Как ГЧП становится ЧП | Деловая неделя
19 октября 2021 | выходит по пятницам | c 1992 года

Как ГЧП становится ЧП

А страдают простые люди

23.07.2021 09:33:28
№: 28(1431)

А страдают простые люди

Владимир ИВАНОВ, Семей-Алматы

ГОРОД Семей, одна из исторических столиц Казахстана, один из вчерашних центров науки, искусства и просвещения казахов, сегодня выглядит, как депрессивный райцентр, коим, фактически, он и является. После упразднения еще в 1997 году Семипалатинской области, город с населением более 320 тысяч человек стал крупнейшим в стране населенным пунктом, не имеющей республиканского или даже областного значения. Одна из острейших проблем для сегодняшнего Семея – общественный транспорт, скандал вокруг которого вышел далеко за пределы Восточно-Казахстанской области. Мы попытались разобраться в том, кто прав, а кто виноват в том, что жители 300-летнего города часами стоят на остановках под палящим солнцем, в лютый мороз и промозглый ветер. Как ни странно, конфликт между акиматом Семея и автобусным парком возник на почве отношений государственно-частного партнерства (ГЧП), призванного, наоборот, всячески облегчать жизнь граждан.

На улицах Семея ездит крайне разношерстный транспорт, главным образом, небольшие автобусы

Владимир ИВАНОВ, Семей-Алматы 

ГОРОД Семей, одна из исторических столиц Казахстана, один из вчерашних центров науки, искусства и просвещения казахов, сегодня выглядит, как депрессивный райцентр, коим, фактически, он и является. После упразднения еще в 1997 году Семипалатинской области, город с населением более 320 тысяч человек стал крупнейшим в стране населенным пунктом, не имеющей республиканского или даже областного значения. Одна из острейших проблем для сегодняшнего Семея – общественный транспорт, скандал вокруг которого вышел далеко за пределы Восточно-Казахстанской области. Мы попытались разобраться в том, кто прав, а кто виноват в том, что жители 300-летнего города часами стоят на остановках под палящим солнцем, в лютый мороз и промозглый ветер. Как ни странно, конфликт между акиматом Семея и автобусным парком возник на почве отношений государственно-частного партнерства (ГЧП), призванного, наоборот, всячески облегчать жизнь граждан.

Пара слов о ГЧП

Государственно-частное партнерство (ГЧП), согласно определениям в казахстанских государственных программах и законах, представляет собой «взаимовыгодное сотрудничество государственных и бизнес структур в среднесрочной или долгосрочной период времени, по социально значимым отраслям». Последнее – социальная значимость – особенно важно, ибо базовый принцип мирового опыта в этой сфере сформулированы, как «people first PPP», где PPP – это «public-private partnership», то есть ГЧП. Это отражено и в казахстанских Правилах планирования и реализации проектов ГЧП, где говорится, что «решение по проектам ГЧП должно приниматься с учетом ценности для населения и срочности проекта». Также в международных рекомендациях по поводу ГЧП отмечается важность абсолютной нетерпимости к коррупции и право населения на возмещение ущерба, а также на то, что мнение и интересы людей будут учитываться при реализации подобных проектов в первую очередь.

Объединение усилий частного и публичного сектора в сферах, которые не слишком привлекательны для частных инвестиций, обременительны для государства, но очень важны для населения, в идеале должно позволить создавать новые субъекты МСБ, обновлять социальную инфраструктуру, создавать новые рабочие места, снижать нагрузку на бюджет и, наоборот, увеличивать налоговые поступления. Более-менее эффективно принципы ГЧП зарекомендовали себя в области дошкольного образования. Частные детсады принимают детей по цене, оплачиваемой государством. Это освобождает местные власти от необходимости строить новые социальные объекты. По похожей схеме открываются столовые в школах, организовывается развозка детей, строятся спортивные площадки и прочее. Образование - это львиная доля этого сектора. Чего не скажешь об инфраструктурных и транспортных проектах, которых на всю страну едва три десятка (для сравнения образовательных проектов ГЧП – около 800), но зато они – самые крупные по вложениям, и решают более широкие задачи. То есть, должны решать. По идее.

Дела семейские

Что же произошло в Семее? Автопарк в этом городе был представлен разношерстными и морально устаревшими автомобилями, которые внутри выглядели еще страшнее, чем снаружи. Постоянные жалобы населения, уровень доходов которого не располагает к пользованию такси, вынудили власти Восточно-Казахстанской области принять проект под названием «Обновление общественного транспорта в городе Семей» в формате ГЧП. Для его реализации было создано ТОО «Semey Bus» с долей участия государства в 48,5% и частного инвестора – Серикжана Айкельева – в 51,5%. В уставный капитал были внесены в соответствии с этой пропорцией денежные и материальные доли.

Государство внесло 620 млн. тенге деньгами, пошедшими на выплату первоначального взноса для приобретения на условиях лизинга 170 новых автобусов в АО «Фонд развития промышленности» (ранее – АО «БРК-Лизинг»), а Айкельев инвестировал 658 млн. тенге, в том числе 20-ю новыми автобусами среднего класса. Между сторонами – компанией «Semey Bus», государством в лице акиматов города Семей и ВКО, поставщиками автобусов, а также лизинговой организацией – в 2018 году был подписан документ, который называется Соглашение о поддержке проекта «Обновление общественного транспорта в городе Семей».

В договоре (его копия имеется у редакции «ДН») в разделе «Обязанности сторон» прописаны обязательства акимата города Семей. В их числе – «обеспечить соответствующий уровень субсидирования убытков перевозчиков» на «социально-значимых маршрутах» для своевременного обслуживания долга совместной транспортной компании по договору лизинга (пункт 3.2.параграф 1). Также акимат обязался предпринять все необходимые действия «с целью исполнения и содействия лизингополучателю в исполнении своих обязательств перед лизингодателем по договору лизинга» (пункт 3.2.параграф 6). Ну, и самым подробным обязательством по исполнению этого соглашения для акимата Семея стал параграф 10, который мы приведем полностью:

«…При возникновении финансовых и иных затруднений у лизингополучателя в рамках реализации проекта, предпринять все необходимые действия, включая привлечение региональных институтов развития, для соответственного увеличения бюджета лизингополучателя с целью обеспечения лизингополучателя дополнительными финансовыми ресурсами, достаточными для того, чтобы лизингополучатель мог преодолеть финансовые затруднения с сохранением удельного веса учредительных вкладов».

Еще один важный момент – это обязательство городского акимата Семея «предпринимать все необходимые действия для выполнения всех необходимых процедур» для фондирования лизингополучателя, чтобы он мог обслуживать все свои обязательства в срок по договору лизинга. Подписи под соглашением поставили заместитель акима ВКО Алмасхан Сматлаев и Ермак Салимов, на тот момент – аким Семея.

Кроме обновления автобусного парка акимат города стремился выполнить еще одну задачу – перевести расчеты в электронный формат, чтобы сделать перевозки в целом прозрачными и современными. На официальной странице городского акимата в Инстаграме все еще есть сторис (размещено 86 недель назад) со ссылкой на приложение Avtobys, через которое по задумке властей можно было бы оплачивать проезд в общественном транспорте. На одном из сторисов на фоне ответа на вопрос о карте оплаты видны узнаваемые зеленые автобусы «Semey Bus». Отвечая на вопросы пользователей, акимат пишет, что смарткарта Avtobys «однозначно будет внедрена на всех автобусах», потому что есть «частные перевозчики, которые не хотят внедрять электронное билетирование, тем самым скрывая свой доход». Созданное по принципу ГЧП предприятие «с зелеными автобусами» и начало работать с электронным билетированием, а также занялось кардинальным решением проблемы с общественным транспортом в городе Семей. Но затем что-то пошло не так.

Субсидии преткновения

За последнюю неделю в постах официального инстаграма акимата Семея сразу четыре публикации были посвящены транспортной проблеме, их легко узнать по желтым автобусам, которые видны на фото и видео. Под каждым постом – десятки комментариев. Главным образом, критических. «Ну, вот сначала зеленые купили, теперь желтые. Круговорот денег, молодцы. Зачем зеленые поменяли на хлам, а теперь такие же покупаете. Вот, вам денег не жалко», - пишет один из комментаторов. Примерно так и выглядит проблема с транспортом для простых семейчан. Стоящие на остановках люди, которых корреспондент «ДН» расспрашивал по поводу транспорта, были более осторожны, не хотели называть имена, плохо шли на контакт, будто перепуганные. Однако, соглашаясь поговорить «без имен», рассказывали о том, что проблем в городе очень много, и от социального взрыва спасает то, что школьники и студенты пока еще не посещают занятия, а также жесткие карантинные меры, из-за которых многие заведения просто не работают.

Многие семейчане разочарованы тем, что Токаев пообещал в прошлом году «особый статус» их городу, но воз и ныне там. В статье, посвященной юбилею Абая, президент написал: «Семипалатинский регион - одно из самых священных мест в истории Казахстана. Поэтому город Семей, занимающий особое место в духовном развитии страны, должен быть обозначен как исторический центр. Регион достоин этого статуса, поскольку здесь родились великие Абай, Шакарим и Мухтар Ауэзов. В связи с этим нам необходимо развивать социально-экономический комплекс города и модернизировать его историко-культурные объекты. Для этого я поручаю правительству принять соответствующие меры». Как мы видим, именно социально-экономический комплекс Семея находится в «разобранном» состоянии, и кризис с автобусами высвечивает это особенно рельефно.

«В автобусах жарко, душно, бывает грязно. Ждать приходится порой по часу на остановке, на жаре. В центре еще как-то закрывают [маршруты], а в микрорайонах и пригородах машин не хватает, они постоянно ломаются. Водителей и машины будто собрали с миру по нитке – кажется со всей области. Видите – автобусы разнокалиберные, кто с автопарка, а кто будто уголь таскал, людей везут, как дрова. Совсем не думают о людях они [в акимате]. Вон я «Славянский базар» [недавно] смотрела, наша девочка победила, так Токаев сразу же ее поздравил, написал ей. А мы чем хуже? Почему про нас не вспоминает Токаев? Нам тоже надо спеть, чтобы нас услышали? Уже третий месяц этот беспредел с автобусами длится. Сколько можно?», - делится пожилая пассажирка одного из городских маршрутов, с которой корреспонденту «ДН» удалось поговорить прямо в автобусе.

Кроме аккаунта акимата, свой собственный есть и у акима, Бахытжана Байахметова. В нем тоже есть пост с фото на фоне желтых автобусов. В комментарии к нему аким пишет, что «сложившаяся ситуация с общественным транспортом никого из нас не оставляет равнодушными, и мы совместно с предпринимателями стараемся сделать все возможное для урегулирования проблемы». Он пообещал решить «до 1-го сентября все вопросы с общественным транспортом». Кроме того, чиновник сказал, что власти города будут «создавать конкурентную среду, которая будет определять качество перевозок, качество обновления подвижного состава», но «главное, чтобы все вопросы решались в правовом поле». Комментарии в большинстве своем не слишком комплиментарны. Так, один из них пишет: «О чем вы говорите в 7 часов вечера уже не уедешь, а утром стоишь с полседьмого ждешь - это просто издевательство над людьми». Многие критикуют, что же желтые автобусы – маленькие. Другие пользователи расстроено пишут, что «валидаторы канули в лету».

Так что же случилось в Семее? В сентябре 2019 года ТОО «Semey Bus» начало свою работу на 23 автобусных маршрутах Семея, было внедрено электронное билетирование. Но затем случился коронавирус. Пандемия резко сократила пассажиропоток, правда решением маслихата все маршруты компании были признаны социально значимыми, и она рассчитывала на субсидирование убытков из городского бюджета. Суммы запрашиваемых субсидий были рассчитаны по процедурам и формулам, установленным министерством транспорта и коммуникаций, их корректность была подтверждена рабочей группой акимата Семея. Но власти города просто отказали компании в их выплате, хотя, по идее, сами тоже являются ее соучредителем. Вместо денег акимат инициировал финансовые проверки ТОО «Semey Bus». Власти начали говорить о нарушениях и неэффективном управлении, в компании – про их незначительность (покупка офисной мебели, аренда автомобиля для директора). Контроль за финансами ТОО «Semey Bus» был передан ревизионной комиссии акимата, но субсидии все равно не пришли.

После этого частный соучредитель начал открыто выступать и говорить о проблеме в СМИ. Из-за задержек по выплате зарплат, пенсионных и социальных отчислений работники компании также выходили на забастовки. Депутаты городского маслихата даже написали обращение на имя президента Токаева по поводу субсидирования перевозок общественного транспорта в Семее. Как заявил «ДН» директор ТОО «Semey Bus» Болат Килишбеков, чтобы не останавливать деятельность парка, частный учредитель вложил в его работу своих средств еще на 259 миллионов тенге. Суммы субсидий по фактически понесенным убыткам, которые запрашивает компания у своего учредителя, которым является акимат, составили около 1,6 млрд. тенге. Болат Килишбеков объясняет, что его компания просит не какой-то «бонус» с фиксированной суммой, а скрупулезно рассчитала свои потери из-за убыточных тарифов, по которым приходится возить людей по социально значимым маршрутам.

Если согласно докоронавирусным расчетам нагрузка общественного транспорта рассчитывалась в 35 миллионов человек, перевезенных за год, то фактическая цифра, по словам Болата Килишбекова, составила примерно 21 миллион человек. Однако, акимат все равно отказал. Как заявил аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов в интервью телеграмм-каналу Kaliev channel, «при общей стоимости проекта в 4,2 млрд. тенге, 600 млн. из которых, внес акимат города Семей, акционеры обратились с просьбой выделения субсидий в размере 7,4 млрд. тенге». «Согласитесь, странная арифметика. Мы были вынуждены отказать в выделении ничем необоснованных субсидий», - отметил аким. Стороны продолжают обмениваться обвинения до сих пор. Сторонники акимата говорят, что даже авиакомпании получают меньше субсидий от государства, а в компании приводят тот факт, что в других городах страны субсидирование маршрутов никаких вопросов у властей не вызывает. Например, в Алматы на эти цели в 2020 году выделили более 40 млрд. тенге, в Атырау – 3,9 млрд. (при населении на 100 тысяч меньше, чем в Семее). Между компанией и акиматом области началась открытая война.

В итоге 16 апреля 2021 года ТОО «Semey Bus» получило уведомление от АО «Фонд поддержки промышленности» об объявлении дефолта по лизингу и требование вернуть автобусы, полученные по договору. В этот же день компания была извещена о расторжении договора о пассажирских перевозках акиматом Семея. Начались суды, представители перевозчика подали апелляции, инициировали процедуру реабилитации для компании (в акимате говорят, что в этом им было отказано). Крайними оказались простые люди, жители Семея, которые обнаружили себя в ситуации, когда непонятно, когда придет следующий автобус. Акимат заключил временные договора с конкурентами ТОО «Semey Bus», которые вывели на маршруты свои автобусы (на их старость и недостаток теперь и жалуются в Инстаграме и на улицах города жители). Параллельно, когда не было забастовок работников компании, по этим же маршрутам ходили и «зеленые автобусы». В сфере пассажирских перевозок Семея начался хаос. Затем «Зеленые автобусы» окончательно пропали, а «желтых» теперь явно недостаточно для существующего пассажиропотока. Перестала работать система электронного билетирования, расчеты вновь перешли на нал, зато именно новым перевозчикам акимат начал выплачивать субсидии за перевозки по социально значимым маршрутам, в которых ранее отказывал ТОО «Semey Bus», компании со своим участием.

Власти обвинили частного соучредителя совместной с государством компании в развязывании информационной войны, давлении и шантаже. В ответ менеджмент «Semey Bus» и представители Серикжана Айкельева, которые 22 июня перестали выводить машины на маршруты в виду отсутствия денег на операционные нужды, говорят про рейдерство и запугивание – против них и их родственников открыты уголовные дела. В сухом остатке – остановленное предприятие, созданное на принципах государственно-частного партнерства, убытки, долги, суды, а еще обозленный народ. Визуально переполненных остановок в Семее не наблюдается, но, как поясняют «ДН» местные жители, многие просто уже перестали рассчитывать на общественный транспорт, и либо пользуются такси, либо, если денег нет совсем, ходят пешком. Те, кому здоровье и материальное положение не позволяет ни того, ни другого, просто заперты у себя дома. На каникулах пока находятся школьники и студенты. Ситуация из ГЧП перетекла в ЧП. Заложниками конфликта чиновников и бизнеса стали простые граждане.

На приеме в городском акимате, куда автор этих строк зашел за комментарием, он поприсутствовал на встрече местных предпринимателей с чиновниками. Владельцы кафе и столовых жаловались на постоянные – у некоторых просто ежедневные – проверки на предмет соблюдения карантинных ограничений. Разговаривавший с ними чиновник посетовал, что все это вынужденные меры на фоне низкого уровня вакцинации населения, и поделился информацией о том, что из трехсот с лишним тысяч жителей Семея и пригородов прививки поставили лишь около ста тысяч, а остальные не хотят. «Да не доверяют вам просто», - говорит один из участников встречи.

Точка или запятая?

Из Инстаграма акима города ясно, что даже если нынешние перевозчики доведут количество своих автобусов до сотни, без конфискации 170 автобусов у «Semey Bus» проблему пассажирского транспорта не решить. Суды идут своим чередом, конфликт разросся до уровня всей страны и теперь медийные и политические фигуры присоединяются к его сторонам по своему разумению – кому кто более симпатичен. Нур-Султан пока не стал вмешиваться в ситуацию открыто, хотя правительство и должно понимать, что лишнее недовольство ему сейчас совсем не нужно. Забастовки и выступления недовольных сегодня происходят по всей стране. Как заявил в личной беседе один из жителей Семея, «да, мы терпеливые, долго можем терпеть, но потом, как выйдем - так выйдем». Список претензий жителей к акимату велик – от дорог до безработицы, но именно такие вещи, как кризис с общественным транспортом, в один день могут стать триггером для обострения ситуации.

Тем временем, буквально на этой неделе обеим сторонам конфликта пришло письмо (копия его есть в редакции «ДН»). Прислал его департамент агентства по защите и развитию конкуренции РК по Восточно-Казахстанской области. Называется оно «Уведомление о наличии в действиях (бездействии) государственного органа признаков нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции» и написано в ответ на жалобы, которые в ведомство отправляли представители ТОО «Semey Bus». В письме подробно приводятся все события и детали Соглашения о поддержке проекта «Обновление общественного транспорта в городе Семей», которые мы приводили выше. Но важнее всего то, что защитники конкуренциии делают однозначный вывод по поводу того, кто виноват в сложившейся ситуации. Например, убытки транспортной компании однозначно связываются с отсутствием субсидирования убыточных электронных билетов на социально значимых маршрутах. Также указывается, что между соглашением о поддержке проекта «Обновление общественного транспорта в городе Семей» и продиктованным им решением о выделении 500 млн. тенге на субсидирование (как уже говорилось, они пойдут уже новым перевозчикам) прошло 2 года 3 месяца 2 недели и один день или 836 дней (!).

Также сотрудники агентства по защите конкуренции установили, что всеми средствами, поступающими от электронного обилечивания пассажиров в автобусах «Semey Bus» распоряжались не менеджеры компании, а отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Семея, в который перевозчики отправляли индивидуальные заявки для оплаты зарплаты, налогов, ремонта, покупки ГСМ. Только после одобрения их ревизионной комиссией, средства, заработанные компанией, передавались ей на конкретные траты. Свободно распоряжаться ТОО «Semey Bus» могло лишь деньгами, которые оплачивались пассажирами за проезд наличностью. Далее защитники конкуренции отмечают, что с конкурентами частно-государственной компании акимат заключил договор субсидирования социально значимых маршрутов фактически задним числом, и в действиях государственного органа и частников видны признаки сговора. Представители агентства сняли объяснительную с одного из директоров компании конкурента ТОО «Semey Bus», но пришли к выводу, что его действия были «невозможны без предварительной договоренности с представителями указанных государственных органов» города Семей. Кроме того, новые операторы пассажирских маршрутов, которые «слишком оперативно» узнали о прекращении отношений акимата с «Semey Bus», хотя заключили договор о перевозке граждан, но смогли вывести на улицы лишь 45% от необходимого количество автобусов.

Удивляются защитники конкуренции и тому, что акимат Семея успел сделать всю подготовительную работу по попытке изъятия автобусов у ТОО «Semey Bus» прямо в день получения извещения от АО «Фонд развития промышленности» о дефолте по договору лизинга, «досрочно выполнив его». Далее, в письме перечисляются новостные сюжеты, в которых сообщалось о дефолте компании и прекращении ею деятельности, что является недостоверной информацией. С журналистов снимается ответственность: эти сведения были распространены «в результате интервью» чиновников акимата города. В итоге защитники конкуренции констатирует, что дефолт по договору лизинга случился по вине властей Семея. В конце письма представители агентства по защите конкуренции уведомляют акимат, что он должен «прекратить нарушение законодательства в области защиты конкуренции» и принять меры по недопущению аналогичных действий. Также департамент агентства по защите и развитию конкуренции РК по Восточно-Казахстанской области сообщил отделу пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея, что он должен отозвать уведомления о расторжении договоров с ТОО «Semey Bus» и отозвать соглашение с новыми перевозчиками. Для этого дается 30 дней, а за неисполнение ведомство грозит началом расследования.

«ДН» обратилась за комментарием в акимат города, и на следующий день его дал заместитель акима города Димитрий Гариков. «На сегодняшний день весь этот вопрос рассматривается в правовом поле судебными органами. То есть, вмешиваться в данную ситуацию никакие другие госорганы не имеют права. На сегодняшний день прокуратура дает оценку действия АЗК, поскольку они не имели права данное уведомление отправлять, потому что идет судебный процесс», - сказал он, добавив, что и остальные суды приостановлены до того момента, пока Верховный суд не примет решение по поводу изъятия автобусов у ТОО «Semey Bus». Официально письмо департамента агентства по защите и развитию конкуренции РК по Восточно-Казахстанской области поступило в отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Семея 21 июля. «Срок исполнения у этого постановления – 30 дней. Естественно мы тоже будем его обжаловать», - заверил заместитель акима Семея. Также он высказал претензию к ТОО за то, что его автобусы выходили на маршруты, когда договор с ним уже был разорван акиматом. В самой компании это объяснили заботой о горожанах, поскольку у новых перевозчиков было недостаточно автомобилей для работы на маршрутах. Однако акимат гуманизм не оценил, и составлял протоколы о нарушениях за каждый день, вплоть до 22 июня, когда «зеленые автобусы» перестали выходить на линию совсем.

Директор ТОО «Semey Bus» тоже не проявляет особого оптимизма по поводу уведомления АЗК, но сказал, что его будут использовать в идущих сейчас судах. Судя по всему, письмо департамента агентства по защите и развитию конкуренции РК по Восточно-Казахстанской области не станет точкой в затянувшемся конфликте на почве ГЧП в Семее. А пока жители города будут продолжать ждать своих автобусов часами под палящим солнцем. В разборках местных властей с их партнерами из частного бизнеса их интересы так, видимо, и будут стоять на последнем месте…

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...