Интернет для своих-2 | Деловая неделя
27 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Интернет для своих-2

25.01.2024 18:14:22
№: 3 (1545)

Правительство пока не разрешило Starlink, потому что не умеет его глушить, или чтобы защитить монополистов?

Вы не готовы все. Я на вас сейчас всех смотрю – вы не готовы. Сборище дрищей! А что мы делать то будем, когда замес начнется? Как шавки ляжем…

Из телесериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

23 НОЯБРЯ прошлого года в этой рубрике мы писали о том, что власти страны запретили гражданам самостоятельно устанавливать и пользоваться интернетом Starlink. При этом государство параллельно реализовывает пилотный проект по обеспечению сельских школ интернетом с компанией Илона Маска, не говоря уже о том, что качество доступа к всемирной Сети оставляет желать лучшего даже в крупных городах, а многие отдаленные районы страны просто не обеспечены никакой связью вообще.

«На этом фоне попытки Минцифры запрещать гражданам пользоваться качественным доступом к интернету, выглядят, как позиция классической собаки на сене – и сама не ест, и другим не дает», - отмечали мы, предполагая, что основная загвоздка с внедрением Starlink - страха утерять контроль над «рубильником от сети». Фракция Демократической партии «Ак жол» поставила этот вопрос перед профильным ведомством – МЦРИАП – в конце того же месяца, и вот, только на этой неделе (через почти два месяца!) получила от него ответ, по сути - отписку. Собственно, чиновники соизволили написать народным избранникам, лишь когда в мажилис уже пришел законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам связи, цифровизации и повышения инвестиционного климата сферы информатизации», в рамках которого вопрос легализации доступа к Starlink, и будет прорабатываться. Между тем, ДПК «Ак жол» поднимала этот вопрос еще два (2!) года назад – в ноябре 2021 года. 

То ли в МЦРИАП живут по поговорке «обещанного три года ждут», что только укрепляет глубокое системное отставание РК от мирового технического прогресса, то ли это ведомство только озвучивает позицию государства в этой области, а в реальности она находится в ведении совсем иного ведомства. Впрочем, есть и более прозаическое и, вероятно, наиболее точное объяснение подобной медлительности чиновников: они больше пекутся о коммерческих интересах монополистов в области телекоммуникаций, которые могут потерять множество клиентов после легализации Starlink, чем о простых казахстанцах, годами живущих без связи. В итоге, пока сохраняется эта ситуация, перед многими нашими гражданами остается не слишком хороший выбор: уважать закон или оставаться на связи?

В своем запросе депутаты фракции ДПК «Ак жол» в мажилисе отмечают, что в нашей стране «более тысячи населенных пунктов не имеют доступа к интернету», более того – «строительство оптической линии связи в этих населенных пунктах вообще не планируется». Уже в 2021 году демократы «просили, чтобы спутники Starlink могли полноценно работать в Казахстане в 2023 году», для чего нужно лишь, чтобы МЦРИАП перешли «к либеральному регулированию отрасли» и устранили «все барьеры, ограничивающие функционирование Starlink». «Предприниматели и крестьянские хозяйства, проживающие в отдаленных селах страны, из-за отсутствия средств получают доступ к качественному интернету, хотя и дорогостоящему, с установкой этих устройств Starlink на свои средства, - отметили депутаты ДПК «Ак жол». - Также данная сеть интернет позволяет медицинским работникам пользоваться возможностями телемедицины, в секторе транспортной логистики в экстренных случаях вызывать скорую помощь и аварийные службы. Однако вместо того… уполномоченный орган предупредил о незаконности их действий, и начал угрожать штрафами».

В своем депутатском запросе, мажилисмены сформулировали два требования к Минцифры:

1) «Прекратить преследование наших граждан, решающих своими силами, своими средствами, подключившись к сети Starlink, большую социальную проблему, которую вы не можете решить, оказать им техническую помощь и легализовать установленные оборудования Starlink»;

2) «…Ускорить обеспечение Интернет сети Starlink техническими решениями, необходимыми для легального и безопасного подключения наших граждан и учреждений».

Потому что, когда в МЦРИАП говорят, что пользование Starlink требует решения неких правовых и технических вопросов, это выглядит натуральным признанием некомпетентности, так как партия «Ак жол» предупредила об этих вопросах 2 года назад. «Ваша позиция в решении конкретной проблемы похожа на собаку, сторожащая сено, - отмечается в депутатском запросе. - Здесь возникает закономерный вопрос, защищает ли ваше министерство интересы государства или монополистов в этой сфере. В противном случае, зачем уполномоченному министерству вновь переходить на ограничительные меры, вместо того, чтобы быстро создавать высокотехнологичный интернет, признанный миром и используемый во всем земном шаре, который, по-казахски говоря, приготовили и положили в уста? Что еще приходит от ваших рук, кроме ограничений?».

Видимо, чтобы снять с себя подозрения в лоббировании монополистов от телекоммуникации, в своем ответе МЦРИАП делает упор на соображениях национальной безопасности. «…Независимо от типа сети связи существуют определенные требования информационной безопасности к телекоммуникационным сетям, направленные на защиту информационных систем государства, а также создание условий для осуществления специальными и правоохранительными органами оперативно-розыскной деятельности.

Игнорирование требований информационной безопасности на территории Республики Казахстан увеличивает риск уязвимости устройств к вредоносным программам, потери персональных данных, потенциальных угроз интернет- и DDoS-атак, - отмечается в ответе министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК. - В связи с этим незащищенные подключения к сети Интернет на территории страны приводят к серьезным рискам для информационной безопасности в сфере персональных данных и служебной информации об абонентах, а также к отсутствию технических возможностей для проведения ОРД... Разработанное техническое решение по обеспечению информационной безопасности и дальнейшая работа по распространению данной системы будет согласована с уполномоченным органом национальной безопасности Республики Казахстан. Работа в этом направлении продолжается».

Что тут скажешь? В стране, где персональные данные граждан спокойно утекают мошенникам (и не только им), причем, каждый день (после чего нам звонят «из службы безопасности банка» или «следователи федерального управления полиции») и это - без каких-либо «незащищенных подключений к сети Интернет» - такие аргументы выглядят откровенно смешно. Что до DDoS-атак, то и они стали обыденностью для многих казахстанских медиа даже в самом что ни на есть «защищенном подключении к сети Интернет». Остальное – про туманные намеки на интересы КНБ, с которым придется теперь согласовывать «техническое решение», упирается в простые вопросы журналистов, спросивших вице-министра МЦРИАП Малика Олжабекова про техническую возможность для блокировки интернета Starlink во время митингов или чрезвычайных ситуаций. «Если для того будет правовое основание, то техническую возможность мы найдем», – сказал Олжабеков в кулуарах мажилиса в эту среду. В итоге, получается, что и блокировка интернета от Starlink на случай политического кризиса, как технический вопрос, носит второстепенный характер, а главное – это именно «правовые основания» для ограничения работы спутникового интернета.

Это возвращает нас ко второму вероятному объяснению нерасторопности чиновников – интересы монополистов в области связи, о которых они пекутся. Собственно, при обсуждении в мажилисе профильного законопроекта, как раз больше говорили о рыночном эффекте разблокировки Starlink, а не о рисках для безопасности. Представлявшая законопроект депутат мажилиса Екатерина Смышляева указала, что ключевая его задача – это, выступать, как «правовая модель использования подобных услуг», так как помимо SpaceX есть и другие зарубежные компании, которые предлагают аналогичные услуги со своими спутниками. «Наша задача заключается в том, чтобы учесть равный доступ и равные условия для всех операторов, предлагающих подобные услуги. И второе – учесть интересы национальной безопасности. Это два ключевых момента», – сказала она. «В рамках этого законопроекта мы работаем над возможностью легализовать не только Starlink. Тут еще зависит от процесса самих компаний, чтобы они тоже пошли нам навстречу. Поэтому надеемся, что результатом станет работа этих технологий на территории Казахстана. Законопроект сейчас прошел первое чтение, мы идем на второе чтение, учтем все предложения, о которых говорили коллеги. Но я думаю, что это не будет долгим процессом», - отметила мажилисвумен.

Впрочем, слова Смышляевой не слишком убедили ее коллег. Один из них, мажилисмен Мурат Абенов, открыто предположил, что одна из основных причин, почему Starlink еще не легализовали, – это возможная потеря доходов отечественных операторов. «Получается, сегодня у нас есть технологии Starlink, но мы препятствуем их использованию, затягиваем. Да, есть ограничения, связанные с безопасностью, мы это прекрасно понимаем, но, честно говоря, один из аргументов заключался в том, что пострадают наши операторы, они потеряют рынок. Если Starlink зайдет, значит, кто-то потеряет доходы», – поделился «инсайтами» депутат. Он же высказал недоумение, почему в стране так тяжело идет легализация интернета от Маска, в то время как она уже давно сотрудничает с ним в деле подключения к Сети удаленных школ. «Мы позволили 200 школ подключить к Starlink. А обществу говорим – незаконно. Но государственным школам подключили. Какую правовую норму мы использовали? Сельские жители сегодня не имеют доступа к интернету, они не имеют доступа к госуслугам. Как можно хотя бы временно это решить? Возможно, воспользоваться таким же механизмом, как и для школ?» – спросил Абенов.

Вышеупомянутый Малик Олжабеков ответил парламентарию, вновь прибегнув к уловке под названием «соображения национальной безопасности»: «Дело в том, что школы достаточно ограниченная и контролируемая среда, в которой мы сможем найти техническое решение главной проблемы – соответствия требованиям информационной безопасности. Мы имеем в виду защиту нашего информационного пространства. Той среды, которая защищает, в том числе, обычных пользователей от потери персональных данных». Опять же, насколько казахстанские школы «контролируемая среда», свидетельствуют вопиющие случаи насилия и изнасилований в учреждениях образования. Ну, а фетишизация персональных данных тоже себя дискредитировала, после того, как государство само решило публиковать персональные данные физических лиц, имеющих «финансирование из-за рубежа». Впрочем, это не первые и не последние слабые аргументы чиновников против Starlink, министр МЦРИАП Мусин в ноябре пошел еще дальше, объявив все, что не разрешено специально – запрещенным. Министр Мусин так и сказал: подключение к интернету Starlink в личных целях запрещено, «так как это не прописано в законодательстве». Запрещать то, что не разрешено специально глупо: дышать, например, тоже не прописано в законодательстве, что ж нам теперь ждать, когда парламент это примет в трех чтениях? В развитых странах работает совсем иной принцип – разрешено все, что не запрещено. Но в Астане на все это, видимо, по привычке смотрят иначе.

В итоге же, Олжабеков решил закончить на оптимистичной ноте и пообещал, что спутниковый интернет от Илона Маска может легализоваться в Казахстане к середине 2024 года: «Сейчас ведется работа с компанией Starlink. В рамках пилотного проекта одной из основных задач у нас является поиск технических решений по обеспечению информационной безопасности. Тестирование одного из трех технических решений уже начаты, два других предполагают проведение процедур по закупу оборудования и по тестированию, но я думаю, что, как минимум для того, чтобы провести тесты, нужно наработать практику, это потребует от четырех до пяти месяцев с тем, чтобы протестировать в различных режимах. После принятия соответствующих решений, тестирования этих решений, мы примем меры для того, чтобы эта услуга была уже доступна в более широком пользовании». Что ж, депутатам и общественности страны, видимо, придется подождать еще полгода, чтобы начать использовать Starlink.. или понять, что нас обманули в очередной раз. И тут законодательной власти будет архиважно поставить вопрос о персональной ответственности за такие вещи, чтобы тот же Багдат Мусин поплатился своей должностью. Либо об ответственности коллективной, в рамках которой за такой провал ушел бы весь Кабмин…

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...