И далее по списку…
Как определить, кто с кем дружит, а кто кому в мире – враг?
Юрий Сигов, Вашингтон
Когда вирусная история поздней зимой прошлого года только начиналась, знающие дело психологи и медики, занимающиеся изучением поведения человека в экстремальных условиях, сразу же предупредили: последствия всех ограничений, карантинов, вакцин и тому подобного будут очень серьезными, прежде всего с людскими мозгами. То есть человек даже самый разумный, пережив подобную вирусную катавасию, неизбежно превратится в нечто иное, доселе невиданное и непредсказуемое.
И вот первые последствия подобного вирусного «мозгового переформатирования» уже налицо. В некоторых странах зарегистрированы вспышки ненависти граждан друг к другу, в других – граждан к своим правительствам, а есть еще государства, где местные политики, подбивающие к тому же местное население, пытаются затушевать вирусные проблемы с помощью подстегивания ненависти к другим странам. Причем явление это – чуть ли не повсеместное, а сами правительства не ведают, что им делать – то ли бороться с вирусом у себя дома, то ли отвлекать внимание собственного населения на разные «происки врагов» из-за кордонов.
Так вот о врагах закордонных. Целых два месяца в России велась весьма странная дискуссия где-то в верхних эшелонах власти, каких конкретно врагов внешних назначить ответственными за все собственные беды да несчастья. Называли все это «составлением списка недружественных стран», над ним, видимо, работали не покладая рук многие очень даже ответственные работники из не менее ответственных ведомств и министерств. В итоге «врагов» вне России нашли целых два (США и Чехия), но пригрозили, что в подобный список в любой момент могут быть включены и другие страны.
А в Соединенных Штатах внешние враги были обозначены еще лет 20 назад, причем список этот не меняется, а в отношении в него входящих государств стабильно и настойчиво используются все доступные как военные, так и «мирные» методы перевоспитания - от санкций и невыдачи виз до бойкотов и таможенно-тарифных ограничений. Россия, Китай, Иран, Северная Корея, чуть-чуть Кубы и Венесуэлы. И все: а остальные, значит, либо друзья, либо союзники, либо и то, и другое вместе взятое.
И не друг, и не враг, а так…
Глядя на все эти потуги с определением, кто кому нынче враг, а кто - «недружественный стратегический партнер», сразу же приходит на ум четкое и ясное правило проведения грамотной внутренней политики любым уважающим себя правителем государства. А оно проще простого: как только у тебя дома возникают проблемы, и местное население может в любой момент потребовать ответа от властей за то, что такие проблемы возникли – значит надо срочно искать врага внешнего. И не просто быстро и ловко его обнаружить, но и умело свалить на него вину за все, что только у тебя дома не очень хорошо складывается – от роста цен на продукты питания до невозможности выезда в «цивилизованную заграницу», потому как то ли враги визы не дают, то ли свои они консульства из вредности в твоей стране позакрывали.
Замечу, что промышляют подобным ремеслом что самые с виду демократические страны, что наиболее авторитарные. Вопрос только в том, как долго подобное переключение внимания на «внешнего врага» поможет, по крайней мере, чуть отсрочить решение проблем домашних. Но если кампанию по поиску внешних врагов (хотя сразу же вопрос: а откуда они появились, и по чьей конкретно вине?) вести упорно, с утра до вечера с помощью подконтрольных СМИ и путем бесконечных заявлений – от первых до десятых лиц государства – то соответственно население на самом деле может вполне решить, что кругом – сплошь враги. И защита от них – самое святое, что только может быть поручено государству.
К примеру, в Соединенных Штатах весь прошлый век, и начало нынешнего в качестве пугала «недружественного пошива» использовали термин «коммунизм». Что это такое в Америке никому - что президенту страны, что последнему солдату-морпеху неведомо. Но тебе с детского возраста только и внушают: все, кто за коммунизм – враги Америки. И пока был СССР, то никаких сложностей с определением «истинного врага страны» не возникало. Раз советский - значит враг, раз «из социалистического лагеря» - значит советский вассал, и тоже из обоймы врагов свободной и демократической Америки.
Потом Советский Союз усилиями ее полностью сгнившей верхушки развалился, от коммунизма (которого в СССР никогда сроду не было) там отказались, а построили волчий и полностью ублюдочный по своей человеческой сути грабительский капитализм. Тогда что, врагов у Америки больше не осталось? Как бы не так. Есть ведь Китай - а управляет им не просто какой-то местный мандарин, а Коммунистическая партия. Чем не угроза, и чем не «новый враг» для Соединенных Штатов?
То, что в Китае нет даже намеков на коммунизм, в Вашингтоне совершенно никого не волнует. «Красный Китай», «коммунистические лидеры», «авторитарный правитель-коммунист товарищ Си» - вот те клише, которые каждый Божий день навязывают в Америке те, для кого определитель врага и противника нынче сместился именно в китайском направлении. И все, что с ним связано - по определению угроза для США (от зимней Олимпиады в Пекине до китайского экономического проникновения в Африку с Латинской Америкой).
При этом, что показательно, Россию в Вашингтоне больше не рассматривают как «угрозу». Да, своего рода «помеха» в том или ином регионе, страна, которая теоретически может Соединенные Штаты уничтожить своим ядерным оружием, но никогда этого не сделает по целому ряду причин. Но ни дружить, ни просто даже минимально взаимодействовать с Россией в Вашингтоне не считают необходимым. Прекрасно понимая, что Америка от России более, чем независима. А вот Россия от Америки…
Вот взяли американцы, и прекратили выдачу виз в России всем, кому их можно выдавать – от туристов до бизнесменов. Хотите поехать в США? Получайте визы в других странах (в том же Казахстане, к примеру). Россия что, прекратила в ответ выдавать визы в Вашингтоне и Нью Йорке американцам? Вовсе нет: потому как это пусть и небольшой, но все же денежный доход. А американцам на все эти консульские и визовые доходы от России (хотя оттуда в Америку едет в десять раз больше народу, чем в обратном направлении) по большому счету чихать.
С точки зрения экономики в американском понятии «враги» обычно наказуемы санкциями и другими серьезными ограничениями вплоть до отключения от международных финансовых структур и механизмов (как это нынче происходит с Ираном, который отключен от международных банковских платежей). Но, скажем, в случае с Китаем все эти варианты давления Соединенные Штаты стараются не использовать потому, что и себе тем самым они будут наносить ущерб. Поэтому политическая критика - да, а вот экономическое сотрудничество Пекина и Вашингтона пусть и в меньшем масштабе, чем раньше, но по-прежнему продолжается.
На объемы торговли же с Россией, КНДР, Ираном и теми же Венесуэлой с Сирией в Вашингтоне просто не обращают внимание по причине ее мизерности и незначительности для общих торгово-экономических интересов США. Есть еще Куба, с которой действуют самые различные американские санкции, есть и Никарагуа, которая также кое в чем отключена и отрезана от американского рынка. Но со всеми остальными - включая все постсоветские страны – никто, никаких «вражеских угроз» в Вашингтоне не видит. И записывать кого-то в «новые враги Америки» не планирует.
За 20 последних лет у России осталось всего два союзника - армия и флот. Почему?
Теперь посмотрим на Россию, которая, если отбросить всякие псевдо-дипломатические экивоки, оказалась нынче фактически в кольце если не смертельных врагов, то более, чем недружественных стран. Не буду сейчас обсуждать разные БРИКС, ШОС, ОДКБ, СНГ и прочее. Есть некие реалии, которые таковы, какими они являются вне зависимости от того, что по этому поводу скажет тот или иной политик или напишет то или иное СМИ. Так вот столкнувшись с беспрецедентной кампанией антироссийских настроений в Европе и Северной Америке, Москва решила составить свой список неких «недружественных стран», чтобы вроде как было понятно кто ей угрожает.
Многие ожидали, что в этом списке будет 25-30 стран как минимум, причем в него просто обязательно должны быть включены и некоторые постсоветские государства. Но как только список был обнародован, то в рядах так называемых «патриотов» страны раздался вздох полнейшего разочарования и явного недоумения. Потому как список этот – из двух стран: США и Чехии. Что означает только одно: все остальные, как минимум, не враги. А если даже и не друзья, то с ними так или иначе можно, получается, продолжать проводить «взаимоприемлимый диалог».
Что это такое? Да только то, что нынешнее руководство РФ очень не хотело бы называть реальных врагов и тех, кто ее граждан ненавидит, надеясь, что тем самым эти «потенциальные враги» как-то смягчат свое отношение к Москве, и пойдут с ней на некие компромиссы. На самом же деле ситуация такова, что не то, что союзников - даже минимально сочувствующих у России наберется не больше десятка. Да и те реально ничем ей не помогут, возникни для нее, скажем, угроза территориальной целостности или независимости.
Если пройтись вдоль российских границ, то как минимум добрососедские отношения есть у РФ с Белоруссией, Казахстаном и Китаем. По крайней мере, с этих границ России на сегодняшний день никто и ничем не угрожает. Во всем же остальном – полнейший крах какого бы то ни было нормального взаимного существования. Причем даже с теми странами, которые еще сравнительно недавно были так называемыми «социалистическими». А уж про бывшие советские «братские» республики, ставшие для РФ по-настоящему заклятыми врагами (Украина, Грузия, Молдова) и упоминать нет смысла.
Про разборки с Евросоюзом, практически полностью свернутые отношения с США, Канадой, Великобританией, Австралией и целым рядом других стран можно сказать только одно: враги там для России действительно есть, и их немало. Но чтобы довести ситуацию до нынешнего «почти мордобоя» надо было очень постараться и российским властям – от ее дипломатов до разведки. А ведь от всего этого страдают, прежде всего, рядовые российские граждане. Которые вопреки собственной пропаганде по-прежнему массово рвутся в Европу и Америку с любыми целями - от обычного туризма до попыток найти работу и остаться во «вражеском окружении» на постоянное место жительства.
Наверное, все эти страны (уж члены НАТО - точно) давно бы конвертировали свою враждебность в отношении России в нечто более существенное, нежели закрытие посольств и консульств, и приостановку выдачи виз. Если бы у России не было тех самых двух союзников (армии и флота), которые ее в самые тяжелые времена всегда выручали. Но опять-таки рядовым гражданам все эти «кругом враги» основательно претят: жить во вражеском окружении как-то и неуютно, и дискомфортно, и просто неправильно. Или нет?
Самое выгодное - не иметь ни союзников, ни друзей, н врагов. А «многовекторно» получать от всех и всего понемногу
Вот те же китайцы: у них есть какие-либо союзники? Да никаких. Все, кто с ними дружит, либо вынуждены это делать в силу своей той или иной от Пекина зависимости, либо напрямую заинтересованы в том, чтобы китайские инвестиции приходили именно к ним, а не к кому-то иному. Есть такая в Центральной Америке страна - Сальвадор. Долгие годы имела она дипломатические отношения с Тайванем, но потом Пекин взял - да и грубо «перекупил» сальвадорское правительство за 250 млн. долларов помощи.
С тех пор потихоньку Китай в этой стране укреплял свои позиции. Как настала вирусная эпоха - поставил туда «в дар» свою вакцину, а теперь получил от тамошнего президента право сооружать объекты инфраструктуры, в том числе - аэропорты и портовые терминалы. В «довесок» для Сальвадора Китай построил водоочистительную станцию, стадион и пообещал подарить стране новое здание парламента. А теперь ответьте: Сальвадор - «дружественная» Китаю страна или нет?
Точно также Китай строит отношения со всеми остальными, кто, по типу Америки, им не открыто угрожает, читает лекции-морали, и объявляет врагом-соперником везде, куда простираются «американские национальные интересы» (а они везде, где того пожелает Вашингтон). Китай по этому поводу не особо переживает, потому как слишком многие страны, и по всему миру - от Чили до Индонезии - от Китая зависят. Если что-то пойдет не так, всегда можно отдельные проекты в этих странах заморозить, кредиты потребовать возвращать, отозвать рабочих и инженеров, которые работают в той или иной точке земного шара только по указаниям своего, а не чужого правительства.
Или возьмите Казахстан. Есть ли страны, с которыми у республики за эти 30 лет независимости были бы плохие отношения? Или существует ли конкретная страна, которую могли бы руководители Казахстана считать своим «врагом»? Так вот нет таких. Можно что угодно говорить о том, правильно, или не совсем нынешний Нур-Султан проводит свою внешнюю политику, но главным ее мерилом является именно наличие дружественных, партнерских и равноудаленных отношений с максимальным количеством государств мира. И в случае Казахстана именно этого республике удалось за прошедшие годы добиться.
Конечно, непросто балансировать между Китаем и Россией, да еще при условии, что огромные массивы твоей территории фактически безлюдны. Но в этом и состоит умение политиков не доводить дело до конфликтов, и уж точно - не объявлять всех вокруг врагами даже если твои вооруженные силы и экономическое положение – не ровня твоим соседям. Этот же путь при умелом использовании могли бы избрать все без исключения постсоветские страны, раз уж так получилось, что на них в 1991 году фактически «свалилась» независимость. И сохранять ее что тогда, что сейчас требует от руководства этих стран неслабой политической изворотливости.
Попытки же, к примеру, Грузии, Молдовы и Украины непременно на положении «прислуги» рваться в ЕС и НАТО гарантировано создадут этим странам лишь проблемы. Потому как они точно станут врагами по списку (да таковыми уже давно и являются – только без официального об этом объявления из Москвы) для России, но никогда не станут «своими» ни для европейцев, ни для американцев. А ранг неких «Швейцарий» или «Австрий» с возможной нейтральностью и неприслонением к различным военно-политическим блокам им явно не грозит.
Есть еще одни интересный момент, на который мало кто обращает внимание по всех этих играх во «врагов» и «союзников». Вот та же Америка объявила совершенно конкретные страны своими врагами, и делает все возможное, чтобы не только им вредить, но всячески подталкивает своих союзников и партнеров непременно присоединиться к этой кампании. И в некоторых случаях у США подобное очень даже неплохо получается (одна Украина чего стоит).
А что же «врагами объявленные»? Они ведь по идее должны немедленно объединить свои силы, чтобы дать отпор вражеским проискам того же тлетворного Запада. Но вы что-нибудь слышали о том, чтобы Россия с Китаем и Ираном вдруг объединили свои силы (те же политические, экономические, военные) и хорошенько проучили бы тех же европейцев и американцев со всеми их угрозами и запугиваниями? Или чтобы Россия и КНДР взяли бы – да и подписали двусторонний договор об обороне, согласно которому нападение на Северную Корею приравнивалось бы к нападению на РФ со всеми вытекающими отсюда последствиями?
Нет ведь ничего подобного, да и вряд ли такое случится. Потому как и Китай, и Россия, и тот же Иран не просто крепко завязаны на «вражеские режимы Запада», но и всячески лелеют надежды на нормализацию с ним отношений. Пусть те и проводят враждебную для твоей страны политику, пусть закрывают консульства и не выдают визы, но все-таки «мы – за конструктивный диалог и налаживание добрососедских отношений». А глядя на подобное поведение, те же «вражеские режимы» Запада прекрасно понимают: значит правильную они политику проводят в отношении своих «противников». И по этой причине отнюдь не собираются ее отменять на обозримую перспективу.