Инциденты и аресты | Деловая неделя
27 июля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Инциденты и аресты

11.06.2021 09:40:06
№: 22(1425)
Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек

СИТУАЦИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ продолжает оставаться напряженной. На фоне раскручивания дела вокруг коррупции на фактически национализированном Кумторе президент и глава ГКНБ КР едва не погибают в странных инцидентах.

Для Садыра Жапарова Турция становится все более надежным и близким партнёром, что стало особенно заметно во время недавних столкновений с Таджикистаном 

Два странные аварии

События прошлой пятницы, 4 июня в Кыргызстане привлекли особое внимание в связи со странными обстоятельствами. Во-первых, они затрагивают двух сегодняшних лидеров страны – президента Садыра Жапарова и главу Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) Камчыбека Ташиева. Во-вторых, вокруг них уже возникли попытки сокрытия деталей.

Рассмотрим хронологию. Утро указанного дня началось с того роста напряженности на кыргызско-таджикской границе. На одном из участков Унжу-Булак Чон-Алайского направления таджикские пограничники под покровом ночи выставили строительный вагончик, в котором разместился пограничный наряд РТ. Одновременно, Погранслужба ГКНБ Кыргызстана зафиксировала скопление вооруженных людей и легкобронированной техники на сопредельной стороне. Запахло очередным столкновением, наподобие однодневной войны в конце апреля. Кыргызская сторона обвинила оппонентов в нарушении ранее достигнутых договоренностей о том, что стороны не будут выставлять погранзаставы в неописанных и спорных территориях. Кроме того, по словам пограничников Кыргызстана, их коллеги «с той стороны» не отзывались на звонки и сообщения.

Таджики парировали претензии тем, что мол, кыргызская сторона примерно также поступила на другом участке, поэтому появление вагончика в Чон-Алайском направлении «это создание паритетных условий». В общем, стороны напряглись, последовал обмен нотами протеста на уровне министерств иностранных дел. С кыргызской стороны началась эвакуация гражданского населения из близлежащих трех населенных пунктов.

В этих условиях раздались требования, чтобы глава ГКНБ Камчыбек Ташиев вылетел на границу и разрешил ситуацию. Что он и сделал, полетев со своими сопровождающими на двух вертолетах министерства обороны КР. Примерно в 13.48 один из летательных аппаратов резко пошел на снижение. Свидетель происшествия сказал, что он заметил, как вертолет, качаясь из стороны в сторону, резко полетел к земле. Подъехав к месту посадки, очевидец увидел объятый пламенем летательный аппарат и людей, выскакивающих из него. Пострадали несколько человек, большей частью получившие незначительные ожоги. Техника сгорела полностью.

Несмотря на это происшествие, Ташиев на другом вертолете добрался до границы, где провел переговоры с таджикскими пограничниками. В итоге сторонам удалось договориться, и на следующий день злополучный вагончик был вывезен. Сам глава ГКНБ прокомментировал происшествие с вертолетом, заявив, что полеты в горных ущельях всегда были очень опасны, и из-за резкого порыва ветра его бросило на скалы.

Второе ЧП, как уже говорилось, тоже произошло 4 июня, с разницей в несколько часов. В этот раз место действия – Иссык-Кульская область, куда со своим кортежем выехал глава государства Садыр Жапаров. В районе села Ананьево с президентским кортежем, которому, по идее, должны были обеспечивать безопасный проход, случилось ДТП. Некий водитель, будучи нетрезвым, протаранил джип из сопровождения президента. Удар был такой силы, что привел к смерти одного сотрудники Службы охраны ГКНБ КР. И еще пятерых госпитализировали. Автомобиль самого главы государства быстро покинул место инцидента. Точное время данного происшествия не указывается до сих пор. Чуть позже, министр здравоохранения Алымкадыр Бейшеналиев сообщил прессе, что погибший сотрудник ГКНБ был личным врачом президента страны и звали его Илгиз Усубалиев. Покойному было всего 37 лет и у него остались жена и дети.

Происшедшее выглядит очень странно. В инциденты оказались вовлечены сразу двое лидеров сегодняшнего Кыргызстана, интервал между «случайными происшествиями» - всего в несколько часов. Если случай с вертолетом можно списать на погодные условия и недостаточный уровень подготовки пилотов, то как быть с ДТП в Иссык-Кульской области? Ведь там единственная дорога вдоль побережья озера, весь маршрут заранее закрывается автоинспекторами и Службой госохраны ГКНБ. Никто не имеет права трогаться, пока VIP-кортеж не проедет. Если кто-то попробует начать движение, то его будут таранить или стрелять. А такое, чтобы «нетрезвый водитель выскочил на встречную полосу и врезался в машину сопровождения», это нонсенс для любой службы безопасности. Причем и сама машина СГО ГКНБ не маленькая, она должна была быть бронированной и оснащена подушками безопасности. Да и личный врач главы государства, в современном мире, персона приближенная и охраняется не хуже какой-либо гостайны.

В истории Кыргызстана уже было такое, когда в результате автоаварий гибли «непростые» люди. Такие, как премьер-министр Насириддин Исанов или министр нацбезопасности Анарбек Бакаев. После таких смертей, в стране, как правило, происходили знаковые события. Такие, как начало реализации проекта по разработке золоторудного месторождения Кумтор, например.

Аресты

После того, как власти Кыргызстана насчитали канадской компании, управляющей золотодобычей на Кумторе, огромный штраф, ее менеджмент покинул страну, а контроль над месторождением был установлен официальным Бишкеком, который обвиняет иностранного инвестора в нарушениях. В мае месяце силовики Кыргызстана в рамках уголовного дела по коррупции в деле Кумтора произвели обыски в офисе компании «Кумтор оперейтинг компани». Была изъята вся документация на бумажных и электронных носителях. После паузы в пару недель аресты высокопоставленных чиновников, подозреваемых в коррупции, продолжились. На этой неделе были арестованы бывший руководитель аппарата президента Данияр Нарымбаев и экс-вице-премьер Алмазбек Баатырбеков.

Бывший соратник Алмазбека Атамбаева, Нарымбаев уже арестовывался несколькими годами ранее по подозрению в том, что он получил деньги от семьи бывшего мэра Наримана Тюлеева за помощь в закрытии его уголовного дела. Экс-градоначальник также обвинялся в коррупции. Примерно год тянулось расследование, но в итоге Нарымбаев отделался условным сроком и штрафом, увольнением с должности. И вот опять его привлекают по коррупционной статье. Только в этот раз масштабы куда крупнее. Причем с ними следствие очень быстро определило меру пресечения – буквально через считанные часы Нарымбаева поместили в следственный изолятор ГКНБ на ближайшие два месяца. 

Кроме того, ряд СМИ сообщили, что на допросе у чекистов побывала и дочь знаменитого писателя, экс-депутат Ширин Айтматова. Пока она была вызвана в качестве свидетеля. В последние дни были также арестованы бывшие и действующие депутаты парламента Торобай ЗулпукаровИсхак Пирматов и Талант Узакбаев. Также задержаны экс-премьер-министр Омурбек Бабанов и бывший спикер парламента Асылбек Жээнбеков, брат экс-президента Сооронбая Жээнбекова. И это - не считая арестованного несколько месяцев назад бывшего руководителя кабмина Мухаммедкалыя Абылгазиева. Правда, похоже, что ситуация вокруг Абылгазиева начала меняться – недавно он был госпитализирован в частную клинику по «состоянию здоровья». Это довольно известный «путь» кыргызских чиновников, обвиненных в коррупции, но нашедших «вариант» не садиться в тюрьму.

Зато следствие продолжает проявлять нарочитую суровость по отношению к бывшему президенту Алмазбеку Атамбаеву и его верному помощнику, бывшему главе ГКНБ Абдилю Сегизбаеву. У первого проблемы со здоровьем – сердце, сосуды, почки, грыжи, скачет давление, но в больницу «на гражданке» его никто не отпускает. Второй, по словам его адвокатов, едва не умер в тюремной больнице из-за коронавируса. Как только он пришел в себя, его обратно отправили в следственный изолятор.

Из «недавно» арестованных самым шумным оказался Омурбек Бабанов. Его люди стали устраивать акции протеста, поднимая земляков в Таласской области. Акции достаточно многочисленные, с несколькими сотнями участников. Правда, в столицу из них никто не спешит. Возможно, это связано с падением авторитета политика среди земляков из-за его «чрезмерной сговорчивости» с властями. Поэтому то, что они вышли на митинг только дома, а в Бишкек «шуметь» никто не поехал, считают своего рода «полуподдержкой». Мол, помни о земляках не только когда тебе плохо.

Тем временем, в стране шириться скандал вокруг исчезновения Орхана Инанды, главы сети лицеев «Сапат». Обвиняемый официальными властями Турции в принадлежности к подрывной сети живущего в США Фетхуллаха Гюлена, Инанды пропал в конце прошлого месяца в Бишкеке. Будучи гражданином Кыргызстана, он не может быть выдан другим государствам. Его сторонники уверены, что Инанды был похищен турецкой разведкой и содержится в посольстве Турции в Бишкеке. На президента Жапарова оказывается нешуточное давление, поскольку в эти же дни от сам отправился с визитом в Турцию. В дни вооруженного конфликта с Таджикистаном, фактически, только Анкара открыто поддержала Бишкек. И тот факт, что после этого пропал ее враг в Кыргызстане, многими воспринимался, как свидетельство сотрудничества Жапарова с Эрдоганом. В итоге пресс-служба кыргызского лидера заявила, что Жапаров прямо спросил Эрдогана, не знает ли он, что с Инанды. Турецкий президент ответил, что об этом он ничего не знает. Теперь в Бишкеке почему-то уверены, что сближение двух стран продолжится, и никто не удивиться, если в аэропорту «Манас» в ближайшее время возникнет военная база армии страны НАТО. На этот раз – Турции.

 


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...