И нефть не помогает | Деловая неделя
3 ноября 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

И нефть не помогает

05.05.2021 11:03:53
№: 17(1420)
Нигмат РАМАЗАНОВ

Ситуация с распространением и ростом заболеваемости коронавирусом в мире не улучшается, что оборачивается закрытием границ и введением новых ограничений. Несмотря на это, на ключевом для нас рынке сырьевых товаров сохраняется благоприятная ценовая конъюнктура, что оказывает поддержку отечественной экономике и финансовому рынку. Но влияние этого фактора на отдельные сегменты рынка, в частности валютного, остается ограниченным.

Мировые цены на нефть сорта Brent в первой половине апреля повысились с уровня порядка 63 доллара до 66 доллара за баррель. Поддержку рынку нефти в начале второй половины апреля оказали ожидания участников рынка касательно того, что во втором полугодии рост спроса будет опережать темпы увеличения предложения. Предполагалось, что повышению потребления нефти должно способствовать улучшение состояние глобальной экономики. В апрельском прогнозе МЭА было сказано о росте спроса на нефть в текущем году до 96,7 млн. баррелей в сутки, что на 5, млн. больше, чем было в 2020 году. Перед этим ОПЕК также улучшил свой прогноз мирового спроса. Кроме того, влияние на рост цен оказали ряд других новостей. В частности, данные о запасах нефти.

27 апреля страны ОПЕК+ договорились о сроках повышения добычи нефти в рамках заседания министерского мониторингового комитета альянса. Принятые месяц назад условия соглашения решили не менять до конца сентября этого года. По словам министра энергетики России, ОПЕК+ повысит добычу в мае на 350 тысяч, в июне на ту же цифру и в июле – на 440 тысяч баррелей в сутки. Министр назвал ситуацию на рынке позитивной и выразил надежду, что цена на нефть будет держаться на уровне 62-66 долларов за баррель до конца года. Решение экспортеров было позитивно воспринято участниками рынка. Котировки нефти протестировали уровень в 68 доллара, месяц завершился в районе 67-66 доллара за баррель.

Ценовая конъюнктура на рынке нефти кардинально изменилась по сравнению с апрелем прошлого года. Напомним, что год назад ситуация на рынке развивалась по наиболее негативному сценарию. Котировки нефти несколько раз обновляли многолетние минимумы на фоне тяжелых экономических последствий коронавируса. В среднем за месяц цены на рынке европейской нефти сложились несколько выше прогноза казахстанского правительства, пересмотренного в сторону снижения до 20 долларов за баррель, но оказались в разы ниже фактического значения апреля 2019 года.

Еще более драматично развивались события на американском рынке. 20 апреля на торгах Нью-Йоркской товарной биржи цена майских фьючерсов на североамериканскую нефть WTI сначала упала до нуля за баррель, а затем ее котировки ушли в минус – впервые в истории! Цена нефти в моменте обваливалась до минус 40 долларов за баррель, продавцы контрактов доплачивали покупателям. Главной причиной, как отмечалось в СМИ, стало падение спроса на нефть из-за антикоронавирусного простоя мировой экономики и существенное сокращение резервных мощностей для хранения нефти.

Примечательной особенностью апреля прошлого года стало то обстоятельство, что в условиях падения цен на нефть национальной валюте удалось не только удержать свои позиции по отношению к основным мировым валютам, но и вернуть существенную часть потерь предыдущего месяца. Повышение курса тенге, надо полагать, не было связано с фундаментальными факторами. Возможно, было обусловлено, с одной стороны, увеличением объема продаж долларовых активов Национального фонда на внутреннем валютном рынке, с другой – резким падением спроса на иностранную валюту со стороны бизнеса и населения.

В апреле текущего года события на внутреннем валютном рынке разворачивались с точностью наоборот. Национальной валюте не помогли и нефть, а затем и российский рубль. Позиции тенге в апреле существенно ослабли по отношению ко всем трем валютам основных торговых партнеров – к доллару США, евро и российскому рублю. Вопреки высоким мировым ценам на нефть, укреплению курса рубля по отношению к доллару в конце минувшего месяца, стоимость американской валюты на внутреннем рынке осталась практически на уровне апреля прошлого года, когда цены на нефть были в разы ниже.

Почти вся первая половина апреля на рынке характеризовалась устойчивым снижением стоимости тенге по отношению к основным мировым валютам. В условиях повышения мировых цен не нефть биржевой курс доллара на вечерних торгах 13 апреля вырос до 433,58 тенге, в то время как в конце марта значение пары составляло 424,97 тенге за 1 доллар. Затем в условиях дальнейшего роста цен на нефть тенге отыграл часть потерь, биржевой курс доллара в последний день второй декады опустился несколько ниже уровня 430 тенге.

Последняя декада апреля на фоне небольшого снижения стоимости нефти, а затем очередного повышения характеризовалась разнонаправленной динамикой курса основной пары. Биржевой курс доллара поднимался выше отметки 432 тенге, после чего опускался ниже 428 тенге. Однако затем курс доллара вновь пошел вверх, вечерние торги в последний день месяца завершились на отметке 429,02 тенге. В результате биржевой курс доллара за месяц повысился более чем на 4 тенге, с начала года – на 8,11тенге. Скорость девальвации тенге к доллару с начала года превысила 1,9% против менее 1% в первом квартале.

Повышение курса доллара на внутреннем рынке наряду с подорожанием евро к доллару на мировых валютных рынках сказалось на стоимости единой европейской валюты. Официальный обменный курс евро по состоянию на 23 апреля повышался до 520,38 тенге против 498,13 на конец марта. Затем курс евро, как и американской валюты, изменил направление движения и пошел вниз. Официальный курс, установленный регулятором на последний день апреля, составил 518,30 тенге. Официальный курс евро вырос за месяц более чем на 20 тенге. Темпы девальвации тенге по отношению к евро превысили 0,4%, в то время как по итогам первого квартала позиция тенге к евро выражалась укреплением почти на 3,5%.

В первом квартале стоимость российского рубля на внутреннем рынке оставалась в районе отметки на начало года (5,65 тенге за 1 рубль). В течение большей части апреля курс рубля оставался ниже этого уровня. Однако в начале второй половины месяца состязание пары сменилось в пользу российской валюты. Официальный курс рубля на последней неделе апреля держался выше отметки 5,70 тенге, а на последний день месяца был установлен в 5,76 тенге против 5,59 на аналогичную дату марта. Тенге по отношению к российской валюте девальвировал почти на 2%, в то время как месяц назад его позиция к рублю выражалась укреплением более чем на 1,1%. Национальная валюта ослабла в апреле по отношению к рублю в результате того, что рубль несколько укрепился к доллару США, а тенге девальвировал. 

В мае валютный курс основной пары будет находиться под влиянием традиционных факторов. В первую очередь – это ситуация с пандемией и ценами на нефть. На формирование курса будут отражаться и другие обстоятельства. Такие, к примеру, как покупка и продажа валюты из Нацфонда для пополнения активов или изъятия трансфертов, а также предпочтения властей, наступление налогового периода. Если вспышку коронавируса в Азии, в частности в Индии и Японии, удастся локализовать, и она не приведет к новым ограничениям, то это поддержит рынок нефти и сырьевые валюты. В противном случае можно ожидать падения цен на нефть и усиления давления на сырьевые валюты, в том числе тенге.

Комфортные цены на нефть, увеличение притока экспортной выручки и улучшение позиции рубля по отношению к валюте США в минувшем месяце не оказали ожидаемого влияния на курс национальной валюты. Официальные курсы доллара и евро в среднем за апрель, более объективно характеризующие изменение стоимости валют на рынке, заметно выросли по сравнению со средними значениями за первый квартал текущего года.

При этом темпы девальвации тенге к валютам основных торговых партнеров с начала года выглядят сравнительно невысокими. Но основные потери тенге пришлись на апрель, что, разумеется, негативно сказывается на рынке потребительских товаров и услуг, где в апреле отмечено ускорение роста цен по сравнению с первым кварталом. По информации Бюро по статистике, инфляция в апреле, как и год назад, составила 0,9%. Цены на продовольственные и непродовольственные товары выросли за месяц на 1%, платные услуги населению – на 0,5%. Это данные официальной статистики, фактический рост, скорее всего, оказался выше этих цифр. 

Повышение цен в апреле отмечено на большинство основных продуктов питания. Самый значительный рост (измеряемый двузначными процентами) отмечен на свеклу, картофель и морковь. Подорожали также другие продукты питания. Подсолнечное масло, сахар, фрукты, мясо, макаронные изделия, молоко, мука. Снижение цен по сравнению с предыдущим месяцем зафиксировано на огурцы, апельсины, помидоры и рис.

В группе непродовольственных товаров повышение цен наблюдалось не только на импортные товары. Выросли цены на бытовые приборы, товары личного пользования, строительные материалы, автомобили, текстильные изделия, моющие и чистящие средства, одежду и обувь, что естественно в условиях падения стоимости национальной валюты. Кроме того, Бюро по статистике сообщает о повышении цен на 6% на бензин и на 0,9% - на дизельное топливо. Менее умеренными темпами, в пределах 1-2%, согласно данным официальной статистики, выросли в апреле тарифы и цены на услуги населению.

Накопленный уровень инфляции за четыре месяца составил 2,7% против 3,2% в январе-апреле 2020 года. Наиболее сильно в отчетном периоде повысились цены на продовольственные товары (на 4,1%), рост цен на непродовольственные товары составил 2,5%, а цены и тарифы на услуги населению выросли на 1,3%. Рост

цен в годовом выражении в апреле сохранился на уровне предыдущего месяца, за последние 12 месяцев инфляция составила 7%. Основным фактором влияния на инфляцию остается опережающий рост цен на продовольственные товары. Темпы прироста цен в годовом выражении на продовольственные товары (9,8%) сложились более чем в полтора раза выше, чем на непродовольственные товары (6,4%). 

На положение дел на рынке потребительских товаров и услуг в этом году, как и прежде, основное влияние будет оказывать изменение курса тенге по отношению к валютам основных торговых партнеров. Высокая зависимость инфляции от девальвации национальной валюты обусловлена, кроме прочего тем, что насыщение рынка непродовольственными товарами в Казахстане едва ли не на 100% поддерживается за счет импорта. Дополнительное давление на инфляцию в последнее время оказывает рост цен на продовольствие на мировых рынках.

Сдерживающими факторами являются падение платежеспособного спроса населения в условиях эпидемии вируса, более низкий уровень инфляции в странах основных торговых партнерах Казахстана. Определенное влияние на это оказывают также меры властей по стабилизации ситуации в ценовой сфере. Однако нерыночные методы регулирования цен часто оказываются неэффективными. Пока в целом ситуация складывается таким образом, что инфляция по году может выйти за пределы верхней границы целевого коридора 4-6%, установленного властями на этот год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...