Энергетика, смог и законы | Деловая неделя
26 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Энергетика, смог и законы

10.02.2023 11:46:43
№: 05 (1501)

Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек

В КЫРГЫЗСТАНЕ всерьез начинают задумываться об атомной энергетике. Гидроэнергетика пока не может покрыть надобности страны, а использование угля породило легенду о бишкекском смоге. Проекты перевооружения энергетики строятся на фоне крестового похода властей против прозападных НПО. Что вкупе с ориентацией на российские атомные электростанции свидетельствует о продолжении усиления зависимости Бишкека от тонущего кора… то есть Кремля.

АЭС в Тянь-Шане

Примерно год назад в Кыргызстане активно заговорили о необходимости появления нового вида генерации электроэнергии – атомных электростанций. О возможности их строительства еще в 2008 году говорил один из аксакалов тепловой энергетики Ахмет Джундубаев. Свой взгляд он обосновал следующим: объемы ледников в горах уменьшаются, стоки воды – соответственно тоже, износ действующих ГЭС – растет, а обновлять или строить новые – власти республики не в силах. Уголь потребности страны не покрывает. Для нужд атомной энергетики в республике имеются большие залежи урана, который перерабатывали на Кара-Балтинском горнорудном комбинате.

В итоге в этом году Кыргызстан и Россия подписали предварительное соглашение по строительству малой АЭС, мощностью в 50 МВт. Речь шла о малых реакторах нового поколения, которые устанавливаются на кораблях и подводных лодках. Образно говоря, такой «генератор» легко установить на небольшой бетонной подушке, к нему требуется маленькая сопутствующая по объемам инфраструктура. Его можно установить почти в любой точке Кыргызстана.

Но этого показалось мало уже кыргызским энергетикам, которые постепенно раскрывают общественности истинное положение дел в отрасли. «Если Кыргызстан будет строить атомную станцию, то ее мощность должна быть не менее 300 мегаватт», - заявил на круглом столе заместитель министра энергетики Сабырбек Султанбеков. По его словам, Кыргызстан уже заключил соглашение с «Росатомом». Предмет договора — изучение возможности строительства атомной станции в республике. Изначально речь шла о двух станциях мощностью по 50 мегаватт каждая. «Но сейчас мы думаем, что такая мощность ничего не решает. Она должна быть увеличена. Если будем строить атомную станцию, то ее мощность должна быть не менее 300 мегаватт. Это верхний порог для атомных станций малой мощности. Мы могли бы такую построить после обсуждения с народом», — считает замминистра энергетики.

Одно из преимуществ атомной энергетики, это ее независимость от объемов рек, малый вес топлива, довольно быстрое развертывание. Этим она сильно отличается от гидроэнергетического «проекта века» с участием трех стран – Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана – Камбаратинской ГЭС-1. Чтобы она заработала, потребуется не менее $2 миллиардов и 15 лет ожидания. Последний показатель складывается из сроков проработки ТЭО проекта, самого строительства и заполнения плотины водой. Пока известно лишь, что технико-экономическое обоснование будет готовить для Камбараты-1 Евразийский банк развития. «Надеюсь, в этом году мы приступим к актуализации ТЭО вместе с Евразийским банком развития», — заявил председатель кабинета министров Акылбек Жапаров на заседании Евразийского межправительственного совета в Алматы в расширенном составе. По его словам, на сегодня Кыргызстан, сотрудничая с соседями - Казахстаном и Узбекистаном, начал проработку вопроса строительства крупнейшей гидроэлектростанции региона — Камбаратинской ГЭС-1. Да, «реализация этого масштабного проекта позволить обеспечить энергетический баланс Центральной Азии». Но совсем не скоро. А дефицит электричества есть уже сейчас.

Смог в Бишкеке

Решать проблему дефицита энергии приходится за счет угля высокой зольности, что переводит ее из области энергетики в социальную и экологическую. В итоге загрязнение атмосферы в столице республике ушло уже в плоскость политического противостояния. Оппозиция обвиняет власти в том, что пренебрежение экологией сулит определенным лицам весьма неплохие барыши.

Новый раунд разговоров о том, кому выгодно закопченное небо столицы Кыргызстана, стартовал с того, что недавно некая российская компания не смогла проверить фильтры ТЭЦ Бишкека. Об этом на круглом столе, посвященном решению проблем экологической безопасности столицы, 7 февраля сообщила глава Минприроды Динара Кутманова. По ее словам, столичная теплоэлектроцентраль за все эти годы была проверена только один раз. Госпожа-министр сообщила, что «ТЭЦ является одним из основных загрязнителей воздуха».

«В прошлом году заказали бесплатный технический аудит у сертифицированной российской фирмы. Отчет получили 30 января. По нормативам предусмотрено 18 тысяч тонн выбросов. Но соблюдаются ли они? Аудиторы пишут, что запыленность котлоагрегата № 3 выше норм ГОСТа РФ в 9 раз, котлоагрегата № 4 — в 7 раз, котлоагрегата № 9 — выше в 12 раз. На момент техаудита электрофильтры были просто отключены. Это просто фикция, то есть электрофильтры не работали. Их просто отключают», — сказала Кутманова.

Теперь мадам-министр считает, что необходимо принять закон «о внезапной проверке» работы ТЭЦ. Сейчас же министерству приходится уведомлять руководство теплоцентрали заранее, и там просто зачищают все к приезду экспертов, а воз проблем и ныне там. Сами энергетики Кыргызстана все эти годы упрямо твердили, что у них «все в порядке и работает» и не собирались признавать своего вклада в отравление воздуха столицы. Зато активно винили жителей частных домов, окольцевавших Бишкек: мол, это они жгут в печах отходы швейных производств, автопокрышки и мусор вместо угля.

Последний, кстати, местный из месторождения Кара-Кече и он бурый. И изначально отличается от каменного большой зольностью, меньшей калорийностью, из-за чего его потребление идет в очень внушительных объемах, вместе с чем растут и выбросы в атмосферу. К тому же, вопрос экологии при реконструкции ТЭЦ во времена правления Алмазбека Атамбаева был вообще «снят с повестки» и китайцы не напрягались, когда проводили реконструкцию. При его преемнике произошла известная авария, с которой, собственно, и началось падение Атамбаева, однако, если в политике изменения наступили, то в энергетике все осталось также.

Поэтому спустя годы чиновники просто разводят руками. Впрочем, после слов министра экологии, буквально на следующий день – 8 февраля, известный адвокат Икрамидин Айткулов попросил генпрокурора Курманкула Зулушева привлечь к ответственности руководство Бишкекской ТЭЦ. Заявление он опубликовал на своей странице Facebook. «Столица на протяжении последних нескольких лет постоянно находится в лидерах среди крупных городов мира по уровню загрязненности воздуха, что приводит, как указывают специалисты, к ишемическим болезням сердца, инсультам, хроническим обструктивным болезням легких, к раку легких, острым инфекциям нижних дыхательных путей у детей», - отметил юрист.

Он, сослался на слова Кутмановой. «Данная информация свидетельствует о том, что должностные лица ТЭЦ Бишкека и соответствующих контролирующих государственных органов с момента ее последней реконструкции и модернизации в 2017 году и по настоящее время не обеспечили и не обеспечивают, хотя могли и должны были, надлежащую работу ТЭЦ и, в частности, ее электрофильтров. 11 декабря 2020 года я перенес инфаркт, в клинике «Бикард» мне сделали хирургическую операцию (поставили стент). Не исключаю, что данному инфаркту несомненно способствовало загрязнение воздуха от Бишкекской ТЭЦ», — написал Айткулов. И на основании вышеизложенного адвокат просил решить вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц ТЭЦ Бишкека и соответствующих контролирующих государственных органов, допустивших ненадлежащую работу котлоагрегатов и другого оборудования ТЭЦ, что повлекло и влечет на протяжении нескольких лет недопустимое, в десятки раз превышающее установленные нормативы загрязнения воздуха. В обоснование он привел весьма солидный список из Уголовного кодекса КР: статья 409 «Экоцид» УК КР, статья 296 «Сокрытие или искажение информации об обстоятельствах, создающих опасность для людей» УК КР, статья 305 «Загрязнение атмосферы» УК КР, статья 337 «Злоупотребление должностным положением» УК КР и статья 336 «Коррупция» УК КР. О результатах рассмотрения своего заявления Айткулов попросил сообщить ему письменно в установленный законом десятидневный срок с приложением копии соответствующего постановления. Отказ в возбуждении уголовного дела будет обжалован, предупредил адвокат.

А пока, столичные депутаты пришли к мысли использовать другой уголь, хотя бы год в качестве эксперимента. Депутат Гульнара Сатыбалдиева сказала, что проблема со смогом в Бишкеке появилась после реконструкции ТЭЦ Бишкека и ее перевода с карагандинского на кавакский уголь. Директор ТЭЦ Бишкека Нурлан Омуркул уулу (при нем и случилась та грандиозная авария на ТЭЦ в январе 2019 года) отчасти согласился с депутатом, отметив, что если на оборудовании заложен какой-то вид угля, то его и надо сжигать. «Это как с машиной, если она рассчитана на бензин АИ-95, то она на этом и ездит, и если использовать другой, то это приводит к плохим последствиям», — сказал он. В то же время Нурлан Омуркул уулу напомнил, что решение по сжиганию местного угля в свое время приняли, чтобы поддержать развитие отечественной промышленности. В этом году, по его словам, завезено 1 миллион 50 тысяч тонн местного угля и 400 тысяч — импортного. Он добавил, что на следующий год рассматривается вопрос по снижению объема отечественного угля и увеличения импортного. Дышите пока тем, что есть…

Бишкекские скептики уверены: раз уже власти готовы поддержать предложение энергетиков, значит, скоро стоит ожидать и следующего – повышения тарифов на тепло и горячую воду, о чем так мечтают чиновники. А чем это может закончиться – посмотрим в скором будущем. Ведь расценки на электричество уже итак подняли на 25% с 1 марта для всех бытовых потребителей – с 77 тыйын до одного сома за 1 кВт/час. Промышленные потребители оплачивают по двойному тарифу с декабря прошлого года. Решит ли это проблемы нехватки энергии и чистоты воздуха – большой вопрос.

Торги вокруг НКО

Тем временем, власти Кыргызстана ужесточают условия существования в республике неправительственных/некоммерческих организаций (НПО/НКО). В первую очередь, они намерены обязать гражданский сектор открыть источники финансирования и работать «по-белому». А также ограничить их возможности влиять на политическую повестку. Представителями НПО последнее воспринимается как ограничение свобод, указанных в конституции страны, поэтому таким инициативам НПОшники так активно сопротивляются при поддержке международных доноров и посольств стран Запада.

До осени 2020 года данный законопроект лишь иногда попадал в повестку дня парламента, так как служил предметом торга с Западом. И такая история тянется уже 13 лет. Зато с приходом к власти Садыра Жапарова депутаты уже успели принять несколько сопутствующих законов и рассмотрели проект закона «О некоммерческих неправительственных организациях» в двух чтениях. Осталось провести третье, заключительное по счету, его одобрить и отправить главе государства на подпись. Вот на этом этапе и что-то случилось – стало известно, что президент подписал распоряжение об образовании рабочей группы по доработке данного проекта закона. По информации пресс-службы главы государства, рабочей группе до 1 июня 2023 года необходимо доработать проект документа. К слову, в Кыргызстане насчитывается 30 тысяч этих самых НПО/НКО. Да, еще и американцы объявили об увеличении объемов финансирования кыргызских общественников на ближайшие пару лет. Видимо, опять начался торг…

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...