукерберга. Впрочем, даже после этого они пытаются стоять на своем, выставляя в глупом свете и себя, и страну. Ибо a priori заявление Facebook как вне Казахстана, так и внутри страны, вызывает куда большее доверие, чем слова чиновников, которые уже не раз попадались на несоответствии между словами и делами. Причем, даже в случае с удалением контента соцсетей, ради которого они и вели переговоры с крупнейшей социальной сетью в мире. В отличие от многих казахстанцев, сотрудники Facebook поверили нашим чиновникам, которые заверяют всех, что доступ к системе удаления информации в социальных сетях им нужен для того, чтобы удалять кибербуллинг, а не политику. И вот буквально на следующий день американцы, наверное, с удивлением, обнаружили, что их партнеры по переговорам переврали то, что обсуждалось за столом – иначе, они не стали бы выступать с фактическим опровержением заявлений наших чиновников. По печальной иронии судьбы, в эти же дни всю страну потряс случай самоубийства в результате буллинга в назарбаевской школе, который теперь администрация учебного заведения максимально отрицает. И государство - министерство образования, чиновники на местах тут почему-то отмалчиваются, что опять же доказывает нам, что вовсе не буллингом они озабочены и в социальных сетях.
Хронология событий примерно такова. 1 ноября чиновники министерства информации и общественного развития выпустили длинное заявление, которое было представлено, как совместное заявление казахстанского ведомства и американской компании. «Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан и Facebook пришли к соглашению о тесном сотрудничестве по вопросам противодействия вредоносному контенту, с акцентом на защиту прав детей в интернете. С целью оказания содействия правительству Республики Казахстан в решении вопроса повышения безопасности информационного пространства, со стороны Facebook предоставлен Казахстану прямой эксклюзивный доступ к внутренней «Системе уведомления о контенте» (Content Reporting System (CRS)). CRS позволит министерству оперативно сообщать о контенте, содержащем нарушения как глобальной контентной политики Facebook, так и национального законодательства Республики Казахстан», - сообщалось в нем.
Далее сообщается, что «Казахстан является первой страной в Центральной Азии, которая получила доступ к Системе, и уже подключилась к прямому каналу связи с международной командой Facebook, отвечающей за контентную политику». «Facebook с удовлетворением отмечает совместную работу с правительством Казахстана, особенно в направлении обеспечения безопасности детей в интернете. В качестве первого шага на пути к нашему долгосрочному сотрудничеству мы рады предоставить правительству Казахстана доступ к «Системе уведомления о контенте», которая, как мы надеемся, поможет уполномоченным органам правительства Казахстана более эффективно и действенно бороться с вредоносным контентом. Команда Facebook также продолжит проводить обучение казахстанских специалистов в интересах обеспечения безопасности киберпространства», - цитирует текст «заявление» регионального директора Facebook по связям с общественностью Джорджа Чена.
Наши чиновники «с удовлетворением» отметили «достигнутый уровень двустороннего сотрудничества с Facebook». «28 октября командой Facebook проведен тренинг для специалистов министерства по работе с «Системой уведомления о контенте», а также по контентной политике Facebook и стандартам сообщества. С начала ноября министерство уже приступит к работе в системе. Обе стороны также пришли к соглашению об установлении постоянного механизма взаимодействия, в том числе предусматривающего определение уполномоченного представителя от регионального офиса Facebook, который будет тесно работать с министерством по различным аспектам», - продолжается текст в тоне «совместного заявления». «Пользуясь случаем, министерство подчеркивает свою приверженность проводимому курсу на построение безопасного информационного пространства и готовность к выстраиванию конструктивного диалога и налаживанию сотрудничества с интернет-компаниями, предоставляющими свои услуги населению Казахстана», - говорится в конце сообщения.
Казалось бы: вот он, триумф! Казахстанцы сомневались в том, что законопроект Сарыма-Закиевой направлен против детского буллинга в соцсетях, а вот американцы из Facebook – они поверили нашим чиновникам. Да еще и представили Нур-Султану «прямой эксклюзивный доступ» к своей внутренней системе, которого нет у наших соседей! Выкуси, Ташкент! Пой страна, бей в фанфары, дырявьтесь лацканы пиджаков под ордена да медали!
Но тут случился конфуз
На следующий день, 2 ноября, агентство Reuters сообщило о том, что компания Meta Platforms (новое название Facebook) опровергла заявление казахстанского МИОР. Директор Meta Platforms по политическим коммуникациям в Азиатско-Тихоокеанском регионе Бен МакКонаги заявил, что они просто не делали совместного заявления с Казахстаном. «Во-первых, мы не делали совместного заявления с правительством Казахстана. Вместо этого правительство Казахстана выпустило собственное заявление, основанное на обсуждениях. Мы просто рассказали им о нашем глобальном процессе обработки запросов от правительств, призванных ограничивать контент, нарушающий местное законодательство», - отметил он, добавив, что «этот процесс не эксклюзивный для Казахстана и является тем же процессом, что и для остальных правительств в мире».
То есть чиновники наши дали маху – не было ни совместного заявления, ни эксклюзивного доступа. Фактически, американцы просто подключили наших чиновников к стандартной схеме реагирования на контент для правительств, без того, чтобы официально регистрироваться в нашей стране, без открытия тут представительства, без назначения его главой казахстанского гражданина, что предполагал законопроект Закиевой-Сарыма. Наверное, поэтому в МИОРе и решили приукрасить свои достижения. Правда, там явно не рассчитывали на такое «предательство» со стороны хозяев Facebook, вполне справедливо предполагая, что «ну зачем американцам читать нашу внутреннюю пропаганду?». Оказалось, что прочли, и даже выпустили опровержение. То есть то, что должно было стать положительной новостью, мгновенно развернулось на 180 градусов и обернулось международным скандалом, в котором наши чиновники с грациозностью слона в посудной лавке принялись опровергать опровержение, намекая на то, что у Facebook одна рука может не знать, что делает другая.
«Министерством информации и общественного развития переговоры велись с региональным офисом компании Meta (Facebook) по региону Китая, Монголии и Центральной Азии с местом дислокации в городе Гонконг. Текст размещенного 1 ноября совместного заявления и его публикация в СМИ были полностью согласованы с руководством указанного регионального офиса», - написала министр информации и общественного развития РК Аида Балаева во вторник на своей странице все в том же Facebook. «Мы сейчас выясняем обстоятельства, почему так получилось. В принципе, вчера это было совместное заявление. У нас в релизе был указан Джордж Чен. Это региональный директор. А в Reuters то, что увидел в новостях, [цитируется] другая персона. Это вопрос [их] внутренней коммуникации», – заявили одному из казахстанских сайтов в пресс-службе МИОР. Мол, это бюрократы в международной компании ошиблись, а не наши слуги народные.
Видимо, до Гонконга они все-таки дозвонились, но все, что в итоге получилось, это лишь подтверждение со стороны регионального директора по публичной политике компании Meta Джорджа Чена того факта, что «Казахстан стал частью Системы отчетности о контенте». Этими словами он сопроводил перепост первоначальной англоязычной новости «Казинформа», где говорится про «эксклюзив» и представлено все, как совместное заявление. Своего коллегу по Meta господин Чен опровергать не стал. Такой компромисс, видимо, и был достигнут за эти дни, стоившие, как можно предположить, много седых волос нашим чиновникам.
Но в мировые ленты Нур-Султан уже попасть успел, и крупнейшие мировые новостные агентства – Reuters и Би-Би-Си – сообщили о конфузе, который во многом и характеризует саму политику наших властей в области цензуры в интернете. Формально она объясняется заботой о детях-жертвах буллинга, а в реальности направлена на то, чтобы форматировать информационное поле и фильтровать, в первую очередь, негативные политические посты. Это подтверждает, как статистика Google, указавшей специфику обращений наших властей за удалением контента, (там буллинг беспокоил наши власти лишь в 1% случаев), так и МИОР РК (!). Согласно данным наших чиновников тоже выходит, что против детей они зафиксировали всего 3 нарушения из 13,838 фактов (!), и отправили 2 письма из 105 (!), то есть все осталось в рамках того же 1%. То есть 99% случаев, когда наши чиновники хотели включить цензуру в интернете, с буллингом вообще никак не связаны. Так что международный конфуз с тем, как наши чиновники выдают желаемое за действительное по итогам переговоров с Facebook так и останется в интернете. Если, конечно, наши чиновники не смогут удалить (на худой конец - заблокировать) этот контент.