Экономическая активность затухает | Деловая неделя
2 мая 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Экономическая активность затухает

20.09.2022 11:09:25
№: 34 (1484)

Нигмат РАМАЗАНОВ

Второе полугодие текущего года ознаменовалось ухудшением внешних условий, что в дальнейшем может оказать негативное влияние на динамику реального сектора отечественной экономики и показатели денежного и финансового рынка Казахстана. В числе главных вызовов могут стать изменение ценовой конъюнктуры на сырьевые товары, продолжающийся рост цен на потребительские товары и услуги.

Происходящее изменение внешних условий нельзя назвать неожиданностью. Экономисты западных аналитических институтов сравнительно давно предупреждали о риске близкой рецессии в крупнейших развитых странах и в дальнейшем меняли свои оценки исключительно в негативную сторону. Кроме ожидаемой рецессии многие страны столкнулись с риском неконтролируемой инфляции, обесцениванием валют и резким сокращением международных резервов. Причем рост цен по всему миру, ставший одним из главных вызовов этого года, начался еще в предыдущем.

Во многих странах потребительские цены продолжают быстро расти, и центральные банки борются с этим с помощью средств денежно-кредитной политики. Например, повышением процентной ставки, тем самым ограничивая доступ к кредитам и замедляя экономическую активность. Так, перед лицом инфляции Европейский центральный банк в июле и сентябре впервые за много лет повысил процентные ставки сразу на 75 базисных пунктов, но они по-прежнему остаются низкими, чем в Штатах. Федеральная резервная система США, которая, как и ЕЦБ, долгое время придерживалась политики нулевых ставок, повышала их в этом году более агрессивно.

Кроме резкого повышения ключевых ставок причинами возможной рецессии может стать конфликт на Украине и разрушение логистических цепочек поставок, нарушение бизнес-связей и дефицит целого ряда товаров как в России, так и в странах вводивших санкции. Трейдеров беспокоит также Китай, экономика которого замедляется, что приводит к снижению спроса на сырьевые товары. Кроме того, в десятках крупных городов Китая действует полный или частичный карантин. Естественно, в таких условиях сокращается не только потребление моторного топлива.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о серьезных проблемах и неизбежности дальнейшего спада экономик, что приведет к снижению спроса на углеводороды и другие сырьевые товары. В перспективе следующего года рецессия в крупнейших мировых экономиках может увести мировой спрос на экспортируемые нами товары вниз, считают аналитики ЕАБР. Так, по их оценкам стоимость барреля нефти может снизиться в 2023 году до 60-70 долларов за баррель.

Тем временем рынок нефти уже несколько месяцев подряд остается под давлением на фоне растущих опасений по поводу рецессии, новостей о новых карантинных ограничениях в Китае. Котировки нефти перестали расти, начиная с июля. В августе цены на Лондонской товарной бирже иногда достигали отметки выше 100 долларов, а в истекшем периоде сентября несколько раз опускались уже ниже уровня 90 долларов за баррель. При этом биржевые торги проходили преимущественно в интервале 97-92 доллара за бочку, оставались выше прогнозируемого казахстанским правительством уровня.

Следует отметить, что несмотря на указанные изменения мировые цены на нефть остаются на высоком уровне, и в среднем за январь-сентябрь на сорт Brent сложатся выше психологически важной отметки в 100 долларов за баррель. А по прогнозам отдельных экспертов в конце года котировки могут повыситься до 120-130 долларов на фоне эмбарго на поставки российской нефти в декабре.

Как ухудшение внешних условий отразится на отечественной экономике, покажет время. Пока же даже значительный рост цен в начале текущего года в очередной раз не оказал адекватного влияния на показатели реального сектора экономики и параметры денежно-кредитной политики. Начиная с июня, наблюдается тенденция замедления темпов прироста отечественной экономики, показатели денежного и финансового рынка в первом полугодии оставляли желать лучшего.

Неудовлетворительная ситуация сохраняется на рынке потребительских товаров и услуг, где темпы инфляции в августе превысили 16% в годовом измерении. Несмотря на высокие мировые цены на экспортируемые нами товары, возросший приток валютной выручки, на внутреннем валютном рынке происходит значительное ослабление стоимости тенге по отношению к американскому доллару, российскому рублю, а также к валютам ряда развивающихся стран.

Девальвация тенге по отношению к доллару США по результатам восьми месяцев превысила 9%, а к российскому рублю - 36%, несмотря на то, что экономика нашего соседа остается под беспрецедентно жесткими санкциями так называемого коллективного Запада. Несколько укрепился курс тенге по отношению к единой европейской валюте, но объясняется это исключительно только ослаблением евро к доллару СЩА на мировых валютных рынках. И пока внешние и внутренние условия складываются таким образом, что в течение ближайших месяцев ситуация на внутреннем валютном рынке вряд ли изменится в пользу тенге.

Что касается других параметров монетарной политики, то их динамика также оставляла желать лучшего.

На протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция сокращения международных резервов страны, и такая динамика сохранилась и в истекшем периоде нынешнего года. Валовые международные резервы Национального банка сократились за январь-август на 4,7% до уровня около 32,8 млрд. долларов США. При этом активы Национального фонда в иностранной валюте уменьшились за восемь месяцев более чем на 2 млрд. (на 2,7%) до уровня немногим более 53,3 млрд. доллара.

Состояние рынка государственных долговых ценных бумаг на протяжении последних лет характеризуется увеличением объема бумаг в обращении. Объем краткосрочных нот Национального банка, используемый для изъятия «избыточной» ликвидности, составил на конец августа текущего года около 1,79 трлн. тенге, сократился с начала года более чем на 300 млрд. тенге. Объем в обращении облигаций Минфина вырос за отчетный период на 12,7% (на 1,4 трлн. тенге), составил более 12,4 трлн. тенге. Суммарный объем ГЦБ в обращении вырос за январь-август более чем на 8% до уровня около 15,41 трлн. тенге.

Динамика роста рынка государственных ценных бумаг в обращении несколько замедлилась, но остается сравнительно высокой. Однако это не тот случай, что бы радоваться росту. Объем нот в обращении связан с изъятием ликвидности, поскольку эти деньги не идут на кредитование реального сектора из-за высоких рисков невозврата. Что касается бумаг Минфина, то рост их объема обусловлен необходимостью финансирования дефицита республиканского бюджета. Динамичный рост объема облигаций в обращении в условиях высоких процентных ставок по ним сопровождается увеличением внутреннего долга правительства и, соответственно, расходов бюджета по его обслуживанию.

Впрочем, некоторые показатели монетарной политики во второй половине года продемонстрировали признаки роста, что отчасти было обусловлено курсовой переоценкой в результате девальвации тенге к валютам торговых партнеров. Так, денежная база в широком определении расширилась за январь-август на 10,2%, составила около 12,1 трлн. тенге. Денежная масса за восемь месяцев увеличилась на 4,9% до уровня около 31,6 трлн. тенге. Вместе с тем динамика роста денежных агрегатов в номинальном измерении пока осталась ниже темпов накопленной инфляции за указанный период. Примерно такая же динамика сохранилась и на рынке депозитов и кредитования. Депозиты резидентов в банках второго уровня за январь-июль выросли на 3,5%, превысили 28 трлн. тенге. Более высокие темпы роста наблюдались на рынке кредитования. Объемы кредитования банками реального сектора экономики на начало августа составили около 20,4 трлн. тенге, увеличились с начала года почти на 1,9 трлн. тенге или более чем на 10%.

В целом можно констатировать, что показатели денежно-кредитной политики в истекшем периоде года продемонстрировали весьма слабые темпы роста, несмотря на благоприятную ценовую конъюнктуру на сырьевые товары. Их динамика в дальнейшем будет также отчасти определяться конъюнктурой мировых цен на отечественные товары. До конца года еще есть время, и цены могут измениться как в одну, так и в другую сторону. Вместе с тем сегодня уже можно с достаточно высокой долей уверенности ожидать, что мировые цены на наш основной экспортный товар – нефть – сложатся примерно на треть выше фактического уровня предыдущего года.

Как известно, прогноз по мировой цене на нефть был пересмотрен властями в сторону повышения до 90 долларов за баррель, что, по логике, должно бы способствовать ускорению роста отдельных параметров монетарной политики. Однако это обстоятельство мало отразилось на показателях экономического роста и денежно-кредитной политики. Так, объемы депозитов и кредитов экономике в текущем году прогнозируются монетарными властями лишь не намного выше фактического уровня по состоянию на начало августа. Кроме того, в последнее время наблюдается торможение роста отечественной экономики.

Что до ситуации на валютных рынках, то в истекшем периоде сентября обошлось без значимых изменений по сравнению с предыдущим месяцем. На международных рынках продолжилось постепенное укрепление американской валюты. Так, состязание пары основных мировых валют в первой половине сентября происходило в узком диапазоне в районе 1 доллара за 1 евро, отклоняясь менее чем на 10 центов вверх и вниз. На российском рынке курс доллара устойчиво держался возле отметки 60 рублей, вопреки снижению цен на нефть и мерам властей по ослаблению рубля до уровня 70-80 за доллар.

На внутреннем валютном рынке в первой половине сентября не наблюдалось прямой корреляции курса основной пары, связанной со снижением мировых цен на нефть. На протяжении первой половины сентября биржевой курс доллара оставался ниже отметки в среднем за август (474,66 тенге) и лишь в отдельные моменты достигал уровня выше 477 тенге. В то же время по состоянию на 16 сентября на вечерних торгах биржевой курс доллара составил 476,77 тенге, более чем на 4 тенге превысил значение на последний день августа. Продолжалось ослабление единой валюты на внутреннем рынке, официальный курс которой менялся в коридоре 468,70-477,37 тенге. При этом официальный курс российского рубля в первой половине текущего месяца складывался ниже среднего показателя за август (7,88 тенге за 1 рубль), но начиная с 15 сентября заметно повысился. Поддержку рублю в паре с долларом на этой неделе может оказать наступление налогового периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...