Дело Стати - все
Да здравствует новое дело?
Лучше страшный конец, чем бесконечный страх.
Фридрих Шиллер, немецкий поэт, драматург, философ, теоретик искусства и историк
16 ИЮЛЯ на сайте министерства юстиции РК был размещен пресс-релиз под заголовком: «ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЗАХСТАНА, НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК КАЗАХСТАНА И СТОРОНЫ СТАТИ ПОДПИСАЛИ РАМОЧНОЕ СОГЛАШЕНИЕ». В нем сообщается, что тяжба между Казахстаном и семьей Стати, длившаяся 14 лет, наконец, закончилась. Самый длинный в истории нашей страны процесс между государством и иностранными инвесторами, полтора десятилетия отравлявший казахстанский инвестиционный климат, завершен. Сложно подсчитать, какие потери понесла страна в результате этого. Во-первых, потому что условия мирового соглашения с представителями Стати наши чиновники не раскрыли, ограничившись словами, что бюджетные средства не будут задействованы в рамках этого урегулирования. Во-вторых, потому что до конца не раскрыты данные о том, сколько Казахстан потратил на адвокатов, советников и лоббистов в десятке западных юрисдикций за полтора десятилетия. В-третьих, потому что неизвестно, сколько на этом незаконно заработали чиновники, прокачивавшие государственные средства для западных контрактов через аффилированную компанию. В-четвертых, потому что никто не считал упущенную выгоду от арестов многочисленных казахстанских активов и, в частности, ценных бумаг Нацфонда на десятки миллиардов долларов, на которые адвокатам Стати удавалось, пусть и временно, налагать аресты. В-пятых, потому что, наверное, просто невозможно подсчитать репутационный и иной сопутствующий судам по делу Стати урон – сколько инвесторов посчитали, что не стоит вкладывать деньги в нашу страну, сколько из нее ушло, какие сделки сорвались. Слабой компенсацией для казахстанцев является лишь то, что основные причастные к возникновению конфликта и бесконечной тяжбе чиновники и бизнесмен – Карим Масимов, Марат Бекетаев и Кайрат Боранбаев – или уже осуждены (правда, по другим делам) или скоро предстанут перед судом (опять же, неизвестно, по каким обвинениям). Перефразируя высказывание Шиллера в эпиграфе этого материала, нам, видимо, придется довольствоваться ужасным концом вместо ужаса без конца. И то хлеб…
Итак, чтобы избежать голословных заявлений и субъективных толкований, будем отталкиваться от текста официального сообщения. Благо текст этот краткий и состоит из извещения о мировом соглашении и двух цитат: со стороны Стати - Дэниела Чапмана, CEO Argentem Creek Partners, компании-инвестиционного управляющего фондами, которые являются кредиторами Tristan Oil Limited, инвестиционного инструмента стороны Стати, со стороны Казахстана – главы Минюста Азамата Ескараева.
«Правительство Республики Казахстан, Национальный Банк Казахстана и стороны Стати, при поддержке и согласии ведущих кредиторов Tristan Oil, заключили юридически обязывающее рамочное соглашение о мирном и взаимоприемлемом разрешении продолжительного спора о нефтегазовых активах в Казахстане. Стороны рады достижению соглашения на взаимно благоприятных условиях, которые приведут к прекращению всех юридических разбирательств и остановке текущих исков во всех юрисдикциях. Конкретные условия соглашения являются конфиденциальными». Вот и вся информация о сделке.
«Мы поддерживаем рамочное соглашение и приветствуем решение президента К.Токаева построить Справедливый Казахстан как часть его достойных уважения реформ. Урегулирование данного спора свидетельствует о соблюдении Казахстаном международных договорных обязательств, что открывает двери для увеличения инвестиций и повышает потенциал его экономического роста. Мы приветствуем новую для Казахстана эру», - отмечается в цитате Дэниела Чапмана.
«Данное соглашение принято с учетом общественных интересов и не предполагает расходования бюджетных средств. Мы верим, что данный шаг окажет положительное влияние на привлечение новых инвестиций в нашу страну и рост экономики», - отмечает Азамат Ескараев.
Какие выводы можно сделать из всего этого? Первый, который напрашивается, это, что сделка со Стати не могла обойтись без выплаты каких-то сумм, ибо тогда молдаванам нет никакого смысла договариваться с Казахстаном. Вряд ли речь идет о том, что Астана могла передать в компенсацию какие-то активы в нашей стране – месторождения, недвижимость, контракты – было бы странным, если бы после 14 лет судов Стати решили бы вернуться в страну, «гостеприимство» которой они могли уже оценить. Они могли согласиться лишь на уступку каких-то иностранных активов, либо на денежные выплаты.
Если речь идет о каких-то активах на Западе, то о них, наверное, завтра все же будет известно, поэтому скрывать такое было бы странно. Поэтому, вероятнее всего, Казахстан заплатил Стати те самые 544 миллиона долларов, присужденные Стокгольмским арбитражным судом. Выплатить их, не затрагивая бюджетные средства, Казахстан может за счет средств Национального фонда РК. Это – внебюджетный источник, но, вместе с тем, все-таки и наши с вами деньги тоже, поэтому довольно неприятно, что Астана пытается от казахстанцев такую информацию скрыть. Мы сомневаемся, что на конфиденциальности могла настаивать американо-молдавская сторона.
Есть, правда, очень слабая надежда на то, что на сговорчивость Астаны могло повлиять то, что властям удалось стрясти какую-то часть убытков с как минимум двух выгодоприобретателей в этой ситуации: Кайрата Боранбаева и Марата Бекетаева. Если первого сами Стати называли одним из двух главных «архитекторов» экспроприации их активов в Казахстане (второй - Карим Масимов), то второй, видимо, был очень сильно заинтересован в бесконечном продолжении суда, поскольку вероятно именно с ним была связана компания, через которую Казахстан оплачивал услуги иностранных адвокатов, юристов и лоббистов, на что тратились сотни миллионов долларов. Суммы назывались разные, от $300 млн до более $1 млрд.
Против Боранбаева расследуется очередное дело, возбужденное уже после того, как он был осужден за махинации с ценами на газ. О том, что речь идет, прежде всего, о материальных активах бизнесмена, можно судить по попытке супруги Боранбаева разделить с ним имущество в суде (но ей было отказано), видимо, чтобы уберечь хоть какую-то часть их бизнес-империи от последовательных экспроприаций со стороны государства. В мае этого года заместитель председателя агентства по финансовому мониторингу Женис Елемесов сообщил, что всего Боранбаев передал государству 134,5 млрд тенге, что по текущему курсу доллара составляет около $283 млн. О том, что эта сумма не окончательная, можно судить и по тому, что против него были возбуждены новые уголовные дела по подозрению в хищении бюджетных средств и уклонении от уплаты налогов.
Что касается Масимова, который был осужден по обвинению в государственной измене, подготовке к насильственному захвату власти и превышении должностных полномочий, то помимо недвижимости и материальных ценностей (антиквариата, драгоценностей), у него и его родственников были изъяты $24,3 миллиона. Вместе с тем, поиск его денег не закончен. Во всяком случае в КНБ заявили, что «…организована работа по розыску, аресту и возврату в Казахстан еще более крупных денежных средств, незаконно выведенных Масимовым и его окружением на счета в иностранных банках». Сложно оценить стоимость остального изъятого имущества экс-главы КНБ, поэтому невозможно сказать, сколько, в итоге государство, могло получить с него в рамках компенсации по издержкам дела Стати.
У Бекетаева пока, вроде ничего не изымалось, или об этом ничего не сообщалось. Однако, в пользу того, что его арест может быть связан с делом Стати, говорит то, что информация о примирении с молдаванами вышла спустя всего пару дней после того, как Антикор отчитался о завершении расследования по делу против него. Как известно, экс-главу Минюста подозревают в том, что он «пролоббировал интересы аффилированной компании, чем причинил ущерб государству в особо крупном размере». Также отмечалось, что проходило это через «заключение ежегодных контрактов на оказание заведомо не требующихся услуг».
В некоторых медиа указывается, что речь идет о ТОО Bolashak Consulting group, представлявшей интересы Казахстана в судебной тяжбе со Стати, которой, по некоторым сведениям, выплачивалось по $60 млн в год на оплату услуг западных консультантов, адвокатов, юристов и лоббистов. Сколько всего прошло денег через нее, неизвестно, однако в открытых источниках ее связывают с именем Марата Бекетаева (в пользу этого свидетельствует, в частности, слитая в интернет переписка экс-министра), а также бывшего акима Алматы Бауыржана Байбека, который официально был в списке учредителей ТОО в 2013-2014 годах. Что касается Бекетаева, то он был главой Минюста и центральным лицом, принимавшим решения по делу Стати, с 2016 по 2022 годы, то есть примерно 5 лет из 14. Кроме того, какая-то доля денег, проходившая через Bolashak Consulting group, действительно должна была тратиться на услуги западных контракторов, поэтому из ориентировочных $300 миллионов, переданных компании при Бекетаеве, лишь какая-то часть, непосредственно осевшая в карманах чиновников, может быть гипотетически возвращена государству и пойти на компенсации издержек дела Стати.
Эти грубые подсчеты показывают, что даже если Астана могла и еще рассчитывает что-то стрясти с непосредственных участников дела Стати из «Старого Казахстана», то это пока не может закрыть даже основной долг перед ним, не говоря уже про 14-летние издержки, которые могли довести общий ущерб страны до $0,9-1,5 млрд. Конечно, это огромные деньги, и поэтому вполне понятно, почему государство пытается спрятать от нас реальные условия сделки и потери. Причем, настолько, что на прямые запросы депутатов мажилиса о калькуляции издержек оно также, видимо, ничего не ответит.
С другой стороны, то, что этот бесконечный ужас все же закончился, это более-менее оптимистичная новость. Мешает ей стать полноценно положительной то, что не устранена главная проблема, из-за которой и возникло дело Стати – коррупция в чиновничьной среде, непрозрачность и бюрократизированность государственного аппарата, тесная связь крупного бизнеса с политической элитой. Также не сумели завоевать доверия бизнеса и простых граждан пока и наши суды, коррумпированные, как и исполнительная власть. Мы видим это по своей работе, к нам приходят с жалобами инвесторы, у которых просто отбирают дорогостоящие активы. А это значит, что дело Стати может повториться в любой момент…