Геополитический аспект-2 | Деловая неделя
27 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Геополитический аспект-2

17.11.2023 10:33:09
№: 41 (1537)

По данным ООН, сотни тысяч тысяч палестинцев покинули свои дома, спасаясь от постоянных израильских авиаударов 

Уничтожение Сектора Газа, как часть геополитической перестройки мира

«ДН»

ИЗРАИЛЬСКАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ, граничащая с геноцидом арабского населения Сектора Газа, продолжается уже месяц после того, как в начале октября боевики ХАМАС прорвались на израильскую территорию и убили около 1200 человек, а более 250 – взяли в заложники. Более 11 тысяч палестинцев погибли в результате ракет, бомб и обстрелов ЦАХАЛ, причем абсолютное большинство жертв израильтян являются мирным населением, из которых более 4 тысяч – дети. Со своей стороны Израиль не собирается останавливаться на достигнутом, и декларирует полную военную оккупацию или даже аннексию Сектора, исключающую любую форму арабского автономного управления или администрации ООН. Столь жестокая позиция и действия официального Тель-Авива вызывают многочисленные демонстрации протеста в различных странах мира, открытую критику со стороны ООН (более сотни сотрудников которой погибли в результате атак ЦАХАЛ) и сдержанную – даже со стороны США. Вместе с тем, происходящее на Ближнем Востоке может быть следствием не столько и не только взаимной ненависти между арабами и евреями, но и сложной геополитической игры вокруг выстраивания новой политической и экономической карты мира. Именно под этим углом действия многих участников, например, соседних арабских стран, выглядят более очевидными (при том, что они откровенно закрывают глаза на уничтожение арабского Сектора Газа), а события в десятках тысяч километров от Ближнего Востока – например на переговорах между КНР и США в Сан-Франциско – понятными.

Ранее, в начале октября, «ДН» уже рассматривала возможный геополитический аспект происходящей у нас на глазах трагедии, и мы пришли к выводу, о том, что «израильское 11-е сентября», как окрестили прорыв ХАМАС в Израиль, судя по всему, завершится полной ликвидацией Сектора Газы, как полунезависимой территории, ее оккупацией израильскими силами, а также ликвидацией военизированной группировки ХАМАС». Также уже тогда мы предполагали, что «происходящее на узком участке Средиземноморского побережья, на самом деле затрагивает куда больше сторон, чем Тель-Авив и ХАМАС, а также интересы глобальных игроков, двигающих фигуры мировой геополитической доски».

Впрочем, для этого не нужно быть семи пядей во лбу, ибо давно известно, что ХАМАС, крайне зависим от внешней поддержки. Можно спорить, является ли эта организация полноценной «прокси-группировкой» Ирана или нет, но то, что Тегеран, вернее, инструмент его внешней экспансии и внутренних репрессий – Корпус стражей Исламской революции (КСИР) – поддерживает тесные военные контакты с ХАМАС, снабжая его оружием и обучая боевиков, широко известно. Кроме Ирана, ХАМАС имеет тесные контакты с Катаром, где на протяжении длительного времени укрывается часть руководства (Политбюро) ХАМАС, куда они эвакуировались еще в прошлом веке из Иордании. Также в Катаре на протяжении десятилетий (с 1961 до самой смерти в 2022 году) проживал и проповедовал «духовный лидер» всемирной сети «братьев-мусульман» («ихван аль-муслими») Юсуф аль-Кардави. Кстати, только его наследники, объединенные во «Всемирный совет мусульманских ученых» (ВСМУ), во главе с главным помощником покойного аль-Кардави - Али Мухиддином аль-Карадаги – выступили с жесткой фетвой против арабских правителей, бросивших Газу на произвол судьбы. Как известно, ХАМАС представляет собой палестинское отделение этого международного религиозно-политического движения, выходцами из которых являются, как террористические группировки (та же «аль-Каеда», так и легальные политические силы (например, к ним принадлежал египетский президент Мурси, свергнутый военными в 2013 году), такие как партия турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Для маленького Катара сеть «ихванов» была «щупальцами», посредством которых Доха могла дотянуться практически до любой страны арабского мира, и оказывать влияние на них. Считается, что Катар финансирует проекты «ихванов» и именно по этой линии он направлял деньги в Сектор Газа. Кроме этого, Катар – это самый «проиранский» режим среди арабских стран, что на протяжении последних лет отравляло его отношения с соседями по Заливу, главным образом, с Саудовской Аравией.

На фоне невероятной «сдержанности» арабских стран, политические очки в мусульманском мире зарабатывает и Турция, чей лидер Реджеп Тайип Эрдоган также использует боевые группировки «ихванов» в интересах Анкары – в Сирии, Ливии и вот в Палестине. Поддержка Турцией палестинцев – яркая часть внешнеполитической риторики Эрдогана, позволяя ему претендовать на статус региональной державы, имеющей экспансионистские планы не только на основе тюркской идентичности, но и по линии «ихванского» мусульманского единства. Турция также играет в геополитические пасьянсы, собираясь масштабно увеличить торговлю через свои проливы – путем строительства параллельного Босфору канала между Черным и Мраморным морями. Также Анкара, играя на стороне Азербайджана в двух выигранных у Армении войнах, практически получила возможность соединить свои транзитные планы с китайским «Путем» в Центральной Азии. Так что для Эрдогана события в Газе – это не только вопрос его духовного родства по линии панисламизма, но и часть противостояния вокруг планов превращения Турции в транзитную региональную державу.

Израильские источники буквально сразу заявили об участии Ирана или офицеров КСИР в подготовке жестокой атаки ХАМАС на Израиль 7 октября, тем более, что анализ военных действий показывает резкое изменение тактики и выучки действий тех, кто вторгся в Израиль со стороны Газы. Если типичные хамасовские отряды, это партизаны с легким вооружением и примитивными ракетами, действующие по принципу «укусил и убежал», никогда не выдерживавшие длительного противостояния с ЦАХАЛ «в открытом поле», то октябрьские штурмовики показали себя, как упорная в атаке и обороне средняя и даже тяжелая пехота, умело использующая новые военные технологии (вроде квадрокоптеров, парапланов).

Официально Тегеран не признает своей причастности к атаке ХАМАС, но также Иран не признает и военную помощь России. Тогда мы предполагали, что его интерес в организации атаки, которая теперь может кончиться полной маргинализацией ХАМАС, заключается в том, чтобы ослабить риск начала военной операции Тель-Авива против Тегерана, с идеей которой израильский премьер буквально «достал» Вашингтон, где последние демократические администрации старательно избегали встреч с ним. Нетаньяху придерживается линии на ожесточенное противостояние Ирану и вел бескомпромиссную террористическую кампанию по убийствам иранских физиков-ядерщиков и других причастных к ядерной иранской программе лиц. У Нетаньяху был детальный план бомбардировок иранских военных объектов и «центров принятия решений», с котором израильский премьер ходил к Дональду Трампу (предположительно тот упоминал о нем в частных разговорах). Казалось бы размеры и масштаб потерь израильтян в ходе октябрьской атаки ХАМАС могут стать «смертным приговором» политической карьере Нетаньяху, что может снять опасность атаки на иранскую территорию, но пока мы видим, лишь что на волне международного возмущения террористической атакой ХАМАС израильский премьер, фактически, получил карт-бланш на превращение Сектора Газы в кровавую пыль и его аннексию, к чему призывал всю свою политическую карьеру.

Также месяц назад мы уже указывали, что самоубийственное наступление ХАМАС сумело если не отменить, то существенно смешать планы создания «торгового коридора» Европа-Израиль-Саудовская Аравия-Индия. О прекращении переговоров по созданию этого торгового пути в середине октября сообщили в Эр-Рияде. Однако, окончательно похоронить эти планы саудовцы вряд ли станут – все самые дерзкие проекты фактически правящего принца Мухаммада бин Салмана, объединенные в план по созданию агломерации «Неом», сосредоточены в северо-западном «углу» Королевства, на берегу Акабского залива Красного моря, и они слишком очевидно «завязаны» на развитие логистического центра с Израилем. Под этот проект США также добились практически установления дипломатических отношений Тель-Авива с Саудовской Аравией и ОАЭ. И ставки в этой игре – новая геополитическая карта глобального распределения труда, торговых маршрутов и финансов. Запад всерьез рассматривает план перевода основной тяжести тяжелого индустриального производства из Китая в Индию, ввиду того, что Пекин демонстрирует рост геополитических амбиций, а экономика его исчерпала импульс, данный реформами Дэн Сяопина, и постепенно погружается в болото кризиса. В итоге, перенаправление торговых маршрутов на Индию стало вызовом не только китайскому транспортному маршруту через центр Евразии (в том числе и через нашу территорию) «Пояс и Путь», но и его гегемонистским планам в целом.

И процесс этот не остановим: Европа продолжает линию на деиндустриализацию, но будет продолжать нуждаться в промышленных товарах, которые могла бы производить Индия, а вышеупомянутый коридор должен стать «позвоночником», соединяющим основной рынок сбыта и производственные мощности. Участие Израиля и Саудии дополняло транспортный коридор практически неисчерпаемыми энергетическими ресурсами арабов и передовыми технологическими возможностями израильтян. Однако тут есть еще один момент, который мы не раскрывали в прошлом материале. Участие Израиля в новом проекте мировой торговли подразумевает и превращение его в ключевой участок этого торгового маршрута, ибо под него из нафталина был извлечен проект строительства так называемого канала Бен Гуриона, который соединял бы Акабский залив Красного моря с морем Средиземным, дублируя Суэцкий канал.

Об этом в арабоязычном сегменте интернета пишут все больше и больше на фоне все более жесткой риторики Израиля по поводу аннексии Газы и изгнания арабов из всего Сектора. Согласно этой теории, Нетаньяху сознательно запустил ХАМАС в Израиль, чтобы зачистить и захватить Газу, но не только для того, чтобы прервать затяжной политический кризис, который угрожал его политической карьере, а также и для встраивания Тель-Авива в торговый маршрут между Индией и Европой. Проект альтернативного канала из Красного моря в Средиземное планировали строить с помощью управляемых ядерных взрывов в 50-е годы XX века, когда в Каире у власти были арабские националисты во главе с Гамалем Абдель Насером, пытавшимся использовать контроль над ним, что вошло в историю, как Суэцкий кризис. В свое время именно против этого была направлена совместная военная операция Великобритании, Франции и Израиля, захвативших Суэц в 1956 году (Израиль тогда захватил весь Синай). Тогда в ситуацию вмешались СССР и США, и египетская территория была очищена.

Теперь же, когда речь идет о расширении торгового оборота между Европой и Южной Азией, куда мигрирует европейская промышленность, канал Бен Гуриона становится уже не конкурентом Суэца, а дополнением к нему, поскольку египетский канал переполнен уже сейчас. Маршрут израильского канала идет от Эйлата на север, затем на северо-запад, через горы и пустыню Негев, к Ашкелону. Он получается на 100 км длиннее Суэцкого, но, как уже говорилось выше, может вновь стать крайне выгодным в случае запуска товарного маршрута Индия-Европа, на который заточены и саудовские планы по строительству города Неом в этом же регионе, но со своей стороны границы. Египет согласно этим прикидкам получает инвестиции в расширение Суэца и развитие своего берега Акабского залива. Кроме того, Каир крайне заинтересован в поддержке денежных мешков заливных монархий в другом крайне щепетильном вопросе – поставках продовольствия из Черного моря, в переговорах по которому «совершенно» случайно кроме России, Украины и Турции участвует Катар, о вовлеченности которого в пикировке вокруг ХАМАС мы уже говорили. Если те же саудовцы гарантируют Каиру поставки достаточного количества продовольствия, необходимого чтобы избежать голодных бунтов, то Египет согласится на все. Перспективы же голода в самой населенной арабской стране вполне очевидны – Эфиопия не отказывается от планов расширения дамб на Ниле, который из-за этого может на египетской территории критически обмелеть.


Маршрут канала Бен Гуриона проходит в непосредственной близости от Газы

Вот под такой «прорывной» для экономики Израиля и всего Ближнего Востока проект (а не под личные карьерные перспективы Нетаньяху) израильские спецслужбы действительно могли закрыть глаза на подготовку прорыва из Газы (который мог санкционировать пытающийся этот проект сорвать по заказу Китая Иран), а то и вообще содействовать его организации и повышению «эффективности», т.е. масштабов жертв для того, чтобы взвинтить градус эмоций в Израиле и на Западе, благодаря чему Тель-Авив получил карт-бланш на захват, зачистку и аннексию Сектора Газа. Несмотря на то, что маршрут канала Бен Гуриона не проходит по территории Сектора непосредственно, он с ХАМАС во главе критически мешал строительству и функционированию «альтернативного Суэца», который должен проходить по проекту в считанных километрах от границ арабской территории. Таким образом, строительство канала без уничтожения арабского анклава в Газе не имело бы смысла, поскольку торговая артерия тогда бы навылет простреливалась хамасовцами.

Получив информацию о китайско-иранском плане атаки ХАМАС, которая должна была потенциально заморозить проект, Тель-Авив, мог сознательно пожертвовать своими гражданами, чтобы получить карт-бланш на снос Газы, и теперь вполне может рассчитывать на то, что канал станет более реальным, чем до этого, а Еврейское государство прочно встроится в новый мировой политический и экономический порядок. Не случайно же слишком многие указывают на то, что организовать такую масштабную резню на израильской территории ХАМАС просто не смог без отвода и задержки прихода частей ЦАХАЛ, постоянно расквартированных в этом регионе.

Учитывая вовлеченность в этот проект КСА, Египта, Иордании и остальных стран Залива (кроме Ирана), которые также рассчитывают на встраивание своих режимов в новые контуры карты мира, их сдержанность по поводу происходящего геноцида палестинцев и откровенно провокационных выражений Нетаньяху (а тот порекомендовал им просто замолкнуть) может быть объяснена и таким образом, что это соответствует экономическим интересам этих стран. Ну, а проигравший тут в геополитическом смысле – это Китай, который утрачивает статус планетарной фабрики, и не может «перехватить» торговлю Индии, которая, по западному плану, будет его заменять. План Пекина, в рамках которого не только ХАМАС сыграл роль «прокси» Ирана, но и Иран сыграл функцию «прокси» для КНР, теперь под угрозой, что вызывает слишком явный гнев в Китае, где Израиль даже стерли с политических цифровых карт мира. Оттягивание сил Запада, точнее США, на Восток Европы и Ближний Восток было в интересах китайского руководства лишь до того момента, пока это были длительные конфликты, без перспектив разрешения. Готовность Нетаньяху пойти на геноцид и уничтожение Сектора Газа смешали планы Пекину, и мы видим, что после этого вполне очевидный курс на противостояние с США из-за Тайваня резко сошел на нет на переговорах в Сан-Франциско на этой неделе. Как мы помним, «возвращение» бывшей голландской колонии у своих берегов в «родную гавань» Пекин неоднократно декларировал в качестве ключевой цели на ближайшее будущее и был готов добиваться этого военным путем в самой близкой перспективе.

О неожиданном потеплении в отношениях США и КНР в последние дни с нескрываемым удивлением пишут практически все. Председатель Си, как рассказал журналистам на условиях анонимности высокопоставленный представитель Белого дома, заверил Байдена на встрече, что Китай не готовится к вторжению на Тайвань и предпочел бы мирное воссоединение. После этого президент Байден сказал на пресс-конференции по итогам встречи, что линии связи (Пекин оборвал военные контакты с Вашингтоном после визита на остров тогдашнего спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси – «ДН») будут возобновлены и постоянно открыты не только между китайскими и американскими военными, но и на других уровнях, включая самих лидеров. «Мы с ним договорились, что мы оба можем поднять трубку, позвонить напрямую и немедленно быть услышанными», — сказал Байден.

Сравните трансформацию китайской риторики по Тайваню с мартовским заявлением Си, в котором он призывал генералов НОАК «осмелиться сражаться» за остров. Ранее китайский лидер также говорил, что в вопросе возвращения Тайваня в состав Китая необходимо «сосредоточивать внимание на подготовке к войне» за остров. С кем – это очевидно, ибо безопасность Тайбея гарантируется Соединенными Штатами. Теперь же, после того, как на Ближнем Востоке вероятная китайская диверсия обернулась крупным провалом, лидеры США и Китая начали говорить на языке компромиссов. «Мы должны гарантировать, что конкуренция не перерастет в конфликт, а также ответственно управлять этой конкуренцией», — заявил на итоговой пресс-конференции президент США Джо Байден. В ответ Си Цзиньпин заявил, что «для обеих сторон конфликт и конфронтация имеют недопустимые последствия». «Две такие большие страны, как Китай и США, не могут себе позволить повернуться друг к другу спиной. На планете Земля достаточно места, чтобы эти две страны были успешными», — отметил он.

Насколько подобная геополитическая подоплека действительно имеет место быть – большой вопрос. Однако именно она – в виде борьбы планов в рамках геополитической стратегии – объясняет причины трагедии палестинского народе в Газе, а также хладнокровие Каира, Эр-Рияда, Аммана и других арабских стран. Перемены и поиски нового места в мировом раскладе перевешивают гуманизм и решают судьбы миллионов людей. Для Казахстана все происходящее очень важно отслеживать и анализировать, чтобы уже нам не превратиться в очередную пешку на глобальной шахматной доске, которой можно просто пожертвовать в партии за господство и порядки на планете Земля.


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...