К чему приведет «кирпичная дипломатия»?
В расширение БРИКС много геополитики, но очень мало экономики
Желающих быть в мире независимыми все больше. Но кому от этого будет реальная польза?
Юрий Сигов, Вашингтон
Состоявшаяся недавно в ЮАР встреча глав государств-членов организации под названием БРИКС (по первым буквам стран, в нее входящих) породила целый набор прямо противоположных оценок и мнений. Разумеется, не стали бы мировые СМИ с утра до вечера буквально обсасывать эту тему, участников подобного мероприятия и якобы его глобальной важности – так рядовому гражданину нашей планеты до всей этой суеты-сует и дела никакого не было бы. Но и газеты, и телевизор, и бескрайний интернет только и трубили изо всех углов: настала новая эра, эпоха БРИКС и его всемирного доминирования!
По большей части государственные СМИ стран- членов этой структуры только и делали все эти дни, что публиковали ровным счетом ничего не значившие цифры общего населения государств БРИКС, их промышленного потенциала, многие другие данные, которые на неискушенного читателя-телезрителя должны были по идее произвести впечатление полной смены политических декораций на нашей планете. Что там какая -то «большая семерка» или импотентная ООН со своими бесконечными заседаниями да резолюциями! Вот где теперь мировая власть, и вот кому она отныне на самом деле принадлежит.
Критически же настроенные обозреватели так и не поняли, а в чем все-таки реально состоит влиятельность в международных делах и такое уж величие этой организации, в которой теперь будет вроде как 11, а не пять как раньше членов? И в очереди туда вроде как стоит еще пара десятков государств, включая Казахстан? То есть шума вокруг всего этого БРИКС-процесса внешне много, но что по сути дела – так кто же из тех самых мировых лидеров, которые все это организовали, простому, и не заморачивающемуся большой политикой гражданину разъяснит?
Именно по этой причине предлагаю посмотреть на данный мировой процесс как с точки зрения некой геополитики (а без нее нынче попросту никуда), так и с точки зрения интересов обычных граждан, которым что БРИКС, что АБВГД с НАТО и ООН – все едино. А заодно можно оценить и самое главное: так ли уж что-либо в мире нашем изменится, если все вокруг захотят вступить в БРИКС, но при этом также все без исключения по-прежнему хотят дружить и сотрудничать с коллективным Западом?
Геополитика - дело такое серьезное, что в ней не особо разбираются даже те, кто ею управляет
Начну с так называемой большой политики, которой руководство практически всех государств нашей планеты пытаются прикрывать любые свои действия, если внешне они выглядят либо полностью абсурдно, либо как минимум вызывают большое недоумение. Так вот собравшиеся в Йоханнесбурге пять лидеров ведущих не западных стран (Россия, Бразилия, ЮАР, Китай и Индия) на самом деле показали своего рода «Кузькину мать» коллективному Западу. Дескать, можем и без вас решать важнейшие вопросы не только свои, но и всеобщего глобального порядка.
С точки зрения самого факта обсуждения важнейших мировых вопросов в отсутствии ведущей семерки наиболее промышленно развитых западных государств выглядит самым настоящим вызовом. И что самое показательное: теперь к этой группе очень больших и влиятельных на планете государств присоединились шестеро поменьше. Но все они – также хотели бы, чтобы к их мнению и подходам к экономическому и политическому развитию мира хотя бы минимально прислушивались.
Правда, состав принятых в БРИКС (а официально это произойдет с начала будущего года) вызывает у меня лично очень большие не просто вопросы, но и определенный скепсис. Во-первых, к БРИКС присоединились сразу три арабских страны. Если Египет еще по совместительству и «африканец», то Саудовская Аравия, ОАЭ, да и соседний Иран не просто расположены рядом друг с другом, но и играют практически на одном и том же сырьевом поле – нефтяном.
Если же учесть, что нефть в мире продается по-прежнему на 90 процентов за американские доллары, а Иран по-прежнему находится под жесткими финансовыми санкциями и долларов там не так, чтобы очень уж завались, то трудно предположить, как, и в какой форме эти государства намереваются «играть в БРИКС» будучи финансово зависимыми от американской валюты.
Приняли в БРИКС еще одну африканскую страну - Эфиопию, но кроме огромного населения (второго по численности на континенте - 123 миллиона человек) промышленность и все остальное у этой страны находится далеко не в процветающем положении. И если самих эфиопов можно понять (они надеются с помощью БРИКС увеличить внешние инвестиции из этих стран), то чем, кроме геополитических понтов реально этим произрастет сама организация БРИКС не совсем понятно.
Полный цирк наблюдается в связи с включением в состав БРИКС с нового года Аргентины. Интересно, что Бразилия очень гордилась своим членством в этой структуре, потому как единолично представляла там Латинскую Америку и Карибы. А с учетом того, что аргентинцы традиционно на континенте с бразильцами - враги и соперники не разлей вода, то можно себе представить с каким «большим удовлетворением» на аргентинское членство в этой структуре согласился бразильский президент Лула да Силва.
Самое же интересное состоит в том, что в октябре нынешнего года в Аргентине пройдут президентские выборы, и там почти стопроцентно шансы на то, что нынешний президент страны и его ближайшее окружение (а именно они с помощью России и Китая настойчиво рвались в ряды БРИКС) попросту будут сметены. А к власти в стране придет крайне правое правительство, руководители которого уже сегодня дают понять: никакого БРИКС аргентинцам не нужно, состоять в одной конторе с «коммунистами и фашистами» (так именует Россию и Китай наиболее понятный следующий президент Аргентины) они не намерены.
Он же заявил, что главными союзниками Аргентины в мире будут США и Израиль, а чтобы в стране не было галопирующей инфляции, он предложил попросту отменить местную валюту песо, и перейти (как это сделали в свое время Эквадор, Сальвадор и Панама) на американский доллар. То есть к тому моменту, когда Аргентине по расчетам нынешнего саммита в Йоханнесбурге придет время вступать в БРИКС, ее новое руководство просто пошлет всю эту затею куда подальше. Да еще отменит национальную валюту, а заодно и идею некой общей валюты для стран БРИКС, о которой столько много нынче разговоров.
Ко всей гордой геополитике, о которой только и ссылок на высшем уровне («мы против Запада», «мы – сами по себе независимые» и прочее) стоило бы добавить, что все без исключения страны, кичащиеся своей якобы геополитической независимостью на самом деле предельно зависимы именно от этого самого коллективного Запада. Деньги свои они держат исключительно там, почти все - в западной валюте по типу доллара США и евро. Да и стоит тем же американцам захотеть - и все многомиллиардные денежные запасы, к примеру, Саудовской Аравии и ОАЭ могут быть в секунду заморожены, как это сделали американцы с российскими деньгами.
Более того: именно сейчас так называемые «независимые валюты» стран БРИКС по типу индийской рупии, юаровского ранда, бразильского реала и российского рубля рушатся по отношению к американскому доллару буквально на глазах. Даже столь прочный ранее китайский юань просел и по отношению к доллару, и к евро. Так в чем именно геополитическое влияние здесь БРИКС, даже если к нему присоединятся не только вышеупомянутые шесть государств, а те двадцать еще которые стоят пока на листе ожидания? Особенно «такая важная в экономическом и политическом смысле» страна как Казахстан.
Утереть нос Западу? А что еще? Только пожалуйста поконкретнее…
Как невероятное достижение политической самостоятельности и подлинной независимости СМИ России и Китая отметили тот факт, что на последний саммит БРИКС в ЮАР хозяева мероприятия не пригласили президента Франции, хотя он и очень хотел приехать (непорядок, как-то случился тем самым: 36 первых лиц различных стран приглашение от президента ЮАР Рамафосы получили, а глава государства, контролирующего как минимум 18 стран континента, в список приглашенных не попал). Но шум поднят явно неуместный: как эти самые франкофонные страны зависели полностью от Парижа, таковыми и остались.
Да, несколько африканских государств - и именно франкоговорящих- сменили гражданскую власть на военную, а те хотят разорвать по возможности свои связи с Парижем, и установить их с теми, кто им ничего не должен, и кому они ничего не должны (кандидаты на такую дружбу - все те же страны БРИКС в полном составе). Но влияние на континенте и Франции, и Великобритании, и США по-прежнему огромно. И от внешнеполитических демаршей с закрытием французских посольств и выдворения миссий ООН до мало-мальски стабильного политического и экономического состояния - путь еще очень даже не близок.
Что в итоге кроме расширения численного состава удалось добиться руководителям стран БРИКС? С точки зрения демонстрации коллективному Западу, что есть нынче страны, желающие свои вопросы решать самостоятельно – да, такой откровенный жест неповиновения был действительно продемонстрирован. Те, кто считал именно политические возможности БРИКС воздушным замком, на этот раз убедились, что дело явно принимает постепенно очень даже серьезный оборот.
Лидеры стран БРИКС, да еще к ним примкнувшие, действительно будут и дальше вместе собираться, полностью игнорировать присутствие на таких мероприятиях западной публики. А те, собираясь на свои якобы судьбоносные «большие семерки» как раз и должны уже почувствовать свою полную оторванность от мировых реалий. И осознать, что будущее дальнейшего развития нашей планеты вовсе не за ними, а за теми, кто пусть и с трудом, но ищет общие подходы собственными усилиями.
Но вот что здесь стоило бы отметить. Нос Западу политическими методами собравшиеся в ЮАР на самом деле вроде как утерли. А что еще? Неужели рядовым гражданам всех этих 11 стран, записанных в ряды БРИКС, стало лучше жить, или станет в обозримом будущем, если они будут где-то в глубине души осознавать геополитическую важность происходящего? И гордиться неким суверенитетом собственной страны, которая в рядах БРИКС бросает вызов (вроде бы) Америке. В то время, когда дома курс твоей валюты к американскому доллару падает ежедневно. Да и американские, и в целом западные санкции никакая БРИКС отменить и облегчить ну никак не в состоянии.
И здесь, на мой взгляд, важно определить, что, и для чего в рамках БРИКС, кроме демонстрации собственной самостоятельности Западу, эту организацию за время своего существования дала. Причем не толпам чиновников, обслуживающих их помощников и так называемых экспертов (только в России на следующий год намечено провести более сотни конференций и форумов, посвященных деятельности и практическим перспективам существования БРИКС), а гражданам тех государств, которые, судя по словам их руководства, должны безгранично гордиться самим фактом того, что твоя страна состоит в этой организации?
Общее дело, громкие лозунги, но почти без конкретики и реальной пользы собственному населению
Итак, раз столько желающих стремятся попасть в БРИКС (на самом деле ситуация сложилась уникальная: по большому счету никто не знает, какую тебе членство в этой структуре пользу может принести, но все так и рвутся, тем не менее, туда попасть), то теоретически это означает некую выгоду от данного членства (либо материальную, либо моральную), либо важные политические очки в глазах как собственного населения, так и мирового цивилизованного сообщества. Насчет престижа вроде бы все уже своим новым статусом возгордились. А теперь посмотрим на чистую экономическую и финансовую прагматику.
Так вот. БРИКС до сих пор никакая не международная организация, она не имеет ни штаб-квартиры, ни секретариата, ни неких освобожденных руководящих органов, которые бы деятельность этой структуры каким-то образом направляли (или на худой конец хотя бы минимально координировали). Дело в том, что проведение различных мероприятий, конференций, онлайн совещаний, да и просто светских тусовок в рамках именно БРИКС не есть полезный функционал. Именно как механизм единого взаимодействия БРИКС не работает, и пока по крайней мере этим ни одна ее страна особо не заморачивается.
Взаимная торговля. Она именно в рамках БРИКС по сути дела никак не работает. Все построено исключительно на двусторонних отношениях, торговля там идет без какого-либо взаимодействия с рамками БРИКС, и по многим параметрам страны этого объединения во взаимной торговле намного отстают от коммерческих связей с теми же государствами Европы и США. Происходит это от того, что слишком неравномерный торговый баланс между отдельными странами сложился (к примеру, между Россией и ЮАР или Китаем и Бразилией). Да и никаких именно внутриорганизационных механизмов для налаживания взаимной торговли в рамках БРИКС по-прежнему нет.
Финансы. Здесь ситуация и вовсе запутанная. Разговоры о введении некой единой валюты для всех стран объединения (российский президент даже предложил на перспективу отказаться от рубля в РФ: дескать, будем пользоваться единой валютой БРИКС) звучат смело и свежо. Но совершенно непонятно, кто, как, и за чей счет подобное будет осуществлять. Пока все валюты стран БРИКС, если они не привязаны к американскому доллару (как у Саудовской Аравии или ОАЭ) рушатся на глазах. И каким образом они смогут заменить соответственно доллар США и евро никто толком не знает.
Также как-то затихла идея о едином банке БРИКС, который для важных и нужных проектов будет выделять свободные средства. Главным вкладчиком в этот банк был, что естественно, Китай. Но как только начался российско-украинский военный конфликт, так все, что было связано с российскими займами из этого Банка, тут же заморозилось. Причем Китаем, который российский президент по-прежнему считает своим союзником, но с чем ни разу не соглашался официальный Пекин.
Политическое взаимодействие. Здесь и вовсе наблюдается полный раздрай. Ни одна страна БРИКС не поддержала Россию в ее конфликте с Украиной и Москве не помогает. Да и по другим вопросам страны БРИКС ни разу, и нигде (хотя бы в той же ООН) не выступали совместно, единым фронтом, и уж тем более - наперекор позиции тех же США и единой Европы. Более того: как раз по ключевым проблемам эти страны иногда полностью разнятся в подходах. И ни о какой, даже минимальной координации политических действий странами БРИКС речи даже не идет.
Таким образом, исходя из реалий, а не громких реляций со стороны первых лиц государств и подконтрольных им СМИ, можно сделать однозначный вывод. Весь процесс создания, объединения, и тем более - эффективного функционирования такой структуры, как БРИКС, находится еще в самом зачаточном состоянии. Помимо большой геополитики и брошенного вызова Западу (хотя бы чисто символически) ровным счетом ничего существенного ни для одной страны- члена этой организации БРИКС добиться не удалось. Да и, судя по всему, именно такой задачи пока и не ставится.
Желание же все большего числа стран присоединиться к этому по сути дела неформальному клубу влиятельных мировых игроков - дело вполне естественное и понятное. Ведь став в ряды БРИКС, страны-члены ничем собственным, суверенным и национальным никак не поступаются. Они по-прежнему сохраняют теснейшие связи с Западом, торгуют на мировых рынках за доллары-евро, по-прежнему просят кредиты у МВФ и Всемирного банка, а не у Банка БРИКС. И делают массу того и с теми, что включение их в состав БРИКС им никак не мешает.
Именно поэтому у этой организации намного больше шансов именно к чисто имиджевому расширению, различным саммитам и другим проявлениям государственного суверенитета (особенно сие важно для огромной массы чиновников, которые теперь вокруг этого расширенного БРИКС будут со всех сторон задействованы), нежели к каким-то практическим, и важным для собственного населения результатам. И, честно говоря, вероятности того, что к следующей встрече в верхах глав государств БРИКС в России в этом плане что-то даже минимально может измениться, никак не просматривается.