Экспорт падает вслед за ценами на нефть
Международный специальный посланник ЕС по санкциям Дэвид О'Салливан прибыл во вторник в Астану с официальным визитом. Целью приезда спецпосланника заявлено продолжение конструктивного диалога с властями Казахстана касательно антироссийских санкций ЕС
Нигмат РАМАЗАНОВ
Ухудшение ценовой конъюнктуры на сырьевые товары традиционно оказывает отрицательное влияние на показатели внешней торговли Казахстана. Снижение мировых цен на углеводороды в январе-сентябре аналогичным образом отразилось на стоимостных объемах экспорта и торгового баланса. В то же время объемы импорта в текущем году достигнут исторического максимума в результате масштабного роста завоза товаров в страну.
Ключевым фактором влияния на показатели внешней торговли Казахстана остаются мировые цены на сырьевые товары, в первую очередь – на нефть. Ухудшение ценовой конъюнктуры на энергоносители и ряд других товаров, рост отечественной экономики, повышение платежеспособного спроса юридических лиц по-разному отразилось на параметрах внешнеэкономической деятельности в текущем году. Изменение стоимостных объемов экспорта в отчетном периоде поддерживалось не только за счет снижения мировых цен на нефть, но и определенного влияния внешних и внутренних факторов. Рост импорта, помимо прочего, был связан с санкциями коллективного Запада в отношении России, высокой мировой инфляцией.
Воздействие ценовой конъюнктуры на показатели экспорта Казахстана напрямую отражается на статистике внешнеэкономической деятельности. Котировки нефти снижались в течение первой половины года, достигнув пиковых уровней в июне, после чего продемонстрировали восстановительное движение вверх. Вместе с тем динамика нефтяных цен не оказала заметного влияния на основные параметры внешней торговли. Стоимостные объемы экспорта, импорта и торгового оборота в течение трех кварталов менялись в сравнительно узком коридоре. Впрочем, изменение цен отражается на объемах экспорта с определенным временным лагом, тем не менее, эти цифры достаточно объективно отражают связь цен и стоимостных объемов продаж.
По данным Бюро национальной статистики, внешнеторговый оборот страны, без учета неорганизованной торговли, за январь-сентябрь текущего года увеличился на 2,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года, составил более 101,97 млрд. долларов США. Низкие темпы рост были обусловлены динамикой продаж. Стоимостные объемы экспорта в отчетном периоде сократились на 10,2% до уровня около 57,5 млрд. долларов. При этом объемы импорта выросли ровно на четверть, составили немногим менее 44,48 млрд. долларов. В результате сложившейся динамики экспорта и импорта положительное сальдо внешнеторгового оборота в январе-сентябре снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем в 2 раза до уровня 13 млрд. против порядка 29,3 млрд. долларов США за 9 месяцев предыдущего года.
Объемы экспорта в отчетном периоде сократились с другими странами мира (дальнего зарубежья), что, очевидно, связано в первую очередь со снижением мировых цен на нефть и металлы. При этом повысились объемы продаж в страны СНГ. Что до импорта, то его объемы значительно увеличились с другими странами (до 30 млрд. долларов), в то время как динамика импорта из стран СНГ и ЕАЭС сложилась не столь масштабной. Доля других стран в структуре товарооборота Казахстана составила около 75%, стран СНГ – более 25%.
Согласно информации Бюро национальной статистики, взаимная торговля Казахстана со странами ЕАЭС (Россия, Беларусь, Армения, Кыргызстан) сократилась за 9 месяцев на 2,0% в номинальном выражении, превысила 20,65 млрд. долларов. Экспорт по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 11,8%, импорт, напротив, снизился на 8,9%, составил соответственно порядка 7,82 млрд. и 12,84 млрд. долларов США. В общем объеме торгового оборота со странами ЕАЭС 91,7% приходится на Россию, 4,8% - на Кыргызскую республику, 3,3% - на Беларусь и 0,2% - на Армению.
Основными торговыми партнерами Казахстана по-прежнему остаются Россия, Китай и Италия. Около половины всего экспорта в отчетном периоде пришлась на тройку лидеров – Италию (18,8%), Китай (18,0%), Россию (12,3%). Доля Нидерландов, Республики Корея и Турции в экспорте составила от 5,8 до 5,1%. При этом более половины всего импорта пришлось на Россию (26,7%) и Китай (25,5%). Доля Германии, США, Республики Корея и Турции в импорте сложилась в коридоре от 5,1% до 3,4%.
Сокращение стоимостных объемов экспорта было обусловлено в первую очередь снижением мировых цен на основные группы товаров. Так, стоимостные объемы продаж минеральных продуктов снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на 6 млрд., металлов и изделий из них – почти на 2 млрд. долларов США. При этом повысились объемы экспорта товаров химической промышленности, продуктов животного, растительного происхождения, а также машин, оборудования, транспортных средств, что позволило частично компенсировать потери по двум ключевым группам товаров.
Снижение мировых цен на энергоносители и другие товары отразилось на изменении товарной структуры экспорта в сторону уменьшения доли сырьевых товаров. Удельный вес минеральных продуктов в объеме экспорта сократился с 69,6% в январе-сентябре 2022 года до 66,6%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года упала также доля металлов и изделий из них (с 14,4 до 12,6%). Соответственно, повысилась в структуре экспорта доля продовольственных товаров и сырья для их производства, продуктов химической промышленности, машин, оборудования и транспортных средств.
Что до импорта, то его динамика и структура определялась влиянием других факторов. Согласно Официальной информации, в отчетном периоде вырос ввоз товаров по всем основным товарным группам. При этом масштабный прирост импорта (почти на 6,7 млрд. долларов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) наблюдался по машинам, оборудованию, транспортным средствам и приборам. Очевидно, рост импорта был обусловлен не только высокой мировой инфляцией и активной реализацией инвестиционных проектов на территории Казахстана. Свою роль в динамике импорта (как и экспорта) сыграл и так называемый «параллельный импорт». Как отмечали западные издания, соседние с Россией страны нарастили импорт из ЕС и экспорт в Россию. Таким образом Россия получает доступ к санкционным товарам, прямые поставки которых запрещены, отмечают СМИ.
Параллельные схемы, очевидно, оказывают определенное влияние на объемы и структуру внешней торговли страны. Но основным фактором влияния на показатели внешнеэкономической деятельности остаются мировые цены на сырьевые товары, прежде всего на нефть. Объемы экспорта и импорта достигали исторического максимума в 2012-2013 годах, когда котировки нефти превышали 100 долларов за бочку. Но статистика торговли должна определяться не только динамикой мировых цен, но и эффективностью мер, направленных на снижение сырьевой зависимости экономики. Этим вопросом власти занимаются давно, однако говорить об успехах в решении ключевой проблемы отечественной экономики не приходится. Структура экономики почти не меняется, рост физических объемов экспорта товаров с добавленной стоимостью остается ограниченным. По большому счету, Казахстан за годы независимости превратился в экспортера сырьевых ресурсов на мировые рынки, так как экспортировать кроме сырья и товаров с невысокой долей добавленной стоимости практически нечего.
Из-за структурных проблем сохраняется высокая зависимость страны от импорта. Особенно велика доля привозных товаров на рынке непродовольственных и инвестиционных товаров. В большинстве сегментах этих рынков доля привозных товаров остается преобладающим. По многим группам товаров сохраняется критическая зависимость от импорта. В меньшей степени от импорта зависит рынок продовольственных товаров, хотя программа импортозамещения в этой сфере деятельности также показывает противоречивые результаты. Производство продукции АПК на бумаге растет, но многие товары по-прежнему завозятся из-за границы, хотя могли бы в полном объеме обеспечиваться за счет внутреннего производства. К примеру, экспорт продукции АПК в отчетном периоде составил порядка 4 млрд., импорт – превысил 4,5 млрд. долларов США.
Ожидать заметных изменений в структуре экономики и сфере внешней торговли не приходится, как минимум в среднесрочной перспективе. Показатели внешнеэкономической деятельности страны, к сожалению, еще длительное время будут определяться мировыми ценами на нефть и другие сырьевые товары. Ценовая конъюнктура на наши товары в этом году складывается менее благоприятная, чем в предыдущем. Вместе с тем цены на нефть остаются на достаточно высоком уровне. До конца года остается немного времени и независимо от того, как сложится обстановка на рынке нефти в декабре, в среднем за текущий год котировки на наш основной экспортный товар сложатся выше прогнозов правительства, пересмотренных в сторону снижения до 80 долларов за баррель.
Согласно последним оценкам правительства, объем продаж в текущем году при цене нефти в 80 долларов за баррель ожидается на уровне 79,7 млрд., импорта – 59,2 млрд. долларов США. Нефтяные цены, как было отмечено, складываются выше, чем прогнозировалось властями. Несмотря на это, стоимостные объемы экспорта по году сложатся, скорее всего, ниже прогнозируемого правительством объема. При этом объемы импорта могут превысить ожидаемый властями показатель на 1-2 млрд. долларов. При таких параметрах внешней торговли стоимостные объемы импорта установят новый исторический максимум, значительно превысят показатель 2022 года в 50 млрд. долларов США. В то же время масштабный рост импорта на фоне сокращения экспорта отрицательно отразится на сальдо торгового баланса, профицит которого снизится примерно в два раза по сравнению с предыдущим годом.