Дальний прицел Ближнего Востока
Пока на карте мира будут существовать Израиль и США никакого мира в этом регионе никогда не наступит
Юрий Сигов, Вашингтон
Как-то уж слишком часто, и с каким-то обыденным цинизмом стали во всем мире что рядовые, что очень влиятельные политики рассуждать о неизбежности новой всеобщей войны. То ли все они разом двинулись по фазе, то ли вообще не понимают, о чем толкуют (а такое вполне возможно), то ли по простоте душевной желают искренне всему свету банально самоуничтожиться. Чтобы покончить разом и со всеми возможными будущими войнами, и самих себя избавить от перманентного прогнозирования того, чего в цивилизованном человеческом обществе быть, по идее, не должно.
То, что конфликт России и Украины превратился за более, чем два года в какую-то всемирную обыденность, похоже, никого больше не волнует. Вроде как идет себе война Киева и Москвы - да и пусть идет дальше. Взял кто-то, у кого-то то ли деревню, то ли поселок - да и пусть продолжают друг друга обстреливать что минами, что ракетами. Выдвинули где-то, и непонятно зачем очередную мирную (якобы) инициативу по разрешению конфликта - так сколько их уже было? И какая разница - одной будет еще больше, или их не будет вообще?
А на Ближнем Востоке так и вовсе горит-полыхает уже десятилетиями. То сильнее, то вроде как чуть затихает массовый мордобой арабов и евреев. А потом - все по той же накатанной, убийственно кошмарной дорожке, вдоль которой тысячи трупов, тотальные разрушения человеческих жилищ и даже самой минимальной инфраструктуры. Плюс прибавилась за последние недели еще история со стрельбой без правил между Израилем и Ираном.
А это уже – дело намного более серьезное, которое закончится может полностью уничтожением всего региона Ближнего Востока, включая и тот же Израиль, и всех мыслимых и опосредованных Палестин. При этом толком понять, кто, и кому в этом противостоянии реально нанес поражение, и кто из них стал победителем (тут важно, как, и где про все это написали как местные, так и международные СМИ) совершенно невозможно. Потому как одним кажется, что враг разгромлен, а другие, эти же самые враги, по своему собственному разумению уверяют в полностью обратном.
Зачем Ирану ядерное оружие? А зачем оно Израилю?
Сколько бы, и кто бы не обсуждал ближневосточные дела, какое бы количество не проводили голосований в стенах штаб-квартиры ООН по данному вопросу, и какие бы мирные конференции в этой связи не устраивались, проблему региона можно свести к трем ключевым составляющим. Израиль – очевидно инородное тело для подавляюще мусульманского арабского региона, и никогда, ни при каких там властях мирно жить со своим географическим окружением не сможет (даже если очень того захочет).
Арабские страны давно могли бы избавиться от существования государства Израиль собственными вооруженными силами с помощью ряда ближайших союзников. Но у них отсутствует: а) единство, и б) – есть на свете, и на их беду, такая страна, как Соединенные Штаты. А от них как раз и зависит то, будет ли дальше существовать Израиль, и сможет ли он (раз с 1947 года существует) не позволить всеми имеющимися средствами арабским государствам и объединиться, и уж тем более попытаться еврейское образование на Ближнем Востоке ликвидировать.
Далее пункт три: помимо арабов к региону примыкает бывшая многовековая империя и самое мощное государство Ближнего и Переднего Востока на данный момент – Иран. Интересно, что до 1979 года, когда в стране был свергнут шахский режим, у Тегерана и Тель-Авива были очень тесные, прямо-таки братские отношения. Но после прихода к власти в Иране исламского режима все резко изменилось. Для Ирана Израиль в регионе - главный враг, наместник США – всемирного сатаны. Для Израиля Иран – государство якобы террорист, с ядерной программой которого надо как можно скорее покончить.
Однако тут проблема в том, что покончить с Ираном Израиль самостоятельно не может. Значит, надо привлечь к делу американцев. Но те при всей своей нелюбви к Ирану (красивое, под шиитскую мечеть здание посольства Ирана в Вашингтоне на Массачусетс авеню с 1979 года по-прежнему пустует), тем не менее, не хотели бы начинать с ним по сути дела Третью мировую войну. Поэтому, с одной стороны, Ирану грозят всеми карами, если у него будет ядерное оружие. А Израилю, у которого оно давно имеется, никто, ничего, и нигде в качестве упрека не высказывает.
Зачем ядерное оружие, спрашивается, Израилю? Понятное дело, что если арабы бы объединились (предположим, что такой момент когда-нибудь настанет), то от Израиля ничего ровным счетом не останется – даже если его поддержат США. И тогда единственное, чем Израиль сможет сдержать арабов – это именно ядерное оружие. Или надежда на то, что ему на помощь пошлет свои войска Америка. Но тогда той уже придется воевать со всем арабским миром. А арабский мир и сам ни с кем, и нигде воевать не готов.
Зачем ядерное оружие Ирану? А для того, чтобы сохранить свою независимость и тот курс, который устраивает иранское правительство и большинство народа. А не тот, который ему предлагает условно коллективный Запад. Когда западные СМИ пишут о том, что на самом деле Иран ведет войну против Израиля и США путем каких-то своих вассалов в Йемене и Ливане, то точно также можно в вассальном подчинении обвинять страны Европы перед Соединенными Штатами.
Что же касается своих соседей, то ядерное оружие нужно Ирану для банального «держания на крючке» Израиля. Чтобы в Тель-Авиве четко и ясно сознавали: в любой момент, как только Израиль пожелает за что-то атаковать Иран, ему прилетит по полной программе. И вовсе не те дроны и другие летательные аппараты, которые недавно целой стаей были запущены в сторону Израиля, и о якобы их уничтожении чуть ли не полностью торжественно объявили израильские генералы.
Замечу, что, когда в апреле Израиль уничтожил ракетой посольский комплекс Ирана в столице Сирии Дамаске, убив 13 человек включая двух иранских генералов, страны коллективного Запада сообщали об этом факте как об обыденном явлении. Ряд политиков, правда, выразили опасения, что Иран непременно нанесет ответный удар, но тогда якобы уже Израиль станет пострадавшей стороной, а сам Иран - почти что агрессором. А чтобы наказать «агрессора», нужно, чтобы в военные действия против Ирана вступил не только Израиль, но и Соединенные Штаты.
Заодно американцы бы помогли Израилю уничтожить ядерную программу Ирана, а тем временем малозаметно для окружающего «цивилизованного мира» добить палестинцев в секторе Газа. Да, иранцы ответили, но до сих пор как все страны Запада, так и Израиль в частности, не могут понять, а что это был за ответ-удар? Почему иранцы реально не уничтожали какие-то важные объекты на территории Израиля? Плюс о том, что будет делать дальше Тегеран, никому по-прежнему не ведомо.
Рассуждения о том, сколько, и каких целей якобы израильтяне сбили – от лукавого. Если бы Иран захотел других результатов, то нанес бы совсем другой удар по Израилю. Но он нанес именно тот, который запланировал. И, по сути дела, «подвесил» ситуацию на всем Ближнем Востоке еще больше. Чем показало еще раз, насколько хрупка и полностью непредсказуема ситуация в этом регионе.
В Америке скоро выборы, Ближний Восток пусть горит и дальше, а Европа теперь грозит Тегерану новыми санкциями. Безумие какое-то…
Идут сейчас бурные дискуссии о том, кому на руку обострившийся конфликт Ирана и Израиля – американским демократам или республиканцам. Создается при этом впечатление, что весь мир вроде как должен замереть и ждать, чем очередная политическая свара двух пожилых мужчин в ноябре нынешнего года завершится в столь далеко от всех расположенной, и в то же время во все, что только в мире можно вмешивающейся Америке. Кому-то мерещится, что теперь точно демократы победят, а Байден - он как бы молодец, что может вот-вот объявить о создании независимого Палестинского государства.
Республиканцы, а точнее господин Трамп и его сторонники, вроде как теперь в проигрыше, потому что они больше угрожали Ирану, и яростнее поддерживают Израиль. А это сейчас даже в Америке не совсем уж модно. Конечно, любой американский политик просто обязан клясться в поддержке Израиля (иначе денег никто не даст на избирательную кампанию), но параллельно ведь можно «подыграть» и части Арабского мира. И пообещать (но это не значит, что выполнить) тем же палестинцам некое теоретическое признание в стенах штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Что на деле практически ничего не изменит.
Нынешняя администрация Белого дома даже предупреждала Израиль, что если тот опять решится ударить по Ирану, то Соединенные Штаты никакой помощи ему не окажут. Как будто Израиль сможет даже один день вести против Ирана войну без и так годами оказываемой помощи со стороны США. Но опять-таки: большие взрослые дяди играют в большие, как им кажется, политические игры, и делая вид, что вроде бы они за одно выступают, а на деле переворачивают регулярно все с ног на голову в итоге.
Интересно, что военные эксперты оценивают иранский налет на Израиль как рутинную «тренировку». Исходя из того, что любая война на Ближнем Востоке – это надолго, если не навсегда. А соответственно иранцы своими налетами просто показали и всему Западу, и Израилю, что их дроны-ракеты фактически не несли боевых частей, залиты были дополнительным запасом топлива, чтобы пролететь по 1-1,5 тысячи километров от территории Ирана до Израиля, чтобы зафиксировать систему работы израильской системы ПВО.
На самом деле иранцы ведь нанесли удары по главному техническому разведцентру армии Израиля и авиабазам в пустыне Негев, с которых и было обстреляно посольство Ирана в Дамаске. А за сутки до этого Иран обесточил систему связи в Тель-Авиве, что израильская сторона предпочла не комментировать. Тем самым фактически иранцы дали понять, что в любой момент, если они того захотят, Израилю может быть нанесен сокрушающий удар – и прежде всего по его самым чувствительным точкам – крупным городам и базам, где складировано ядерное оружие.
Тут надо еще учесть, что сама территория Израиля очень маленькая, и «промахнуться» врагу и спрятаться от удара извне самим израильтянам практически невозможно. И что самое опасное в этой ситуации – все эти угрозы, полеты ракет, «последние предупреждения» и прочее - уже давно норма жизни всего региона. Поэтому если принципиально кто-то, и на кого-то сбросит бомбы-ракеты «по-настоящему», и не для вовсе посыла неких «дипломатических сигналов», то мало точно не покажется уже всему миру. А не только тем, кто имеет несчастье жить на Ближнем Востоке.
Так что же дальше? Боюсь, что это предсказать не сможет никто. Хотя…
По словам министра иностранных дел Ирана Хосейна Амир-Абдоллахиана, удары его страны по территории Израиля могли бы быть более масштабными. Тем самым как вроде бы предполагается нынешний конфликт между Тегераном и Тель-Авивом притормозить. Но теперь уже руководство Израиля, надеясь на некую солидарность и помощь со стороны США и Европы, грозит Тегерану «новым ответным ударом». Это, правда, могут быть некие «асимметричные меры», но на них уже точно будет вновь по-своему реагировать Тегеран. И к чему подобное может привести?
Ведь угроза возникновения большой войны на Ближнем Востоке остается вполне реальной. Причем в любой момент, и с любым участием группы тех или иных стран. К тому же даже в этом скоротечном (пока) столкновении Израиля и Ирана фактически в очередной раз расколотым оказался Арабский мир. То, что в нем нет никакого единства, давно уже никого не удивляет. Но так, чтобы одна арабская страна выступала фактически с военной поддержкой Израиля (Иордания) - такого точно не было за всю историю ближневосточного конфликта.
А дальше уже пошла самая настоящая постыдная игра в «большую политику» под названием «а давайте создадим независимое Палестинское государство». Напомню, что об этом впустую говорят с того самого 1947 года, когда было создано государство Израиль. Но дальше бесцельных дискуссий ничего не движется. Не буду сейчас вспоминать о тех войнах, которые по данному вопросу гремели за все эти годы на Ближнем Востоке. Как и нет смысла напоминать, чем все они завершались, и к каким последствиям приводили.
Сегодняшняя же ситуация такова. Соединенные Штаты сейчас намекают (пока лишь так), что могут не сблокировать очередную резолюцию в Совете Безопасности ООН с осуждением Израиля за уничтожение палестинцев в секторе Газа. А после этого Белый дом может заявить о признании независимого Палестинского государства. Сейчас в ООН, кстати, у Палестины имеется статус наблюдателя, и она не входит в состав стран-членов этой организации. То есть пока ситуация такова, что представительство и политики чего-то вроде как есть (даже посольства имеются), а самого государства нет - по крайней мере на уровне признания ООН.
Одновременно желание признать Палестину как независимое государство уже выразили ведущие европейские страны. Заметалась по этому вопросу Испания, надеется свою долю внести в правое дело палестинского народа Франция. А потом общими усилиями этот статус подтвердит и руководство Евросоюза. Но какой от всей этой дипломатической суеты будет толк? Ну признают на словах, ну проголосуют в ООН, от чего никогда, и никому не было ни холодно - ни жарко. А дальше-то что?
Может ли какое-то независимое государство Палестина существовать, если бОльшая часть его земель занята израильтянами? Нет, конечно. Есть ли у палестинцев, кроме легкого стрелкового оружия, какие-то военные возможности отвоевать силой свои земли? Никаких. Можно ли с помощью чисто партизанской тактики попытаться нанести поражение Израилю как государству? Бессмысленно – что мы и видим сегодня на примере событий, развернувшихся в секторе Газа.
Прекратит ли помогать Израилю Америка при любом президенте страны? Ни за что по уже много раз обсуждавшимся причинам. Об этом знают сами руководители Израиля, и они уверены, что при любом хозяине Белого дома их право на существование будет на всех уровнях, включая финансовый и военный, защищено именно Соединенными Штатами. А вот Палестине как предполагаемому независимому государству США могут оказать лишь временную дипломатическую поддержку. Но с ее помощью земли не вернуть, и противоположную сторону заставить твое существование официально признать невозможно.
Есть, правда, рядышком с Ближним Востоком две крупные мусульманские страны – Турция и Иран (плюс теоретически к ним мог бы присоединиться и Ирак, но для этого пришлось бы воскресить Саддама Хуссейна), которые могли бы надавить на Израиль и заставить его освободить земли, оккупированные израильтянами в ходе прошлых войн с арабами. И в какой-то степени гарантировать безопасность независимому Палестинскому государству. Однако рискнут ли они это сделать? Турция - страна НАТО, и втягивать себя и своих союзников в военное противостояние с Израилем Анкара точно не захочет.
Иран также не желает большой войны в регионе, потому как не рассчитывает ни на каких союзников кроме собственного народа и его вооруженных сил. Защищать Иран и с ним «наказывать» Израиль за его политику не полезет – причем совершенно точно - ни одна арабская страна. Потому как все они побоятся не столько ответа Израиля, сколько хаоса и бардака в своих собственных странах. А тем же богатым государствам Персидского (Арабского) залива это как раз-таки меньше всех нужно.
В итоге совершенно без разницы, кто, и у кого выиграет президентские выборы по осени в Соединенных Штатах. Также неважно, что дальше будет с Украиной, и сколько туда будет Западом выделено средств, а сколько - на фактическую поддержку Израиля (этим по-прежнему руководят Соединенные Штаты, но аналогичным курсом под давлением Вашингтона движутся и страны Евросоюза). Остановить сам Израиль частично может какое-то брожение жителей самой этой страны, смена там правительства, может быть, какие-то минимальные уступки палестинцам в секторе Газа.
Но вот принципиально ровным счетом ничего из всего перечисленного не меняет саму суть конфликта на Ближнем Востоке. Пока там будет существовать государство Израиль, никакой спокойной жизни его арабским соседям не гарантировано. Пока Соединенные Штаты будут поддерживать Израиль (а они точно будут), никакие попытки арабов как-то на израильское правительство надавить ни к чему не приведут.
А в стенах штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке можно принимать пачками абсолютно любые резолюции и признавать кого-угодно, и кем угодно. Обстановку на местности это ничуть не изменит. И, похоже, все нынешние «игроки в большую политику» этого региона такой ход событий прекрасно понимают.