Футбол – гораздо больше, чем игра
Почему каждый чемпионат мира превращается в очередную демонстрацию полностью ошибочности системы, которой управляется наша планета?
Юрий Сигов, Вашингтон
Начинающийся в небольшом государстве Персидского (Арабского) залива Катаре очередной чемпионат мира по футболу вот уже несколько лет не давал покоя всем, кто к самому футбольному мировому празднику имел хотя бы какое-то отношение. Одни считали, что подобные мероприятия негоже якобы давать маленьким, едва заметным на карте странам. Другие говорили о том, что за те деньги, которыми располагает это государство, можно по несколько раз на день скупать всех футбольных чиновников всей планеты - и еще много миллиардов долларов в запасе остается.
Кому-то явно не нравились морально- государственные порядки в Катаре, где нет даже полунамека на вседозволенность и распущенность нынешних «либеральных» нравов той же Европы и всего коллективного Запада. И уж точно беспокоились особо рьяные поборники «всемирного футбольного действа» насчет погодных условий на небольшом по размерам полуострове, вдающемся в Залив. Дескать, там летом жара несусветная и кошмарные климатические условия не то, что для футбола – да даже самой жизни. И посему Катар буквально насильно заставили организовать турнир поздней осенью, когда великим мастерам кожаного (а ныне – синтетически винилового) мяча будет сподручнее и комфортнее его пинать.
В этой связи все эти критики, и чем-то вечно недовольные умудрялись позабыть, что футбол – это давно уже вовсе не один из видов спорта, и даже не обычное шоу для развлечения миллионов. Это - глубоко по своей сути социальное явление, где элементы шоу-бизнеса тесно всегда переплетены с большой политикой и еще большими деньгами. С возможностью как минимум раз в два года (с учетом очередности чемпионатов Европы и мира) выдавать на всеобщее обозрение нечто, буквально на ровном месте позволяющее зарабатывать несметные богатства.
А если учесть, что помешанных на этом социальном явлении, которое по своей сути призвано в нынешние времена банально отвлекать внимание массы людей от их повседневных хлопот и забот, по всей планете сотни миллионов, то каждое подобное мероприятие - это действительно событие планетарного масштаба. И остаться в стороне от него не получалось никогда, и ни у кого - ни у тех, кому футбол в принципе «по большому барабану», ни у тех, для кого чемпионат мира в Катаре – еще одна уникальная возможность и денег срубить неслабо, и себя родимого показать окружающим во всей красе.
Ну, купили - и что из этого? А другие – они получали футбольный чемпионат мира задарма или «очень честно»?
Начинающийся в Катаре очередной чемпионат мира по футболу с самого начала окружен был целой чередой натуральных парадоксов, каждый из которых по большому счету – обыденное явление для всей сегодняшней спортивно-развлекательной сферы. Которая проникнута самим шоу, бизнесом, деньгами и неуемным желанием одних стать «более важными и заметными в мире», а других – на этом попытаться по максимуму заработать. И непонятно, чего, спрашивается, по всем этим составляющим прицепиться именно к Катару, который то, чего хотел – в конце концов того и добился. А все те, кто на этом так и не смог заработать - ну, так это ваши, господа-товарищи проблемы, а не катарского руководства.
Достаточно перечислить только темы, которые касались Катара как «неподходящего места для проведения такого большого и масштабного спортивного праздника». Это и маленькая территория, и отсутствие футбольной инфраструктуры, и якобы нещадная эксплуатация рабочих и служащих, которых навезли специально на футбольные стройки, прежде всего из стран Южной Азии. Затем Катар обвиняли в том, что там не водятся почему-то (в отличии от той же Европы и США) ни геи, ни лесбиянки, плюс вовсю якобы нарушаются права человека (интересно, какого именно?). А еще Доха попросту купила всех гордых и независимых членов исполкома ФИФА, чтобы получить первенство именно у себя дома.
На все это есть только один разумный ответ: ну и что с того? Вот бывший президент ФИФА швейцарец Йозеф Блаттер, которого сравнительно недавно местная прокуратура вроде как оправдала по делу о многомиллионном мошенничестве (а фактически просто решила спустить дело на тормозах, потому как до него уже никому нет дела), поведал журналистам, что выбор Катара в качестве страны-хозяйки чемпионата мира был якобы «ошибкой».
Ну так с подобной логикой и все остальные места проведения чемпионатов мира по футболу с таким же успехом можно считать неудачными, было бы к чему придраться, и насчет чего в пустой след порассуждать. Как оказалось, в июле этого года теперь уже бывший президент ФИФА Йозеф Блаттер и также бывший глава УЕФА француз Мишель Платини были оправданы по обвинениям в коррупции, недобросовестном (то есть в своих личных корыстных интересах) управлении вверенных им организациях, плюс злоупотреблениях служебным положением. При этом от самих обвиняемых – ни разу, и ни слова не прозвучало раскаиваний, извинений, обещаний «больше так никогда не делать».
А ведь, как известно, Россия и Катар были выбраны в качестве хозяев чемпионатов мира по футболу 2018 и 2022 годов, когда именно дедушка Блаттер рулил мировым футбольным хозяйством. А как только это случилось, так по какой-то странной причине у ФИФА и самого Блаттера начались проблемы, напрямую объясняемые коррупцией, взяточничеством, непотизмом и элементарным желанием заработать на своей должности куда больше, чем на то предназначалась официальная зарплата швейцарского клерка, пусть и высокого пошива.
Заявлять же, будто у него при открытии конверта с надписью «Катар» после голосования в 2010 году за право проводить нынешний чемпионат мира было «лицо несчастливого человека», по-моему – верх чиновничьего цинизма. «Никто ведь не мог понять, почему чемпионат мира должен проходить в одной из самых маленьких стран мира» - разоткровенничался Блаттер еще в 2015 году, намекая, что он якобы к выбору именно Катара как месту проведения турнира не имеет никакого отношения.
Теперь же Блаттер всех вокруг уверяет, что во всем, что было связано с заявкой Катара виновен … тогдашний европейский футбольный начальник Мишель Платини. Его якобы тогдашний президент Франции Саркози попросил «по возможности помочь Катару». Блаттер с радостью (и явно не забесплатно) помог – 14 голосов было подано за Катар, а против проголосовали тогда 8 членов исполкома ФИФА. Тут же, правда, Блаттер сам и признает, что подобные «левые договоренности» - на самом деле обычная практика руководства ФИФА.
Вроде бы вcе вокруг договорились первоначально, что чемпионаты 2018 и 2022 годов будут проведены последовательно Россией и Соединенными Штатами (типа некоего «жеста мира» в сфере спорта, что должно было бы помочь странам найти общий язык и в вопросах политики: что же из этой затеи получилось в итоге, видно на уровне сегодняшнего противостояния РФ и США). То есть фактически официальным лицом ФИФА признается, что кто бы другой не подавал заявки, и какие бы доводы в свою пользу тогда не приводил – все было бы в любом случае впустую. Но…
Самолеты, вертолеты, инвестиции, каток для фигурного катания и многое, многое другое
Заявку подал, однако, Катар - и победил что Америку, что всех остальных. Почему? Оказалось, что Франция в тот момент предложила сделку Катару по покупке своих истребителей для вооруженных сил этой страны. Их Доха приобрела тогда 24 штуки, а затем еще. Так вот «в еще» вошло и кое-что дополнительное: руководство Катара приобрело любимый футбольный клуб Франции для ее тогдашнего президента – «Пари Сен Жармен». Плюс Катар купил права на трансляцию французского чемпионата за сумму с восемью нулями в евро. И вновь: Катар со своей стороны предложил деньги, но ведь это граждане французы, а вместе с ними и руководство ФИФА с удовольствием согласились на эти условия. Так причем здесь «футбольные наезды» на Доху все прошедшие месяцы?
Более того: все эти якобы откровения футбольных международных функционеров – по сути дела верх лицемерия и продажности, когда дело касается больших сумм и якобы соблюдения мифического принципа «спорт вне политики». Тем более, что футбол давно уже к спорту не имеет никакого отношения. Но зато крутящиеся вокруг него зарабатывают очень даже приличные деньги, особенно в том, что касается проведения значительных турниров по типу чемпионатов мира, Европы или еврокубков среди клубов.
Получив в конце концов право на проведение чемпионата мира, Катар действовал строго в рамках установленных не им, а самой ФИФА правил: хотите организовать у себя подобный турнир – значит «поработайте» над заявкой, «поговорите по душам» с членами футбольного мирового исполкома, «убедите» их в том, что лучше вашей страны и ее заявки нет ничего на свете. А если вы еще и правильно «подкатите» к самому верхнему начальству мирового футбола, то шансы будут велики, что вашу заявку рассмотрят в конечном итоге положительно - и даже разрешат такой чемпионат вам провести.
Кстати, футбольное хозяйство – вовсе не отдельно взятая епархия для подобных «закулисных чиновничьих договоренностей». Вспомните, как Россия получила зимнюю Олимпиаду в Сочи (подарили даже каток в тропическую страну Гватемалу плюс открыли там свое посольство, где как раз и проходило последнее заседание Исполнительного Олимпийского комитета по принятию российской олимпийской заявки). На зимней Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити в США в 2002 году все африканские члены исполкома получили для собственных детей и внуков от американских университетов (с чего бы это такая щедрость, правда?) бесплатные стипендии на обучение. И таких примеров - полным-полно, причем никто почему-то не считает их каким-то криминалом или постыдным явлением.
На месяц столицей всего мира будет Доха. А все остальные пусть завидуют, и думают по этому поводу что пожелают
В конечном итоге чемпионат пройдет именно в Катаре, все для него готово, критики и злопыхатели самого факта проведения турнира в стране, где всяким однополым и на них похожим никто не собирается потакать, и ради их присутствия на чемпионате менять собственные правила жизни, могут и дальше выражать свое неудовольствие происходящим, но придется им с реалиями жизни все же смириться.
Со своей стороны Оргкомитет катарского чемпионата сделал все возможное, чтобы гостям и всем тем, кто в нем непосредственно примет участие, было бы максимально комфортно. По времени года чемпионат перенесли на удобную для европейцев и латиноамериканцев пору. Насчет проживания и всего остального - так у подавляющего большинства стран, кто приедет в эти дни в Доху, ничего подобного по уровню удобств даже через сто лет не будет. Гостеприимством арабы вообще славятся, а уж богатые арабы - так и подавно (катарцы, кстати, люди очень не просто гостеприимные, но и любознательные, стремящиеся к постижению других культур и образа жизни - но не в ущерб собственным).
Надо заметить, что обычно такие вещи, как бронь отелей, аренда автотранспорта, распространение билетов на матчи - исключительная прерогатива ФИФА. Так что при всем желании катарцы не смогут всем помочь, принять, разместить и сделать по прошествию этого турнира всех иностранцев счастливыми. Однако самое важное для себя (вне зависимости от того, как по деньгам это будет выглядеть, когда чемпионат завершится) Катар все же получит. Это - мощнейший имиджевый позитивный эффект привлечения внимания и к самой стране, и к ее людям, и, естественно, к немалой мудрости руководство эмиратом.
Дело в том, что футбол - не просто важнейшее социальное явление на планете, но и самый выгодный имиджевый проект, который только можно себе представить. Достаточно сказать, что количество зрителей, смотрящих по телевизору чемпионат мира по футболу, превышает Олимпиады (любые) в восемь раз, а следующий по популярности (пока там выступали российские спортсмены) чемпионат по фигурному катанию - в 14 раз. Так что гарантировано все те, кто о существовании Катара вообще раньше не знал, теперь воочию (пусть даже через телемонитор) смогут в этом убедиться.
Много критики в нынешнем году раздавалось относительно невиданного и неслыханного (якобы) нашествия болельщиков в Доху со всего света (по самым скромным подсчетам ожидается 1,1 миллиона гостей в эмират, где коренного населения чуть более 300 тысяч). Выражались также опасения, что якобы аэропорт в Дохе, который неоднократно расширялся и перестраивался за последние несколько лет, просто не сможет принять такое количество самолетов. Тем более, что многие из них будут частными. И что?
Думаю, что и местную авиакомпанию Qatar Airways болельщики со всего света уважать будут, и сам построенный посреди пустыни город-сказку с несколько вычурными, но очень впечатляющими небоскребами полюбят. Да и сам футбол в окружении дружелюбного, и готового всегда помочь населения оценят. Причем все это замешано будет на арабском колорите, душевности народа и других, обычных для катарцев, составляющих. Которые во многих других странах в нынешние времена абсолютно немыслимы.
И еще. Тот факт, что, как правило, либо перед проведением подобных турниров, либо сразу после них разного рода бывшие и прочие руководители международных футбольных и иных структур начинают поведывать миру о том, как нечестно, коррупционно и «неправильно» та или иная страна получила право на проведение того или иного соревнования говорит только об одном – полностью неэффективной самой системы проведения и управления такими мероприятиями.
Ни Катар, ни все остальные никого бы не обрабатывали, не упрашивали, не обещали какие-то денежные суммы, если бы подобные шоу-представления действительно раздавались странам в честной, и какой-то минимально справедливой атмосфере. Ни Доха, ни Москва, ни следующие три столицы, которые примут уже следующий чемпионат мира (Оттава, Вашингтон и Мехико) вообще не имели бы с ФИФА никаких дел. Но таковы условия «игры вокруг большого футбола» - и не только в него.
А раз так – то почему-бы именно Катару на следующий месяц не запомниться всему миру как место проведения самого важного, популярного, посещаемого и телевизионно-транслируемого события ближайшего четырехлетия?