Экзамен по инфляции не сдан
Нигмат РАМАЗАНОВ
Инфляция в Казахстане в прошлом году развивалась на фоне различных факторов, в том числе положительной динамики обменного курса тенге к валютам основных торговых партнеров, влияния эффекта базы сравнения. После возврата инфляции на четверть века назад в 2022 году, рост цен на потребительские товары и услуги, согласно данным официальной статистики, продемонстрировал двукратное снижение. Через пару лет власти обещают снизить показатель инфляции до уровня 5%. Такие заверения звучат далеко не в первый раз, однако они до этого всегда оставались на бумаге.
Ужесточение денежно-кредитных условий в мире (и в первую очередь в развитых странах) позволило в прошлом году заметно снизить темпы роста потребительских цен. В соответствии с базовым сценарием, инфляция в Казахстане к концу прошлого года ожидалась на уровне 7,5-9,5%, в то время как в 2022-ом она превысила 20%. Высокая база сравнения, усиление позиции тенге и сокращение внешнего инфляционного давления в 2023 году способствовали значительному замедлению инфляции. Тем не менее, ожидания чиновников не подтвердились, показатель роста цен на потребительские товары и услуги значительно замедлился, но остался несколько выше целевого ориентира, установленного правительством и Национальным банком.
Наиболее высокие темпы прироста цен на потребительские товары и услуги традиционно наблюдались в начале прошлого года. За январь-февраль накопленный уровень инфляции вырос на 2,4% против 1,5% в аналогичном периоде предыдущего года. В результате годовая инфляция в феврале подскочила до многолетнего максимума, составила 21,3%, превысила показатель предыдущего года более чем в два раза. Ускорение инфляционных процессов в январе-феврале было обусловлено, помимо прочего, продолжающимся опережающим ростом цен на продовольственные товары, сезонным фактором.
Ситуация в ценовой сфере изменилась в положительную сторону, начиная с марта. Темп роста цен в конце первого квартала замедлился до 0,9%, начал работать эффект высокой базы сравнения. Дело в том, что в марте 2022 года месячная инфляция в стране подскочила до 3,7%, накопленный уровень инфляции за квартал вырос до 5,2%. Под воздействием эффекта базы сравнения и замедления месячного роста цен годовая инфляция в марте прошлого года снизилась более чем на 3% по сравнению с предыдущим месяцем, составила 18,1%. Тенденция замедления инфляции в годовом измерении продолжилась до конца минувшего года.
Во втором и третьем квартале накопленный уровень инфляции сложился в 2,0 и 1,9% соответственно. Существенное замедление темпов роста цен относительно предыдущего года наряду с базой сравнения отразились на статистике годовой инфляции. Инфляция в годовом выражении по результатам первого полугодия снизилась до 14,6%, девяти месяцев – до 11,9%. В четвертом квартале темпы прироста инфляции ускорились до 2,5%, но сложились заметно ниже показателя аналогичного периода 2022 года. В результате инфляция по итогам минувшего года, согласно официальным данным, составила 9,8%. Рост потребительских цен и тарифов сложился в два раза ниже высокого показателя предыдущего года (20,3%), но при этом превысил целевой ориентир правительства и Национального банка (7,5-9,5%).
Отличительной особенностью минувшего года стал тот факт, что уровень инфляция в годовом выражении снижался на протяжении 10 месяцев подряд. Положительное влияние на динамику инфляции оказало замедление роста цен на продовольственные и непродовольственные товары по сравнению с предыдущим годом. Согласно данным официальной статистики, темпы роста цен на продовольственные товары снизились до 8,5% против 25,3% в 2022 году, на непродовольственные – до 9,1% против 19,4%. Рост цен и тарифов на платные услуги населению в прошлом году также замедлился, но динамика торможения была не столь высокой. Цены и тарифы на услуги в годовом измерении составили 12,4% против 14,1 % в предыдущем.
Наиболее высокие темпы прироста цен, измеряемые двузначным числом, наблюдались на ряд продуктов питания. На рис, минеральную и питьевую воду, молоко консервированное, яйца, масло сливочное, фрукты и овощи свежие, булочные и мучные изделия, рыбу и морепродукты, кондитерские изделия. Снижение цен отмечено на крупу гречневую, масло подсолнечное, сахар-песок. Быстро росли цены и на ряд непродовольственных товаров как импортных, так и производимых в стране. Более чем на 10% они повысились на товары личного пользования, мебель и предметы домашнего обихода, посуду, одежду, обувь, фармацевтическую продукцию, дизельное топливо, а также сжиженный газ и каменный уголь.
Согласно информации статистиков, высокая динамика роста цен наблюдалась на услуги организаций комплексного отдыха, санаториев, здравоохранения, услуги в области отдыха и спортивных мероприятий, парикмахерских и заведений личного обслуживания. Еще быстрее росли в минувшем году тарифы на услуги населению. Так, более чем на 30-20% повысились тарифы на вывоз мусора, водоотведение, центральное отопление, горячую и холодную воду. Почти до 20% выросли также тарифы на электроэнергию.
Инфляция против прогнозов
Отметим, что двукратное снижение инфляции в Казахстане в прошлом году было обусловлено не только внешними, но внутренними факторами. Значительное влияние на это оказала высокая база сравнения предыдущего года, укрепление тенге к российскому рублю и ряду других валют основных торговых партнеров, низкая покупательная способность населения. Замедлению роста цен способствовали также снижение мировых цен на энергоносители и сырье, торможение инфляции в странах основных торговых партнерах Казахстана и ряд других факторов.
В то же время инфляция в стране все еще остается на высоком уровне. Так, несмотря на двукратное снижение, показатель инфляции в среднем за минувший год измеряется двузначным числом, осталось выше 14%. Власти пытаются бороться с инфляцией, вместо того чтобы устранить причины, ее порождающие. Ключевая проблема заключается в высокой сырьевой зависимости отечественной экономики и, соответственно, зависимости рынка потребительских товаров от импорта. Поэтому снижать уровень инфляции можно в первую очередь на основе увеличения производства отечественной продукции. Но структурные реформы не дают ожидаемого результата.
Кроме того, у нас сохраняются высокие барьеры на рынках продуктов питания, и цены на них растут искусственно из-за монополизации рынков, из-за доминирования тех или иных поставщиков. Производство продуктов питания вроде растет (во всяком случае - на бумаге), но в решении этих и других проблем остается много вопросов. Что касается цен на непродовольственные товары, то львиная доля внутреннего спроса удовлетворяется за счет импорта. Следовательно, влиять на снижение цен на них правительство может в основном путем укрепления курса национальной валюты, что редко происходит, несмотря на благоприятную конъюнктуру мировых цен на сырьевые товары в отдельные периоды. Национальная валюта, как правило, чаще слабеет, чем укрепляется. Поэтому в условиях девальвации тенге продолжается рост цен на непродовольственные, и, возможно, в меньшей степени, – на продовольственные товары.
Поэтому важным фактором инфляции все эти годы остается обменный курс национальной валюты. Это объясняется тем, что значительная часть потребности в потребительских товарах удовлетворяется за счет импорта, и снижение стоимости тенге почти мгновенно приводит к росту цен не только на импортные, но и на товары и услуги, производимые в Казахстане. Потребители четко уяснили: если растет доллар, жди повышения цен на все товары. Давление на цены оказывает также опережающий рост индекса цен производителей товаров в стране, что с временным лагом отражается на ценах потребительского рынка. Существенный вклад в тенденцию роста вносит и рост цен и тарифов на рынке оказания платных услуг населению.
Создание макроэкономической среды со стабильно низкой инфляцией является одной из важных предпосылок устойчивого развития экономики. Власти уже много раз обещали снизить инфляцию до уровня 4%, но эти обещания так и остались на словах. Национальный банк и правительство по-прежнему обещают побороть инфляцию, если ни в следующем году, так в среднесрочной перспективе. Но эти благие намерения в очередной раз останутся на бумаге, если не будут решены хотя бы частично проблемы, порождающие высокую инфляцию. Повторим, что необходимо решить, как минимум, задачу по наращиванию потребительских товаров отечественного производства и стабилизации курса национальной валюты.
Инфляция в Казахстане имеет в основном немонетарный характер, и решить проблему только за счет повышения базовой ставки невозможно. Снизить зависимость от импорта также быстро не удастся. Тем не менее, чиновники с упорством, достойным лучшего применения, рассчитывали добиться снижения инфляции до приемлемого уровня. Так, совсем недавно рост инфляции прогнозировался правительством и Национальным банком в 2024 году на уровне 4-5%, далее – 3-4,5%. О необходимости снижения целевого коридора инфляции до 3-4% к 2025 году говорил два года назад и глава государства.
В действительности инфляция не только не успокоилась, а совершила масштабный рывок вверх. Очевидно, это отразилось на прогнозах властей. В прошлом году взгляды чиновников относительно динамики цен изменились в худшую сторону. Согласно новым прогнозам инфляция в текущем году ожидается на уровне 6-8%, в 2025-ом - 5,5-7,5%, и в следующие три года – 5%. Таким образом, целевой ориентир по инфляции одним росчерком пера был повышен на среднесрочную перспективу с 3-4 до 5%. Будем надеяться, что новые прогнозы окажутся более реалистичными.
Инфляция в текущем году, скорее всего, продолжит замедляться по сравнению с предыдущим. Этому будут способствовать, кроме прочего, все еще достаточно высокая база сравнения 2023 года, ожидаемое замедление инфляции в странах торговых партнерах. В отношении спроса веских причин для ускорения инфляции также нет. Покупательная способность населения в реальном выражении скорее будет снижаться, чем расти. Намного сложнее ситуация со стороны предложения. Целевые установки по снижению инфляции повышены, но их достижение все еще остается проблемным.
Суммируя сказанное можно утверждать, что вклад в формирование потребительских цен в текущем году традиционно может внести ослабление курса тенге к валютам торговых партнеров, повышение тарифов на услуги так называемых естественных монополистов, а также других субъектов рынка, занятых оказанием услуг населению. Сыграет негативную роль низкий уровень конкуренции, наличие перекупщиков, сохранение значительного объема импорта на рынке продовольственных и особенно – непродовольственных товаров. Нельзя сбрасывать со счетов также влияние импорта инфляции. С учетом этого основной акцент должен быть сделан на увеличении предложения товаров отечественного производства, в первую очередь продовольственных. Необходимым условием является также стабилизация курса национальной валюты.
В целом целевые установки по инфляции на среднесрочную перспективу, заложенные в прогнозе социально-экономического развития страны на 2024-2028 годы, представляются более реалистичными. Вместе с тем снизить уровень инфляции до планируемых отметок будет непросто. Как можно добиться торможения, если большинство факторов, определяющих высокую инфляцию, будет действовать, как минимум, в среднесрочной перспективе. Впрочем, радужные прогнозы по инфляции закладываются в бюджет далеко не в первый раз. Занижение показателей инфляции в расчетах стало уже привычным инструментом сокращения расходов и изъятия денег у всех зависимых от бюджета жителей нашей страны.