Инфляция приблизилась к верхней границе годового прогноза
Минувший месяц, как и ожидалось, выдался сравнительно спокойным, за исключением снижения мировых цен на нефть. Падение котировок нефти практически не отразилось на стоимости национальной валюты. Ситуация на внутреннем рынке в августе характеризовалась небольшим ослаблением курса тенге к доллару и повышением – по отношению к евро. При этом в ценовой сфере, согласно официальным данным, продолжился процесс ускорения инфляции в годовом выражении.
Ускорение инфляции обусловлено как внешними факторами, так и проблемами отечественной экономики, низкой эффективностью работы чиновников
Первая декада августа ознаменовалась существенным снижением мировых цен на нефть. Котировки сорта Brent на Лондонской товарной бирже 9 числа опускались ниже уровня 68 доллара, в то время как торги в августе начинались в районе 75 доллара за баррель. Давление на рынок нефти в это время оказывали опасения по поводу быстрого распространения нового штамма коронавируса «дельта» в странах Азии, включая Китай, и перспективы ослабления спроса на энергоносители.
Затем на рынке нефти наблюдался восходящий тренд, котировки указанной марки повышались до 70 доллара, а в отдельные моменты приближались к 72 долларам за бочку. Однако во второй половине августа цены вновь пошли вниз, а пик падения пришелся на конец второй декады, когда стоимость барреля опускалась в моменте до 65 доллара. По утверждению аналитиков, очередное снижение стало следствием ухудшения эпидемиологической ситуации в мире на фоне распространения вируса варианта дельта.
Настроения участников рынка вновь изменились в конце месяца. Стоимость эталонной марки за неделю, с 23 по 27 августа, выросла на 10%, превысила к концу дня отметку в 71,5 доллара за баррель. Поддержку котировкам, по мнению экспертов, оказало ослабление опасений, связанных с последствиями коронавируса для спроса на топливо. Но основной причиной стал ураган, который почти всю неделю бушевал нал Мексиканским заливом и частью южных штатов США, что приостановило добычу на этих территориях.
Под влиянием этого фактора месяц на нефтяном рынке завершился в районе 72 доллара за баррель. Но ждать особого увеличения стоимости черного золота в ближайшее время не стоит, считают эксперты. Цены на нефть будут меняться в зависимости от того, насколько сбалансированными будут спрос и предложение на рынке. Спрос на нефть будет подвержен колебаниям из-за нестабильной ситуации с коронавирусом, а предложение – действиями экспортеров нефти и других факторов, оказывающих влияние на формирование мировых цен.
Воздействие нефтяных цен на котировки тенге по отношению к валютам основных торговых партнеров в августе было весьма умеренным. Средневзвешенный биржевой курс доллара в начале месяца на фоне благоприятной ценовой конъюнктуры на короткое время опускался ниже отметки 424 тенге, а 20 числа в момент снижения стоимости барреля до 65 доллара, курс американской валюты, также ненадолго, поднимался выше 427 тенге. В остальное время курс основной пары оставался в коридоре 424-426 тенге за доллар. Похоже, на формирование курса в августе основное влияние оказывали не мировые цены на нефть, а динамика курса рубля к доллару США.
В последний день месяца, 31 августа, средневзвешенный биржевой курс доллара на вечерних торгах составил 425,42 тенге против 424,45 месяцем ранее. Биржевой курс доллара за месяц повысился почти на 1 тенге, темпы девальвации национальной валюты по отношению к доллару США по результатам восьми месяцев ускорились до 1,07% в номинальном выражении. Но при этом официальный курс доллара в среднем за месяц, более объективно характеризующий изменение курса пары, сложился более чем на 1 тенге ниже, чем в июле, составил 425,21 тенге.
В минувшем месяце существенно снизились котировки евро на внутреннем валютном рынке. Официальный курс единой европейской валюты на протяжении большей части августа держался в районе отметки 500 тенге, и только в начале месяца поднимался до уровня 505-503 тенге. Основное влияние на формирование стоимости евро оказала его позиция по отношению к доллару США на международных валютных рынках, где курс единой валюты снизился с уровня порядка 1,19 доллара в начале августа до отметок 1,17 - 1,18 доллара на протяжении большей части месяца. Курс пары, установленный Национальным банком на последний день августа, составил 500,50 тенге против 504,06 тенге в конце июля. Скорость укрепления тенге к евро по результатам восьми месяцев выросла до 3,03%. А в среднем за август официальный курс евро снизился до 500,55 тенге, в то время как в июле показатель составил 504,23 тенге.
При этом в августе продолжилось постепенное повышение стоимости российского рубля на внутреннем рынке. Официальный курс пары в течение месяца менялся в интервале 5,82 – 5,74 тенге за рубль, составил на конец августа 5,75 тенге за рубль. Темпы укрепления тенге к рублю повысились до 1,77%, официальный курс рубля в среднем за месяц вырос до 5,78 против 5,77 тенге в июле. Усиление позиции российской валюты было обусловлено преимущественно более существенным ослаблением тенге к доллару США по сравнению с рублем.
Судя по официальным данным, динамика курса тенге по отношению к валютам основных торговых партнеров в августе не оказала заметного влияния на показатель инфляции. В минувшем месяце было зафиксировано замедление роста цен на потребительские товары и услуги по сравнению с июнем и июлем, но при этом показатель инфляции заметно ускорился относительно августа предыдущего года. По информации Бюро национальной статистики, инфляция в августе составила 0,5% против 0,1% год назад. Цены на продовольственные товары выросли за месяц на 0,1%, непродовольственные товары подорожали на 0,6%, тарифы на платные услуги населению повысились на 0,8%.
Повышение цен на 7,6-0,7% отмечено на большинство продуктов питания, включая мясо птицы, говядину, конину, свинину. Снижение цен зафиксировано на картофель и свежие овощи. В группе непродовольственных потребительских товаров заметно выросли цены на канцелярские и ученические товары, связанные с началом учебного года. Наиболее высокие темпы прироста цен и тарифов отмечены на услуги населению, в том числе на отдельные услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Накопленный уровень инфляции за восемь месяцев ускорился до 5,8% против 4,6% в январе-августе 2020 года. Повышение уровня накопленной инфляции аналогичным образом отразилось на показателе роста цен в годовом измерении. Рост цен на потребительские товары и услуги за 12 месяцев составил 8,7% против 8,4% в июле текущего года. Лидером роста цен за 12 месяцев остаются продовольственные товары, которые подорожали на 11,4%. Стоимость непродовольственных товаров за это время выросла на 7,3%, платных услуг населению – на 6,6%.
Инфляция в годовом измерении в августе заметно повысилась не только относительно предыдущего месяца, но и в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Отметим, что ускорение инфляции наблюдается на протяжении последних нескольких месяцев подряд. Это обусловлено как внешними факторами, так и проблемами отечественной экономики, низкой эффективностью работы чиновников. Понятно, что целевая установка по инфляции на текущий год (4-6%) не будет достигнута. Так, по оценке Национального банка, с учетом сложившихся условий инфляция к концу 2021 года ожидается в коридоре 6-7%.
Однако удержать рост цен даже на уровне верхней границы нового коридора будет практически невозможно. Возможно, именно поэтому глава регулятора на заседании правительства заявил, что оценка инфляции будет уточнена по итогам очередного прогнозного раунда в сентябре текущего года. Следовательно, в зависимости от показателя в сентябре уровень инфляции будет пересмотрен в сторону повышения, или ситуация в ценовой сфере улучшится и рост цен на потребительские товары и услуги не превысит заявленных 7%. Во всяком случае, – хотя бы на бумаге.
Тем временем по прогнозу международного рейтингового агентства S&P, инфляция в Казахстане в текущем году составит 8,5%. Ранее этот показатель оценивался экспертами агентства в 6,5%. Заявлено, что инфляция будет превышать таргет монетарного регулятора ввиду стимулирующей фискальной политики, повышения цен на импортируемые товары, а также досрочного изъятия гражданами излишков пенсионных накоплений.
Как отметил в своем последнем послании глава государства, мы столкнулись с неконтролируемым ростом инфляции. По его словам, Национальный банк, правительство оказались бессильными перед ней, сославшись на мировые тенденции. Подобного рода отговорки высвечивают уязвимость национальной экономики. В чем тогда состоит роль наших профессиональных экономистов, задался вопросом глава государства. Он также отметил, что главной задачей Национального банка и правительства является возвращение инфляции в коридор 4-6%.
Что касается поручения президента, то возвращение роста цен в указанный коридор в следующем году является задачей реализуемой. Этому будут способствовать, помимо прочего, высокая база сравнения предыдущих двух лет, падение покупательной способности населения вопреки бодрым отчетам чиновников о повышении заработной платы и денежных доходов населения не только в номинальном, но и реальном выражении. Причем не на какие-то там десятки процентов, а существенно выше.
Отметим, что еще до послания президента на заседании правительства было заявлено о прогнозах инфляции на следующий год в коридоре 4-6%, снижении ее показателя до 4-5% в 2023-2024 годах и 3-4% - в 2025-26 годах. Однако рост цен не подчиняется поручениям президента и прогнозам правительства и Национального банка. Аналогичные прогнозы и обещания даются уже далеко не в первый раз, но ожидания касательно обуздания инфляции в среднесрочной перспективе постоянно не сбываются. Меняются внешние и внутренние условия, вслед за ними и целевые ориентиры властей.
Как недавно заявил глава Нацбанка г-н Досаев, необходимым условием для снижения инфляции является реализация пакета мер антиинфляционного реагирования. Однако решить проблему роста цен только за счет этого в краткосрочной перспективе невозможно. Дело в том, что причины высокого уровня инфляции в Казахстане многогранны. Проблемы с удержанием ее в пределах запланированного коридора возникают постоянно, поскольку связано это не только с меняющимися внешними и внутренними условиями, но и нерешенными проблемами отечественной экономики.
В частности, нет движения вперед в решении задачи по диверсификации отечественной экономики, поэтому внутренний рынок до сих пор зависит от импорта большого количества потребительских товаров. Соответственно, уровень инфляции во многом определяется курсом национальной валюты, который имеет устойчивую тенденцию ослабления по отношению к валютам основных торговых партнеров. Разумеется, на показатель инфляции в стране оказывает влияние и ряд других проблем в экономике. Многие из них невозможно решить в краткосрочной и среднесрочной перспективе даже при эффективной работе чиновников. Поэтому задача снижения инфляции еще долго будет оставаться на повестке дня правительства и регулятора.