И нефть уже не помогает? | Деловая неделя
25 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

И нефть уже не помогает?

26.04.2022 11:10:34
№: 15 (1465)
Нигмат РАМАЗАНОВ

Благоприятная ценовая конъюнктура на сырьевые товары наряду с низкой базой сравнения отразились в первом квартале на ускорении темпов роста казахстанской экономики. Ожидается, что высокие цены на углеводороды и ряд других товаров сохранятся и в целом по году. Несмотря на это и улучшение ситуации, связанной с распространением коронавируса в мире и Казахстане, правительство пересмотрело прогноз по темпам прироста ВВП в сторону замедления почти в два раза по сравнению с предыдущими ожиданиями.

Основной причиной пересмотра правительством прогноза развития ВВП стали беспрецедентные санкции коллективного Запада в отношении России и негативное влияние этого фактора на казахстанскую экономику

Мировые цены на нефть в марте продолжили движение вверх, в моменте поднимались выше 130 доллара, в конце месяца нефть торговалась в районе 107 доллара за баррель. Стоимость барреля нефти на Лондонской товарной бирже сложилась значительно выше прогноза казахстанского правительства (60 доллара за баррель), в среднем за квартал намного превысила фактический показатель января-марта прошлого года, составила около 100 долларов за бочку. При этом выросла добыча нефти и газового конденсата по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что наряду с эффектом базы сравнения отразилось на динамике роста производства промышленной продукции и ряда других показателей социально-экономического развития Казахстана.

Объем промышленного производства в первом квартале составил около 11,64 трлн. тенге, индекс физического объема по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года вырос на 5,8%. Напомним, что темпы роста производства продукции промышленности в январе-марте прошлого года замедлялись до 0,1% в результате падения в сырьевом секторе. Падение в добывающей отрасли было связано в первую очередь с сокращением добычи углеводородов. Так, добыча нефти и газового конденсата снизилась в первом квартале прошлого года на 10,4% до 21,1 млн. тонн. Сократилась также добыча природного газа, металлических руд.

На этом фоне в первом квартале текущего года зафиксирован рост добычи нефти и газового конденсата на 7,6% (до 22,7 млн. тонн), природного газа – на 8,2%. Темпы прироста сырьевого сектора в целом составили 6,1%. В обрабатывающей промышленности производство в отчетном периоде возросло на 6,5% в реальном измерении. Поддержанию роста несырьевого сектора способствовало увеличение производства продуктов питания и напитков, продукции химической, металлургической промышленности, резиновых и пластмассовых изделий, строительных материалов. Положительная динамика роста сохранилась в производстве фармацевтических продуктов, продуктов нефтепереработки, продукции машиностроения, легкой промышленности.

Увеличение объемов производства горнодобывающей и обрабатывающей промышленности наряду с повышением мировых цен на промышленную продукцию отразилось на динамике стоимостных показателей промышленного производства. Объем продукции в действующих ценах превысил в марте 4,36 трлн., в январе-марте составил без малого 11,64 трлн. тенге. В номинальном измерении объемы производства по сравнению с аналогичным периодом 2021 года увеличились более чем на 43,7%! Рост производства в отчетном периоде наблюдался в 16 регионах республики. Высокие темпы прироста были зафиксированы в Атырауской, Акмолинской областях и городе Алматы. Снижение объема производства в реальном измерении наблюдалось в Кызылординской области.

Объем валовой продукции сельского хозяйства в январе-марте превысил в текущих ценах 700 млрд. тенге, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 1,8% в реальном измерении. В результате повышения цен на продовольственные товары рост объема продукции в номинальном измерении ускорился до 18,4%. Показатели в сельском хозяйстве до начала уборки урожая зерновых традиционно определяются в основном ситуацией в животноводстве. Рост этой отрасли в отчетном периоде (на 2%) был обусловлен увеличением производства мяса на 1,2%, молока – на 1,3%, яиц – на 12,8%. Указанная динамика производства продукции сельского хозяйства сопровождалась увеличением численности крупного и мелкого рогатого скота и птицы за исключением коз и свиней.

Объем строительно-монтажных работ по итогам января-марта составил 588,8 млрд. тенге, увеличился на 8,6%. Ввод жилья в эксплуатацию по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 0,4%, составил около 2,9 млн. кв. метров. Положительная динамика зафиксирована в 15 регионах. Высокие темпы роста ввода в эксплуатацию жилых зданий отмечены в Туркестанской, Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и ряде других областях. По сравнению с первым кварталом прошлого года сократились объемы ввода в Мангистауской области и городе Алматы.

В сфере капитальных вложений сохраняется низкая динамика роста. Инвестиции в основной капитал по итогам квартала составили 2263,1 млрд. тенге, выросли всего на 1,5% на фоне падения почти на 10% в январе-марте 2021 года. Основным источником финансирования капитальных вложений остаются собственные средства инвесторов (81,9%), а также средства государственного бюджета (8,4%). Наиболее значительное сокращение инвестиций в отчетном периоде зафиксировано в Туркестанской, Карагандинской и Атырауской областях.

Согласно информации Бюро национальной статистики, постепенно улучшается динамика показателей в сфере услуг. Объем розничной торговли (без оборота общественного питания) в отчетном периоде превысил 2,7 трлн. тенге, темпы падения замедлились до 3,3%. Объемы в сфере услуг связи выросли на 6,4%. Показатели грузооборота в январе-марте увеличились на 11,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, пассажирооборота – на 22,4%. По оценке министра национальной экономики, деловая активность в сфере услуг возросла до 2,8%.

Если верить оценкам статистиков, продолжается рост индикаторов уровня жизни населения, стабильная ситуация сохраняется на рынке труда. Так, средняя заработная плата в январе-марте превысила 272,5тысяч тенге в месяц, выросла на 18,1 и 7,6% соответственно в номинальном и реальном измерении. Среднедушевые денежные доходы населения в январе-феврале оценивались в сумме 142,8 тысяч тенге в месяц, что на 16,9 и 7,6% выше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года соответственно в номинальном и реальном измерении. Численность лиц, зарегистрированных в органах занятости в качестве безработных, на конец марта составил 175 тысяч человек, или 1,9% к рабочей силе.

Что касается других показателей, которые представляются на месяц позже, то повышение мировых цен на сырьевые товары, увеличение добычи углеводородов по сравнению с аналогичным периодом 2021 года отразились на показателях внешнеэкономической деятельности. По данным Комитета таможенного контроля министерства финансов, в январе-феврале внешнеторговый оборот страны превысил 18,24 млрд. долларов и по сравнению с тем же периодом предыдущего года увеличился более чем в полтора раза. Стоимостные объемы экспорта товаров выросли на 71,4% до уровня около 12,13 млрд. долларов. Объем импорта товаров увеличился более чем на четверть, превысил 6,11 млрд. долларов.

Краткосрочный экономический индикатор в течение квартала демонстрировал повышательную динамику, достиг многолетнего максимума. Темпы его роста в марте ускорились до 106,5% против падения до 98,2% в январе-марте прошлого года. Расчет индикатора осуществляется для обеспечения оперативности и базируется на изменении индексов выпуска по базовым отраслям: сельское хозяйство, промышленность, строительство, торговля, транспорт и связь, составляющих свыше 60% от ВВП. Улучшение оценки индикатора обеспечивается ускорением роста в большинстве секторах экономики.

Правительство позитивно оценивает итоги социально-экономического развития страны за первый квартал. Министр национальной экономики на заседании правительства заявил об улучшении макроэкономических показателей. По его словам, положительный рост демонстрируют транспорт и складирование, строительство, торговля, водоснабжение, обрабатывающая промышленность, информация и связь, горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство. В результате, по словам министра, темп роста ВВП Казахстана в январе-марте ускорились до 4,4%. Отметим, что ускорению роста, кроме прочего, способствовала низкая база сравнения, связанная с падением экономики в январе-марте прошлого года до минус 1,6%.

Как бы то ни было, на протяжении последних 12 месяцев в экономике страны наблюдается восстановительный процесс. Способствуют этому не только повышение деловой активности в стране и в мире, но и улучшение ценовой конъюнктуры на сырьевые товары. Поддерживать улучшение макропоказателей в течение первой половины текущего будет также эффект базы сравнения. Все это в совокупности давало основание рассчитывать, что не только в ближайшие месяцы, но и в целом по году, отечественная экономика сможет демонстрировать достаточно высокие темпы роста на уровне, запланированном ранее.

Однако взгляды правительства касательно перспектив развития на текущий год изменились в сторону резкого ухудшения. В начале апреля прогноз по цене нефти был пересмотрен правительством в сторону повышения с 60 до 90 долларов за баррель. Несмотря на это, темпы прироста ВВП в реальном измерении были снижены с 3,9 до 2,1%. При этом министр национальной экономики заявил, что прогноз макроэкономических показателей уточнен с учетом внешнеэкономической ситуации, тенденций на рынке нефти, а также ожидаемым ухудшением перспектив мирового ВВП.

Прогнозы развития на текущий год в Казахстане пересматриваются в апреле уже много лет подряд, после чего могут корректироваться в течение года еще не один раз. При этом чиновники, как правило, ссылаются на изменение мировых цен на нефть, перспектив глобального ВВП. Учитываются также фактические показатели отечественной экономики истекшего периода. С ценами на нефть и показателем роста отечественной экономики в начале года все выглядит хорошо. Причем прогноз по мировой цене на нефть правительство повысило сразу в полтора раза, хотя обычно придерживается очень консервативного взгляда по этому вопросу.

Возникает вопрос, почему в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры и сравнительно неплохих внешних и внутренних условий чиновники пошли на пересмотр в сторону резкого замедления собственных прогнозов касательно динамики реального ВВП? Одной из причин может быть ускорение инфляции в стране. Но поскольку правительство не приводит внятных объяснений касательно изменения своих взглядов, остается строить предположения. По всей вероятности, основной причиной стали беспрецедентные санкции коллективного Запада в отношении России и негативное влияние этого фактора на казахстанскую экономику. Выходит, что зависимость от внешних факторов не только не снижается, а продолжает усиливаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...