Две угрозы кыргызской весны | Деловая неделя
27 июля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Две угрозы кыргызской весны

10.03.2023 10:13:26
№: 09 (1505)

Президент Жапаров и глава ГКНБ Ташиев (на фото они в центре) стараются уделять больше внимания вопросам безопасности страны, для чего закупили новое вооружение, однако на этом фоне растет напряжение уже внутри Кыргызстана

Внешняя и внутренняя

Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек

НАСТУПЛЕНИЕ весны в Кыргызстане – повод не только радоваться, но и думать об угрозах безопасности страны. Последние годы столкновения на южной границе с таджикскими вооруженными формированиями стали едва ли не рутиной, и в этом году Бишкек старается сделать все, чтобы продемонстрировать свою готовность дать отпор соседу. Однако, кроме внешней угрозы, в Бишкеке опасаются и угрозы внутренней. Да и события в Грузии навевают на определенные мысли – как раз в эти же дни в Жогорку кенеше тоже обсуждают законы, которому могут прижать «иноагентов» и заставить неправительственный сектор и СМИ открыть государству свои источники финансирования. В Тбилиси это привело к массовым столкновениям и отступлению властей, которые отозвали этот законопроект, что может воодушевить кыргызских НПОшников и всех остальных недовольных правлением дуумвирата Жапарова-Ташиева.

Направление - Юг

На этой неделе, прямо в Международный женский день – 8 марта, стало известно, что представители Кыргызстана и Таджикистана в этом месяце проведут очередной этап переговоров по вопросу спорных участков на общей границе. По информации пресс-службы Кабмина КР, «правительственная делегация Кыргызской Республики с 10 по 16 марта 2023 года проведет в Душанбе встречу с коллегами из Таджикистана, на которой обсудит делимитацию и демаркацию общего участка государственной границы». Всего в Душанбе вылетят 15 человек во главе со спецпредставителем Кабмина по приграничным вопросам Назирбеком Борубаевым. Неурегулированность границы становится поводом для вооруженных столкновений между пограничниками и военными двух стран практически ежегодно. Последние столкновения и обстрелы с таджикской стороны вынудили десятки тысяч кыргызстанцев эвакуироваться из своих домов в Баткенской области.

Для справки: Протяженность государственной границы между Кыргызстаном и Таджикистаном составляет около 980 километров. Переговоры о ее делимитации продолжаются с декабря 2002-го. С 2017 года Душанбе и Бишкек «существенно активизировали» этот процесс. В настоящее время определены и взаимно признаны государствами более двух третей линии прохождения рубежа, остальные участки считаются спорными. За последние годы было два значительных военных конфликта, из которых наиболее ожесточенные были в апреле 2021 года и в сентябре 2022-го. Общее количество погибших с кыргызской стороны в этих конфликтах превысило сотню. Ранено несколько сотен. Из этих потерь две трети – гражданские, жители Баткенской области.

Стоит отметить, что таджикская сторона последние пару-тройку месяцев «положительно оценивает» динамику переговоров с кыргызской стороной. В общем, обе стороны пока расшаркиваются друг перед другом, что связывают с позицией Москвы. Правда, злые языки уверены, что Душанбе присмирел не столько из-за давления Кремля, сколько из-за того, что «гарант безопасности» режима Рахмона – 201 военная база РФ – буквально опустела. Еще в сентябре прошлого года из 6 тысяч военнослужащих около полутора тысяч солдат Москва отозвала одномоментно, чтобы пополнить порядевшие подразделения своих сил в Украине, с тех пор гарнизон базы мог еще снизиться. Но если возможности Белокаменной присутствовать военными силами на южных рубежах Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), сократились, то влияние ее конкурента – Китая - только растет. Падающее влияние Москвы в Таджикистане все больше замещается Пекином, которому вовсе не нужны перестрелки в Ферганской долине, куда (в ее узбекскую часть) он намерен протянуть железную дорогу через весь юг Кыргызстана.

Тем не менее, обе стороны помнят о возможности изменения ситуации в любой момент и держат порох сухим. Во всяком случае, те, кто проезжал по Баткенской области, отмечали, что своих силовиков Кыргызстан, если не отвел в глубину своей территории, то оставил в тех местах, откуда можно в любой момент выдвинуться к любой точке кыргызско-таджикской границы. Точно также и таджикские военные также не отведены далеко от границы. Пока перевалы еще закрыты и жители приграничных территорий обеих республик ведут себя тихо, никаких стычек между ними пока не фиксировали. Но впереди не только потепление, но и «горячий» сезон, когда конфликт может вновь вспыхнуть из-за контроля над системой распределения поливной воды. Соответственно, оружие у силовиков с обеих сторон остается на предохранителях.

«Хочешь мира – готовься к войне!», - гласит известная пословица. Видимо поэтому, руководство Кыргызстана разместило недавно поступившие зенитно-ракетные комплексы «Печора – 2М» именно в Баткенской области. Однако, характеристики этой неплохой, в общем, системы таковы, что минимальная высота цели должна быть 3,5 километра. Да и от горной гряды до места базирования ЗРК должно быть пространство хотя бы в пару десятков километров. Да, у Кыргызстана появляются на вооружении разведывательно-ударные дроны турецкого производства «Байрактар – ТБ2», «Акшунгур» и «Акынджы». Но они не предназначены для ведения воздушных боев или перехвата авиацелей, таких, как беспилотники – камикадзе. В конструировании и производстве которых так преуспел в последние годы Иран. Тегеран поделился технологиями с Душанбе, где открыт завод по их выпуску. И много ли толку будет от «Печоры», предназначенной для уничтожения классических целей – самолетов, крылатых и баллистических ракет, если на нее вылетит рой дронов-камикадзе? Да, у Таджикистана имеется авиапарк, превосходящий аналогичный у Кыргызстана, но он мало участвовал в пограничной войне, поскольку больше прикрывает афганскую границу. Но сегодня куда рациональнее уничтожать многомиллионные цели управляемыми и одноразовыми копеечными самолетиками со взрывчаткой на борту. Теперь уже для прикрытия классических ЗРК необходимы системы ближнего боя, такие как «Панцирь – С» или его модификации. Последний предназначен для борьбы с малоразмерными целями в ближней зоне – от 0 до 20 километров ракетами или стрельбой из скорострельных пушек, но их на вооружении Кыргызстана нет. Как и более старых комплексов, вроде «Тор».

Зато глава Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) Камчыбек Ташиев, взявший, судя по всему, на себя функции министерства обороны или Совета безопасности, заявил, что обороноспособность Кыргызстана выросла. «Мы уже не такие как вчера. Кыргызстан затратил на приобретение вооружения и различных систем около $1 миллиарда…», - сказал он. Возможно, этим объясняется тот факт, что при кратном росте администрирования и сборов налогов, а также увеличении золота в резервах Нацбанка страны, внутренний дефицит бюджета составил рекордные 35 миллиардов сомов или более $400 миллионов. Ведь только турецкие беспилотники всех видов с их стандартным набором вооружения и боеприпасов оцениваются примерно $120 – 160 миллионов. Плюс были массовые закупки легкой бронированной техники и снаряжения в России, в Беларуси и других странах. Также была объявлена программа соцподдержки силовиков, согласно которой весь состав МВД, Минобороны, ГКНБ и МЧС, в ближайшие три-четыре года будет обеспечен служебным жильем.

Насколько Кыргызстан реально стал более защищен, к сожалению, может продемонстрировать только вооруженный конфликт. Правда, возможно, главный вызов безопасности страны больше внутри страны, чем снаружи.

Пример - Грузия

Последние события в Тбилиси заставляют напрячься и власти Кыргызстана. Как и там, в Кыргызстане, на повестке стоит вопрос усиления контроля за неправительственными и некоммерческими организациями (НПО/НКО), которые традиционно активно участвуют в переворотах/революциях в Бишкеке. В Кыргызстане обсуждается принятие законопроекта «Об НПО/НКО», которое обязывает раскрыть их источники финансирования, что явно не нравится этой публике. В Кыргызстане насчитывается более пяти тысяч НПО, в которых количество персонала может превышать 30 тысяч человек. А если прибавить сюда всех недовольных работой властного дуумвирата, то это весьма грозная сила. Как минимум достаточная для очередного переворота, тем более, что недавно Жапаров отпустил из тюрьмы главного «бузотера» в стране – бывшего президента Алмазбека Атамбаева. Он пока на лечении и явно обещал президенту не вмешиваться в политику, но всегда может позабыть о здоровье и обещаниях, если почувствует, что власть зашаталась и можно вновь забрать ее.

Пока же продвижение вышеупомянутого законопроекта в стенах парламента стопорится как противодействием чиновников и политиков Кыргызстана, так и из-за «наездов» представителей дипломатических и политических структур Запада. Поэтому история данного вопроса имеет уже более 13 лет. Но, похоже, что действующий президент Садыр Жапаров намерен довести дело до логического конца. Не зря же одновременно в повестке дня оказались поправки в закон «О СМИ» и закон «О фейках». А власти, что было немыслимо во время правления Аскара Акаева, продолжают блокировку сайта Государственного департамента США - «Радио Азаттык/Свобода», а вместе с ним и его банковских счетов, равно как и аффилированного с ним сайта «КЛООП».

Кроме НПОшников и прозападных сил есть еще недовольные другими действиями официального Бишкека. Власти в последние месяцы провели массовые аресты политических активистов и лидеров, выступавших против достигнутых соглашений по государственным границам Кыргызстана и Узбекистана, и совместного использования Кемпир-Абадского/Андижанского водохранилища. Из 21 арестованного человека, на свободе под домашним арестом находятся лишь пятерка, а всем остальным продлили сроки пребывания за решеткой. Поэтому, сегодня из оппозиционных журналистов активность проявляют лишь те, кто скрылся за пределы Кыргызстана.

На этом фоне во многих СМИ градус критики правящего режима постепенно растет. Стараются биться с властями по всему спектру – от прав человека до продвижения ЛГБТ+ повестки. Тем более, что 25 марта будет отмечаться 18 годовщина первой «цветной» - «тюльпановой» революции, которая привела к власти сторонников клана Бакиевых. Считается, что сегодня сторонников последних становится все больше на разных уровнях власти. Правда, к этой группе лиц часто относят и самих Жапарова с Ташиевым. И тут, видимо, водораздел пройдет по вопросу – обеспечат ли они возвращение своих вчерашних патронов на родину или нет. Многие уверены, что недавняя «встреча шести президентов» в Дубае имела в качестве главной цели именно реабилитацию Бакиева. Из-за этого отношение многих граждан страны к ней получилось крайне отрицательным. И это – еще один повод для недовольства властями в стране…


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...