Доллар отступил от максимумов
Главной темой минувшего месяца стала так называемая специальная военная операция, которую Россия проводит на территории Украины. Это событие внесло серьезные коррективы в происходящее. В частности, значительно выросли цены на производственные и потребительские товары, изменилась ситуация на финансовых и фондовых рынках.
Мировые цены на нефть сорта Brent на Лондонской товарной бирже в конце февраля преодолели психологически важную отметку в 100 доллара за баррель из-за опасения падения предложения. Но, как оказалось, это были только цветочки. Военная операция на Украине, а точнее реакция на нее, сопровождалась резким повышением цен на сырьевые, промышленные и продовольственные товары. 7 марта нефть в моменте дорожала до максимального уровня с 2008 года, достигала почти 140 долларов за баррель, после сообщений о возможном введении США запрета на ее импорт из России.
Достигнув многолетнего максимума, цены скорректировались вниз на фоне ожиданий по снижению спроса со стороны Китая. Основной причиной «охлаждения рынка» называлась очередная вспышка заболеваний вирусом в Китае, который является одним из основных импортеров и потребителей нефти. Эти ожидания подтвердило Международное энергетическое агентство, которое понизило прогноз спроса на нефть на 1,1 млн. баррелей в сутки в 2022 году. При этом ОПЕК в мартовском отчете сохранила оценку темпов роста спроса на текущий год. Однако отметила, что прогноз может измениться, когда появится больше ясности касательно долговременных последствий геополитических потрясений.
На фоне этих и других новостей мировые цены на нефть в начале второй половины марта на короткое время опускались ниже уровня 100 долларов, однако затем вновь устремились вверх. На предпоследней неделе марта котировки превысили отметку в 120 доллара за бочку, а затем развернулись вниз. В конце марта давление на цены оказало решение США о выпуске нефти из стратегического резерва в объеме по одному млн. баррелей ежедневно на протяжении шести месяцев. В дополнение к этому страны ОПЕК+ проголосовали за увеличение квоты добычи нефти до 432 тысяч баррелей по сравнению с планом на 400 тысяч баррелей в сутки. На фоне этих новостей торги нефтью указанной марки завершились в марте в районе 105 долларов за бочку.
В первой половине марта повышение мировых цен на нефть и другие сырьевые товары не оказывало адекватного влияния на стоимость тенге по отношению к валютам основных торговых партнеров. Более того, 15 марта средневзвешенный биржевой курс доллара в очередной раз обновил исторический максимум, превысил 512 тенге. Основное влияние на падение стоимости национальной валюты в этот период, очевидно, оказало обвальное снижение курса российского рубля в моменте до отметки порядка 132 за единицу американской валюты.
Напомним, биржевой курс доллара США на внутреннем рынке 24 февраля, в день начала военной операции, повысился сразу почти на 30 тенге до 466 тенге. Средневзвешенный биржевой курс доллара в последний день февраля вырос до 495 тенге, несмотря на все меры поддержки, принятые Национальным банком и Казахстанской фондовой биржей. В начале марта тенге вернул небольшую часть потерь, биржевой курс доллара 3 марта опускался ниже 490 тенге. Однако затем вновь возобновился процесс ослабления тенге, курс которого в середине месяца, как было отмечено, опускался до 512 тенге за 1 доллар.
Ситуация на внутреннем валютном рынке изменилась в пользу тенге во второй половине месяца. Мировые цены на нефть отступили от максимумов, однако это не помешало российскому рублю вернуть значительную часть потерь по отношению к основным мировым валютам. Определенную поддержку рублю при этом, по мнению российских экспертов, оказало заявление о том, что Россия отказывается принимать оплату за поставки природного газа в скомпрометировавших себя валютах, в том числе долларах и евро. При этом было подчеркнуто, что изменения по газовым контрактам с недружественными странами коснутся только валюты платежа, а другие условия останутся без изменения.
Вместе с российской валютой заметно повысилась и стоимость тенге. Биржевой курс доллара пошел вниз и 24 марта преодолел рубеж в 500 тенге. Наиболее значительное ослабление доллара наблюдалось в последние дни месяца. Средневзвешенный биржевой курс доллара за три дня, с 28 по 30 марта упал более чем на 35 тенге до отметки несколько выше 459 тенге. На этом процесс ослабления доллара сменился движением в обратном направлении. В последний день марта, 31 числа, средневзвешенный биржевой курс доллара вырос почти на 8 тенге, составил на вечерних торгах 467,03 тенге.
В результате ослабления доллара во второй половине марта биржевая стоимость американской валюты снизилась в марте без малого на 28 тенге, чему, кроме прочего, способствовали высокие цены на сырьевые товары, укрепление рубля к доллару, валютные интервенции Национального банка. Темпы девальвации тенге на начало апреля снизились до уровня менее 8,2% против 14,6% в феврале. В то же время курс доллара в среднем за март вырос до 497,18 тенге, что выше показателя предыдущего месяца почти на 63 тенге. Соответственно, резко вырос также официальный обменный курс доллара в среднем за первый квартал, превысивший 455 тенге.
Изменение стоимости тенге к доллару в марте отражалось на динамике пары евро/тенге. Официальный курс европейской валюты в момент максимального ослабления тенге к доллару поднимался выше 563 тенге, после чего начал снижаться в результате ослабления доллара на внутреннем рынке. Определенное влияние на стоимость евро на внутреннем рынке оказывала и динамика пары евро/доллар. Курс евро на последний день марта составил 510,57 тенге. Скорость девальвации тенге по отношению к евро по итогам первого квартала снизилась до 4,7 против 7,1% в феврале. Но при этом в среднем за март официальный курс евро подскочил до 548,59 тенге против 492,47 в феврале.
Официальный курс российской валюты на внутреннем рынке в течение месяца также менялся разнонаправленно. Стоимость рубля то повышалась до уровня выше 5 тенге, то опускалась почти до 4 тенге. Официальный курс пары, установленный Национальным банком по состоянию на 31 марта, составил 5,49 тенге. Национальная валюта по отношению к рублю по результатам квартала укрепилась почти на 4,9%. При этом в среднем за март официальный курс рубля составил 4,73 тенге против 5,64 в феврале.
Что до ситуации на мировых валютных рынках, то состязание двух основных валют происходило в сравнительно узком коридоре в районе 1,1 доллара за 1 евро. Но нельзя не отметить их имиджевые потери, в первую очередь - доллара. Почву для идеи ухода от американской валюты в качестве универсального платежного средства создали сами США. Уже не только российские эксперты говорят об этом, но и в Международном валютном фонде обеспокоены положением доллара в международной валютной системе: беспрецедентные антироссийские санкции (в том числе ограничения в отношении Банка России) могут подорвать доминирующие позиции доллара. Опасениями на этот счет поделилась заместитель директора-распорядителя Фонда. Конечно, произойдет это не сегодня и завтра, но доверие к доллару и евро основательно подпорчено.
Ослабление курса тенге в среднем за март по отношению к основным мировым валютам стало одним из важных факторов скачка инфляции. Согласно данным официальной статистики, цены на продовольственные и непродовольственные товары и тарифы на услуги населению в минувшем месяце выросли сразу на 3,7% против 0,6% в марте предыдущего года. Продовольственные товары по сравнению с февралем подорожали на 5,8%, непродовольственные – на 2,8%, тарифы и цены на услуги населению повысились на 1,4%.
Резкое ускорение роста цен в марте аналогичным образом отразилось на уровне накопленной инфляции и инфляции в годовом выражении. Показатель инфляции с начала года составил 5,2% против 1,9% в январе-марте прошлого года. Инфляция в годовом измерении подскочила до 12%. За последние 12 месяцев цены на продовольственные товары выросли на 15,4%, непродовольственные товары - на 10,9%, на услуги населению – на 8,3%. Для сравнения: годовая инфляция в марте прошлого года составляла 7,0%.
Цены на большинство продуктов питания за последние 12 месяцев, согласно официальным данным, выросли на десятки процентов. Наиболее высокие темпы прироста цен на продовольственные товары, составившие от 51,5 до 22,2%, зафиксированы на сахар, свежие овощи, картофель, мясо птицы, масло подсолнечное и крупы. Прирост цен на отдельные непродовольственные товары при этом оценивается статистиками на уровне 28% и ниже, на платные услуги населению – в пределах от 11,5% до 1,1% в годовом исчислении.
Таким образом, статистика марта свидетельствует о резком ухудшении ситуации в ценовой сфере. По результатам первого квартала «выполнен» годовой план по инфляции. Конечно, инфляция в Казахстане в существенной степени вызвана ростом мировых цен на энергоносители, сырье и продовольственные товары из-за увеличения денежного предложения, ставшего следствием политики ФРС США, Европейского Центробанка, Банка Японии. Немалый вклад в ускорение инфляции внесла геополитическая неопределенность, связанная с ситуацией вкруг Украины.
Винить заграницу в росте цен, разумеется, удобно. Однако нельзя забывать о весомом вкладе в рост цен внутренних факторов. Это и ослабление тенге к основным мировым валютам, и ограниченное предложение многих товаров отечественного производства на внутреннем рынке, а также другие причины, препятствующие стабилизации инфляции в стране. Инфляция разогналась до многолетнего максимума, и сдержать ее властям не удается. Решать эту проблему чиновники будут по-старому способу. Просто пересмотрят свои прогнозы в сторону повышения.
Усилия властей по сдерживанию цен, по всей вероятности, как-то влияют на ситуацию, но являются малоэффективными. В сложившихся условиях одним из условий стабилизации цен могло бы стать повышение курса национальной валюты. Этому должно способствовать увеличение притока экспортной выручки в результате улучшения ценовой конъюнктуры. Мировые цены на нефть остаются значительно выше и прогнозов казахстанского правительства (60 долларов за баррель), и фактического значения января-апреля прошлого года.
Рекордно высокие цены на углеводороды и ряд других товаров наряду с другими факторами позволили тенге в марте вернуть часть потерь по отношению к основным мировым валютам, понесенным ранее. Однако большой вопрос, продолжится этот процесс в условиях новой реальности? Есть риски, что ситуация вокруг Украины может привести к усилению не только ценового давления. Вероятность дальнейшего ужесточения санкций и ответных мер со стороны России могут отразиться не только на курсе российской, но и национальной валюты.