Как там будет БРИКС по-турецки? | Деловая неделя
6 декабря 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Как там будет БРИКС по-турецки?

21.10.2024 12:27:55
№: 39 (1581)

По информации новостных агентств, с Лулой да Силвой произошёл неприятный инцидент дома. Он получил травму затылка. Его здоровью ничто не угрожает, однако врачи призвали главу государства не ездить на дальние расстояния. По медицинским показаниям президент Бразилии на саммит БРИКС в Казань не поедет

Мутная идея неформальной организации «против Запада» становится ареной сложных глобальных политических игр

Юрий Сигов, Вашингтон

Под председательством России состоялась очередная встреча глав государств-членов неформального объединения «не западных стран» под названием БРИКС. Наверное, все уже запомнили, что данная аббревиатура означает, как и число стран, входящих в эту структуру, также более или менее на слуху. Помимо этого, чуть ли не главным событием мероприятия стало именно это самое количество желающих, которые якобы нетерпеливо стоят в очереди, чтобы в БРИКС в том или ином виде вступить. Насколько это каждой стране нужно (или не очень) также вроде как разобрались. А посему предлагаю посмотреть на последствия этой встречи в верхах с чисто прагматической точки зрения.

Прежде всего, у этой организации вряд ли получится что-то собой заменить или взять на себя некие функции, которые в чем-то выполняют в данный момент другие международные структуры. Хотя с 2006 года, то есть с момента создания БРИК (тогда еще без Южной Африки) общий пафос объединения остается вроде как неизменным: страны «не Запада» хотят решать имеющиеся между ними проблемы собственными усилиями, без участия посторонних, и развивать всестороннее сотрудничество также без внешнего «западного присмотра».

Между тем, по прошествии 18 лет стать неким «антизападным аналогом» той же «большой семерки» или «двадцатки» у БРИКС явно не получается, да и вряд ли такое произойдет. Также совершенно без разницы, сколько глав государств в той или иной форме приедет или воздержится от саммитов этой организации, которая по-прежнему не имеет своего секретариата. А значит и централизованной межгосударственной структуры, которая способна эффективно координировать выполнение любых соглашений и договоренностей, обговариваемых в рамках встреч глав-государств БРИКС.

Также принципиально, что по-прежнему очень многое в деятельности зависит от председательства на год той или иной страны. А это на практике значит, что если в этом году Россия была председателем, и проталкивала приоритетно те предложения и проекты, которые для нее будут важны, то на следующий год под председательством Бразилии картина полностью поменяется. Уже бразильцы будут диктовать свои идеи и проекты, которые прежде всего именно им выгодны. Позабыв (что и ожидается каждый раз) про приоритеты своих предшествеников.

Кто не с нами, тот против нас?

Отдельно стоит упомянуть о так называемой «очереди», в которую по какому-то весьма странному наитию выстроились страны, желающие в том или ином формате прислониться к БРИКС. Прежде всего, думаю, делают они это по соображениям политического престижа, а таже лелея надежды получить необходимые для себя финансовые ресурсы (желательно, на льготных условиях) для осуществления тех или иных промышленных проектов. Цифра этих самых «стоящих в предбаннике» называется каждый раз с таким придыханием, будто эта самая очередь на что-то в мире, или конкретно для каждой уже состоящей в БРИКС страны якобы повлияет.

Теперь вопрос о том, сколько все подобные бесконечные встречи-симпозиумы-заседания-визиты стоят. Реально - огромных денег, которые выделяются исключительно из государственного кармана, то есть каждого из жителей -налогоплательщиков стран БРИКС (кроме ОАЭ и Саудовской Аравии, где налогов нет как таковых). Какова же реальная, практическая отдача от всех этих чиновничьих междусобойчиков? Да практически никакой, потому как если даже что-то и будет на таких встречах подписано (к примеру, по сотрудничеству между университетами), то для осуществления таких проектов вновь нужно будет выделять деньги из госбюджетов.

Да, создан был общий банк развития стран БРИКС, но получение денег там - весьма муторная процедура. Плюс не забывайте, что одна из стран БРИКС (а именно Россия) находится под весьма жесткими банковскими санкциями со стороны коллективного Запада. И ни одна страна БРИКС (а это прежде всего касается Китая и ОАЭ) не осмелится нарушать эти финансовые санкции даже если Москва и будет просить некие суммы для осуществления любого значимого для нее проекта по линии БРИКС.

Также принципиально, что ни одна страна (за исключением опять-таки РФ) не собирается превращать эту структуру в открытый «анти-Запад». Все они именно на Запад сильнейшим образом завязаны, а также их политические, экономические и финансовые элиты. Собираться раз в году и пожимать друг другу руки, плюс пообщаться накоротке с ничего в мире не решающим, но везде пытающимся присутствовать Генсеком ООН – это никто не против, и даже поддерживает такое общение.

Но сделать что-то, действительно в рамках этой структуры существенное, видимое, ощутимое на практике, добиться в чем-то действительно конкретного результата работы БРИКС – ровным счетом ничего подобного как не было с 2006 года, так и нет. Ко всему прочему само участие в каких-то переговорах, проектах, дискуссиях с БРИКС становится для целого ряда стран нечто вроде политической моды. «Как, вы еще не в БРИКС? А мы вот подали уже заявку» - такие высказывания были слышны еще за несколько месяцев до встречи на высшем уровне в Казани, и подобные разговоры продолжаются до сих пор.

Лично для меня не особо удивительно, что Казахстан, а ранее Саудовская Аравия и Аргентина пока либо воздерживаются от членства в БРИКС, либо даже некий наблюдательный статус (который в Уставе этой структуры и вовсе не прописан, и не предусмотрен) рассматривают как нечто если и реализуемое, то не сейчас, и даже не завтра-послезавтра. Поскольку никакой особой конкретики в деятельности БРИКС нет (кроме мощнейшей с виду геополитики), то полномасштабно в этом деле участвовать некоторые страны явно не спешат.

Важен, думаю, здесь и обширный список тех, кто «стоит в очереди» на членство или вступление в какой-то неполной форме в БРИКС. Да, там есть Азербайджан, Индонезия, Малайзия и Таиланд, которые реально со своим экономическим влиянием в близлежащих регионах могли бы существенно укрепить прежде всего внешнеполитический престиж этой организации. Но там же можно увидеть Кубу, Эритрею, Венесуэлу и ряд других государств такого же «интереса». Что им, и в каком формате нужно от членства в БРИКС, которому они вообще ни в каком виде не соответствуют? Ответ очевиден – деньги.

При этом постоянно подчеркивается, что те самые «не западные страны», которые сами, в своем все активнее расширяющемся кругу обсуждают насущные проблемы мирового характера – это некое будущее мировой цивилизации. То есть именно за ними якобы это самое планетарное будущее, и единственный вопрос - как скоро оно наступит.

А пока, что очевидно, рулит всем все тот же Запад, с ним тесно связаны все члены БРИКС, в том числе – в той или иной форме и Россия. Да и военные действия, которые нынче ведутся вокруг Украины и на Ближнем Востоке - полностью затравка именно западных стран, а БРИКС на эти конфликты никак, и ничем повлиять не в состоянии.

Нельзя не отметить и тот факт, что нынешняя встреча на высшем уровне в рамках БРИКС очень важна была для России и ее высшего руководства для демонстрации главного внешнеполитического лозунга Москвы – «мы - не в изоляции». То, что в Казань приехало столько зарубежных гостей, включая представителей большинства стран-участниц на высшем уровне, безусловно важно. Но опять-таки если попытаться найти что-то выигрышное помимо совсем уж большой геополитики - так вряд ли такие поиски увенчаются успехом.

И. наконец, за время своего существования сам факт создания БРИКС не принес никакой пользы рядовым, обычным гражданам всех его стран. Да, трудоустройство чиновников, создание сотен кафедр по изучению БРИКС в различных научных и псевдонаучных центрах, отделов, занимающихся этим формированием в целом ряде министерств и ведомств - все это имеет место во всех без исключения БРИКС-государствах. Однако ничего ровным счетом - и ни в какой форме не принесло пользы обычным гражданам этих стран. Которые по семинарам-саммитам не ездят, и в заседаниях на любом уровне под эгидой БРИКС никогда не будут принимать участия.

Эрдоган свою линию гнет – и БРИКС тому свидетель

Особенно любопытно посмотреть на деятельность БРИКС в отношении Турции, и ее попыток то ли каким-то образом войти в это объединение, то ли сделать вид, что оно Анкаре очень по каким-то причинам нужно, но особо для такого шага она напрягаться не спешит. Напомню, что с нынешнего года к БРИКС присоединились Иран, Египет, Эфиопия, ОАЭ, Саудовская Аравия взяла паузу, а Аргентина еще в прошлом году после смены там власти от членства в этой структуре наотрез отказалась.

Так вот сейчас вроде бы заявку на полномасштабное членство подала Турция. Которая не только состоит в НАТО, разместив на своей территории американские военные базы, но и не оставляет желания стать членом Евросоюза. Целый ряд российских СМИ даже отметили, что подобное поведение Анкары - это уже якобы состоявшийся разрыв турок с США, а значит турецкое руководство окончательно пошло за «будущим человечества» в 21-м веке - то есть БРИКС-сформированным миропорядком.

Тут все же надо напомнить, что БРИКС – это на сегодняшний день крайне рыхлая структура, без четких обязательств стран-участников и серьезных, эффективно функционирующих институтов. Созданный в 2015 году Новый банк развития БРИКС за время своего существования профинансировал около ста проектов на общую сумму в 33 млрд долларов. Но… С марта 2022 года этот якобы «независимый от Америки» банк приостановил все транзакции с
Россией, объяснив это следованием неким «здравым банковским принципам».

Ничего до сих пор не сделано по созданию единой валюты БРИКС. Заявления же о наступлении главенства «многополярного мира» не мешают Индии по многим параметрам бороться с КНР, а ОАЭ воздерживаться от финансирования любых проектов как в РФ, так и в Иране. Что касается Турции, то она при всех якобы заигрываниях с БРИКС традиционно рассматривает отношения с Россией лишь как важный рычаг для получения уступок от Запада, частью которого Турция является в любом случае посредством своего членства в НАТО.

Замечу также, что Турция параллельно с заявлениями о намерении вступить в БРИКС продолжает подавать сигналы Брюсселю о желании все же стать членом и Евросоюза. Помимо этого, турки сидят фактически на двух стульях в своих отношениях как с Израилем, так и с Палестинской автономией. Кому больше, а кому - меньше они предлагают стратегических товаров (те же бетон, сталь, арматуру, сельскохозяйственную продукцию) – все это можно подсчитать по данным местной статистики. Но в каждом таком случае турецкий бизнес пытается выбить для себя деловые преференции с обеих сторон, участвующих в этом бесконечном кровопролитном конфликте.

Война - войной, а в БРИКС-то что Анкара собирается делать?

Если пробежаться по списку стран, входящих в БРИКС или стоящих туда в очереди на вступление, то только Россия ведет сейчас полномасштабные военные действия против одного из своих соседей. А одна (всего лишь) страна, желающая стать членом БРИКС- страна НАТО, которая как раз в войне с членом БРИКС фактически напрямую участвует поставками оружия и боеприпасов. Более того: турки закупают активно современные виды вооружений именно у натовских стран, и несмотря на все ранее данные ими обещания, полностью забыли о каких-либо проектах в области вооружений с Россией (та же планировавшаяся закупка Анкарой российских самолетов Су-35 и Су-57).

В добавок к этому Турция, неоднократно обращаясь с просьбой к российскому президенту подсобить с членством в БРИКС, самым активнейшим образом помогает нынешнему врагу РФ - Украине. Только что на верфи в Стамбуле был спущен на воду «Гетман Иван Выговский» - второй из четырех корветов, заказанных Киевом для ведения морских сражений на Черном море (понятное дело с кем). На Украине идет строительство завода по производству и обслуживанию турецких беспилотников, а на фронтах в Курской области бои ведут турецкие бронемашины класса Кобра.

Турция закупает у Украины железную руду и стальные заготовки, а на украинских двигателях летают турецкие беспилотники, производимые компанией «Байкар». Одновременно Турция покупает и служит транзитером российского природного газа, идущего в том числе в Европу. Причем именно в те страны, которые также помогают Украине, и фактически воюют на ее стороне против РФ.

Замечу, что российское руководство в этой весьма запутанной обстановке откровенно побаивается особо раздражать руководство Турции, поскольку оно может в любой момент закрыть как «авиационную форточку» в окружающий РФ мир через Стамбул, так и перекрыть проливы из Черного в Средиземное море, что поставит под вопрос осуществление снабжения российских военно-морской и военно-воздушной баз в Сирии.

В итоге складывается весьма любопытная картина. Сразу несколько государств (включая Турцию) с виду стремятся стать каким-то образом «почти членами БРИКС». Напрашиваются на саммиты, лезут на общие сессии по фотографированию с сильными (вроде как) мира сего (особенно в этом плане меня всегда умиляет нынешний Генсек ООН). Каждая такая страна или организация преследует свои сугубо корыстные цели (главным образом финансовые), и меньше всего думает о том, как бы насолить коллективному Западу, и уж тем более от него каким-то образом отгородиться.

Те самые «пять первых», которые БРИКС создавали, с высоты своего изначально командного положения думают, как бы сделать так, чтобы и свои интересы учесть, и как можно больше вроде как союзников в эту структуру подтащить. Понятно, что у каждого понятия о союзничестве очень даже сильно разнятся. Но когда Россия одновременно пытается содействовать вхождению в БРИКС таких различных по всем параметрам «союзников» как Турция, Куба или Венесуэла, возникает немало весьма малоприятных вопросов.

 Принципиально здесь, на мой взгляд то, что до сих пор нет четкого понимания ни с политической, ни с экономической подачи самого смысла нынешнего функционирования БРИКС. У стран, входящих в это объединение, до сих пор не выработано какой-то единой, четко осознанной политики (в отличие от того же Евросоюза, НАТО, да даже АСЕАН). Как и нет понятного подхода к факту взаимодействия на экономическом и финансовом уровне. Ведь нет в БРИКС ни единой экономической, ни финансовой политики, единой валюты, или единого торгового и таможенного пространства.

 Отнюдь не второстепенным является и возможность того же коллективного Запада всячески мешать работе (какая уж есть) БРИКС на всех уровнях. Плюс отговаривать и тех, кто там уже состоит, и возможных новых членов объединения не связываться с ним. Рычагов для этого у Запада немало, да и рваться в БРИКС целый ряд стран может быть, и будет, но только до той поры, пока эти страны не увидят какой-то осязаемый для себя от этого результат.
Если же никакой выгоды (у каждого свои понятия об этом) они в обозримой перспективе не получат, то энтузиазма состоять в этой структуре у целого ряда стран явно поубавится (полагаю, именно поэтому тот же Казахстан решил за процессом понаблюдать пока со стороны, нежели в нем напрямую участвовать).

В целом же нынешние международные отношения все больше становятся с одной стороны предельно циничными, политизированными и, я бы сказал, геополитически ориентированными, а с другой - все больше чисто прагматическими. Если есть государству реальный навар (желательно – финансово-торговый), то вступить можно во что угодно, и на каком угодно уровне (что и делает та же Турция). Если же поживиться им не особо светит, и «за просто так» денег не получить (Аргентина), то нечего и время терять на всякое членство в организациях, кредитно-денежной выгоды не представляющих.
 






 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...