Избирательный подход | Деловая неделя
16 февраля 2025 | выходит по пятницам | c 1992 года

Избирательный подход

23.01.2025 16:22:31
№: 2 (1590)

к правам человека в Казахстане

…Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…

Федор Достоевский, «Преступление и наказание»

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ был обнародован доклад Совета по правам человека ООН для Генеральной ассамблеи ООН, касающийся их соблюдения в различных странах мира. Выводы рабочей группы Совета по Казахстану, в целом, довольно безрадостны: ситуация с правами человека в нашей стране по-прежнему остается проблемной. В этой связи стране были даны многочисленные рекомендации, содержание которых также свидетельствует о проблеме обратной связи между нашей страной и правозащитниками ООН. Астана пока никак не прокомментировала выводы рабочей группы Совета по правам человека ООН, однако, уже сейчас понятно, что руководство страны не пойдет на выполнение всех рекомендаций, поскольку, как минимум одна из них, может вызвать претензии со стороны «партнера по ЕАЭС и ОДКБ». Речь идет о Римском статуте, налагающем на своих подписантов обязательства по аресту лиц, на которых выданы ордера Международного уголовного суда, а среди таковых сейчас и президент России. При этом, Казахстан вроде бы не должен и полностью игнорировать мнение ООН, так как президент Токаев несколько лет являлся одним из высокопоставленных функционеров. С другой стороны, тот факт, что Совет по правам человека ООН рекомендует Астане завести специальный орган, ответственный за связи и обязательное выполнение своих рекомендаций, может свидетельствовать о больших проблемах с обратной связью в этой сфере.

Выводы рабочей группой Совета по правам человека ООН цитирует агентство КазТАГ: «В СП4 сообщается, что Конституционный суд был восстановлен в 2022 году, а в 2020 году в Казахстане был принят Административный процедурно-процессуальный кодекс. Однако жертвы нарушений прав человека не имеют доступа к эффективному, незамедлительному, тщательному и беспристрастному расследованию, а предполагаемые виновные в большинстве случаев выходят на свободу, что приводит к ощущению безнаказанности. В СП4 Казахстану рекомендовано внести изменения и дополнения в законодательство, чтобы жертвы нарушений прав человека имели доступ к эффективным средствам правовой защиты и компенсации».

Подтверждением таким выводам может служить приговор по делу о пытках в селе Кошмамбет во время событий Кантара-2022. За избиение и издевательства над десятками мужчин, значительная часть которых были иностранными гражданами, в которых, по словам жертв, участвовали десятки сотрудников правоохранительных органов, ответили всего 6 бывших сотрудников МВД, которые получили всего по три года лишения свободы. При этом, адвокаты отмечают, что из-за действий наших властей количество потерпевших было искусственно сокращено.

«…Вызывает возмущение, что следствие велось неполноценно, несвоевременно, то есть с нарушением всех стандартов права на справедливый судебный процесс. Расследование должно было быть всесторонним, объективным и своевременным и полным. Мы считаем, что все стандарты были нарушены, и дело пришло в суд сырым. Не все обстоятельства были выяснены. Не все обвиняемые установлены. И не все [пострадавшие от пыток] были признаны потерпевшими», — прокомментировала приговор адвокат Айна Шорманбаева, представлявшая в суде интересы 23 граждан Узбекистана. По ее словам, 20 из 23-х ее подзащитных не смогли приезжать в Казахстан для участия в следственных действиях и судебном процессе из-за того, что им запретили въезд в Казахстан на пять лет, что «было одним из способов устранить доказательства и возможность себя защищать».

Столь мягкий приговор связан с тем, что три года – максимальный срок за пытки, а, в целом, то, что дело дошло до суда связано, видимо, с тем, что именно в Кошмамбете под пытками согласился оговорить себя Викрам Рузахунов, известный кыргызский джазовый музыкант, признавший себя проплаченным участником погромов в Алматы. Благодаря его известности, видео, показанное по государственным каналам Казахстана, вызывало международный скандал, и Рузахунова пришлось быстро отпустить на родину. Ответственность за все это, теперь понесли 6 полицейских, хотя очевидно, что во всем этом участвовало гораздо больше людей, и не только из МВД, но и других силовиков, а также подконтрольных государству СМИ, снимавших явно запытанного и запуганного человека.

Потерпевшие по этому делу уже сообщили, что намереваются подавать апелляцию, чтобы подсудимым ужесточили наказание, однако, надежды на это, по сути, практически нет. С учетом практики казахстанского законодательства, осужденные полицейские могут претендовать на УДО или замену наказания на более мягкое уже через год нахождения в колонии. Это, конечно, не полная безнаказанность, но, в целом, очевидно мягкое наказание, постигшее, очевидно, далеко не всех причастных к преступлениях против граждан РК и иностранцев.

Вполне естественно, что на таком фоне ООН рекомендует Казахстану пересматривать само законодательство, в частности «внести изменения в уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное законодательство и законодательство об административных правонарушениях на основе рекомендаций, решений и заключений международных органов по правам человека». Также международные правозащитники усомнились в эффективности надзорного органа – прокуратуры, которая, по идее, должна была защищать права граждан в ходе следствия и судебного процесса.

У нас же защита интересов граждан со стороны прокуратуры в судах носит весьма специфический характер. Так, например, другой судебный процесс по Кантару-2022 – по делу об убийстве Ерлана Жагипарова (он также подвергся избиениям, пыткам, после чего застрелен из автомата), был закрыт для общественности по ходатайству… эксперта-полиграфолога. После такого вполне естественно, что Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) рекомендовало Казахстану «создать независимую, беспристрастную и компетентную прокуратуру».

Также специалисты ООН порекомендовали Казахстану расширить полномочия государственных правозащитников. «Авторы СП4 и БДИПЧ ОБСЕ рекомендовали привести статус уполномоченного по правам человека Казахстана (НПЗУ) и других национальных правозащитных учреждений, в частности, уполномоченного по правам ребенка в Республике Казахстан и уполномоченного по правам социально уязвимых категорий населения, в соответствие с Парижскими принципами. БДИПЧ ОБСЕ рекомендовало предусмотреть четкие, прозрачные и основанные на широком участии процедуры отбора и назначения высшего руководства НПЗУ на основе заслуг, пересмотреть широкие и расплывчатые положения о процедуре увольнения, а также предоставить функциональный иммунитет комиссии, ее сотрудникам и представителям», - говорится в докладе рабочей группы.

Что касается слабости обратной связи между Казахстаном и ООН, вывод об этом можно сделать на фоне следующей рекомендации: «…Законодательно закрепить полномочия государственного органа, ответственного за выполнение замечаний, мнений, рекомендаций договорных органов ООН на самом высоком уровне, а также закрепить в национальном законодательстве обязательство предоставлять информацию договорным органам ООН, а также рекомендовали создать механизм обязательного выполнения решений договорных органов ООН». По идее, таким органом должно быть министерство иностранных дел, но, судя по приведенной цитате, он манкирует своими обязанностями, либо остальной Кабмин просто не принимает рекомендаций ООН. Судя по всему, наши чиновники в некоторых случаях даже не удосуживаются предоставлять структурам ООН даже необходимую информацию. Впрочем, в некоторых случаях международные правозащитники все-таки отмечают «положительные сдвиги в области прав человека в Казахстане, в том числе и исполнение властями страны ряда рекомендаций».

В целом рабочая группа Совета по правам человека ООН порекомендовала Казахстану «в области поощрения и защиты прав человека», следовать таким направлениям в области международных обязательств, как соблюдение равенства и защита от дискриминации, обеспечение прав граждан на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, а также на свободу от пыток. Также отдельно прописывается необходимость соблюдать права человека и в деле борьбы с терроризмом. Казахстану также необходимо улучшать отправление правосудия, исключая безнаказанность, и максимально последовательно утверждая верховенство права. Претензии у ООН есть и по линии защиты основных свобод граждан, а также их права на участие в общественной и политической жизни. По последнему у нас ярким проявлением стало пресечение одиночных пикетов в защиту автора юмористического паблика, в результате чего граждан всего за несколько минут задерживают, а потом стандартно оформляют на 15 суток административного ареста или штрафуют.

Также ООН порекомендовала Казахстану упрочить защиту прав граждан на неприкосновенность частной жизни, на брак и семейную жизнь. Такие вещи у нас также защищают весьма выборочно. Журналистку могут арестовать и подвергнуть унизительным процедурам за разглашение ИИНа осужденного преступника, а затем государство само разглашает ИИНы физических лиц, «финансируемых из-за рубежа». Или мы сталкиваемся с тем, что в одних случаях правоохранительные органы не разглашают даже имена фигурантов уголовных расследований, а в других – в медиа появляются материалы дел, которые не могли «утечь» откуда-либо, кроме как из полиции, например – видеосъемка с камер наблюдения. Ярким примером такой избирательности служит и возбужденное недавно уголовное дело против адвоката Уразбаховой и ее коллеги Бекитаева, которых обвиняют разглашении данных судебного следствия, хотя они не давали расписку о неразглашении и не обладают материалами уголовного дела.

Среди других направлений в деле защиты прав человека, которые Казахстану рекомендовано усилить - запрет всех форм рабства, включая торговлю людьми, право на труд и на справедливые и благоприятные его условия, свободу предпринимательства, право на социальное обеспечение, достаточный жизненный уровень, здоровье, образование. О том, что у нас есть проблемы с правами на здоровье и чистую окружающую среду, свидетельствует тот факт, что уже даже «Казгидромет» признает очень высокий уровень загрязнения воздуха в Алматы. На этой неделе о том, что содержание вредных веществ в атмосферном воздухе Алматы, Астаны и области Абай превышает предельно допустимые концентрации (ПДК), также сообщила пресс-служба Комитета санитарно-эпидемиологического контроля министерства здравоохранения РК.

Из других прав, нарушение которых фиксируется на международном уровне в Казахстане, можно упомянуть эпопею с запретом ношения религиозных женских платков в школах, что продолжает вызывать возмущение части граждан, пытавшихся защищать свои права в суде. Однако, даже Верховный суд РК, постановив, что не запускать или исключать девочек из школ из-за ношения платка нельзя, отдельно отметил, что школы могут устанавливать такие правила. При этом, в последние месяцы из учреждений образования стали поступать сигналы о том, что от детей требуют приходить в определенные дни в национальной одежде, которую им должны также обеспечивать родители. Тут опять же налицо и дискриминация, и нарушения права на образование.

Что касается рекомендации ООН, которую наша страна гарантированно не примет, то речь идет о ратификации Римского статута, на основании которого осуществляет свою деятельность Международный уголовный суд (МУС). В его юрисдикцию входят преступления против человечности, военные преступления, геноцид и агрессия. В марте 2023 года МУС выдал ордер на арест президента РФ Владимира Путина по обвинению в военном преступлении — незаконной депортации детей с оккупированных территорий Украины в Россию в ходе вторжения России на Украину. Любая страна, которая ратифицировала Римский статут, обязана соблюдать его нормы и сотрудничать с МУС, а значит – выполнить арест российского лидера согласно ордеру. Если она не будет этого делать, то несоблюдение норм Римского статута для страны, его ратифицировавшей, может повлечь за собой международные санкции. Ранее Монголия уже проигнорировала свои обязательства по Римскому статуту во время визита российского лидера в Улан-Батор, и хотя ни о каких санкциях за это она пока не подвергалась, сама по себе возможность ареста (и отказ от него) стали поводом для скандальных публикаций и серьезно повлияли на международный престиж родины Чингисхана. Можно быть уверенным, что Казахстан гарантированно не станет брать на себя такие обязательства. Что-что, а защищать права отдельных избранных лиц в нашей стране все-таки научились…

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...