Как выбраться из воздушной ямы? | Деловая неделя
1 июля 2022 | выходит по пятницам | c 1992 года

Как выбраться из воздушной ямы?

14.03.2022 11:42:24
№: 10 ( 1460)
Что делать, если самолеты не летают, и неизвестно когда смогут полететь?

Юрий Сигов, Вашингтон

Все нынешние политические пертурбации вокруг Украины, которые, как не странно, оказались во многом продолжением того, к чему мир вроде как уже почти привык за два года ковидного безумия, привнесли в жизнь обычных людей огромное число совершенно неведомых ранее помех. Когда что-то, и где-то происходит вдали от твоих границ, и напрямую тебя лично не затрагивает - да пусть оно там все горит синим пламенем! Но когда помехи эти парализуют тебя, твою семью, твои интересы в самых различных сферах жизни – тут уже явно не, до безразличия.

И хотя мировая экономика - явление очень даже разностороннее и сложное по своей структуре, наиболее болезненно в обоих случаях (ковид и война на Украине) было воспринято нарушение авиасообщения между самыми различными странами и даже целыми континентами. Разумеется, полным-полно на нашей планете людей, которым полеты самолетами - неслыханная экзотика. И рассуждать для них об этом - как о вероятности полета на другую планету на самом современном звездолете.

С другой стороны, средний уровень среднего класса среднестатистической страны в нынешнем мире по сравнению даже с 20-30 летней давностью значительно вырос. У людей не просто стали выше доходы, но и появилось значительно больше свободного времени. Соответственно и запросы у них не просто на обычный отдых, а с перемещением в экзотические точки стремительно выросли.

Более того: до начала вирусного сумасшествия авиационные перевозки росли как на дрожжах, а самыми прибыльными считались авиакомпании стран Персидского (Арабского) Залива, наладившие перевозки обитателей самых процветающих стран в те, где лучше и престижнее всего проводить свободное время. Замечу, что к этому люди за прошедшие годы настолько привыкли, что уже и не представляли себе какую-то другую ситуацию, при которой им куда-то и по каким-то причинам вдруг не удастся улететь.

Все поставлено на прикол. Кем и чем? Якобы заботой о вашем здоровье

Первым таким авиационного происхождения шоком для практически всей планеты было пришествие ковидной заразы. Не знаю кто конкретно, на каком основании, с чьей подачи, но где-то там, «наверху», приняли решение о фактически тотальном приземлении самолетов гражданской авиации. Причем произошло это одномоментно, со всеми авиалиниями, и по всем основным международным направлениям. Не говоря уже о местных полетах, которые по все тем же причинам стали якобы «особо заразными».

Что за причины? Я думаю, что вы еще не забыли о том, как по всему свету с поразительной настойчивостью поливали тротуары и проезжие части дорог в городах и весях в Европе, Америке, Азии и далекой Австралии. Заставляли всех вокруг мыть руки, одевать совершенно бессмысленные для защиты от всего, кроме комариных укусов, резиновые перчатки. А чуть позже - нацеплять на искаженные гримасами ненависти и проклятий лица марлевые якобы защитные маски.

Главное же было то, что вдруг во всем мире остановились авиаперевозки людей. Все уже было так привычно, так каждодневно, так неизбежно, что можно в любой стране мира, и в любой момент приехать в аэропорт, сесть в самолет, и через несколько часов оказаться на другом конце света. Пассажиры становились все более привередливыми, выбирали компании и что подешевле, и чтобы аэропорт был поближе к дому, и чтобы за еду или пледы с подушками на борту не раскошеливаться.

А тут все раз – и кончилось как по мановению волшебной медицинской палочки. Рейсы прекратились, аэропорты закрылись, из страны в страну и из города в город не попасть. И все это – под сурдинкой борьбы всемирных здравоохранителей из ВОЗ за ваше же здоровье. Да и сами авиакомпании по большей части оправдывали свою политику «не летать до особых распоряжений» на инструкции этой лавочки, которая уже не первый раз показывала всей планете свою никчемность и некомпетентность.

И все же принципиальным здесь было то, что непонятно по чьему приказу нарушено было авиасообщение по всему миру. Для рядовых, обыкновенных граждан, которые тем самым впервые, наверное, за последние годы, ощутили свою полную незащищенность и бессилие перед властными полномочиями тех, кого они в глаза никогда не видели и имена которых не только им, но и вовсе никому вменяемому, неизвестны.

В это же время, что показательно, какие-то самолеты и по каким-то таинственным маршрутам все же летали. Разные чартеры, нанятые богатыми, но здоровыми звездами эстрады, спортсменами, политиками и просто олигархами от не пойми какого бизнеса перевозили их и ближнюю родню из страны в страну без всяческих ограничений и запретов. То есть теоретически рядовые граждане летать не могли (и по многим позициям, плюс между странами не могут до сих пор), а те, кому по статусу «положено на запреты внимания на обращать, спокойно перемещались из точки А в точку Б без каких-либо особых помех.

Получается, что это первый был такой опыт, когда страна берет – и закрывает свои границы для воздушного сообщения. Но на самом деле вылететь на ее территорию было можно, но не для всех, а лишь для «особо отобранных». И авиационные полеты становились на наших глазах уже привилегией, а не обычным явлением, без которой жизнь рядовых, а не избранных граждан, уже ими даже не представлялась.

Конечно же, препятствиями здесь помимо закрытия границ и запрета полетов стали чисто финансовые и медицинские заморочки. Неслыханная прежде кампания по вакцинации, когда одни уколы не пойми, с какой стати признавались «цивилизованным сообществом», а другие якобы, по большому счету, ничем от первых не отличающихся, признавать не желали. В результате, билеты на те или иные рейсы без вакцины определенного вида продавали, а без другого - никак.

То же самое – с оплатой полетов. Самыми востребованными стали полеты туда, куда вообще можно было полететь. А поскольку все остальные рейсы и направления были заморожены, в доступные для полетов страны стоимость билетов подскочила до рекордных отметок. Достаточно напомнить, что билеты из Европы на те же Мальдивы в эконом классе стоили с начала вирусной истерики более 3 тысяч долларов на пассажира. А когда она пошла на спад, то всего 500-600 долларов. 

Сегодня, когда у всех в голове авиаперевозчиков, связанных с Европой, лишь Украина, ковидные помехи для воздушных путешествий практически все уже сняты. Нет, никто пока не отменял разные предварительные тесты, сертификаты, коды в мобильных телефонах и прочий натуральный бред, никакого отношения не имеющий ни к медицине, ни к обеспечению авиаперевозок. Как и никто пока не отменяет целый ряд настоящих нелепостей, которые по-прежнему делают любой полет любого нормального, а не зомбированного пассажира, настоящей мукой.

Пассажиров по-прежнему на всех ведущих авиакомпаниях мира заставляют по много часов сидеть во время полета в маске. Сами стюардессы также все стерильные, в масках и перчатках, в белых марлевых накидках, а на выходе из самолета по-прежнему в целом ряде стран проверяют все, что хотя бы минимально могло было быть связано с медициной. Но ковидное безумие постепенно стало спадать, рейсы возобновлялись во все большее число стран, авиакомпании вводили все новые и новые полеты в наиболее востребованные точки на карте мира. И тут…

Закрыто небо, аэропорты, посажены на прикол самолеты. Что дальше?

Украинская ситуация, судя по всему, еще долго не получит какого-то разумного разрешения, потому как изначально тупикова, и по сути дела не имеет вообще никакого ни мирного, ни военного решения. Она абсурдна с точки зрения своего собственного существования, а соответственно и те меры, которые и одна, и другая стороны конфликта применяют, совершенно нелепы и бессмысленны.

Но речь сейчас не о них, а уже имеющихся препятствиях для авиаперевозок, которые, как это не покажется странным, коснулись и еще коснутся всех без исключения стран мира. А не только тех, что находится от зоны конфликта на пограничном расстоянии (компания «Эйр Астана» - тому красноречивый пример). Связано это вновь с тем, что свобода авиаперевозок, перемещения пассажиров и грузов совершенно искусственно, исключительно по политическим мотивам ограничена, а во многих случаях попросту отменена.

Итак, что же сегодня кардинально поменялось в системе мировых авиаперевозок? Для России и ее авиакомпаний закрыто полностью воздушное пространство всей Европы и Северной Америки. Это означает, что российские самолеты не смогут теперь летать (включая и частные джеты, которые еще совсем недавно никаким общим правилам не подчинялись) ни в одну европейскую страну, а также в США и Канаду (в те же Австралию или Новую Зеландию они и вовсе не летали). Означает все это следующее: никакого туризма, бизнеса и прочих перелетов прежде всего в Европу больше на обозримую перспективу не будет. Что полностью перечеркивает все устоявшиеся по жизни нормы и правила для миллионов людей.

В связи с тем, что российские самолеты не могут летать в Европу и Северную Америку, они не могут через их воздушное пространство попасть в ту же Латинскую Америку и на Карибы. Потому как по пути туда должны будут пролетать через воздушное пространство европейских и североамериканских государств. Соответственно никакие рейсы российскими компаниями в эти регионы также невозможны.

В свою очередь Россия запретила пролет через свое воздушное пространство самолетов из Европы и США. Соответственно теперь тем, кому требуется попасть, скажем, в целый ряд азиатских государств (прежде всего Японию, Китай и Южную Корею) придется облетать Россию стороной. А точнее - облетать ее вообще не имеет смысла, поскольку куда выгоднее просто смещать свои полеты на юг, что неизбежно их удлиняет по времени на несколько часов, и параллельно именно пассажиры будут нести значительную дополнительную финансовую нагрузку.

И это – только о полетах. А теперь о том, на чем летать. В России – более 80 процентов авиапарка самолетов – это продукция компаний «Эйрбас» и «Боинг», причем самолеты взяты в аренду (так называемый лизинг). Хозяева этих самолетов - по сути дела компании Ирландии, Багам и Британских Виргинских островов. То есть запретив полеты через свое воздушное пространство, европейцы и североамериканцы запрещают сейчас России использовать и взятые у них в аренду самолеты.

А значит эти самолеты по идее не смогут летать скоро не только на международных, но и на внутренних рейсах. По этой причине даже между отдельными регионами России, а также при полетах из РФ в тот же Казахстан и другие соседние постсоветские республики самолеты, находящиеся в аренде у России, представительства «Эйрбас» и «Боинга» использовать запрещают. Как быть? Все просто: садитесь отныне в поезд, и отправляйтесь в путешествие по земле. Если доедете, и если расстояния будут не такие значимые, как из Владивостока в Москву, где в купе поезда придется провести как минимум неделю.

Нормальные герои всегда идут в обход. И не только нормальные

Что же теперь делать, в том числе авиакомпаниям, которые летают через российское воздушное пространство в ту же Европу или Северную Америку (таким, как Казахстан, Азербайджан, Узбекистан и ряд других)? Получается так, что летать теперь через воздушное пространство России в ту же Азию не смогут авиакомпании из Европы и Северной Америки. А вот в обратном направлении авиакомпании азиатских стран (если только они против РФ не ввели никаких санкций) смогут лететь без проблем.

И для европейцев, и для российских граждан теперь возникает проблема попадания в те страны, куда их напрямую не пускают. Выход здесь конкретен и прост. Чтобы попасть в Европу, граждане России могут полететь в тот же Нур-Султан или Баку, а можно и в Аддис Абебу в Эфиопии (всего 7 часов лету), и оттуда уже стыковочными рейсами направляться и в Европу, и в Северную Америку. Точно также могут добираться в Россию и европейцы. У которых, правда, есть еще вариант долетать рейсами до Хельсинки, а там пересаживаться на поезд либо до Санкт-Петербурга, либо до Москвы.

Но это все головомойка с полетами. А визы? Так, еще в ковидную пору страны ЕС и США с Канадой полностью прекратили выдачу виз российским гражданам на территории РФ. Значит, они полетят туда, где визы в эти страны выдают. Куда конкретно? Вновь первыми для подобной визовой комбинации называются Казахстан, Армения и Азербайджан. Туда из РФ есть рейсы, там можно получить, условно, американскую или Шенген-визу, и уже оттуда на тамошних авиалиниях лететь в вожделенные страны, не пускающие отныне прямые рейсы к себе с российской территории.

Честно признаюсь, что когда начинаешь подсчитывать все эти варианты, как, и через что долететь, скажем, из Вашингтона до Бишкека или Ташкента, и где получить визы в обратном направлении, то, откровенно говоря, берет оторопь. До каких же надо додуматься дичайших комбинаций якобы наказания всех, кто под руку попадет, чтобы только напакостить «вероятному противнику», которого совсем еще недавно именовали «наш стратегический партнер»?

Здесь реально возникают три вопроса, на которые вразумительный ответ до сих пор не может дать никто. Основная причина перекрытия всех воздушных путей из Азии в Европу и далее в Северную Америку – это продолжающийся конфликт на Украине. Сколько продлится военная операция российских войск там? Как заявил президент РФ, «пока поставленные задачи не будут выполнены». При таком ответе становится ясно, что все происходящее - очень даже надолго. И непонятно, есть ли вообще какие-то шансы на открытие мирного неба хотя бы к началу лета, когда начинается именно в направлении Европы туристический сезон отпусков.

Очевидно, всех нас ждет и новое состояние туристической сферы. Раз гражданам РФ теперь не попасть в Европу и США, значит их теперь будут заманивать в страны СНГ и Азию. Если в ведущие азиатские государства по-прежнему много разного рода ковидных ограничений и требований о прививках, то в республики Центральной Азии и Закавказья вроде как ничего особого не надо: только деньги, потому как и рейсы сохраняются, и визы не нужны. Вот только летать им придется на самолетах «Эйр Астана» или «Азал» из Азербайджана. Поскольку если туда прилетит российский самолет (а это будет гарантировано взятый в аренду «Эйрбас» или «Боинг»), то его потребуют оставить в Баку или Нур-Султане на приколе под арестом.

Самое удивительное то, что все до единого политики (а именно они несут полную ответственность и за прекращение воздушного сообщения между странами целых два года из-за якобы ковида, и сейчас) прекрасно понимают, какой колоссальный вред и ущерб они наносят не только авиаперевозкам в мире, но и всем сопутствующим отраслям (торговле, туризму, бизнесу любых сфер деятельности и объемов сделок). И, тем не менее, все эти нелепейшие решения все же принимаются. Тем самым фактически еще больше обостряя обстановку и загоняя сам вопрос о войне и мире в ходе конфликта между РФ и Украиной по сути дела в тупик.

Судя по всему, в том, что касается международных авиаперевозок, мир вновь погружается в ту же самую ковидную трясину полнейшей неопределенности, в которой он был прошедшие два года. Только теперь причинами этому будут уже не карантины, вакцины и маски на всех подряд без разбору, а куда более серьезные политические и военные потрясения. Которые, как мне видится, только территорией Украины явно не ограничатся.

 

 

 

 

 

 

 

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...