Экспорт растет вместе с ценами
Ввиду сохраняющейся высокой сырьевой зависимости экономики Казахстана, основным фактором влияния на показатели внешней торговли остаются мировые цены на сырьевые товары. Стоимостные объемы экспорта определяются в первую очередь снижением или повышением котировок нефти, других товаров и в значительно меньшей степени – ситуацией в реальном секторе экономики и изменением физических объемов продажи товаров основной номенклатуры. Так, на фоне улучшения внешних и внутренних условий и ценовой конъюнктуры в прошлом и начале текущего года наблюдался рост основных параметров внешнеэкономической деятельности.
Изменение цен на сырьевые товары и курса национальной валюты остаются ключевыми факторами влияния на показатели внешней торговли Казахстана. Исторические максимумы параметров торговли были зафиксированы в 2012-2013 годах, когда ежегодный оборот внешней торговли в условиях высоких мировых цен на нефть (выше 100 долларов за баррель), составлял более 132 млрд. долларов США. Ежемесячные объемы экспорта и импорта в эти годы складывались в среднем порядка 7 млрд. и 4 млрд. долларов соответственно.
Падение цен на нефть и стоимости национальной валюты в 2014-2016 годах сопровождалось резким ухудшением основных параметров торговли. За это время стоимостные объемы экспорта по сравнению с историческими максимумами сократились более чем в два раза, в несколько меньшей степени снизились объемы импорта, положительное сальдо торгового баланса упало почти в четыре раза. В результате основные показатели внешней торговли в 2016-ом откатились на десять лет назад, на уровень 2006 года.
В последующие три года на фоне улучшения ценовой конъюнктуры начался восстановительный процесс. Пошли вверх показатели экспорта и импорта, выросло положительное сальдо торгового баланса. По итогам 2019 года стоимостные объемы экспорта превысили 57 млрд., импорта –38 млрд. долларов США. Профицит торгового баланса составил более 19 млрд. долларов. Условия внешней торговли вновь изменились в марте 2020 года, что было связано с пандемией коронавируса и обвальным падением мировых цен на сырьевые товары. На этом фоне показатели внешней торговли по отдельным параметрам откатились на уровень 2007 года.
В прошлом году торговля оправилась от пандемии. Внешнеторговый оборот Казахстана превысил 101 млрд. долларов, вырос более чем на 17%. Первый квартал текущего года ознаменовался дальнейшим улучшением ценовой конъюнктуры на нефть и ряд других товаров. Котировки нефти сорта Brent выросли за три месяца с уровня порядка 78 до рубежа выше 100 доллара за баррель, и в среднем за квартал сложились в районе близком к 100 долларам. Улучшение ценовой конъюнктуры сопровождалось увеличением добычи нефти и других полезных ископаемых, что в совокупности отразилось на высокой динамике роста экспорта.
По данным Бюро национальной статистики, внешнеторговый оборот страны, без учета неорганизованной торговли, по сравнению с первым кварталом 2021 года вырос на 45,3%, превысил 28,65 млрд. долларов США. Стоимостные объемы экспорта увеличились на 65,8% до уровня более 19,12 млрд. долларов. При этом импорт вырос на 16,5% и составил около 9,53 млрд. долларов. В результате сложившейся динамики экспорта и импорта положительное сальдо внешнеторгового оборота по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выросло почти в три раза, составило немногим менее 9,6 млрд. долларов США.
Основными торговыми партнерами нашей страны в отчетном периоде остались Россия и Китай. В первом квартале на долю северного соседа пришлась менее четверти (18,5%) всего товарооборота страны, Китая – порядка 16,3%. При этом доля Италии в суммарном товарообороте повысилась до 11,9%. Удельный вес экспорта товаров в Италию составил 16,7%, Китай - 13,6%, Россию и Нидерланды - 8,4 и 7,4% соответственно. Продажи в Турцию повысились до 6,5% от всего экспорта. Экспорт в Узбекистан, Францию варьировался от 4,4 до 3,5%. Более трети (38,9%) товаров в общем объеме импорта в отчетном периоде было завезено из России, 21,9% - из Китая. Доля импорта из Республики Корея, США, Германии, Турции, Италии и Узбекистана составила от 3,3% до 2,1%, на другие страны пришлось менее чем по 2% импорта.
Показатели и экспорта, и импорта в первом квартале выросли со всеми государствами. При этом продажи в страны дальнего зарубежья увеличились на 78,5%, что обусловлено в первую очередь повышением цен на энергоносители. Экспорт в страны СНГ и государства ЕАЭС вырос на 20,6 и 9,3% соответственно. Согласно информации Бюро национальной статистики, взаимная торговля Казахстана со странами ЕАЭС (Россия, Беларусь, Армения, Кыргызстан) в первом квартале увеличилась на 11%, превысила 5,69 млрд. долларов. Экспорт увеличился на 9,3%, импорт - на 11,8%, до порядка 1,74 млрд. и 3,95 млрд. долларов США соответственно. Следует отметить, что основным партнером в товарообороте Казахстана со странами ЕАЭС по-прежнему остается Россия, на долю которой приходится более 93% оборота торговли со странами экономического союза.
Бюро национальной статистики перестало публиковать оперативные данные не только по отдельным товарам, но и по основным группам товаров. Поэтому сложно судить как цены и физические объемы продаж и покупок отдельных товаров повлияли на динамику экспорта и импорта. Но основное влияние на экспорт Казахстана оказало значительное повышение цен на сырьевые товары по сравнению с первым кварталом предыдущего года. Свою роль могли сыграть и другие причины, в том числе – увеличение добычи нефти и газового конденсата, других полезных ископаемых. При этом импорт товаров мог поддерживаться восстановлением деловой активности и отложенным внутренним спросом, повышением цен на ввозимые товары.
Сырьевая зависимость экономики отражается на структуре торговли
Основное влияние на изменение объемов и товарной структуры экспорта в сторону увеличения или снижения доли сырьевых товаров по-прежнему оказывает изменение мировых цен на энергоносители. Так, ввиду указанной причины доля минеральных продуктов в экспорте по сравнению с первым кварталом прошлого года подскочило с 63,9 до 70,0%. Стоимостные объемы экспорта этой группы товаров возросли примерно на 6 млрд. до уровня 13,4 млрд. долларов США. Именно этим в отчетном периоде были обусловлены высокие темпы роста стоимостных объемов экспорта и торгового оборота в целом.
В результате повышения удельного веса минеральных продуктов и продуктов химической промышленности в структуре экспорта произошло сокращение доли продуктов животного и растительного происхождения, металлов и изделий из них, товаров с более высокой добавленной стоимостью, представленных машинами, оборудованием, транспортными средствами. Но при этом по всем группам основных экспортных товаров отмечен рост стоимостных объемов продаж, что обусловлено главным образом повышением мировых цен как на промышленные, так и продовольственные товары.
Менее значительно изменилась в отчетном периоде структура импорта. Доля импорта машин и оборудования выросла до 38,6% против 37,6% в первом квартале предыдущего года. Доля ввоза минеральных продуктов повысилась до 7,6%, продуктов животного и растительного происхождения, готовых продовольственных товаров, металлов и изделий из них – до 12,9 и 10,9% соответственно. Доля продукции химической промышленности и связанных с ней отраслей снизилась до 18,6%. При этом ввиду упомянутой причины по всем группам товаров повысились стоимостные объемы импорта.
Изменение структуры и экспорта, и импорта должно определяться не только динамикой мировых цен, но и эффективностью мер, направленных на снижение сырьевой зависимости экономики. Решением этой проблемы власти занимаются давно, однако на деле мало что меняется. По большому счету, Казахстан уже давно превратился в экспортера сырьевых ресурсов на мировые рынки, так как вывозить кроме сырья и товаров с невысокой долей добавленной стоимости практически нечего.
Распад высокотехнологичных отраслей, в целом деградация обрабатывающей промышленности сказывается не только на сохранении сырьевой направленности экономики, но и ее зависимости от импорта. Объемы производства непродовольственных потребительских и инвестиционных товаров в стране ничтожно малы, динамика производства большинства продовольственных товаров отстает от спроса, что влияет на высокую зависимость Казахстана от импорта этих товаров. Поэтому потребность в непродовольственных потребительских товарах едва ли не на 100% удовлетворяется за счет импорта, по-прежнему высокой остается и зависимость от импорта инвестиционных, а также и продовольственных товаров.
В этих условиях увеличение объемов несырьевого экспорта остается одним из основных направлений работы кабинета министров. Как было заявлено на заседании высшего совета по реформам в январе прошлого года, одним из ключевых результатов развития страны должно стать увеличение экспорта товаров с добавленной стоимостью до 2025 года в 2 раза – до 41 млрд. долларов США. Насколько поставленные задачи будут выполнены, или вновь благие намерения останутся лишь на бумаге, покажет время. Но чиновники вряд ли будут отчитываться об успехах, поскольку целевые ориентиры не будут достигнуты. Поэтому они будут действовать по испытанному пути. Разработают новую программу с другими целевыми ориентирами.
Пока же, как было отмечено, основное влияние на динамику внешней торговли будут оказывать сырьевая зависимость отечественной экономики, мировые цены на нефть, объемы ее добычи, изменение курса тенге по отношению к валютам основных торговых партнеров, а также финансовое положение отечественных предприятий, платежеспособный спрос населения. Что касается перспектив на текущий год, то они с количественной точки зрения выглядят весьма оптимистично, и можно ожидать существенного роста показателей внешней торговли относительно предыдущего года.
В апреле правительство в очередной раз пересмотрело прогноз социально-экономического развития, исходя из ожидаемого повышения мировой цены на нефть до 90 доллара за баррель в среднем за год. Согласно новым прогнозам, власти планируют увеличение объемов экспорта и импорта товаров до уровня порядка 72,2 млрд. и 40,2 млрд. долларов США. Правда, затем вроде снизили показатели до 67,5 и 41,2 млрд. долларов соответственно. Судя по динамике истекшего периода, мировые цены на нефть могут сложиться по году выше, чем это прогнозируется правительством. И если цены останутся на текущем уровне, то параметры внешней торговли могут приблизиться к историческим максимумам, зафиксированным лет 10 назад.