Факторы неопределенности | Деловая неделя
14 сентября 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Факторы неопределенности

26.01.2022 11:09:33
№: 03 (1453)
Нигмат РАМАЗАНОВ

Новый год с точки зрения ценовой конъюнктуры на сырьевые товары, оказывающей основное влияние на состояние отечественной экономики и финансового рынка, начался на позитивной ноте. Но при этом к известным и неизвестным источникам неопределенности добавились, к сожалению, новые, связанные с трагическими событиями января.

Торги нефтью на Лондонской товарной бирже в этом году начались с отметки выше 78 доллара за баррель, а ближе к концу второй декады стоимость эталонной марки нефти протестировала отметку 89 доллара, достигала семилетнего максимума. По мнению экспертов, драйверами масштабного роста стали растущий спрос, исчезновение опасений по поводу омикрона и неспособность ОПЕК+ нарастить добычу в запланированных объемах. По сообщениям в СМИ, некоторые участники рынка теперь думают, что сейчас вопрос заключается уже в том, когда, а не в том, достигнет ли нефть трехзначных цифр, чего не было с 2014 года.

Отмечается, что нефть более чем оправилась после появления варианта омикрон в конце ноября, которое оживило воспоминания о дельте и привело к падению цен на эталонную нефть ниже 70 долларов за баррель. Относительная мягкость варианта, высокий уровень вакцинации в большинстве развитых стран и общее нежелание вводить жесткие ограничения означают, что серьезного удара по потреблению не произойдет, считают аналитики рынка.

Спрос растет, запасы нефти и нефтепродуктов падают. ОПЕК+ пытается увеличить добычу, однако с этим возникли проблемы. Альянсу пока не удается добиться увеличения добычи на 400 тысяч баррелей в сутки каждый месяц. Так, в декабре ОПЕК добавила только 90 тысяч баррелей в сутки, так как увеличение предложения было компенсировано потерями в Ливии и Нигерии. Даже Россия заявила, что, возможно, около половины своего запланированного увеличения поставок обеспечит лишь в течение следующих 6 месяцев.

Проблемы поставок, похоже, станут основным фактором, подталкивающим нефть к отметке в 100 долларов, считают эксперты. Препятствием может стать Иран, если ядерные переговоры дадут возможность открыть путь к возобновлению официального экспорта из этой страны. Против роста цен могут сыграть также увеличение добычи сланцевой нефти в США и неопределенность с вирусом в Китае. До сих пор нашим соседям удавалось успешно бороться с пандемией, однако спутать карты может появление омикрона, отмечают аналитики.

Примерно так же оценивает ситуацию на рынке нефти и Международное энергетическое агентство. Оно видит более дефицитный рынок, чем представлялось ранее, поскольку спрос на удивление мало пострадал от омикрон-штамма, в то время как поставки сдерживаются сбоями. В этих условиях спрос на нефть приближается к допандемическому уровню 99,7 млн. баррелей в сутки, говорится в ежемесячном отчете МЭА. На этом фоне Агентство ожидает, что спрос на нефть в 2022 году вырастет на 3,3 млн. баррелей в сутки.

Как бы не изменились события на рынке нефти в дальнейшем, в январе мировые цены складываются заметно выше уровня в 80 доллара за баррель. Стоимость нефти превысит прогноз казахстанского правительства более чем на треть, а показатель января прошлого года - примерно в полтора раза (соответственно 60 и порядка 55 долларов за баррель). Масштабный рост, с одной стороны, окажет поддержку нашей экономике. С другой стороны, рост цен выше 80 доллара за бочку очень часто сопровождается обвальным падением. С этой точки зрения оптимальным представляется уровень мировых цен в интервале 70-80 долларов за баррель.

Масштабное повышение нефтяных котировок могло способствовать усилению национальной валюты. Однако трагические январские события и введение режима ЧП оказало давление на тенге. В этих условиях глава государства поручил Национальному банку и Агентству по регулированию финансового рынка обеспечить стабильность валютного рынка до полного восстановления доверия к тенге со стороны внутренних и внешних участников рынка. Значительное влияние на формирование курса пары тенге-доллар оказал и тот факт, что в период ЧП финансовые рынки в Казахстане не функционировали.

Торги на валютном рынке были запущены 12 января. Национальный банк ожидал повышения спроса на валюту и ее ограниченное предложение, поэтому еще накануне заявил о готовности проводить валютные интервенции с целью недопущения спекулятивного давления на тенге. Их объем за 12 и 13 января, по информации регулятора, составил 240 млн. долларов или около 50% от всего объема торгов. Под воздействием указанных факторов в совокупности средневзвешенный биржевой курс доллара с 12 по 21 января держался выше коридора 433-434 тенге против порядка 431,80 тенге по состоянию на начало года и на 5 января. Третья декада месяца ознаменовалась небольшим повышением курса доллара. В предыдущую пятницу, 21 января, его биржевой курс вырос до 435,10 тенге. Курс доллара на эту дату повысился на 3,3 тенге или менее чем на процент. Поддержанию курса тенге способствовали высокие мировые цены на нефть, меры Национального банка, временное прекращение биржевых торгов.

За прошедшие три недели еще более заметно по отношению к доллару США подешевел рубль, упав с 74-75 до уровня 77 рубля, несмотря на положительные экономические показатели прошлого года и подорожание нефти в январе до семилетнего максимума. Рубль толкала вниз раздуваемая на Западе истерия по поводу возможного нападения России на Украину, что подталкивало инвесторов избавляться от рублевых активов, ослабляя тем самым валюту. Рубль оказался между дорогой нефтью и отсутствием прогресса в переговорах о гарантиях безопасности. В результате на предыдущей неделе и в начале текущей наблюдалось существенное усиление позиции тенге по отношению к российскому рублю.

Если говорить о возможной динамике мировых товарных и валютных рынков в краткосрочной перспективе, то аналитики выделяют несколько факторов, способных оказать влияние на настроения инвесторов. Основное внимание участников рынка будет обращено на заседание ФРС США на этой неделе. Маловероятно, что американский регулятор предпримет какие-то действия до окончания сворачивания программы количественного смягчения, которая заканчивается в марте. Однако инвесторы будут ожидать от ФРС оценок возможной траектории изменения ставки в текущем году, считают эксперты.

Вторым важным фактором называют ситуацию с распространением штамма омикрон. Несмотря на новые максимумы заболеваемости в мире, в некоторых странах наблюдается улучшение ситуации с коронавирусом. При этом снижение случаев с госпитализацией и смертностью дают инвесторам надежду на возможность лишь минимального ужесточения карантинных ограничений, что должно способствовать улучшению настроений на рынках и активизации покупок. Для внутреннего рынка, как было отмечено, дополнительным фактором неопределенности стали январские события.

На таком внешнем фоне обсуждается вопрос продолжения нефтяного роста до 90 долларов за баррель и выше. Экспертных мнений по этому поводу много, но ориентиров возможного снижения становится меньше. Тем временем котировки нефти держатся на высоком уровне. Торги в минувший понедельник, 24 января, открылись с отметки выше 88 доллара за бочку. Однако к концу дня нефтяные цены пошли вниз, упали ниже 86 доллара, чему, кроме прочего, способствовали данные о запасах нефти в США.

Снижение цен наряду с сохраняющейся напряженностью в переговорах между Россией и Западом о гарантиях безопасности оказали давление на рубль. Его курс вечером 24 января резко снизился по отношению к основным мировым валютам. Так, стоимость доллара впервые с осени 2020 года превысила 79 рублей. В этих условиях Банк России приостановил покупку валюты на внутреннем рынке в рамках бюджетного правила, после чего стоимость американской валюты вернулась в район несколько ниже 79 рублей.

Падение рубля в минувший понедельник не отразилось на тенге, поскольку произошло после закрытия валютных торгов на внутреннем рынке. Более того, тенге на фоне высоких нефтяных цен вернул часть потерь, биржевой курс доллара сложился ниже 435 тенге. Реакция на ослабление рубля и снижение цен на нефть последовала на следующий день. В минувший вторник стоимость доллара на внутреннем рынке сложилась выше 435 тенге. Можно ожидать, что до конца января курс основной пары на внутреннем рынке будет оставаться вблизи текущих уровней. Если, конечно, в очередной раз не произойдет резкого падения котировок на рынке нефти. 

Что касается новостей о параметрах монетарной политики и финансового рынка за прошлый год, то их показатели продемонстрировали разнонаправленную динамику. Так, валовые международные резервы Национального банка сократились за прошлый год на 3,5% до уровня около 34,4 млрд. долларов США. При этом активы в свободно конвертируемой валюте снизились более чем на 10% (почти на 1,22 млрд.) до 10,84 млрд. долларов. Активы в золоте сократились на 0,15%, составили около 23,55 млрд. долларов. Еще более неутешительная картина сложилась с активами Нацфонда. По предварительным данным, активы Национального фонда в иностранной валюте сократились за год на 5,8% до уровня 55,3 млрд. долларов. В абсолютных цифрах активы фонда снизились более чем на 3,4 млрд. долларов. Если смотреть в средне и долгосрочной перспективе, то сокращение резервов наблюдается далеко не первый год. Для сравнения, в 2014 году активы фонда превышали 73,5 млрд. доллара США.

По сравнению с предыдущим годом замедлился рост денежных агрегатов. Темпы прироста денежного предложения сложились выше уровня инфляции, но ниже, чем в предыдущем году, характерном резким ухудшением ценовой конъюнктуры и падением экономики. Денежная база в широком определении расширилась за прошлый год на 12,1%, составила около 10,96 трлн. тенге. Денежная масса увеличилась на 20,8% до уровня около 30,1 трлн. тенге. При этом денежная база в узком выражении, то есть без учета срочных депозитов банков в Национальном банке, выросла за 11 месяцев более чем на 20% до уровня около 6,2 трлн. тенге.

Положительная динамика роста сохранилась на рынке государственных ценных бумаг. Объем краткосрочных нот Национального банка в обращении снизился в прошлом году до 2,1 трлн. тенге. При этом объем облигаций Минфина вырос более чем на 16%, превысил 11 трлн. тенге. В целом объем ГЦБ в обращении (с учетом муниципальных бумаг) составил около 14,3 трлн. тенге. Рынок ГЦБ продолжил рост, но это не тот случай, когда этому надо радоваться. Дело в том, что рост обусловлен необходимостью финансирования дефицита республиканского бюджета за счет выпуска дополнительного объема облигаций Минфина с высокой доходностью.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...