Инфляция выросла до многолетнего максимума | Деловая неделя
25 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Инфляция выросла до многолетнего максимума

02.11.2022 10:50:47
№: 40 (1890)

Официальная инфляция в Казахстане приближается к 20%, а по ощущениям потребителей товары и продукты дорожают намного быстрее

Нигмат РАМАЗАНОВ

Минувший месяц оказался благоприятным с точки зрения ценовой конъюнктуры на нефть, что было связано в первую очередь с решением экспортеров о сокращении добычи. Это обстоятельство наряду с другими факторами положительно отразилось на стоимости тенге по отношению к валютам основных торговых партнеров. Биржевой курс доллара в октябре сложился ниже уровня июля-сентября, стоимость рубля на внутреннем рынке также снизилась. При этом в октябре сохранились высокие темпы роста цен на потребительские товары и услуги.

Падение мировых цен на нефть, наблюдаемое в июле-сентябре, сменилось в октябре восстановительным ростом. Основной причиной повышения цен эксперты назвали неожиданное снижение странами ОПЕК+ квоты на добычу на 2 млн. баррелей в день в ноябре-декабре текущего года. По подсчетам аналитиков инвестиционного банка, фактическое сокращение из-за отставания производства некоторых стран от установленных ранее квот составит около 1,2 млн. баррелей в день. Несмотря на это, договоренность альянса оказала поддержку нефтяному рынку.

На этом фоне 4 октября стоимость барреля нефти на Лондонской товарной бирже вновь превысила отметку в 90 доллара и до конца месяца оставалась выше этого уровня. Впрочем, не обошлось без исключений. 18 октября котировки нефти Brent падали на 3,5% и достигли 88,8 доллара, что стало первым случаем с 4 октября, когда нефть этой марки опускалась ниже 90 доллара за баррель. На участников рынка повлияла перспектива появления на рынке дополнительного объема нефти из стратегического резерва США. Сообщили, что администрация Байдена планирует продажи в объеме 15 млн. баррелей в попытке снизить цены на топливо перед выборами в Конгресс в ноябре.

В конце первой-начале второй декады октября цены протестировали отметку в 98 доллара за баррель. Достигнув месячного максимума котировки эталонной марки нефти скорректировались вниз, но оставались выше уровня 90 доллара за баррель, за исключением падения 18 числа. В последнюю неделю октября торги нефтью эталонной марки прошли в коридоре 92-97 доллара, а в последний день месяца завершились в районе 95 доллара за баррель. Снижение, по мнению экспертов, было обусловлено сигналами продолжающегося спада экономической активности в Китае из-за жестких карантинных мер для сдерживания пандемии коронавируса.

Таким образом, рынок завершил месяц ростом более чем на 5% в связи с принятым ОПЕК+ решением о сокращении добычи с ноября на 2 млн. баррелей. Цены на нефть, вероятно, будут расти, считают аналитики. Поскольку ОПЕК+ будет сокращать добычу, и 5 декабря вступит в силу эмбарго Евросоюза на закупку российской нефти. О том насколько улучшилась ценовая конъюнктура на углеводороды, можно судить по динамике мировых цен на нефть. Так, в среднем за 10 месяцев стоимость эталонной марки складывается примерно на 30% выше, чем в прошлом году. И независимо от динамики цен в ноябре и декабре в среднем за год цены превысят оценку правительства, которое рассчитывало на котировки в 60 доллара, а затем пересмотрело прогноз в сторону повышения до 90 доллара за баррель.

Повышение мировых цен на нефть наряду с ослаблением рубля к доллару США оказали в октябре поддержку национальной валюте. Средневзвешенный биржевой курс американской валюты на внутреннем валютном рынке в течение месяца пару раз опускался ниже отметки 469 тенге против 476,53 тенге на последний день сентября. При этом на протяжении большей части первой половины месяца курс основной пары оставался ниже среднего показателя сентября и третьего квартала в целом, менялся преимущественно в интервале 468,27 - 475 тенге за 1 доллар.

Во второй половине октября биржевой курс доллара держался ниже 473 тенге, а 27 числа опускался ниже 466 тенге. Но в конце октября доллар прибавил в весе, и на вечерних торгах в последний день месяца средневзвешенный биржевой курс составил 468,23 тенге. Стоимость доллара в октябре снизилась на 8,3 тенге, скорость девальвации тенге к доллару по итогам 10 месяцев снизилась почти до 8,4%. В среднем за октябрь официальный курс американской валюты снизился до 472,48 тенге против 475,42 тенге в среднем за третий квартал текущего года.

Несколько по иному складывалась динамика курса тенге по отношению к единой европейской валюте. Евро на протяжении большей части месяца демонстрировал тенденцию ослабления на внутреннем рынке. Официальный курс единой европейской валюты в начале третьей декады падал ниже 460 тенге против 471,53 тенге в среднем за сентябрь. Но 27 октября стоимость евро подскочила выше 472 тенге в результате его укрепления к доллару США на мировых валютных рынках. За день до этого евро поднялся выше паритета по отношению к доллару впервые за месяц после того, как плохие экономические данные усилили слухи о том, что ФРС США замедлит процесс повышения процентных ставок, что приведет к ослаблению доллара.

Впрочем, официальный курс евро, установленный Национальным банком по состоянию на 28 октября, вновь снизился до 467,08 тенге в результате роста стоимости тенге по отношению к доллару США. На последний день месяца курс евро снизился до 464,76 тенге. Темпы укрепления тенге по отношению к единой валюте по итогам десяти месяцев снизились до уровня 4,7% против порядка 5,3% в сентябре. Но при этом официальный курс единой европейской валюты в среднем за октябрь упал до 464,0 тенге, снизился по сравнению с показателем третьего квартала более чем на 15 тенге.

Состязание пары рубль-тенге в конце месяца сменилось в пользу национальной валюты. В первые три рабочих дня октября официальный курс рубля складывался выше 8 тенге, а затем пошел вниз вслед за ослаблением рубля к доллару. Официальный курс рубля в течение месяца менялся в интервале 8,36 - 7,44 тенге, на последний день октября составил 7,58 тенге против 5,77 на начало года. Темпы девальвации тенге к рублю снизились по сравнению с предыдущим месяцем, но остались на высоком уровне, составили около 31,4%. В среднем за октябрь официальный курс рубля сложился в 7,73 тенге против 8,02 тенге в третьем квартале.

Длительное время ключевым фактором инфляции в Казахстане оставался обменный курс национальной валюты. Девальвация тенге оказывала давление на динамику потребительских цен. Негативное влияние этого фактора сохраняется, но в настоящее время к этому добавилось множество других причин, подталкивающих цены вверх. Согласно данным официальной статистики, темпы прироста цен на потребительские товары и услуги в октябре составили 1,6% против 0,7% в аналогичном месяце прошлого года и 1,8% - в сентябре этого года. Рост цен на продовольственные товары за месяц оценивается на уровне 1,4%, на непродовольственные товары, цен и тарифов на платные услуги населению – по 1,7%.

Накопленный уровень инфляции за 10 месяцев составил 17,2% против 7% в январе-октябре 2021 года. Ускорение роста цен на потребительские товары отразилось на показателе инфляции в годовом выражении, значение которой повысилось в октябре до 18,8% против 8,4% в декабре прошлого года. Основную лепту в ускорение инфляции по-прежнему вносит повышение цен на продовольственные товары, которые за последние 12 месяцев подорожали на 23,1%. При этом цены на непродовольственные товары выросли за этот период на 17,9%, цены и тарифы на платные услуги населению - на 13,5%.

Рост цен стал одной из самых обсуждаемых тем этого года. Официальная инфляция в Казахстане приближается к 20%, а по ощущениям потребителей товары и продукты дорожают намного быстрее. У всех подорожавших товаров есть немало общих причин. В частности, возросшая себестоимость производства и рост цен на транспортировку. Ведущие мировые экономики напечатали много денег, и теперь они тратятся, тем самым разгоняя цены. Энергетический кризис и рекордные цены на газ и нефть ведут к автоматическому подорожанию всех экспортных товаров.

В условиях влияния негативных внешних и внутренних факторов динамика инфляции в Казахстане остается неутешительной – за два месяца до конца года цены выросли на 18,8% в годовом выражении. Действия властей по сдерживанию инфляции имеют весьма ограниченный эффект. К примеру, Национальный банк повысил ставку до 16,5%, но увеличение ставки лишь временно смягчает рост инфляции. Добиться же резкого снижения при таком подходе невозможно, так как Казахстан слишком сильно зависит от импорта, а значит и от цен на товары иностранного производства.

Поэтому бороться с инфляцией необходимо в первую очередь немонетарными способами. Увеличивать производство продовольственных и непродовольственных товаров отечественного производства. Резко ограничить количество посредников, вносящих огромный «вклад» в удорожание товаров, ограничить неуемные аппетиты арендодателей на рынках и торговых центрах. Еще одним действенным фактором борьбы с ростом цен могло бы стать обеспечение стабильности на внутреннем валютном рынке, восстановления доверия к тенге. Но наши власти не являются сторонниками сильной национальной валюты, и в силу различных причин тенге часто слабеет даже в условиях высоких цен на экспортируемые нами товары и увеличения притока валюты в страну.

Давление на цены в ноябре-декабре традиционно будет оказывать сезонный фактор. Поэтому можно говорить, что показатель инфляции в разы превысит уровень прошлого года (8,4%), обещания чиновников на текущий год. Удержать рост цен в текущем году не удастся не только в коридоре 4-6%, но и оценки, пересмотренной недавно в сторону повышения до 13-15%. Препятствовать поддержанию инфляции в годовом выражении на текущем уровне, не говоря уже о ее возможном снижении, будет, кроме прочего, сравнительно низкая база сравнения ноября-декабря прошлого года.

Побороть инфляцию не помогут и новости о рекордном урожае зерновых и высоких надоях. При декларируемом росте агропроизводства доступность основных продуктов питания снижается. Растут цены не только на мясо, рыбу, молоко и молочную продукцию, но и на «углеводную диету». Так, согласно официальной информации, цены на крупы, макаронные изделия, муку пшеничную выросли на 35-45% в годовом измерении. С большой долей уверенности можно утверждать, что национальная валюта также не будет способствовать снижению инфляции, так как слабеет к валютам основных торговых партнеров даже в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры на экспортируемые товары. А чем дешевле отечественная валюта, тем дороже импорт, оттуда и инфляция.

Рост цен на потребительские товары и услуги достиг многолетнего максимума. Быстрее чем в настоящее время, цены в последний раз росли в далеком 1996 году. В перспективе власти традиционно обещают замедление роста цен. Так, по ожиданиям Национального банка в 2023 году инфляция замедлится до 7,5-9,5%, а в 2025-ом – до 3-4%. Сдерживающее влияние на инфляцию будет оказывать снижение мировых цен на зерновые, высокая база этого года, замедление инфляции в России, считает регулятор. После такого скачка вверх инфляция, разумеется, начнет замедляться. Но достижение уровня в 3-4% представляется несбыточной мечтой. Такие цели ставятся далеко не в первый раз, но остаются на бумаге и поэтому постоянно переносятся на более поздний срок.


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...