Ерлан Барлыбаев, Демпартия «Ак жол»: Пришло время реальной оппозиции | Деловая неделя
15 января 2021 | выходит по пятницам | c 1992 года

Ерлан Барлыбаев, Демпартия «Ак жол»: Пришло время реальной оппозиции

25.12.2020 16:29:27
№: 45(1402)
ВПЕРЕДИ - выборы в Мажилис Парламента РК. Чтобы понять, с чем же идут к избирателю участники выборов, мы встретились с видным депутатом Мажилиса Парламента РК от Демократический партии «Ак жол» Ерланом Барлыбаевым. При этом мы заранее договорились с ним не избегать тяжелых, острых тем. В итоге, наша беседа получилась настолько насыщенной, что мы решили разделить ее для удобства читателей на блоки, и представляем Вашему внимаю разговор о политической составляющей их предвыборной программы, из которого Вы узнаете, почему «Ак жол» - самая проевропейская партия в Казахстане.

- Ерлан Хайланович, хотелось бы начать разговор с самых сложных тем. Пандемия стала испытанием для всего мира и по Казахстану она также ударила крайне жестко. Какие уроки мы вынесли из этого кризиса? Что нужно сделать, чтобы «черный июль» 2020-го больше никогда не повторился?

- Действительно Казахстан прошел и вновь проходит сейчас через эти испытания с огромными сложностями и потерями. Я сам тоже переболел, и сужу обо всем в том числе и по собственному опыту. Нужно признать: Пандемия коронавируса с первых месяцев привела к системным провалам в госуправлении, резкому падению доверия к государству. Вскрылись долгое время игнорируемые реальные масштабы главных угроз для будущего нашей государственности и независимости. Прежде всего, речь идет о бюрократии и коррупции. В моменты, когда государственный аппарат должен был сделать все, чтобы насытить рынок лекарств и поставить их во все больницы страны, такие грузы, наоборот, задерживались на границах и, что самое страшное, лежали на складах АО «СК Фармация».

Одна беда вызывает другую - следствием коррупционного фактора стал второй вызов нашей независимости - социальная несправедливость и резкий рост разрыва между богатыми и бедными. Годами официальная статистика давала успокаивающие цифры о том, что «в среднем» у нас всего хорошо, но когда грянул гром и на страну обрушился коронавирус, наши чиновники сами оказались не готовы к тому количеству социально незащищенных граждан, которые обратились за пособиями и поддержкой к государству. Коронавирус обострил и существовавшие до этого проблемы. Огромное количество наших граждан просто не имели никаких накоплений, которые могли бы позволить им перетерпеть во время жесткого карантина. Можно спорить об эффективности тотального локдауна, но сегодня у страны просто нет возможности вновь прибегнуть к нему, не опасаясь взрыва социального недовольства. Естественно, что на этом фоне незначительность имущего меньшинства в стране стала еще более очевидной, что вызывает серьезнейший риск массовых выступлений и беспорядков.

Мы отчетливо осознаем, что полугодовой карантин привел к катастрофическому росту бедности населения, обескровил и разорил малый и средний бизнес - социальную опору любого государства. Не только бюджет, но и трансферты из Нацфонда просто проедаются на текущие нужды, причем, судя по массе уголовных дел и расследований, значительная часть средств государства, необходимых для спасения жизней граждан, продолжает разворовываться. Поэтому закономерно, что и доверие к государственным институтам по всему миру в целом, и в Казахстане, в частности, стремительно падает. Далеко ходить не надо - не только очередная революция произошла у наших соседей, в Кыргызстане, но и в, казалось бы, еще вчера очень стабильной Беларуси население сегодня активно выражает свое недовольство безальтернативным характером политического строя.

Это ведет нас к третьей ярко высветившей проблеме, угрожающей сегодня стабильности Казахстана и его будущему - монополии в области экономики и политической власти. Когда партийные и государственные должности тесно переплетены между собой, то возникает тот же самый эффект, который был в советское время, когда государственный аппарат превращался в падчерицу партийного, не способного постоянно эффективно формулировать повестку дня, обеспечивать необходимые устойчивость и прозрачность системы, лишая государство требуемой гибкости и способности преодолевать новые вызовы. Озабоченная сохранением власти, партия, монополизировавшая всю полноту государственной власти, начинает использовать ее ресурсы для бесконечного продления своих полномочий, одновременно, прекращая чутко реагировать на нужды народа.

Неспособность разделить государство, как высшую ценность, и партию, как просто политическую силу, в итоге привела к краху Советский союз, политическую кончину которого уже ничто не могло остановить, когда стало ясно, что монополия на власть КПСС более не способна соответствовать запросам общества и актуальным задачам, вставшим перед народом. Порочность монополизма очевидна и для экономики, особенно в условиях рынка, когда бессменное пребывание одной партии во власти активно провоцирует коррупцию, которая прорастает на почве сращивания партийных и бизнес-элит. Деньги - это важнейший политический ресурс, поэтому сросшаяся партийно-государственная система волей-неволей отправляет финансовые потоки в нужном для себя направлении, чтобы максимально ослабить любую возможную конкуренцию в борьбе за сердца и умы избирателей.

Как следствие, неэффективность государства, монополизированного одной партией, заставляет казахстанцев требовать перемен, ожидать смены тех, кто ответственен за провалы и не способен отвечать на современные вызовы. Искусственное поддерживание партийной монополии вызывает отторжение и усталость граждан, их неверие в демократические институты, а в итоге - и в будущность нашего государства. Коронавирус поставил ребром вопрос о необходимости кардинальных перемен в стране, как в социально-экономической, так и в политической плоскостях. Главное, что сегодня должны понять, прежде всего, наши политические элиты, это то, что эти перемены неизбежны, а вопрос лишь в том, будут ли они сознательными или стихийными. Дальнейшее затягивание перемен может привести к кризису государственности, как это произошло в Беларуси и Кыргызстане, а несколько раньше - в Украине. Мы уже видим, что депутаты российской государственной Думы открыто озвучивают территориальные претензии к Казахстану, оскорбляя нашу историю и руководство страны. И их никто не одергивает!

Чтобы остановить это, нужно превратить наше общество в монолит, нам надо признать то, что сегодня мы имеем. Честно признать. А имеем мы то, что даже в более-менее благополучных мегаполисах, не говоря уже про регионы и малые города, за красивыми фасадами и бравурными репортажами скрываются грязь, обман, нищета и отсутствие перспектив. Если мы сами не будем это вскрывать и исправлять, чтобы восстановить доверие и достоинство нашего народа, то другие люди, которые используют отчаяние и гнев людей, чтобы уничтожить все систему полностью, они уже в очередь строиться готовы. В соседних странах - Кыргызстане, Армении, Беларуси - дискредитация политических элит уже привела к тому, что там всерьез обсуждается десуверенизация, отказ от независимости и национальной государственности. Нам нужно не просто отвечать на такие нападки через МИД, этого недостаточно. Нам необходимо избрать новый Мажилис, который бы отразил реальные чаяния избирателя и смог сформировать кабинет министров, способный в крайне короткие сроки добиться качественного роста и нейтрализации самых крупных угроз независимости страны.

- Но ведь пчелы все равно не будут голосовать против меда. Особенно в ситуации, когда мы проходим через кризис, находимся на, так сказать, сложной переправе, на которой, как известно, не очень принято менять лошадей…

- Я работаю в сельском хозяйстве, и позвольте сказать по-простому: политики - не лошади, политики - это возницы. Если вы видите, что телега несется не туда, то именно в этот момент важно и нужно вмешиваться, исправлять, а не бесстрастно смотреть, как мы все вместе полетим в пропасть. Туда, где мы сегодня находимся, нас завели именно отсутствие конкуренции, бюрократизация, несменяемость, отсутствие внятной идеологии действий, четкой повестки, постоянное отставание от событий, политика реагирования - вместо политики созидания, формирования условий для моделирования будущего. Когда сегодня архитектор строит дом, он не только должен продумывать коммуникации, удобство жителей, крепость стен и надежность крыши, он должен рассчитать всю жизнь строения, его влияние на окружающую среду, пейзаж - вплоть до того момента, когда строение вообще надо будет снести, и чем потом его заменить. В политике это - идеология развития, созидание разумной и выигрышной повестки дня и картины будущего.

Я считаю, что у наших конкурентов проблема именно с этим: нет четкого и внятного видения завтрашнего дня. А те, у кого есть какое-то видение, на самом деле ведут народ не в будущее, а в прошлое - эксплуатируя неуместную ностальгию по «совку». На наш взгляд, именно такое лишенное конкретики и взгляда в будущее планирование и приводит к тому, что многочисленные программы развития не реализованы, а миллиарды государственных средств просто списаны на ветер. Как следствие, мы утрачиваем возможности, перспективы и слабеем. А слабое государство из субъекта международной политики превращается в объект, как это стало с Сирией, Ираком, Афганистаном, Украиной. И тут мы не должны обманывать себя, что вокруг у нас одни друзья; слабых - съедают, у стран нет друзей, есть только интересы. Нынешние провокационные высказывания и публикации, подвергающие сомнению историю казахов, наше право на эту территорию, только доказывают это. И тут вопрос даже не в том, чтобы создавать многочисленную армию, самая лучшая гарантия Независимости - не танки и автоматы, а граждане, преданные идее своей государственности.

- И что Вы можете предложить взамен?

- С этим у нас нет проблем. Мы стоим на том, чтобы четко следовать исторической традиции нашей государственности, заложенной в новое время. Я имею ввиду, прежде всего, наследие первой реальной политической партии на территории Казахстана - «Алаш Орда». Именно ее лидеры сформулировали основные принципы становления будущего независимой Казахской республики. В основе нашей программы, базирующейся на наследии «Алаш», лежит идея последовательного отстаивания Независимости нашей страны, ее собственного успешного развития. Защита Независимости и национальных интересов Казахской республики - это святой гражданский долг для наших соотечественников. Это не просто статус на бумаге и Конституции, подлинная Независимость - это наш суверенный народ, наша богатая земля, наш государственный язык и крепкое единство нашего многоэтничного общества.

Независимость - если говорить по-простому, - это возможность нам выбирать свой путь и свою судьбу, это наша ответственность за будущее потомков. Наше виденье государственности зиждется на неприкосновенности трех вещей - Независимости страны, неприкосновенности ее территории, а также защиты прав и свобод каждого ее гражданина. Именно так мы понимаем идею и наследие партии «Алаш», историческую преемственность и задачу, стоящую перед нами. Мы считаем, что нет необходимости выискивать какую-то другую, придумывать новую искусственную «национальную идею». Все, что нужно для нашей страны, сосредоточено в «Алаш», чье наследие, по мнению нашей партии, является общенародным достоянием. В реализации этой уже вековой идеи ДПК «Ак жол» готова к сотрудничеству со всеми желающими общественными и политическими силами. Я подчеркиваю: ни одна организация, включая нашу партию, не имеет «исключительных прав» на идеологию «Алаш» так же, как невозможно заявлять чьи-либо права на воздух, которым мы дышим и свободу, которой мы обладаем по рождению. Это делает программу нашей партии, основанную на этом наследии, поистине универсальной для всех граждан Казахстана.

- Но вопрос: насколько мы говорим о чем-то конкретном, а не о привычном - «за все хорошее, против всего плохого»?

- С 2012 года демократическая партия «Ак жол» уже 9 лет ежегодно проводит конференции молодых ученых под общим названием «Алаштын XXI гасырдагы Ак жолы» («Светлый путь Алаша в XXI веке»), где предельно детально обсуждаются все нынешние проблемы в контексте идеологии «Алаш». Мы работаем с историческим наследием, поднимаем архивы, документы, подшивки газет, переписку лидеров партии, а затем творчески перерабатываем его, задавая вопрос: «А как бы сегодня поступили Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов или Мухамежан Тынышпаев?». То есть, когда мы говорим о наследии «Алаш», мы строим свою идеологию на четкой и выверенной позиции, выраженной нашими великими предшественниками.

В этом смысле мы рассматриваем политическое наследие «Алаш», как глубинную идею национальной модернизации Казахстана, и будем настойчиво продвигать ее ценности в государственном строительстве, экономике и обществе. Как заявляли лидеры «Алаш Орды» в начале XX века, у Казахстана есть все возможности за 20-25 лет кардинально преобразовать свое общество и экономику, чтобы занять достойное место в мире. Век назад таким ориентиром служили Япония, Дания, Австралия, а сегодня к ним добавились успешные примеры Южной Кореи, Малайзии, Восточной Европы. Но для этого нужны не только природные ресурсы, но также и реальные независимость, политическая воля, готовность меняться, опираясь на базовые принципы: образование, парламентаризм, честная конкуренция, ресурсный национализм, открытость и светское государство. Лозунг лидеров «Алаш» о том, что «каждый камешек казахской земли должен перерабатываться в [металлическую] пуговицу, каждый клок шерсти - использоваться на текстиль» («Жерiмiздiн эрбiр туйiр тасы казактын кеудесiне туйме болып тагылып, эрбiр уыс жунi - иыгына токыма болып киiлуге тиiс») актуален и по сей день.

- Хорошо, давайте тогда по каждой теме пройдемся конкретно. Вот, возьмем блок «Независимость» в программе ДПК «Ак жол», что туда входит?...

- Кроме того, что я уже упомянул выше, сюда я также могу отнести то, что ДПК «Ак жол» последовательно и постоянно выступает за расширение сферы применения государственного языка в соответствии с его конституционным статусом, включая экономику и финансы, деятельность государственных органов и иностранных инвесторов. Печально, что в 2012 году соответствующий законопроект депутатской фракции «Ак жол», был заблокирован Правительством. Мы намерены актуализировать его и снова внести его на рассмотрение в самое ближайшее время. Также мы считаем важным для нашей страны закрепить историческую преемственность между Республикой Казахстан и Казахской автономной республикой, созданной партией «Алаш» ровно 100 лет назад. Понятно, что в условиях коронавируса никакие общественные мероприятия по этому историческому поводу не нужны, но отдать дань уважения и памяти хотя бы в виде того, чтобы использовать наряду с термином «Казахстан», «Республика Казахстан», - названия «Казахская Республика», нам никто не мешает. Эту инициативу поддержал институт истории имени Шокана Валиханова, но только не наши чиновники. В прошлом году мы предложили это правительству, но внятного ответа не добились. Мы, как политическая партия считаем целесообразным, наряду с названием Казахстан, использовать красивое и исторически аутентичное название Казахская Республика. Почему это также важно именно сейчас? А вы посмотрите на заявления российских депутатов, которые уверены в том, что наша земля, наша государственность - это некий «подарок СССР». Четкое апеллирование к досоветской эпохе, когда мы шли к созданию современной страны без какой-либо подсказки большевиков, это ответ именно на такие исторические инсинуации.

Кроме этого, в мае 2020 года Демократическая партия «Ак жол» поддержала поручение Президента Токаева о продолжении мер по реабилитации жертв сталинских репрессий. Очень важно не допустить забвения этой катастрофы для казахского народа! В этом направлении мы призвали начать работу по международному признанию Великого голода (Ашаршылык) 1929-32 г.г. геноцидом, совершенным тоталитарной властью против казахского народа. В этом же ключе необходимо рассматривать кровавое подавление регулярными войсками большевиков - сотен казахских восстаний, сопротивлявшихся коллективизации и насильственному оседанию, массовые расстрелы аулов, спасавшихся бегством за кордон. Мы видим, что наши усилия не пропадают даром. Последовательно выступая за де-коммунизацию в Казахстане, которая, по мнению ДПК «Ак жол», является важным элементом восстановления исторической справедливости по отношению к миллионам жертв нашего народа, мы отмечаем серьезнейшие сдвиги в общественном сознании, заставившие даже наших политических конкурентов отказываться от слова «коммунистический» в названии своей партии. Казахстанское общество должно выработать устойчивый иммунитет на эту идеологию, чье название должно стать синонимом неимоверных страданий и бед для наших предков. Тем более, что, как мы видим, те, кто выступает с нападками на нашу государственность и территориальную целостность, делают это именно с позиций того самого «совка», который - и теперь это очевидно - необходимо продолжать изживать.

Но независимость - это не только история, но и такие важнейшие вопросы современности, как земельный. Во-первых, нужно подчеркнуть, что вопрос о земле всегда был одним из ключевых в национальной идее «Алаш». Во-вторых, в 2021 году истекает земельный мораторий, введенный после многочисленных митингов против выделения земли иностранцам в 2016 г. У нас есть своя позиция по этому вопросу: в целях предотвращения сепаратизма, запретить не только продажу, но и аренду земли гражданам и компаниям из государств, имеющих общую границу с нашей страной. К сожалению, в 2016 году это предложение ДПК «Ак жол» чиновники даже не включили в итоговый протокол комиссии. Возвращаясь к нему накануне завершения моратория, мы вновь требуем запретить продажу и аренду нашей земли гражданам и компаниям из сопредельных с Казахстаном государств.

Это наша принципиальная позиция, базирующаяся на наследии «Алаш» и анализе конфликтов последних десятилетий вокруг нас.

Еще одна практическая мера: мы предлагаем законодательно закрепить предоставление гражданства Казахстана, а также долгосрочных виз для иностранных рабочих только после сдачи экзамена на знание основных требований Конституции РК, государственного языка и традиционных правил поведения в Казахстане. Демонстративное неуважение иностранных работников к общественным нормам поведения, достоинству и национальным чувствам казахстанцев уже приводило к скандалам и даже массовым беспорядкам.

Чтобы исключить подобное впредь, мы предлагаем ужесточить требования к получателям виз и гражданства, а в случае нарушения ими норм поведения в нашей стране, немедленно и без разговоров депортировать подобных людей из Казахстана.

Очень тонкий и важный вопрос - религия. Наша принципиальная позиция опять же основана на наследии «Алаш», а также нашей Конституции и законодательстве: Демократическая партия «Ак жол» поддерживает традиционные религии народов Казахстана и стремится защищать духовную сферу общества от влияния чуждых сект и экстремистских течений. Мы считаем недопустимым проникновение религиозного влияния в политику, образование и государственное управление, как и вмешательство госорганов в дела религии, все-таки вера - это интимный вопрос и незыблемое право каждого. Об этом точнее всего высказался лидер «Алаш Орды» Алихан Букейхан: «Если казахи желают процветания своих духовно-религиозных дел, то мечеть нужно отделить от государства». Уверен, сегодня эту позицию поддерживает не только светская часть общества, но и религиозные граждане. У нормальных верующих нет проблем с государством, те, же кто заблудился, уже получили «сирийскую прививку» и сегодня буквально рады тому, чтобы попасть в казахстанские тюрьмы - лишь бы мы спасли их детей и женщин.

Еще один очень тонкий важный момент - это работа с нашими соотечественниками, живущими за пределами страны и желающими возвратиться на родину. Все развитые государства уделяют внимание исторически связанными с ними общинами. Это не только важное направление государственной политики, но и моральный долг перед нашими кандасами-единокровниками. И тут я бы хотел отметить очень важный для нас итог нашей работы. Обычно считается, что Парламент, парламентские партии, занимаясь законами, запросами, мало внимания уделяют проблемам конкретных людей. Но это не так. Для примера сообщу вам, что в 2017 году делегация ДПК «Ак жол» совершила официальный визит в Пекин, где мы вручили руководству Компартии КНР список 112 оралманов, которые, по словам их родственников, были необоснованно арестованы и лишены свободы в Китае. Мы потребовали от китайских властей проверить законность их задержания. По результатам этой проверки, большая часть задержанных - 79 человек - были освобождены и смогли вернуться обратно в Казахстан. Наша партия выступает за дальнейшее усиление работы по возвращению соотечественников на историческую родину, мы хотим, чтобы государство оказывало более широкую помощь и поддержку нашим братьям и сестрам в обеспечении жильем и работой, а также в деле скорейшей их адаптации в качестве полноправных граждан Республики.

- Раз уж заговорили о деятельности парламентской фракции, то давайте поговорим о том, что для «Ак жола» значит парламентаризм, как форма демократии?

- Это очень важная тема. Я бы даже сказал ключевая. Объясню почему. Самым эффективным средством против бюрократии и отрыва власти от простых граждан служит прозрачность госорганов и подотчетность перед обществом. Это и есть демократия, и опирается она на принцип продвижения общественных интересов через обладающие законодательными и контролирующими функциями представительные органы власти - Парламент и местные маслихаты, являющиеся основными институтами парламентаризма. Таким образом, демократия, если рассматривать ее, как феномен государственного управления - это и есть парламентаризм.

В этом смысле мы принципиально стоим на том, чтобы продолжать всемерное усиление институтов парламентаризма и поэтапный переход от президентской системы к Парламентской Республике. Надо отдать должное президентской системе под руководством Нурсултана Абишевича Назарбаева - она выполнила историческую миссию в становлении государственных институтов на заре Независимости, проведении радикальных рыночных и общественных реформ, формировании новой национальной идентичности и выстраивании отношений с другими странами. История еще оценит историческую смелость и прозорливость елбасы, который сам перевернул эту страницу, и дал старт новой эпохе, куда Казахстан вступает состоявшимся государством, для управления которым нужен планомерный переход к балансу между всеми ветвями власти. Иными словами Нурсултан Абишевич создал все возможности для планомерного перехода от монополии власти - к системе сдержек и противовесов, которая бы учитывала альтернативные мнения в решении государственных вопросов.

В этом плане мы предлагаем следующее: сегодня Казахстану нужен не только национальный совет доверия, но и Правительство национального доверия. В рамках выстраивания нового типа госуправления, а также согласно действующей Конституции, Президент выступает гарантом взаимодействия всех ветвей власти. Это, в свою очередь, означает, что фигура глав государства должна стать равноудаленной и от Парламента, и от Правительства, и от партий. Демократическая партия «Ак жол» считает, что состав правительства должен формировать не глава государства, а победившая на парламентских выборах партия, которая и будет вносить его на утверждение Президенту и нести ответственность за все достижения и провалы своего правительства. Это обеспечит кабинету министров большую ответственность и прозрачность, плюс - такова практика развитых демократий. Таким образом, мы перейдем от президентско-парламентской - к парламентско-президентской форме республики.

Наверное, самым кардинальным предложением в нашей программе является введение прямой выборности акимов городов (включая мегаполисы) и других населенных пунктов их жителями. Одно это способно кардинально преобразить политическое поле нашей страны, создать реальную конкуренцию в политике на всех уровнях, повысить управляемость и подотчетность власти перед гражданами. Однако перед этим важно соблюсти немаловажное условие: законодательно запретить практику, когда филиалы партии власти возглавляют акимы. Если этого не устранить, как явный пример монополизации власти, то движения вперед не будет. Мы хотим добиться того, чтобы городские акимы служили всему обществу, а не обособленным интересам своей партии или чиновничества.

Кроме того нужно расширить контрольные функции Парламента и маслихатов, прежде всего - наделив их правом парламентских расследований событий, получивших общественный резонанс - таких как нарушения гражданских прав и свобод, гибель людей или факты коррупции в эшелонах власти. Это позволит разрывать порочные круги, когда на действия чиновников люди вынуждены жаловаться им же самим. Важнейшим шагом также станет усиление полномочий Парламента в утверждении и контроле госбюджета и других трат. Нас не устраивает то, какая практика складывается в бюджетной сфере, где по-прежнему во главу угла ставится «освоение», а не эффективное расходование и рачительность. Нас не устраивает также то, что значительная часть госсредств в стране расходуется вне бюджета и вообще скрытно от общества. А там, где нет контроля, там и происходят системные нарушения, процветает коррупция.

Одна из основных целей ДПК «Ак жол» - это вернуть под контроль Парламента все государственные финансы. Что сюда входит? Во-первых, это бюджеты нацкомпаний и госпредприятий. Несмотря на многократно провозглашенный отказ от непрофильных активов, дисциплину и прозрачность, в гроздьях «дочек», «внучек» и «правнучек» нацкомпаний теряются миллиарды тенге. Квазигосударственные менеджеры заслужили себе в народе недобрую славу благодаря своим непомерным аппетитам, выписывая себе многомиллионные премии при гигантских убытках. На этом уровне мы фиксируем многочисленные нарушения и воровство из госказны. Именно в квазигоссекторе регулярно всплывают коррупционные схемы, бесконтрольно формируется огромная доля внешнего долга.

ДПК «Ак жол» требует, чтобы бюджеты нацкомпаний, их «дочек», различных РГП и ТОО при министерствах и акиматах, вроде «СК-Фармации» или СПК - должны стать максимально прозрачными, включаться в республиканский и местные бюджеты, а их руководство - отчитываться перед обществом о расходах и достигнутых результатах. Также очень важно, чтобы вся полученная чистая прибыль нацкомпаний и госпредприятий поступала в бюджет, чтобы не создавать лишних соблазнов строить за их счет гостиницы, гольф-клубы или покупать самолеты. Если через 5-10 лет после создания какая-то госкомпания все еще просит деньги у государства - значит, она работает не на государство, а на свой карман. Такие компании нужно ликвидировать, и пускать на их место частный бизнес, который будет работать на свои деньги, да еще платить налоги в бюджет.

ДПК «Ак жол» также считает, что все недавно введенные обязательные платежи граждан и бизнеса, которые хоть и называются «накопительными», «страховыми» или «членскими взносами», по сути, превратились в дополнительные налоги. Использование этих средств опять же проходит с огромными нарушениями. Многие граждане страны убедились, что использование средств Фонда медицинского и социального страхования происходит по фиктивным визитам и процедурам, которые они никогда не применяли. Точно также и периодические скандалы в ЕНПФ, все это дискредитировало систему управления средствами населения, которые государство должно было направлять в их благо. Мы считаем, что управление этими фондами, их расходы и премии также должны проходить через открытое обсуждение и контроль в Парламенте, иначе злоупотребления в этой области не прекратятся.

- Но будет ли Правительство с таким постоянным надзором и, как его следствие, необходимостью тратить усилия и время на то, чтобы отчитываться за каждый тенге перед депутатами, эффективным? Не превратиться ли это в лишние траты времени, лишние отчеты, какие-то политические придирки со стороны каждой из фракций? Притчей во языцех стало то, что работники министерств днюют и ночуют на работе, банально не успевая выполнить даже те обязанности, что есть сейчас, а если их увеличат…

- Вы знаете, государственный бюджет - это та сфера, где не зазорно быть придирчивым. Более того, в странах развитой демократии парламентские комитеты по контролю за бюджетом традиционно возглавляют именно представители оппозиции. И это очень правильная система: если правящая партия распоряжается бюджетом, то лучше их политических визави за этим следить не будет, что обеспечивает прозрачность бюджета. Только в нынешнем году, после 8 лет противодействия бюрократов, благодаря поручению Президента и поддержке всех коллег в Мажилисе и Сенате, Демократическая партия «Ак жол» смогла провести закон «О парламентской оппозиции». Теперь парламентское меньшинство, наконец, получит реальный вес. У нас перестанут отключать микрофоны на заседаниях, наши поправки в законы не будут «цензурироваться» в правительстве. Пришло время реальной оппозиции. Если мы хотим, чтобы изменения в стране происходили эволюционным путем, а не революционным, через путчи, восстания, то надо начинать их уже прямо сейчас. Нужно насыщать оппозиционных депутатов в Парламенте такими полномочиями, чтобы вместо монополии на власть одной партии сформировать реальную систему сдержек и противовесов.

Усиление оппозиции будет означать и автоматическое усиление роли Парламента, который должен стать самым ярким воплощением нового курса на Слышащее государство, провозглашенного Президентом Токаевым. Мы, в «Ак жоле», считаем, что государство должно быть не только Слышащим, но и Решающим. Недостаточно поднимать проблемы и принимать петиции, собирать советы и говорить, гораздо важнее сегодня - быстро добиваться практических шагов, которые ожидает общество. В этом направлении будет правильно предоставить Парламенту право выделять средства на нужды избирателей даже вопреки возражениям Правительства. То, что сегодня ни одна бюджетная инициатива депутатов не рассматривается без согласия правительства, хотя голосуют наши избиратели именно за депутатов, а не за министров, это неправильно. Если бы у Парламента были полномочия прямого финансирования наказов избирателей, то, скорее всего, не было бы нынешней остроты проблем многодетных, нехватки жилья, а склады боеприпасов из Арыси могли быть вывезены за 10 лет до трагедии, и это обошлось бы в десятки раз дешевле восстановления города.

Демократическая партия «Ак жол» предлагает закрепить небольшую, но конкретную долю расходов бюджета (1%) для финансирования Парламентом (через бюджетные процедуры) наказов избирателей, имеющих общественное значение. Поймите, кроме «больших и государственных» задач, есть и простые, но важные дела. И построить пешеходный мост через железнодорожный переезд или заасфальтировать улицу очевидно важнее, чем потратить миллионы на премии топ-менеджерам госкомпаний.

Что касается нагрузки на чиновников и служащих, то, если они не справляются, значит - должны прийти другие, значит - нагрузки распределены неправильно, значит - существует слишком много бюрократических процедур, которые нужно будет отменять, пересматривать. Как во время проблем с лекарствами в стране вдруг оказалось, что процедуру ввоза можно было убыстрить на 10 дней! Но для того, чтобы выяснить это, разве нужно было дожидаться сотен и тысяч смертей? Это же касается численности чиновников, которая у нас очень высокая. Мы во фракции ДПК «Ак жол» в Мажилисе поднимали этот вопрос еще два года назад. У нас на 18 миллионов населения - 100 тысяч чиновников, а из всего работающего населения они составляют 21%. Сравните с Японией, чье население и экономика намного больше, чем в нашей стране, там только 8% работающих граждан являются чиновниками. В итоге у них один облеченный властью госслужащий на 14 тысяч человек, а у нас - один на 180 человек! У нас в 80 раз больше чиновников на душу населения, чем в развитой Японии. Просто подумайте об этом. Весь вопрос в правильном и четком планировании, а также функционировании институтов государства.

- Хорошо, я понимаю, что речь в предвыборной программе идет о действительно кардинальных политических переменах. Я даже еще не хочу касаться экономического блока, о нем я бы хотел поговорить в отдельной беседе. Но насколько реалистично все это? Не окажется, ли что все эти прекрасные вещи так и останутся на бумаге?

- Тут ключевой вопрос - это чистота и честность выборов. Выборы - мерило демократии в каждой стране. И тут я должен подчеркнуть, что избирательная система Казахстана действительно нуждается в глубоких реформах, которые бы гарантировали права граждан на голосование и избрание, а также защиту от фальсификаций. Мы сами свидетели того, как на предыдущих выборах в маслихаты, под разными предлогами, вроде расхождения налоговых данных на какие-то 100-200 тенге, часто из-за округления в самих налоговых органах, были сняты с гонки около ста членов партии «Ак жол». Чтобы нам провести настоящие, эффективные для государства выборы, нам необходимо полностью запретить практику снимать «неудобных» кандидатов с избирательной кампании. Да, бывает, что кто-то что-то нарушит, но мы считаем, что все претензии к кандидатам можно рассматривать и после голосования, в полноценном судебном процессе. Давайте установим допустимые отклонения в налоговых декларациях, чтобы сильные кандидаты не отстранялись от выборов за незначительные расхождения, которые допускают сами же государственные служащие, выдающие им справки о доходах. Например, у нас регистрационный взнос кандидата установлен в 10 МРП, давайте на эту же сумму утвердим допустимое отклонение в налоговой декларации.

Что еще важно по процедурам? Для прозрачности результатов голосования важно и даже необходимо обязать участковые избирательные комиссии в течение часа после окончания подсчета голосов оформить протокол итогов голосования и выдавать наблюдателям и официальным представителям кандидатов заверенные копии этих протоколов. Именно нарушения на этом этапе вызывают резкую реакцию избирателей, мы видели это по Беларуси. Поэтому нам есть смысл вообще запретить вынос урн с бюллетенями с избирательного участка до официального подсчета голосов и оформления протоколов. Ну, и за нарушения этих требований мы должны привлекать людей к реальной уголовной ответственности. Еще одну вещь необходимо просто искоренять: использование административного ресурса при проведении предвыборной кампании. Принуждение администрацией вузов и колледжей своих студентов к массовым мероприятиям, отчетам о личном голосовании и прочие «карусели» - такие вещи должны гарантированно вести к увольнению подобных руководителей. Если мы сегодня не обеспечим молодежи возможность делать свой собственный выбор, завтра мы получим если не бунт, то испорченное поколение, приученное лгать и смиряться с насилием над своей личностью, не верить в свободу, независимость. Такие люди не построят сильное государство. Это будут рабы, с которыми наша нация будет обречена на обман и подчинение другим. Очередной раз ради политической конъюнктуры ломать психику молодежи могут только те, кто не понимает, что Казахстану нужна свободная, сильная и уверенная в себе молодежь. Мы, как Демократическая партия «Ак жол», требуем защищать свободу выбора и человеческое достоинство нашей молодежи.

Ну, а тех, кто провоцирует такое, допускает или целенаправленно занимается подтасовками на выборах - пришло время спрашивать с них вплоть до уголовной ответственности. Воруя голоса или вбрасывая бюллетени нарушители осуществляют незаконный захват власти, лишая ее реальных избирателей. Как мы все знаем, по Конституции, источником власти является народ. Воровать его право выбирать себе власть - значит узурпировать эту власть. Пора за это наказывать предельно жестко. Без этого мы просто не сможем заслужить доверие граждан к избирательным процессам. Чтобы реально активизировать участие избирателей и наблюдателей, надо реально ужесточить публичный контроль и прозрачность выборов.

- Это, конечно, все очень хорошо, но не получится ли в итоге, что выборы вместо процесса, укрепляющего доверие к государству, сплоченность общества, превратятся в аттракцион популизма, а затем и раздрая в обществе?

- Да, такие решения приведут к непредсказуемости результатов. Но в том и смысл, что выборы не должны управляться чиновниками, их результаты должны зависеть только от воли избирателей - это позиция Демократической партии «Ак жол».

Конечно, такие подходы создают такие риски, как рост популизма. Но это лучше, чем потеря доверия общества к своему государству. Понимаете, даже Уинстон Черчилль говорил, что демократия - «это наихудшая форма правления, если не считать всех остальных». Демократические структуры, институты и процедуры - не идеальны, но в них заложена система предохранения от ошибок. Именно поэтому мы предлагаем отдавать контрольные функции по бюджету парламентской оппозиции, понимаете? Сдержки и противовесы действительно работают, не позволяя тем, кто хочет использовать демократию, получать монополию на власть.

Всем нам пора учиться в открытой дискуссии доказывать государственные подходы и противостоять спекуляциям. Без этого невозможно взросление политической культуры, как невозможно научиться плавать в бассейне без воды. Лезть в воду - это, безусловно, риск, но иначе нельзя научиться плыть, а если вы живете у моря, то это куда больший риск - не уметь плавать. Поэтому мы предлагаем в рамках реформирования выборной системы еще более упростить регистрацию новых политических партий, уменьшив требования по количеству членов до 10 тысяч, а также снизить порог прохождения партий в Мажилис и маслихаты с 7 до 5%.

Мы должны двигаться по направлению, которое определили нам наши предки, первая казахская политическая партия «Алаш», первое современное государственное образование - Казахская автономная республика. Именно благодаря их наследию, наш выбор, выбор Демократической партии «Ак жол» - это европейский путь развития, европейские подходы в отношениях государства и общества, европейские стандарты качества жизни. Лидер «Алаш» Алихан Букейхан писал, что мы видим будущее «в приобщении к лучшим достижениям западных государств» («саналы турде Батыс оркениетiн орныктыру аркылы коремiз»). Поэтому, мы, Демократическая партия «Ак жол», в качестве дальней перспективы, рассматриваем не только внедрение европейских подходов в нашу повседневность и государственность, но и постановку вопроса о вступлении Казахстана в дальнейшем в Европейский союз вместо Евразийского.

- Ого! Это очень сильное заявление! Попрошу Вас продолжить нашу беседу о социально-экономическом блоке программы ДПК «Ак жол» на следующей неделе, и благодарю за сегодняшнюю беседу.

- С удовольствием продолжу наш разговор!

Продолжение беседы читайте, пожалуйста, в следующем номере «ДН».

   Оплачено из средств избирательного фонда партии "Ак жол"

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...