Как усидеть на двух стульях | Деловая неделя
27 июля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Как усидеть на двух стульях

07.04.2022 18:13:19
№: 12 (1462)
Если один из них – стойло?

Заявление Сулейменова о том, что Казахстан «не будет инструментом для обхода санкций против России со стороны ЕС и США» показывает двуличную природу казахского руководства, каковой она всегда и была.
Эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров

В ПОСЛЕДНИЕ недели власти и силовые органы Казахстана продемонстрировали даже не «колебания генеральной линии» по вопросу о войне в Украине, но устойчивое стремление усидеть сразу на двух стульях – не поссорившись ни с Западом, ни с Россией. Однако, острота конфликта не позволяет делать это без очевидного и психологически противоречивого двоемыслия, не говоря уже о том, что пафос политической линии нашего «ближайшего союзника» все больше сваливается в ситуацию, когда стул его поддержки – это вовсе не стул, а место в стойле под названием «возрожденный СССР». Соответственно, пытаться усидеть на нем можно лишь за счет суверенитета страны, ее экономики, национальных интересов. Понятное дело, что Акорда будет инстинктивно стремиться к тому, чтобы не разрывать отношений ни с Западом, ни с Россией, используя еще старый чиновный прием – ничего не делать, дожидаясь, кто победит, а потом объявить себя его сторонником. Однако, проблема тут в том, что это все будет происходить за счет страны – без жестких и быстрых мер по заморозке ЕАЭС не чиновники, а простые граждане будут страдать от ухудшения экономики, продиктованного слишком тесной зависимостью от рубля и ситуации в соседней стране, идущей в направлении указанном украинскими пограничниками для русского военного корабля.

На прошлой неделе большой эффект произвели на общественность Казахстана и России цитаты из интервью первого заместителя руководителя администрации президента Казахстана Тимура Сулейменова, которое он дал изданию Euractiv в Брюсселе. «Конечно, Россия хотела бы, чтобы мы были больше на ее стороне. Но Казахстан уважает территориальную целостность Украины. Мы не признавали и не признаем ни ситуацию с Крымом, ни ситуацию с Донбассом, потому что их не признает ООН. Мы будем выполнять только те решения, которые приняты на уровне Организации Объединенных Наций», - заявил казахстанский чиновник. Следующие его слова вообще выглядят, как камень в огород российской пропаганды: «У нас нет проблем с тем, чтобы называть вещи своими именами. Россия решила ввести закон, запрещающий слово «война». Они называют это специальной военной операцией. Но в Казахстане мы это называем так, как есть, к сожалению».

Также Сулейменов заверил европейцев, что хотя Казахстан «будет соблюдать санкции» в отношении России, торговать с ней, сотрудничать экономически он не перестанет. «Несмотря на то, что мы являемся частью экономического союза с Россией, Беларусью и другими странами, мы также являемся частью международного сообщества. Поэтому меньше всего мы хотим, чтобы к Казахстану применялись вторичные санкции США и ЕС», - отметил он, добавив, что Казахстан «будет продолжать инвестировать в Россию и привлекать инвестиции для России: по-другому наша экономика не работает». «Но мы сделаем все возможное, чтобы контролировать санкционные товары. Мы сделаем все возможное, чтобы контролировать любые инвестиции в Казахстан лицами или организациями, которые находятся под санкциями, и это то, что мы хотели открыто донести до европейцев. Показать, что у нас есть система, и эта система, к сожалению, останется здесь надолго», - резюмировал чиновник администрации Касым-Жомарта Токаева.

Естественно, подобные заявления Нур-Султана стали красной тряпкой для кремлевских пропагандистов. Самый сдержанный комментарий: «Если Казахстан и дальше будет вот так играть в «многовекторность», как это делалось при Назарбаеве, то он может заиграться». Впрочем, возможно куда больше было сказано без огласки – вскоре после публикации интервью Сулейменова последовал телефонный разговор между президентами РФ и РК - Путиным и Токаевым. Сухой официальный пресс-релиз сообщает, что в разговоре как минимум поднималась тема Украины: «…Высказано общее понимание исключительной важности достижения договоренностей относительно нейтрального, внеблокового, безъядерного статуса Украины».

Впрочем, куда больше было сказано после этого разговора, в пресс-релизе КНБ, который неожиданно поймал в столице Казахстана «агента иностранной разведки», который - одновременно! – планировал по ее заданию покушение на президента Токаева, теракты против силовиков и «русофобскую» кампанию в соцсетях (!). В официальном сообщении спецслужб не уточняется ни имя задержанного, ни страна, чья разведка его «завербовала», однако все было описано предельно прозрачно и глупо – намек на Украину читается даже слепым без шрифта Брайля. Даже далекий от спецслужб человек понимает, что не может один и тот же человек в одиночку планировать покушение на целого президента и «ряд высокопоставленных государственных служащих», а также теракты «в отношении сотрудников специальных и правоохранительных органов» и, кроме этого, выполнять какие-то задания по «продвижению антироссийской пропаганды в РК и созданию в обществе русофобских взглядов, путем публикации в социальных сетях соответствующих материалов». Тут и обнаруженные в квартире этого «Джеймса Бонда» ружье, деньги и наркотики (он ими еще торговать успевал или употреблял?), а также то, что «гражданин РК признался в совершении вышеуказанных деяний по заданию и в интересах иностранного государства», никого не убеждают, а, наоборот, вызывают только еще больше вопросов. Выглядит это все, как очень плохо состряпанная попытка убедить Кремль в том, что Токаев тоже борется со страшными «украинскими агентами» в одном ряду с Путиным и Лукашенко.

Впрочем, президента, наверное, можно понять. Ведь на этой неделе высокопоставленным казахстанским чиновникам пришлось еще дважды подергать медведя за уши. В свет вышла статья Токаева в американском издании National Interest, в которой он вновь подчеркнул, что Нур-Султан не признает «независимость» ЛДНР с признания которой Кремль 24 февраля и начал свою вооруженную агрессию против Украины. «Казахстан и Россия как государства, имеющую самую протяженную [сухопутную] границу в мире, поддерживают особые отношения двустороннего сотрудничества. Вместе с тем у нас сложились глубокие традиции дружественных отношений с Украиной. Мы уважаем ее территориальную целостность, как и подавляющее большинство стран мира», — говорится в статье. Токаев также называет то, что в России можно называть только «специальной военной операцией», прямо - «войной».

Ну, и главу МИД РК Мухтара Тлеуберди также удалось заставить прокомментировать заявления Сулейменова по Украине. Он подтвердил, что «мы на данный момент не признаём ни Луганскую народную республику, ни Донецкую [народную] республику», а также что «Казахстан к [антироссийским] санкциям не присоединяется». «Для нас важно не допустить негативного влияния этих санкций на развитие нашей экономики, а также чтобы наша территория не использовалась для обхода этих санкций», — сказал Тлеуберди. В ответ же на вопрос о том, почему Казахстан воздержался при голосовании в ООН по двум резолюциям, требующим вывода российских войск из Украины, он высказался еще более оригинально: «Воздержаться — это тоже позиция». Собственно отсюда и наш промежуточный вывод: именно это, «воздерживаться» сколько можно долго и есть основная позиция руководства Казахстана.

Что же на счет второй позиции – по поводу того, что метафорический «второй стул» на самом деле никакой не «стул»? Ранее, «ДН» в этой рубрике (в номере за 25 февраля 2022 года) уже писала, что то, в чем Путин и его пропаганда обвиняет Украину, на самом деле легко переадресовывается и Казахстану. Мы ни на секунду не должны забывать про то, что в нашей политической традиции воспринимается, как безусловное благо - независимость - для нашего северного соседа это «распад нашей единой страны» - «исторической России под названием СССР», и безусловное, зло, которое нападение на Украину должно «исправить». Также, как и маневрирование между Западом и Россией, которым занимался официальный Киев и сейчас продолжает Нур-Султан, или строительство государственности на базе национальной идеологии, а не «общих» с Россией ценностей в виде культа 9 мая или «собирательства земель» бывшей империи. Уже тогда из уст кремлевских пропагандистов раздавались обвинения в «предательстве» и «подлости».

На протяжении всего этого времени градус ожесточения российской официальной пропаганды только рос. Тот же кремлевский рупор Соловьев прямо ставит знак равенства между «нацизмом», против которого якобы воюет Россия, и патриотизмом граждан соседних стран, утверждая, что «едва ли не у каждого украинца-самостийника внутри скрыт неонацист». Это же подтверждают многочисленные публикации на государственных информационных ресурсах РФ, вроде сайта РИА «Новости». Так, в материале под заголовком «Россия будущего — вперед, в СССР» прямо утверждается: «… Постсоветская переходная эпоха закончилась: эпоха двусмысленности, двоеверия, невнятности и прочего двоедушия. Мы снова будем жить в СССР…». Причем подчеркивается, что речь идет не о возвращении к коммунистической идеологии, а значит, от СССР авторы хотели бы позаимствовать и границы, внутри которых была наша страна.

Еще более людоедский текст – «Что Россия должна сделать с Украиной». В нем открыто призывается к политическим репрессиям против широких масс населения независимой страны по принципу лояльности/нелояльности к Москве и установление полного контроля над соседом. «…Денацификация этой массы населения состоит в перевоспитании, которое достигается идеологическими репрессиями (подавлением) нацистских установок и жесткой цензурой: не только в политической сфере, но обязательно также в сфере культуры и образования, - указывает автор статьи. - Денацификация может быть проведена только победителем, что предполагает его безусловный контроль над процессом денацификации и власть, обеспечивающую такой контроль. В этом отношении денацифицируемая страна не может быть суверенна. Денацифицирующее государство — Россия — не может исходить в отношении денацификации из либерального подхода. Идеология денацификатора не может оспариваться виновной стороной, подвергаемой денацификации».

Автор статьи на официальном государственном информационном ресурсе Российской Федерации выступает даже за отказ от названия соседней страны и насильственный запрет идеологии национального строительства независимых государств бывшего СССР: «Название «Украина», по-видимому, не может быть сохранено в качестве титула никакого полностью денацифицированного государственного образования на освобожденной от нацистского режима территории. Вновь созданные на свободном от нацизма пространстве народные республики должны и будут расти из практики хозяйственного самоуправления и социального обеспечения, восстановления и модернизации систем жизнеобеспечения населения. Их политическая устремленность на деле не может быть нейтральной — искупление вины перед Россией за отношение к ней как к врагу может реализоваться только в опоре на Россию в процессах восстановления, возрождения и развития. Никаких «планов Маршалла» для этих территорий допускать нельзя. Никакого «нейтралитета» в идеологическом и практическом смысле, совместимого с денацификацией, быть не может. Кадры и организации, являющиеся инструментом денацификации в новых денацифицируемых республиках, не могут не опираться на прямую силовую и организационную поддержку России. Денацификация неизбежно будет являться и деукраинизацией — отказом от начатого еще советской властью масштабного искусственного раздувания этнического компонента самоидентификации населения территорий исторических Малороссии и Новороссии…»

Российские СМИ, кстати, тоже не обошли вниманием сообщение об аресте «террориста-пропагандиста-многостаночника» в Казахстане и тут же заявили, что «вскрыта роль британских спецслужб в подготовке покушения на президента Казахстана». «Московский комсомолец» связывает арест «украинского суперагента» и визит Тимура Сулейменова (якобы его заданием было выяснить, кто стоит за «украинскими спецслужбами») в Брюссель, где он сделал «скандальные заявления». Правда, россияне приходят к своим собственным выводам, согласно которым на Токаева покушается именно Лондон и вообще, это «Великобритания стояла и за попыткой госпереворота в начале января этого года». Фактически, «благодаря» этой глупой истории с задержанием КНБ «террориста-пропагандиста» теперь производится грубая, если не сказать, примитивная попытка стравливания Нур-Султана с Лондоном. Это к вопросу о словах министра иностранных дел РК о том, что «Воздержаться — это тоже позиция». Наши северные партнеры, кажется, так совсем не считают. Ну, а то, что они считают единственно приемлемым – это, похоже, добровольный возврат в состояние до 1991 года. Разве это может устраивать Казахстан?

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...