Как ГЧП становится ЧП-3 | Деловая неделя
27 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Как ГЧП становится ЧП-3

01.10.2021 09:43:13
№: 36(1439)
Налогоплательщик за все заплатит

Владимир ИВАНОВ

БОЛЕЕ ТРЕХ месяцев «ДН» изучает проблему эффективности государственно-частного партнерства (ГЧП) в Казахстане на примере транспортного кризиса в городе Семей Восточно-Казахстанской области. Где должен был реализоваться один из крупных проектов ГЧП в области общественного транспорта, но в итоге произошел скандал на всю страну. Акимат Семея и местный предприниматель, вчерашние партнеры и соучредители компании, которая должна решить проблемы пассажирских перевозок города, не смогли реализовать этот проект, который мог бы открыть дорогу для реализации многих других инициатив на ниве ГЧП, выведя его из разряда «столовые-общежития» - на уровень региональных бизнес-локомотивов. Более того, центральные и местные власти, институты развития и суды великолепно продемонстрировали, как во время карантинов и пандемии они умеют не поддерживать, а хоронить бизнес, сколько бы социально-ориентированным он ни был.

Зеленые автобусы, отобранные у «Semey Bus», не смогли перекрыть дефицит машин на маршрутах пассажирского транспорта. Многие из них требуют ремонта именно по вине самого акимата, который не выплатил компании субсидии, а также не решил проблему разбитых дорог города

Как мы уже писали в предыдущем материале цикла, уникальность ситуации с конфликтом вокруг «зеленых автобусов» в Семее - в том, что это был своеобразный экзамен для государства, которое могло либо продемонстрировать перспективность внедрения принципов ГЧП, либо ее отсутствие. Ну, а самое парадоксальное тут в том, что именно хотят сделать чиновники после того, как успешно расправились с этим проектом ГЧП. Об этом читайте наш материал ниже. 

Проект, который не сработал 

Как читатели «ДН», наверное, помнят, в городе Семей в 2018 году для решения проблемы с общественным транспортом на принципах ГЧП было создано совместное предприятие - ТОО «Semey Bus». Акимат и частный предприниматель Серикжан Айкельев вложили в него сотни миллионов тенге в виде автобусов и денежных средств. Вклад акимата – 170 автобусов, полученных через лизинг у АО «Фонд развития промышленности» (бывшее «БРК-Лизинг»), от бизнесмена – тоже автобусы и 658 млн. тенге. То, как оказывали до этого транспортные услуги частные перевозчики, не устраивало семейчан; к ним решили прислушаться на уровне руководства области, итогом чего и стал один из самых крупных по казахстанским меркам проектов ГЧП.

Таким образом, государство должно было убить двух зайцев – дать городу хороший общественный транспорт и получить нового крупного налогоплательщика, который создаст рабочие места и, кроме всего прочего, обеспечит прозрачность платежей в этой сфере, где все еще правила наличность. В деле решения транспортных и инфраструктурных проблем ГЧП применяется очень редко, и в какой-то степени судьба таких проектов является экзаменом всей системе ГЧП – способна ли она решать проблемы серьезнее, чем столовые и общежития?

Поскольку пассажирские перевозки – это, прежде всего, социальная сфера, то в самой бизнес-модели компании было заложено то, что она будет получать государственную поддержку в форме субсидирования перевозок уязвимых слоев населения. Права и обязанности «Semey Bus» и акиматов города Семей и ВКО была отражены в Соглашении о поддержке проекта «Обновление общественного транспорта в городе Семей». В этом договоре (его копия имеется у редакции «ДН») было прописано, что власти города должны были обеспечить «соответствующий уровень субсидирования убытков перевозчиков» для своевременного обслуживания долга совместной транспортной компании по договору лизинга. Также акимат обязался предпринять все необходимые действия «с целью исполнения и содействия лизингополучателю в исполнении своих обязательств перед лизингодателем по договору лизинга».

Но план не сработал. В Казахстан пришел коронавирус, по всей стране был объявлен карантин, людей просили оставаться в своих домах; закрылись школы, университеты, большая часть государственных и частных организаций; все максимально переводилось в онлайн. Естественно, что в этих условиях больше всех пострадали именно транспортники. Пассажиропоток резко упал, и хотя решением маслихата все маршруты компании были признаны социально значимыми, субсидировать убытки компании из городского бюджета (несмотря на решение маслихата) акимат не стал. В ответ Серикжан Айкельев начал говорить о сложившейся проблеме в СМИ. Ну, а пока паны дрались, в компании появились долги, ее работники начали периодически бастовать.

Депутаты городского маслихата обратились к президенту Токаеву по поводу субсидирования перевозок общественного транспорта в Семее. Предприниматель, чтобы не замораживать социально важную сферу – общественный транспорт, вложил в его работу своих средств еще на 259 миллионов тенге. Суммы субсидий по фактически понесенным убыткам, которые запросила компания у своего же учредителя, которым до сих пор является акимат, составили около 1,6 млрд. тенге (сумма была рассчитана по согласованным с чиновниками формулам на основе реальных потерь из-за низких тарифов социально значимых маршрутов). В ответ руководство области и города обвинило компанию в том, что бизнес «хочет получать безмерные субсидии без всякой экономической целесообразности». В итоге АО «Фонд развития промышленности» (бывшее «БРК-Лизинг») объявило компании дефолт и подало на «Semey Bus» в суд с требованием вернуть автобусы.

В середине августа суды по этому делу завершились в пользу института развития, и «зеленые автобусы» «Semey Bus» перешли в пользование акимата, который вывел их на маршруты других частных перевозчиков, чтобы избежать транспортного коллапса (впрочем, пока этого не вышло). После того, как начались суды, парализовавшие деятельность компании ГЧП, акимат Семея заключил временные договора с частными компаниями-конкурентами ТОО «Semey Bus», они вывели свои автобусы, которых было явно недостаточно для существующего пассажиропотока. Система электронного билетирования, оказалась парализована, расчеты вновь перешли на наличные, однако новым перевозчикам акимат быстро начал выплачивать субсидии за перевозки по социально значимым маршрутам, в которых ранее отказывал ТОО «Semey Bus», компании со своим участием. Но тут, когда они авансом выделяются другим поставщикам транспортных услуг, остро встает вопрос: а на каких расчетах в акимате основывают выделение средств? 

Как считать? 

На днях аким другого казахстанского города, Павлодара, признался, что субсидирование общественного транспорта пока производится на основании весьма условных расчетов. В прямом эфире, проведенном в Instagram-аккаунте Асаина Байханова, он признал, что «на сегодняшний день в городе отсутствует полностью какой-либо учет пассажиропотока льготных категорий граждан, у которых бесплатный проезд и 50% скидки». «Никто из перевозчиков не может достоверно подтвердить, сколько они перевезли льготников. То есть все это на самом деле практически по ощущениям. И фактически эти средства, которые должны возмещаться со стороны акимата, не возмещаются, возможно, в полном объеме, а возможно, возмещаются больше, чем они на самом деле перевозят. Достоверных источников – сколько было льготных категорий перевезено у нас на сегодняшний день, нет. Нужно документальное подтверждение, а не примерные расчёты, взятые исходя из того, что «мы предполагаем, что каждый льготник совершает 2 поездки в день, туда и обратно по рабочим дням» - это не доказанные расчёты, это пародия на расчёты». Оснований считать, что в Семее есть какие-то иные – эффективные - инструменты учета, у нас, естественно, нет.

По словам павлодарского акима, только после перехода на полное электронное билетирование власти смогут точно узнать, сколько льготников пользуется общественным транспортом, и, соответственно, сколько субсидий перевозчикам следует платить. С началом транспортного кризиса и конфликта вокруг «Semey Bus», в Семее электронное билетирование тоже оказалось в глубоком ауте (аппаратами для оплаты были оборудованы в основном «зеленые автобусы», которые несколько месяцев стояли в парке, пока субсидии перевозчикам уже платили). И даже сейчас, как отвечают операторы приложения Avtobys, которое занимается продажей и обслуживанием смарт-карт для оплаты за проезд в нескольких городах Казахстана, в Семее им охвачены только некоторые маршруты. Кроме того, далеко не все из них отражаются в приложении для карты, как следует из комментариев в Инстаграм-аккаунте Avtobys. Соответственно, говорить о точности расчетов при субсидировании транспортных компаний акиматом, о рачительности использования денег налогоплательщиков чиновниками, похоже, не приходится. 

И это не говоря о том, что как указывают в Департаменте агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) РК по Восточно-казахстанской области, с конкурентами «Semey Bus» акимат заключил договор субсидирования социально значимых маршрутов фактически задним числом. Защитники конкуренции еще до последних решений судов, отобравших автобусы у семейских транспортников, выступили с критикой позиции местных властей, констатировав, что «убытки транспортной компании однозначно вызваны отсутствием субсидирования убыточных электронных билетов на социально значимых маршрутах». Соответственно, в Департаменте агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) РК по Восточно-Казахстанской области вину за провал проекта ГЧП однозначно возложили именно на власти города Семей. Впрочем, этих доводов в судах по этому делу, кажется, никто не услышал. 

Маслихат задает вопросы 

А тем временем, депутаты городского маслихата Семея неожиданно обнаружили, что акимат собирается создавать новый автобусный парк на принципах ГЧП! Именно об этом они спросили у властей города на сессии городского маслихата за 1 сентября (копия протокола заседания есть в редакции «ДН»). «По автобусному парку я хочу сделать запрос прокурору – пусть он даст оценку. Мы обанкрочиваем одно предприятие – а уже открываем второе предприятие. То есть деньги, которые на сегодняшний день выделяются, договор субсидирования «Semey Bus» не подписали, а на сегодняшний день мы можем спокойно открыть еще один парк? Как посмотреть документ: кто учредитель, когда разыгрывался конкурс? Посмотреть надо, мы же выделяем эти деньги, народные деньги, тем более», - поинтересовался депутат городского маслихата Семея Мухаметкали Каскабаев.

Депутату ответил заместитель акима Семея Дмитрий Гариков, который проинформировал депутатов, что акимат готовит к «Semey Bus» новые иски, чтобы получить деньги на возмещение стоимости изъятых у него автобусов. Также он сообщил, что еще неизвестно, будут ли банкротить это ТОО или реабилитировать. «Тем не менее, мы не будем стоять на месте, у нас город на сегодняшний день не обеспечен в необходимом количестве автобусными перевозками. В дальнейшем мы будем создавать муниципальный парк уже с другим предприятием. Так как прежнее предприятие не смогло финансово работать правильно. Поэтому будет создано новое предприятие, учредительные документы готовятся», - отметил он.

Впрочем, этот ответ не устроил другого депутата – Дулата Кажмуханбета. Он поинтересовался, почему все те же деньги, которые выделяются для создания нового автобусного парка, а также ныне действующим частным перевозчикам нельзя было дать «Semey Bus»? Ответ заместителя акима получился пространным («мы на него неоднократно отвечали»), но в итоге уперся в судебные решения, по которым автобусы изъяли. Деньги не выделяли старому перевозчику, по словам г-на Гарикова, потому что не было договора о субсидировании. Почему он не был заключен, в то время, как было принято решение маслихата о субсидировании, заместитель акима Семея говорить не стал. Ему ответил уже упомянутый депутат Каскабаев, упомянувший, что это именно «госорган все сделал, чтобы автобусный парк был банкротом» и даже «есть [конкретный] руководитель, которому давали указание не подписывать договор о субсидировании [«Semey Bus»]».

Вопросы еще одного депутата, Айдоса Кисаменова, поставили акимат в тупик. Он спросил, когда был объявлен дефолт автобусному парку (г-н Гариков ответил: «16 апреля 2021 года») и когда было решение маслихата о выделении субсидий? Здесь заместитель акима не смог ответить, поскольку это «не в мой период было сделано». В открытых источниках упоминается, что вопрос о субсидировании перевозчиков в Семее был вынесен на сессию маслихата в январе 2021 года. Затем, в конце марта руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата города Сериккали Жуманов заявил, что «субсидии в размере 500 миллионов тенге… будут выделены социально-значимым маршрутам уже в ближайшее время». Но только 8 апреля это решение в рамках поправок в бюджет города было принято депутатами городского маслихата единогласно. Как мы видим, даже с учетом всего этого затягивания (а если считать от момента подписания Соглашения о поддержке проекта, то прошло 2 года), у акимата было время более недели, чтобы заключить соответствующий договор о выплате субсидий, который мог бы предотвратить дефолт компании. Но вместо этого, как уже говорилось выше, чиновники подготовили и, как считают в Департаменте АЗРК по ВКО, задним числом заключили договор уже с другими компаниями. Такое, по мнению защитников конкуренции, возможно лишь, если в акимате знали о намерении кредитора объявить дефолт, и были, как минимум, не против, если не сказать «горячо за».

Еще один важный момент: когда за субсидии голосовали в маслихате, они предназначались конкретному перевозчику – «Semey Bus» и покрывать они должны были уже понесенные и подсчитанные убытки за провоз льготных пассажиров. А когда деньги были переданы другим компаниям, это, выходит, превратилось в раздачу авансов, поскольку никаких потерь, которые им должен был компенсировать бюджет, новички понести еще не могли. Накануне голосования в маслихате по субсидиям для социально-значимых маршрутов аким Семея Нурымбет Сактаганов четко заявил, что «для того чтобы выделить субсидии, проводится юридический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и нормативно-правовых актов, ведь все должно соответствовать требованиям бюджетного законодательства». Получается, выделяли деньги, чтобы вернуть долги одним, а отдали в итоге - совсем другим. Как это возможно с точки зрения бюджетного законодательства – большой вопрос. С точки зрения логики бизнеса, это больше похоже на то, что в народе называют «кинуть».

Что же касаемо нового автобусного парка на принципах ГЧП, то его власти Семея, по словам их представителя, намерены создавать, потому что «автобусы высвободились на сегодняшний день» и «эти автобусы востребованы в городе». Получается ли, что без нового автопарка ими, воспользоваться нельзя? Руководство города об этом пока ничего не сообщает, зато в том, что решить проблему с пассажирским транспортном по-прежнему не выходит, продолжает винить именно «Semey Bus». Так, 7 сентября в Instagram-аккаунте акимата Семея появился видеоролик, в котором под тревожную музыку говорится, что многие изъятые автобусы находятся в «аварийном состоянии», и на маршруты из 170 машин удалось вывезти только 50 единиц. На видео водители и техники частного автопарка, куда перегнали «зеленые автобусы», жалуются на их состояние. «Вышедшие на линию после процедуры оформления 45 автобусов также начали ломаться. Это связано с отсутствием надлежащего технического контроля и эксплуатации. Сейчас они ремонтируются в оперативном порядке. Но, для этого требуется определенное время, как и для налаживания всей системы пассажирских перевозок», - говорится в посте акимата.

Впрочем, все это не может быть новостью – состояние дорог, за которое отвечает акимат города, в Семее таково, что любой автотранспорт там довольно быстро придет в негодность. Что же касается денег на ремонт техники, то согласно информации Департамента АЗРК по ВКО, всеми средствами, поступающими от электронного обилечивания пассажиров в автобусах «Semey Bus» распоряжались не менеджеры компании, а отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Семея. Именно туда перевозчики отправляли индивидуальные заявки для оплаты зарплаты, налогов, ремонта, покупки ГСМ. Только после одобрения их ревизионной комиссией, средства, заработанные компанией, передавались ей на конкретные траты. Свободно распоряжаться ТОО «Semey Bus» могло лишь деньгами, которые оплачивались пассажирами за проезд наличностью, их же без субсидий от государства, в выплате которых оно, фактически, отказало, не хватило на поддержание деятельности автобусного парка. В итоге, осталось непонятным и как изъятые автобусы вообще передаются частному автопарку – на каких основаниях? Если сам же заместитель акима говорит на сессии маслихата, что для их использования нужна новая компания ГЧП.

Неудивительна и реакция горожан: у поста 13 тысяч просмотров и более 160 комментариев, абсолютное большинство которых осуждает власти города за транспортный кризис. «Очень тяжело школьникам. Мы опаздываем на работу. Ждем автобусы по 30-40 минут. В автобусы не можем влезть. В обед автобусов просто нет», - жалуется жительница города в комментариях. Таких отзывов очень много: ««Автобусы битком полные. Детей невозможно возить в школу, сад. Еще 22 маршрут не всегда ездит до последней остановки. Что за беспредел[?]». «Это просто кошмар какой-то. Транспортный апокалипсис длительностью более года. С ребёнком невозможно никуда выехать». Другие горожане настроены более жестко: «Нам всё равно[,] в каком состоянии автобусы. Находите другие варианты!! Исправляйте ситуацию[,] которую сами создали!! Нам эта информация ни к чему!».

Уже звучат голоса и о необходимости отставок чиновников: «Нужно убирать всю верхушку города, они НЕ компетентны в работе, не умеют решать проблемы города. Освободите место». Некоторые пользователи спрашивают по существу: «Вопрос к Гарикову, вы говорите о 170 автобусах, но при этом пишите 50 не исправны, 45 выйдут на линию, а остальные 75 где?». Некоторые комментаторы ставят теги официальных аккаунтов президента Токаева и прямо пишут: «sos[!] почему не обращаете внимание на проблемы г. Семей[?]». Также жители города на Иртыше жалуются, что с автобусов сняли навигаторы и валидаторы – терминалы, фиксирующие электронную оплату. Это опять возвращает нас к вопросу об адекватности оценок численности льготников при расчете субсидий перевозчикам. Похоже, все расчеты вновь делаются умозрительно… 

Обсуждать не нужно? 

Как мы видим, за нерасторопность, неэффективность деятельности чиновников продолжают расплачиваться простые жители Семея. Понимают это и некоторые народные избранники семейчан, которые на упомянутой выше сессии маслихата просто отказались голосовать по вопросу о финансировании нового «вхождения» акимата в ГЧП для создания автобусного парка взамен «Semey Bus» без его обсуждения с общественностью. В том числе из-за того, что акимат не предоставил подробное обоснование для трат на новый проект ГЧП в пассажирских перевозках.

«Автобусный парк. Это вопрос очень социально значимый и, самое главное, этот вопрос, который в средствах массовой информации активно обсуждается населением. Поэтому принятие решения о вхождении акимата в новый автобусный парк повлечет за собой реакцию населения. У кого-то она будет положительная, у кого-то она будет отрицательная. Я не знаю, просчитывал ли акимат вероятность недовольства населения, когда один муниципальный парк был создан, а теперь бюджетные деньги идут на создание нового. Поэтому я считаю, что вопрос этот требует обсуждения с населением, более широкого освещения в СМИ о том, что акимат намерен зайти в новый автобусный парк. Нужно подойти плотно и серьезно [к этому вопросу]. Я поддерживаю предыдущего коллегу, и я тоже воздерживаюсь от голосования», - заявил маслихатмен Кайрат Смагулов. Другие депутаты тоже спросили о необходимости общественных слушаний по этому вопросу.

Однако, представители акимата посчитали это излишним. Руководитель отдела финансов и экономики акимата Семея Роза Кудайбергенкызы заявила: «Создание автобусного парка, порядок его создания, не требует общественного слушания. Здесь не надо увязывать с населением, потому что населению нам оказывать услуги. Населению, по моему мнению, без разницы, сколько автобусных парков. Поэтому одно с другим смешивать я считаю неправильно». Ей ответил депутат Дулат Кажмуханбет: «Вы ошибаетесь, населению не без разницы». Когда еще одна народная избранница, Гулжанат Рахаткызы, предложила заместителю акима Гарикову «дать гарантию», что новый автопарк на принципах ГЧП справиться, он ответил, что «не предусмотрено, что акимат, заместитель акима города должен что-то гарантировать в рамках правопорядка». Успех нового предприятия, по его мнению, гарантирован 20-летним стажем работы нового партнера государства, который прервался в 2018 году (с созданием «Semey Bus»), а также тем, что он уже полгода занимается перевозками без субсидий от государства.

Но не получается ли, что того пассажирского перевозчика, от услуг которого город в 2017 году со скандалом отказывался, причем замечания к его работе высказывал сам же аким ВКО Даниял Ахметов, возвращают обратно и теперь государство намерено создавать новый общий бизнес именно с ним? Не выходит ли, что приплыли к тому, отчего сбежали? Если новый-старый потенциальный партнер акимата так хорош, зачем тогда от него избавились два года назад? Но депутатам маслихата уже не удалось задать эти вопросы, господа председательствующие потребовали завершить дискуссию про транспорт. В ответ критические настроенные к этому проекту маслихатмены предложили такому хорошему перевозчику, который справляется без субсидий, их вообще не платить, но остались в меньшинстве. Большинство депутатов просто молча проголосовало за новую компанию ГЧП в пассажирских перевозках многострадального Семея…

Сомнения маслихатменов, которые не хотят голосовать за непрозрачное выделение полмиллиарда тенге для нового ГЧП в Семее, вполне обоснованы. Ведь в ТОО «Semey Bus» акимат вложил не только автобусы, которые он в том или ином виде уже забрал, но в качестве взноса в уставный капитал было внесено еще и 620 миллионов тенге, отсудить которые у фактически обанкроченной организации вряд ли возможно. Это потерянные деньги налогоплательщиков. Вот только чиновники не имеют права просто «терять» деньги; для растраты бюджетных денег есть вполне определенная уголовная статья. К примеру, в начале этого года за растрату 6,5 млрд тенге из бюджета несколько чиновников Комитета по государственным материальным резервам РК и филиала РГП «Резерв» были приговорены в Алматы к срокам от 2 до 8 лет лишения свободы. Ответит ли кто-то за «потерю» 0,6 млрд тенге в Семее? Или смелость местных чиновников, готовых без лишних разговоров «отгрузить» еще полмиллиарда тенге на рискованный проект ГЧП, защищает какой-то «особый статус» самого крупного города без области?

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о ГЧП в Семее. Созданная с государственным участием компания разорена, скандал прогремел на всю страну, а жители города часами стоят на остановках, ожидая битком набитые автобусы, в которых им приходится расплачиваться чаще всего той же наличностью. Потеряно время, потеряны деньги, потеряно, прежде всего, доверие. «Неудавшийся эксперимент» оплатил предприниматель, который теперь, наверное, заречется иметь дело с государством, и налогоплательщики, с которыми его повторение чиновники не считают нужным даже просто обсудить. В целом же, проиграли все, кто причастен. И граждане, и бизнес, и власти, и государство. Но только наши чиновники, кажется, ничего не поняли, и с упорством, достойным лучшего применения, вновь пытаются наступить на те же грабли. И это тоже неудивительно: за чужой счет ничего не страшно. Налогоплательщик, как всегда, за все заплатит. Благо спрашивать за потраченное ему никто позволять не собирается.


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...