Годовая инфляция выросла до 15%
Истекший период лета стал неудачным для национальной валюты. Позиции тенге значительно ослабли по отношению к валютам основных торговых партнеров в июне, такая динамика наблюдалась и в следующем месяце. Тенге перестал реагировать на рекордные цены на нефть, что, помимо прочего, негативно отразилось на ускорении роста цен на потребительские товары и услуги.
Первая половина года характеризовалась благоприятными условиями для роста отечественной экономики, определялась динамикой развития ведущих стран, повышением цен на наши экспортные товары. Выросли мировые цены не только на нефть, но и на другие сырьевые товары. В том числе на черные и цветные металлы невысоких переделов, являющиеся вторым по значимости после нефти экспортным товаром Казахстана. Повышению цен способствовали различные факторы, в том числе санкции, введенные коллективным западом в отношении России, обострение ситуация вокруг Украины.
В июле на мировом рынке нефти возросла волатильность из-за неопределенностей, связанных с распространением вируса, усилением геополитической напряженности, угрозами рецессии экономик США и ЕС в результате ужесточения монетарной политики ведущими центральными банками. Рост цен на нефть прекратился. Котировки нефти марки Brent на Лондонской товарной бирже в течение июля несколько раз на короткое время опускались ниже отметки 100 доллара, но в среднем за месяц сложились существенно выше психологически важного уровня.
Стоимость эталонной марки нефти в январе-июле превысила не только первоначальный прогноз казахстанского правительства (60 доллара за бочку), но и пересмотренный в сторону повышения до 90 доллара за баррель. Цены на нефть в истекшем периоде года сложились более чем в полтора раза выше, чем в среднем за предыдущий год. Рост мировых цен на сырьевые товары, увеличение притока экспортной выручки наряду с повышением экономической активности в начале года должны были положительно отразиться на стоимости национальной валюты. Этот фактор, разумеется, оказывал поддержку тенге, но ситуация на внутреннем валютном рынке на протяжении большей части истекшего периода года складывалась не в его пользу, характеризовалась девальвацией тенге к валютам основных торговых партнеров.
Первая половина года завершилась значительным ослаблением курса тенге по отношению к доллару США и российскому рублю. Темпы девальвации тенге к этим валютам превысили 8,9% и 57,7% соответственно, в то время как относительно евро тенге ослабел менее чем на 0,2%. В июле ситуация на внутреннем валютном рынке, на первый взгляд, изменилась в пользу национальной валюты. Торги в последний рабочий день месяца завершились на отметке 477,07 тенге за 1 доллар. Биржевой курс доллара повысился более чем на 6 тенге. Национальная валюта к доллару ослабла за месяц почти на 1,5%. Скорость девальвации тенге к доллару на начало августа ускорилась почти до 10,5%.
Темпы девальвации тенге к доллару заметно снизились по сравнению с июнем. Однако говорить о том, что динамика основной пары сменилась в пользу тенге, не приходится. Дело в том, что официальный курс доллара в среднем за июль, более объективно характеризующий ситуацию на рынке, составил 476,08 тенге, по сравнению с предыдущим месяцем повысился почти на 34 тенге. Такая динамика была обусловлена тем, что на протяжении большей части июля биржевой курс доллара складывался выше 470-480 тенге.
Примерно такая же картина сложилась и по паре рубль-тенге. Официальный курс российской валюты в течение месяца менялся в коридоре 7,55-8,98 тенге. Официальный курс пары, установленный Национальным банком на последний рабочий день июля, составил 7,97 тенге против 9,10 на конец первого полугодия текущего года. В результате темпы девальвации национальной валюты по отношению к рублю снизились до 38,1%. Однако в среднем за июль курс рубля сложился в 8,23 тенге, в то время как в июне составлял 7,79 тенге.
Ослабление позиции тенге к доллару не отразилось аналогичным образом на стоимости первого по отношению к евро. Официальный курс единой европейской валюты в июле менялся в коридоре 469,59-493,23 тенге. Официальный курс пары на последний рабочий день месяца составил 486,01 тенге. Национальная валюта к евро по состоянию на начало августа укрепилась на 0,36%. Но при этом курс евро в среднем за июль вырос до 485,21 тенге против 468,36 в июне. Усиление позиции тенге к евро в июле было обусловлено исключительно ослаблением единой валюты к доллару США, когда в моменте курс основной пары мировых валют достигал паритетного значения.
Ослабление тенге к доллару и рублю наряду с другими факторами не способствовало замедлению инфляционных процессов в Казахстане. По информации Бюро национальной статистики, темпы прироста цен на потребительские товары и услуги в июле снизились по сравнению с предыдущим месяцем, но ускорились относительно июля 2021 года. Инфляция в июле составила 1,1% против 0,7% в аналогичном месяце прошлого года. Основное влияние на динамику инфляции в июле оказало подорожание непродовольственных товаров. Цены на продовольственные товары в июле выросли на 1,0%, непродовольственные товары – 1,5%, тарифы и цены на платные услуги населению повысились на 0,8%.
Ускорение роста цен в июле по сравнению с тем же месяцем прошлого года негативно отразилось на динамике накопленной и годовой инфляции. Накопленный уровень инфляции за январь-июль вырос до 11,7%, инфляции в годовом выражении – до 15,0% (против 5,3 и 8,4% в январе-июле 201 года). Уровень инфляции за 12 последних месяцев превысил показатель предыдущего месяца на полпроцента. Основной вклад в ухудшение показателей роста цен на товары по-прежнему вносит опережающее подорожание продуктов питания, большинство из которых могло бы производиться в достаточном объеме в Казахстане.
Цены на продовольственные товары выросли за 12 месяцев на 19,7%, непродовольственные товары – 14,2%, платные услуги населению – на 9,2%. Значительное повышение цен на продовольственном рынке по-прежнему наблюдается на сахар, лук репчатый, муку, макаронные изделия и крупы, цены на которые выросли за 12 месяцев на 87,3-31,4%. На десятки процентов выросли также цены на мясо, булочные и мучные изделия, сыр, минеральную и питьевую воду, кисломолочные продукты, сухофрукты и орехи.
В августе инфляции в годовом выражении, скорее всего, ускорится, что, кроме прочего, связано с базой сравнения. Дело в том, что в аналогичном месяце прошлого года рост цен на потребительские товары замедлялся до 0,5%. Учитывая сегодняшние реалии, в августе и, возможно, в сентябре этого года инфляция может сложиться выше. В целом ситуация в ценовой сфере складывается таким образом, что в текущем году рост цен не удастся удержать не только в пределах нижней, но и верхней границы целевого коридора, установленного правительством и Национальным банком Казахстана (4-6%). И можно ожидать, что в рамках августовского пересмотра прогноза экономического развития страны на текущий год показатель инфляции будет скорректирован в сторону значительного повышения.
Ускорение роста цен власти объясняют в первую очередь проинфляционными рисками: ростом цен на продукты питания в мире, на энергоносители, сложности с каналами поставок, переносом высокой инфляции на внутренние цены. Замедление инфляции, согласно заявлениям чиновников, ожидалось вначале со второго полугодия этого года, затем в конце года, а в настоящее время сроки переносятся уже на следующий год. Как заявил недавно глава Национального банка, эффект от текущих мер мы увидим только в перспективе одного-двух лет, то есть в 2023 и 2024 годах.
Что касается других показателей монетарной политики, то в июле текущего года наблюдалась положительная динамика международных резервов. Однако компенсировать потери первой половины года в полной мере не удалось. Валовые резервы Национального банка за январь-июль сократились на 4,6% до уровня около 32,8 млрд. долларов США. При этом активы в свободно конвертируемой валюте выросли на 8,2% до 11,7 млрд., а в золоте – сократились на 10,5% до 21,08 млрд. долларов. Активы Национального фонда снизились за 7 месяцев на 3,7% (более чем на 2 млрд.), составили 53,3 млрд. долларов.
Тем временем начало августа ознаменовалось снижением мировых цен на нефть. Ключевое давление на котировки нефти в июле и первой половине августа оказывали опасения относительно того, что ужесточение монетарной политики Федрезерва США приведет к рецессии в экономике США и Евросоюза и далее – к падению спроса на нефть. Кроме того, нефтетрейдеры не исключали возможность увеличения добычи сырья рядом стран. На этом фоне цены на Лондонской товарной бирже 2 августа опускались ниже психологически важной отметки в 100 долларов, а затем – и 96 долларов за баррель. Впрочем, падение котировок не было продолжительным, уже в начале второй декады цены вновь приблизились к 100 долларам.
Таким образом, несмотря на некоторое падение, цены на наш основной экспортный товар остаются на высоком уровне, значительно превышающем не только уровень прошлого года, но и прогноз правительства, пересмотренный в сторону повышения до 90 доллара за баррель. Торги нефтью эталонной марки на Лондонской товарной бирже на этой неделе открылись на уровне порядка 97 долларов за баррель. Снижение по сравнению с предыдущим днем, по оценке экспертов, были связаны с опасениями сокращения глобального спроса и увеличения предложения в случае успеха переговоров по ядерной сделке с Ираном.
Национальная валюта на этот раз отреагировала на изменение котировок нефти достаточно ограниченно. В первой декаде августа средневзвешенный биржевой курс доллара держался выше средней отметки, зафиксированной Национальным банком в июле (476,08 тенге). А в начале второй декады, на фоне постепенного восстановления нефтяных котировок, снизился почти до 476 тенге. В минувший понедельник, 15 августа, средневзвешенный биржевой курс основной пары на вечерних торгах почти не изменился, составил 476,22 тенге. Тем не менее, в среднем за первую половину месяца произошло некоторое ослабление курса тенге по отношению к доллару США.
Динамика основной пары отразилась на повышении стоимости евро на внутреннем рынке, официальный курс которого в первой половине августа также сложился выше, чем в среднем в июле (485,21 тенге). При этом несколько снизилась стоимость российского рубля. Основной причиной ослабления российской валюты стало повышение курса доллара в конце июля и стабилизация в первой половине августа биржевой стоимости американской валюты на российском валютном рынке в районе несколько выше 60 рублей за 1 доллар США. Российские власти принимают меры по снижению курса национальной валюты до уровня 70-80 рублей за доллар. Если эти действия окажутся успешными, можно рассчитывать на влияние этого фактора и на улучшение позиции тенге к рублю.