Генералы на линии огня
Начальник Генштаба Вооруженных сил РФ Валерий Герасимов, по слухам, лично отстранил генерала Попова от должности из-за того, что обрисовываемая им обстановка на фронте зримо отличается от подаваемой министерством обороны РФ радужной картины событий
Российские военачальники, как слабое звено
«ДН»
БОЛЕЕ МЕСЯЦА продолжается украинское контрнаступление на южном участке фронта от Днепра до Донецка, но Вооруженные силы Украины (ВСУ) пока так и не добились прорыва оборонительных позиций российской армии, оккупирующей на этом участке часть Запорожской и Херсонской областей. Обе стороны буквально перемалывают личный состав и технику друг друга в тяжелейших боях на линии соприкосновения вдоль первого оборонительного рубежа российских укреплений. Впрочем, если ВСУ и не удается прорвать глубокоэшелонированную оборону россиян, в операциях по коммуникациям, складам и командным пунктам они вполне успешны. На этой неделе в результате ракетного обстрела тылового штаба в Бердянске был убит заместитель командующего Южным военным округом генерал-лейтенант Олег Цоков. Он стал уже вторым российским генералом, погибшим после начала этого украинского наступления. В начале июня также в результате ракетного обстрела погиб начальник штаба 35-й общевойсковой армии генерал-майор Сергей Горячев. Впрочем, куда большее беспокойство Кремля вызывают не погибшие, а живой генерал российской армии. Речь идет о командующем 58-й армией Южного военного округа генерал-майоре Иване Попове. На этой неделе появилось его обращение к сослуживцам, в котором он объяснял им мотивы его отстранения от командования – за доклад о проблемах российской армии, который не понравился руководству Минобороны РФ. Обнародовавший аудиосообщение другой генерал - депутат Госдумы и экс-заместитель командующего Южного военного округа Андрей Гурулев – был обвинен кремлевскими пропагандистами в выносе мусора из избы и превращении ситуации с Поповым в «политическое шоу». Критики российского руководства увидели в этом новое проявление «военной фронды» против Кремля, в которой теперь участвуют уже не наемническая группировка ЧВК «Вагнер», а кадровые российские военные в высоких званиях, недовольные уже не только тактическими решениями Москвы, но и своим положением в государственной системе России.
Наступление топчется на месте
За более чем месяц ожесточенных боев украинцам действительно не удалось пройти более чем на 5-7 километров на отдельных участках Запорожского фронта, по направлению на Токмак-Мелитополь, а также на Бердянск. Передовые деревни первой линии обороны россиян неоднократно переходили из рук в руки, наступающим не удается использовать в качестве тарана западную бронетехнику, так как российские военные разместили на всех возможных направлениях наступления густые минные поля. Кроме того, без насыщения наступающих частей мобильными установками ПВО они несут тяжелые потери от ударов российской штурмовой авиации и вертолетов. Последние давно не рискуют залетать на территорию, контролируемую ВСУ, чтобы не быть сбитыми, однако, в обороне показали себя, как грозное оружие. «Ударные российские вертолеты с выскакивающими над «посадками» противотанковыми ракетными комплексами «Вихрь» создают украинским силам проблемы, несмотря на то, что армейская авиация россиян имеет не лучшую оптику и трудности с ресурсом двигателей», - отмечает Би-Би-Си.
«За последний месяц было много десятков эпизодов, когда в «посадку» (лесополосу – ред.) заходил взвод, а к вечеру он выбывал из строя – из-за подрывов на минах, сброса боеприпасов с дронов, прилетов снарядов и мин. А это ранения от осколков, поломанные ноги, контузии и случаи, когда бойцы подавлены и просто перестают пригибаться во время прилетов. Поэтому взвод хоть и не уничтожен, но вынужден отходить. И так с обеих сторон. В контратаках под Авдеевкой и Кременной у россиян дела еще хуже, потому что у них нет доступа к западной тактической медицине, да и в принципе с медицинскими учреждениями в так называемой ДНР все не очень хорошо. Для России война тоже давно вышла на новый уровень», - так описывает происходящее во время наступления украинский военный обозреватель Би-Би-Си Кирилл Данильченко. При этом, по его мнению, логика войны вернулась на уровень Первой мировой войны, когда все решали пехота, танки и артиллерия. «Основную работу на войне продолжают выполнять вагоны снарядов и танковые батальоны», - считает он.
Также Кирилл Данильченко отмечает, что высокотехнологичное дальнобойное оружие одно не в состоянии решить всех военных задач по нанесению поражения противнику. «…Армия может иметь тысячи высокоточных снарядов, управляемых бомб и дальнобойных ракет, но при этом не справиться с основной задачей на поле боя, - отмечает Данильченко. - Украина наносит сотни ударов реактивными снарядами GMLRS из установок HIMARS, часто не только по личному составу или нефтебазам россиян, но и по одиночным целям, вроде отдельных САУ и РСЗО. Только за прошедшую неделю были уничтожены склады в Макеевке и Суходольске, администрация в Волновахе и несколько пунктов размещения личного состава в разных районах. В итоге все равно - вязкие позиционные бои в ходе украинского наступления».
Большую роль, как уже говорилось, для замедления и остановки украинских атак играют минные поля, массово развернутые перед и между боевыми порядками и часто на коммуникациях. «Работа саперов на этом этапе очень важна, но она сильно осложнена тем, что им приходится работать под артиллерийским огнем противника. Минные поля, фугасы, дистанционная установка комбинированных минных заграждений, а также разные устройства разминирования, вроде ЗРП-2 «Тропа», остаются эффективными в современной войне. Особенно в связке с работой артиллерии и сбрасыванием боеприпасов с дронов. Днем от установленных мин невозможно прикрыться дымовым занавесом, как это работает с артиллерией. А ночью во время движения на технике через минное поле есть риск сойти с «протравленной» или разминированной «тропы» или налететь на малую группу, которая поставит противотанковую мину на уже безопасную дорогу»,- отмечает автор Би-Би-Си.
В целом же ситуация, по оценкам Данильченко, упирается в ресурсы, «перемалываемые» сторонами в изнурительной борьбе друг с другом. «Украинцы тем временем наступают, преодолевая упорное сопротивление противника. Возможен ли прорыв линий обороны российской армии на юге, выход к Перекопскому перешейку и угроза Крыму? Ни одна армия мира не сможет выстоять, если у нее за сутки уничтожают батарею «Ураганов», две батареи САУ и выбивают ствольную артиллерию десятками. Здесь все будет зависеть от способности сторон переносить потери, от упорства наступающих и стойкости обороняющихся, а также от работы тыла. Решающими могут стать поставки сотен тысяч снарядов, тысяч дронов, дополнительной ствольной артиллерии, радарных систем для контрбатарейной борьбы и сотен обещанных БМП и танков», - считает он.
Российские пропагандистские ресурсы описывают ситуацию несколько иначе. Они говорят, что это уже они отражают украинские «мясные штурмы», нанося военнослужащим ВСУ большие потери. «По сравнению с наступательными действиями 1-1,5 мес. назад противник поменял тактику - отвел 9-й и 10-й корпуса, подтянул тяжелую бронетехнику, в т.ч. современные танки, и сейчас наступает волнами, бросая вперед ТрО, подразделения наемников типа РДК. Бросает тех, кого не жалко. Волны - из групп по 15-20 чел., взводными тактическими группами (ВТГр), пытаясь изнурить и выдавить нашу линию обороны. По-прежнему несут колоссальные потери в ходе т.н. мясных штурмов. Тем не менее, за счет того, что идут волнами, где-то небольших тактических успехов достигают, в частности, на Южном направлении, хотя еще даже не подошли к т.н. «линии Суровикина». Наши временами оставляют позиции, отходят, потери с нашей стороны тоже есть», - так описывает происходящее автор телеграм-канала @voenkorKotenok.
Российские военные пропагандисты даже разместили в сети якобы найденную американскую военную оценку украинской тактики. «Действительно, раньше ломились с танками, гибли и отходили. Теперь бьют пушками по нашим траншеям, разбивают их, идут пешком, наши отходят со своих позиций и в ответ убивают атакующих украинцев артиллерией. После третьей такой атаки наша фортификация полностью исчезает. Точно также мы ходили в атаки в прошлом году, украинцы нас запускали на свои позиции и убивали артиллерией. И мы возвращались на исходные рубежи», - описывает ее российский пропагандист - «военкор» Александр Сладков.
Впрочем, как любые пропагандисты, Сладков старается не писать о том, что удары ракетами по штабам со стороны ВСУ становятся все более эффективными. Смерть Олега Цокова на этой неделе стала гибелью самого высокопоставленного российского военного в Украине. С российской стороны ее в эфире государственного ТВ подтвердил экс-командующий 58-й армии, а ныне депутат Госдумы, генерал-лейтенант запаса Андрей Гурулев. «Причем это человек, который был в таких передрягах, что мало кому снилось. Он в прошлом году был крайне тяжело ранен, его еле вытащили, и по сути он по состоянию здоровья сегодня уже мог на фронт не ехать, его могли списать. Он сказал: нет, ребята, я буду там, и опять пошел воевать с нацистами. К сожалению, он геройски погиб, этот человек заслуживает громадного уважения, имеет сумасшедший авторитет в вооруженных силах, и это правда», - отметил он.
По информации различных источников, 11 июля украинские ракетчики нанесли удар по Бердянску, один из «прилетов» пришелся по отелю «Дюна», который находится по адресу Тенистый бульвар, 22. Судя по всему, именно здесь и располагался командный пункт 58-й армии, где погиб Цоков. Причем удары были нанесены не однократно, а повторная ракета поразила уже пришедших на помощь своим разгромленным штабным, военных РФ. По некоторым данным, в таком повторном ударе по Бердянску погиб заместитель командира ОМОНа по Ингушетии Хасан Тимурзиев. Подобные удары показывают, что у ВСУ хорошо налажена разведка и лучше возможности при нанесении ударов на дальние расстояния, это же помогает менее многочисленным украинским батареям выигрывать контрбатарейную борьбу с российскими артиллеристами.
Бунт или принципиальность?
О том, что россияне несут огромные потери в ходе этого перемалывания, стало известно из аудиосообщения генерала Ивана Попова, командующего 58-й армией Южного военного округа. Обращаясь к своим сослуживцам, он заявил: «Я обозначил все проблемные вопросы, заострил внимание на самой главной трагедии современной войны – это отсутствие контрбатарейной борьбы, отсутствие станции артиллерийской разведки и массовой гибели и увечьях наших с вами братьев от артиллерии противника. В связи с этим, видимо, старшие начальнички почувствовали во мне опасность какую-то. И стремительно, за один день световой, состряпали приказ министра обороны, выдали распоряжение, и от меня избавились».
«Попов не жалуется – он делает такое жесткое заявление, обвиняя старших начальников, как у них положено говорить, в предательстве. И это все говорит о развале высшего руководства вооруженных сил и о развале, как мне кажется, высшего руководства Российской Федерации как государства. В заявлении генерала Попова меня поражает не столько само заявление – это может быть эмоциональной реакцией человека, которого, по его мнению, несправедливо отправляют в отставку, выгоняют. Всякое бывает. Меня поражает другое – то, через кого это заявление стало известно. Оно стало известно через депутата Государственной думы – тоже генерала, солидного человека. Тот депутат Гурулев, который все это дело обнародовал, он-то не находится в состоянии эмоционального стресса, как генерал Попов. Он-то ведает, что творит, он-то точно думает. Получается, что он понимает, что либо ему за это ничего не будет, либо недовольство высшим начальством достигло уже таких пределов, что они говорят: «И хрен с вами, горите вы все огнем, мне тоже на все наплевать». Это результат той слабости, той трусости, которую проявило высшее руководство страны во время путча Пригожина. Они пожинают плоды своей трусости», - так описал поведение Попова российский политолог Леонид Гозман.
После обнародования этих слов многочисленные российские пропагандисты приступили к смягчению ситуации, обвиняя Гурулева в попытке вынести сор из избы, одновременно выводя из под удара Попова. «Экс-командующий 58 армией, ныне депутат Госдумы Андрей Гурулев фактически подтвердил отставку нынешнего командующего 58 армией, опубликовав его аудио-обращение. Генерал-майора Ивана Попова вывели в распоряжение, по его словам, за жесткую позицию по недостаткам в оснащении вверенной ему армии средствами контрбатарейной борьбы и станциями артиллерийской разведки. Что сказывается на тяжелых потерях. Не секрет, что это - болевая точка не только легендарной 58-й. У противника контрбатарейка поставлена куда лучше за счет американских станций ANT-PQ. А это, в свою очередь, накладывает отпечаток на возможности нашей артиллерии, которая без преувеличения работает в тяжелейших условиях», - написал в своем телеграмм-канале Александр Коц, «военкор» «Комсомольской правды».
Александр Сладков, «военкор» государственного ВГТРК, записал целое видео по данному поводу, а после еще и текстом выделил основную мысль: «ИВАН ПОПОВ — НЕ МЯТЕЖНИК, УЛЬТИМАТУМОВ НЕ СТАВИЛ, КАНАТЫ НЕ ОТРУБЛЕНЫ. Выводы: - решение НГШ обсуждению не подлежит, в армии приказ — это закон; - Попов не преступник, это генерал, отстаивающий свою позицию; - у нас впереди большие испытания, надо беречь и солдат, и генералов, и друг друга».
Вице-спикер Совета Федерации РФ Андрей Турчак прямо обвинил Гурулева в создании «шоу», параллельно выдавая страхи Кремля по поводу вмешательства армии в политику: «Обращение генерала Попова было непубличным и размещено в закрытых чатах командиров и бойцов 58-й армии. То, что депутат Гурулев его каким-то образом получил и сделал из этого политическое шоу, пусть остается на его совести. Как и другие его заявления и комментарии. А совесть Ивана чиста. Такими командирами Родина может гордиться. Армия была и остается вне политики».
«Тема отставки Ивана Попова достаточно щепетильная — по сути, это естественный процесс обнародования проблем во всей структуре Вооруженных сил министерства обороны Российской Федерации. После мятежа Пригожина началась «охота на ведьм», и снова во главе стола встал принцип «заявил о проблеме — враг». Попов заявил, что необходима ротация бойцов, которые раз за разом успешно отражают атаки на передовой на Запорожском направлении. Из-за отказа старшего начальства он, по слухам, заявил, что напрямую будет докладывать Верховному Главнокомандующему. После этого — якобы — он был снят», - описывает ситуацию по-своему автор телеграм-канала «Рыбарь». Он же отмечает, что «очень сложно отрицать тот факт, что сейчас руководство Минобороны России держится, в основном, на позитивных докладах, которые должны перебивать негатив», а также, что «Попов пользуется колоссальной поддержкой со стороны личного состава: бойцов на передовой сильно деморализовала новость об отстранении «простого» и «понятного» честного генерала Попова». Ну, и в итоге, «конфликт между Поповым и Герасимовым подсвечивает главное: отсутствие единства в ВС РФ», чем «противник… наверняка воспользуется». «Мы надеемся, что голос разума возобладает. На самом деле, с точки зрения политического пиара, для руководства министерства обороны России — которое славится своей негибкой позицией — признание неправоты в отношении Попова стало бы настоящей информационной бомбой, которая позволила бы вернуть веру в здравый смысл и позитивные перемены в Минобороны России. Этого сегодня, увы, не хватает», - резюмирует «Рыбарь».
Последовательные критики Кремля более откровенны в своих выводах. Бывший «министр обороны ДНР» Игорь Гиркин, более известный как «Стрелков», сравнивает ситуацию вокруг Попова с недавним мятежом «Вагнера» под руководством Пригожина. «Обращение отставленного командарма к общественности - это (в регулярной армии) - нонсенс, скандал, опаснейший прецедент. Почти мятеж. Тем более, что на этот раз его создал не какой-то уголовник, волею фортуны пробившийся «из грязи в князи», а натуральный кадровый генерал. (И «не из худших»). Дальше, как справедливо отмечают многие комментаторы - только мятежи и неконтролируемый распад армии. А до этого- на самом-то деле - «рукой подать». От нового «похода на Москву» в исполнении регулярной армии нас отделяет только новое крупное военное поражение», - отмечет он.
Аналогичным образом видит ситуацию Анатолий Несмиян, российский эксперт и автор телеграм-канала. «Уже трещит и кадровая армия. Это еще не бунт вроде мятежа Пригожина, но звонки, которые показывают, что предел уже недалек. Когда он наступит, неизбежны бунты - вначале стихийные, которые будут давить со всей возможной жестокостью. Однако причины все равно этим не уберешь, поэтому разложение армии в подобных условиях - это вопрос времени, - считает он. - Депутата Гурулева обвинили в том, что он распространил заявление генерала Попова, критиковавшего вышестоящее начальство. Вряд ли депутат бросился грудью на амбразуру, не посоветовавшись с группой товарищей. Иначе говоря, противоречия между разными армейскими группировками уже настолько высоки, что буквально выплескиваются из ранее непубличного поля. И по всему, это только начало».
Интриги заявлению Попова добавляет ситуация вокруг другого генерала ВС РФ Суровикина, пропавшего из общественного пространства сразу после мятежа Пригожина. Считалось, что он близок к «повару Путина» и даже записанное им видео с призывом к вагнеровцам не участвовать в мятеже их шефа, вроде как не оценили в Кремле. Местонахождение Суровикина неизвестно. Впрочем, на этой неделе российские телеграм-каналы сообщили о том, что свое место может потерять еще один генерал. «Последствия мятежа Пригожина начали сказываться на кадровых вопросах в отношение отдельных представителей руководства ГРУ. По информации ВЧК-ОГПУ, ожидается отставка заместителя начальника ГРУ генерал-лейтенанта Алексеева. Вопрос увольнения также стоит и по его подчиненным. Уже отправлен в отставку начальник 15-го Управления ГРУ генерал-майор Дмитрий Пронягин, который лично отвечал за организацию снабжения ЧВК «Вагнер» вооружением и техникой через 78-й разведцентр. Попытка увольнения Алексеева является чисткой Шойгу аппарата военного ведомства от неподконтрольных генералов, представляющих потенциальную опасность», - пишет канал «ВЧК-ОГПУ».