Испытание коронавирусом | Деловая неделя
20 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Испытание коронавирусом

10.11.2020 10:59:13
№: 39(1396)
Нигмат РАМАЗАНОВ

Судя по результатам девяти месяцев, банковский сектор несильно пострадал от кризиса, спровоцированного пандемией коронавируса. По оценкам международных рейтинговых агентств, последствия ухудшения внешних и внутренних условий негативно отразится на качестве активов кредитных организаций с временным лагом, давление на показатели банков проявится позже.

Нигмат РАМАЗАНОВ 

Судя по результатам девяти месяцев, банковский сектор несильно пострадал от кризиса, спровоцированного пандемией коронавируса. По оценкам международных рейтинговых агентств, последствия ухудшения внешних и внутренних условий негативно отразится на качестве активов кредитных организаций с временным лагом, давление на показатели банков проявится позже. 

Согласно банковской статистике, затянувшееся на длительное время распространение коронавируса, в последние месяцы не оказало заметного влияния на положение дел в доминирующем секторе отечественного финансового рынка. В третьем квартале текущего года качественные показатели кредитных организаций стабилизировались, а некоторые даже несколько улучшились по сравнению с предыдущим кварталом. Кроме того, наблюдался рост количественных показателей. Улучшился показатель финансовой деятельности банковской системы. 

Согласно информации регулятора, совокупные активы банковской системы за январь-сентябрь увеличились более чем на 3, 1трлн. (на 11,6%), составили более 29,9 трлн. тенге (Таблица). Прирост активов продемонстрировали 8 крупных банков первой десятки. Объемы кредитования экономики банками по сравнению с началом года увеличились на 480 млрд. (на 3,5%) до уровня 14,35 трлн. тенге. Сохранился высокий уровень концентрации банковского сектора. Доля 5 наиболее крупных банков в совокупных активах превысила 63%, 10 банков – приблизилась к 86%. 

Скромными сложились показатели роста капитала. Собственный капитал банковского сектора по балансу увеличился всего на 50 млрд. (на 1,3%) по сравнению с началом года, превысил 3,69 трлн. тенге. Собственные средства снизились у 3 крупных банков первой десятки. В результате опережающего роста активов соотношение капитала к совокупным активам банковской системы снизилось с начала года с уровня порядка 13,6 до 12,4%. Уровень капитализации активов, выше среднего по банковской системе, сложился у 4 кредитных организаций первой десятки. У Жилстройсбербанка, Jysan Bank, Ситибанка и Народного банка показатель составил от 16,8до 13,4%. У остальных банков первой десятки отношение собственного капитала к активам сложилось в пределах от 10,9% до 7,2% у банка ЦентрКредит. 

В отчетном периоде улучшился результат финансовой деятельности кредитных организаций. Прибыль банковской системы превысила 596 млрд. тенге, в то время как в январе-сентябре прошлого года кредитные организации отразили в своих отчетах превышение доходов над расходами в размере порядка 432 млрд. тенге. Позитивное влияние на показатель финансовой деятельности оказало отсутствие убытков у крупных банков. Среди крупных банков первой десятки наиболее высокий показатель рентабельности активов традиционно продемонстрировал Kaspi банк. Выше среднего по банковской системе сложился также показатель рентабельности Ситибанка, Народного банка. У остальных 7 банков этой группы рентабельность активов осталась ниже среднего значения по банковской системе в целом. 

Результат финансовой деятельности кредитных организаций на протяжении длительного времени определяется в первую очередь качеством их активов. Объем кредитов с просрочкой платежей в банковской системе за 9 месяцев увеличился более чем на 216 млрд., превысил 2,02 трлн. тенге. При этом объем кредитов с просроченной задолженностью свыше 90 дней за январь-сентябрь увеличился почти на 80 млрд., составил около 1,28 трлн. тенге. Доля таких кредитов в ссудном портфеле банков за 9 месяцев выросла с уровня 8,13 до 8,35%. 

Объем резервов, сформированных в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на возможные потери по ссудам, уменьшился за январь-сентябрь почти на 60 млрд. до уровня около 1,92 трлн. тенге. При этом объем резервов повысился у 8 крупных банков первой десятки. Основной вклад в сложившийся объем просроченных кредитов и провизий по ним по-прежнему вносят крупные банки первой десятки. На них приходится более 93% всех кредитов с просрочкой платежей свыше 90 дней и около 92% объема провизий по ссудному портфелю. 

В целом показатели деятельности банковской системы в отчетном периоде выглядят достаточно оптимистично, особенно учитывая ухудшение внутренних и внешних условий, связанных с распространением вируса, падением цен на нефть. Выросли количественные параметры, улучшился результат финансовой деятельности. При этом вновь наметился процесс ухудшения качества активов в сторону накопления «плохих» долгов. Впрочем, в сложившихся условиях вряд ли можно было избежать роста проблемных активов.

Можно утверждать, что пока казахстанский банковский сектор формально несильно пострадал от кризиса, спровоцированного пандемией. Все основные показатели банков сохранились более или менее в норме. В третьем квартале по сравнению с предыдущим наблюдалось даже сокращение доли кредитов с просрочкой платежей свыше 90 дней, увеличился размер прибыли банковской системы. Возникает вопрос, чем обусловлены неплохие показатели. Временные послабления позволили банкам не отражать в отчетности в полной мере влияние кризиса на свои активы и заемщиков, или же их отчетность не в полной мере отражает проблемы с качеством активов, как это практиковалось длительное время в предыдущие годы? 

Рост просрочки в условиях снижения платежеспособности заемщиков неизбежен. Вопрос только в том, произойдет это в краткосрочной или среднесрочной перспективе. Какое-то время рост проблемных активов может быть слажен за счет реструктуризации кредитов пострадавших заемщиков в рамках собственных программ банков или кредитных каникул, предусмотренных регулятором. Поэтому пока невозможно понять насколько реально в результате кризиса ухудшилось качество кредитного портфеля банков. 

Но эти послабления носят временный характер и со временем проблемы качества активов выйдут на поверхность. Очевидно, новые реалии будут в дальнейшем оказывать влияние на показатели казахстанского банковского сектора. Снижение цен на нефть и сокращение добычи сырья, а также расходы на борьбу с пандемией оказывают негативное влияние на экономику Казахстана, отмечают в аналитическом обзоре эксперты международного рейтингового агентства S&P. По их мнению, эти и другие факторы будут способствовать тому, что банки будут вести деятельность в условиях высоких убытков по кредитам в течение более длительного времени, чем ожидалось ранее. А доля не полностью обеспеченных провизией кредитов вырастет с 20% до 23-25% за ближайшие год-полтора. 

Чистая прибыль банковского сектора Казахстана по сравнению с предыдущим годом может сократиться вдвое, до 400 млрд. тенге в 2020 году, заявил директор группы суверенных рейтингов агентства в своем выступлении на ежегодной конференции S&P. По его словам, ожидается сокращение маржи казахстанских банков и увеличение объема резервов на возможные потери по кредитам в ближайшие 12-18 месяцев. Это затруднит для некоторых банков поддержку устойчивых показателей прибыльности. 

Развитие казахстанских банков тормозится не только распространением вируса, но и рядом других факторов. В аналитическом обзоре агентства говорится, что непрозрачная структура собственности и выдача кредитов связанным сторонам по-прежнему остаются в числе основных проблем банковского сектора, что вызывает необходимость государственной поддержки. При этом качество регулирования и надзора за банковской деятельностью оценивается как «низкое» и отмечается, что регулятор чаще решает проблемы в режиме ручного управления, нежели принимает системные меры. 

По оценке экспертов агентства, по-прежнему сохраняется высокий уровень рисков. В настоящее время агентство относит банковский сектор нашей страны к группе девять по уровню отраслевых и страновых рисков (BICRA). Классификация BICRA использует шкалу от 1 до 10, при этом в группу 10 входят страны с наиболее слабыми показателями. Банковская система Казахстана характеризуется относительно небольшими размерами. Объем ее активов составляет менее 40% ВВП страны, что ограничивает эффективность финансового посредничества, считает директор группы. 

Банковская система Казахстана в предыдущие годы находилась в сложном положении более десяти лет. В начале 2009 года избежать системного банковского кризиса удалось лишь благодаря масштабной государственной поддержке. Последовавшая вслед за этим реструктуризация финансовой задолженности трех крупных банков отразилось на улучшении основных показателей не только этих банков, но и всей банковской системы. Ожидалось, что после этого начнется восстановление банковской системы, но этого не произошло. 

Когда стало понятно, что самостоятельно банки не способны справиться со своими проблемами, государство было вынуждено вновь оказать поддержку крупным банкам, размеры которой исчислялись уже триллионами тенге. Программа оздоровления банковского сектора, начатая с Казкома, предусматривала поддержку системообразующих банков. Предполагалось, что принимаемые правительством и регулятором меры по поддержке банковской системы приведут к сокращению неработающих активов банков, активизации кредитования реального сектора экономики. 

Масштабная поддержка крупных кредитных организаций позволила в основном расчистить балансы банков от плохих активов. Выполнение государственной программы по оздоровлению банковского сектора и выкуп проблемных кредитов способствовали поддержанию стабильности банковской системы. Полностью завершить реализацию программы оздоровления предполагалось в этом году. Однако положение дел в банковской системе вновь осложнилось в связи с пандемией коронавируса. 

Последствия кризиса отразятся на банковской системе позже. Ключевой проблемой вновь станет неизбежное ухудшение качества кредитного портфеля. Рано или поздно банкам придется формировать резервы исходя из реальной платежеспособности заемщиков. Ухудшение качества активов и увеличение расходов на формирование резервов станет проверкой на прочность казахстанских банков. Пока рано оценивать последствия пандемии, поскольку сохраняется неопределенность касательно ее продолжительности. Новая волна и ужесточение карантинных ограничений не дают повода для оптимизма по этому поводу. Серьезность проблемы для банковской системы будет определяться не только динамикой проблемных кредитов, но и в значительной степени тем, насколько быстро после кризиса будет восстанавливаться экономика.

 

 

 

 

 

 

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...