Девальвация тенге к доллару и евро ускорилась
Нигмат РАМАЗАНОВ
В конце октября мировые цены на нефть снизились, что отразилось на ухудшении позиции тенге, котировки которого продолжили падение по отношению к основным мировым валютам. Ослабление национальной валюты продолжается четвертый месяц подряд, но судя по официальной информации, это оказывает лишь ограниченное влияние на динамику цен на потребительские товары и услуги.
Нигмат РАМАЗАНОВ
В конце октября мировые цены на нефть снизились, что отразилось на ухудшении позиции тенге, котировки которого продолжили падение по отношению к основным мировым валютам. Ослабление национальной валюты продолжается четвертый месяц подряд, но судя по официальной информации, это оказывает лишь ограниченное влияние на динамику цен на потребительские товары и услуги.
Стоимость барреля нефти на Лондонской товарной бирже на протяжении большей части минувшего месяца держалась в районе 42 долларов за баррель, оставалась на уровне среднего показателя в предыдущие девять месяцев. Стабилизацию цен на нефтяном рынке эксперты объясняли в основном усилиями стран-экспортеров, стремившихся неукоснительно соблюдать квоты в рамках соглашения о сокращении добычи нефти. Поддержку ценам оказало также заявление главы ОПЕК о том, что участниками соглашения будут принятые все необходимые меры для устранения дисбаланса спроса и предложения на рынке.
Первые признаки изменения ситуации появились в начале последней декады, а в последнюю неделю октября цены на нефть достаточно быстро пошли вниз. В понедельник, 26 октября, котировки нефти марки Brent упали ниже отметки 42 доллара, а в последующие дни цена нефти снижалась еще примерно на 1 доллар за баррель. В результате последний рабочий день октября торги нефтью указанной марки завершились на отметке ниже 38 доллара за бочку. Ключевым фактором снижения цен стало, по мнению экспертов, резкое ухудшение ситуации с распространением коронавируса в мире, способное оказать влияние на сокращение спроса на нефть.
Согласно прогноза российских аналитиков, цена нефти в начале ноября может упасть до 35 доллара за баррель. Избыток предложения при недостатке спроса на энергоносители остается основной причиной снижения котировок. Увеличение числа новых случаев заражения вирусом, ужесточение карантинных мер, рост поставок ливийской нефти, а также неопределенность в преддверии президентских выборов в США усиливает опасения инвесторов. При этом основным фактором восстановления нефтяных котировок остается соблюдение сделки ОПЕК+, отмечают эксперты.
Несмотря на падение цен в конце месяца, в среднем за октябрь котировки сложились близко к уровню января-сентября текущего года. До конца года остается немного времени и независимо от того, как изменится ситуация на рынке в оставшиеся два месяца, можно утверждать, что в среднем за этот год стоимость эталонной марки нефти не опустится ниже 40 доллара за баррель. Это в два раза выше мартовского прогноза казахстанского правительства, но более чем в полтора раза ниже фактического показателя в среднем за 2019 год.
На фоне стабилизации котировок нефти и курса рубля по отношению к доллару США на протяжении большей части минувшего месяца биржевой курс американской валюты оставался на 1- 4 тенге ниже, чем в последний день сентября (431,81 тенге за 1 доллар). Однако удержаться на этих позициях до конца октября тенге не удалось. В конце месяца цены на нефть пошли вниз, за ними последовали и сырьевые валюты, в том числе тенге.
В предпоследний рабочий день месяца, 29 октября, средневзвешенный биржевой курс доллара повысился более чем на полтора тенге, превысил отметку в 432 тенге. Вечерние торги на следующий день завершились на уровне 432,66 тенге за доллар. Стоимость доллара на внутреннем рынке за 10 месяцев повысилась более чем на 50 тенге, темпы девальвации тенге по состоянию на начало ноября ускорились почти до 13,1%. Официальный курс доллара в среднем за октябрь составил 429,16 тенге против 423,86 в сентябре.
Продолжилось в октябре ослабление тенге и по отношению к единой европейской валюте. Официальный курс пары в течение всего месяца оставался выше 500 тенге, а на последний рабочий день составил 506,79 тенге. Стоимость евро на внутреннем рынке повысилась с начала года почти на 80 тенге, темпы девальвации тенге к евро по итогам 10 месяцев превысили 18,7%. Официальный курс единой валюты вырос за месяц на 4,90 тенге, составил в среднем за октябрь 505,07 тенге.
Улучшилась позиция тенге в октябре только по отношению к российскому рублю. Официальный курс рубля в октябре менялся в интервале 5,42 - 5,62 тенге, на последний рабочий день месяца составил 5,45 тенге. Темпы девальвации тенге к рублю составили 11,7%, в среднем за октябрь официальный курс евро сложился в 5,53 тенге за рубль, снизился на 6 тиын по сравнению с показателем сентября.
Согласно данным официальной статистики, ослабление курса тенге по отношению к основным мировым валютам не оказывает особого влияния на инфляцию. Темпы роста цен на потребительские товары и услуги в октябре составили 0,6%, как и аналогичном месяце прошлого года. Рост цен на продовольственные товары за месяц оценивается на уровне 0,8%, на непродовольственные товары - 0,6%, цен и тарифов на платные услуги населению – 0,4%.
Наиболее высокие темпы прироста цен, согласно официальной статистике, зафиксированы в октябре на яйца, сахар, масло подсолнечное (на 10,3-6,3%). Рост цен на ряд других продуктов питания оценивается статистиками в 2,8 – 0,6%. Снижение цен зафиксировано на свежие фрукты и куриные окорочка. Месячный прирост цен на большинство непродовольственных товаров и услуг, по оценке статистиков, сложился в пределах процента и ниже. При этом в сфере ЖКХ тарифы на вывоз мусора повысились на 6,7%, холодную воду – на 2,5%, канализацию – на 2%.
Накопленный уровень инфляции за 10 месяцев составил 5,5 % против 3,9% в январе-октябре 2019 года. Основную лепту в ускорение инфляции внесло повышение цен на продовольственные товары, которые с начала года подорожали на 8,3%. При этом цены на непродовольственные товары выросли за 10 месяцев на 4,5%, а цены и тарифы на платные услуги населению - на 3%. Ускорение роста цен на потребительские товары отразилось на показателе инфляции в годовом выражении, значение которой повысилось в октябре до 7,1% против 5,4% в декабре прошлого года.
Прогноз по инфляции на текущий год менялся уже несколько раз. В марте прогноз пересмотрели в сторону резкого повышения после падения цен на нефть и стоимости национальной валюты, а затем планку роста цен снизили до 8-8,5%. Чтобы не превысить эту планку, рост цен в оставшиеся до конца года два месяца не должен превысить 3%. Давление на цены в ноябре-декабре традиционно будет оказывать сезонный фактор, а также снижение обменного курса тенге. Обусловлено это тем, что значительную часть потребительской корзины составляют импортные товары, цены на которые почти мгновенно или с некоторой задержкой реагируют на изменение стоимости тенге к валютам основных торговых партнеров.
Накопленная инфляция за 10 месяцев сложилась выше уровня прошлого года, но, можно прогнозировать, что в целом по году количественный показатель роста цен останется в пределах целевого коридора, а скорее, даже ниже. Во всяком случае – на бумаге. В случае неблагоприятного развития событий на рынке потребительских товаров статистики получат команду остановить рост и можно не сомневаться, что это указание будет выполнено. В то же время необходимо отметить, что показатель инфляции значительно превысит уровень прошлого года (5,4%), хотя ранее чиновники обещали удержать рост цен в текущем году в районе 4%.
Пандемия коронавируса, ухудшение ценовой конъюнктуры на сырьевые товары по сравнению с прошлым годом, сокращение притока экспортной выручки негативно отразилось на изменении курса национальной валюты и ряда других показателях денежно-кредитной политики. В частности, в результате замедления поступлений и роста размера трансфертов в истекшем периоде года произошло существенное сокращение активов Нацфонда. По результатам девяти месяцев активы фонда составили 57,33 млрд. против порядка 61,8 млрд. долларов на начало текущего года.
Вместе с тем другие показатели монетарной политики в отчетном периоде показывали положительную динамику. Валовые международные резервы Национального банка за сентябрь снизились на 4,5%, составили 33, 8 млрд. долларов. На это повлияло снижение цен на золото и сокращение средств БВУ, размещенных в Национальном банке. Но при этом в целом за январь - сентябрь сохранилась положительная динамика роста резервов регулятора.
Высокие темпы роста демонстрируют денежные агрегаты. По результатам 9 месяцев денежная база в широком определении расширилась более чем на 30%, превысила 9 трлн. тенге. Денежная масса за этот период выросла на 13,4%, составила около 24,2 трлн. тенге. Объем депозитов в банковской системе за январь-сентябрь увеличился на 12,3% до уровня около 21,4 трлн. тенге. На фоне роста ресурсной базы банков объемы кредитования экономики выросли на 3,5%, составили более 14,34 трлн. тенге. Правда, необходимо отметить, что рост указанных параметров монетарной политики в значительной мере обусловлен курсовой переоценкой в результате девальвации тенге по отношению к основным мировым валютам.
Что касается ситуации на внутреннем валютном рынке в краткосрочной перспективе, в ноябре сохраняется вероятность продолжения ослабления тенге к доллару США. На динамику курса основной пары будут по-прежнему оказывать влияние мировые цены на нефть, котировки рубля к доллару. Стоимость нефти сорта Brent в первый день ноябрьских торгов опускалась ниже 37 доллара за баррель на фоне новых ограничений, вводимых рядом государств в связи с обострением ситуации с распространением коронавируса.
На следующий день, 3 ноября, котировки нефти на Лондонской товарной бирже восстановились до уровня 39-40 доллара за бочку, но обстановка с вирусом остается неопределенной, что будет оказывать давление на нефтяные цены и сырьевые валюты. Так, из-за снижения котировок нефти курс доллара на российском рынке поднимался в минувший понедельник выше 80 рублей, на внутреннем рынке – выше 434 тенге. На следующий день вслед за ростом котировок нефти курс американской валюты на внутреннем валютном рынке снизился примерно на 1 тенге.