Карательная медицина-2 | Деловая неделя
27 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Карательная медицина-2

20.10.2023 12:11:41
№: 37 (1533)

Про зарплаты и манипуляции

Если хочешь изменить мир, изменись сам.

Махатма Ганди, духовный лидер борьбы за освобождение Индии

НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ «ДН» уже поднимала тему странных дискриминационных мер, которые руководство Минздрава предлагает ввести, чтобы заставить всех казахстанцев присоединиться к системе обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). Речь шла о том, чтобы запретить водить автомобили и владеть огнестрельным оружием гражданам, не застрахованным в системе ОСМС. Причину столь радикальных мер г-жа министр объяснила плохими финансовыми показателями Фонда социального медицинского страхования: ФСМС угрожает в будущем дефолт.

На этой неделе глава Минздрава вновь выступила в защиту своей сомнительной инициативы, объяснив ее тем, что у попадающих в ДТП врачам, якобы, совестно спрашивать, застрахованы ли они (хотя на самом деле экстренная медицинская помощь входит в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи). Кроме того, на этой неделе стало известно, что руководство ФСМС, который, по словам министра, находится в преддефолтном состоянии, спокойно выплачивает себе большие зарплаты и премии на десятки миллионов тенге в год. На этом фоне, судя по заявлению депутата мажилиса парламента РК Магеррамова, Минздрав втихую уже начал урезать список лекарств амбулаторного лекарственного обеспечения (АЛО), бесплатных медицинских препаратов, выкинув из него, среди прочих, лекарства для страдающих онкологическими заболеваниями. То есть экономить чиновники в белых халатах начали не с себя, а с больных казахстанцев. Вопрос: как такое отношение к гражданам страны повлияет на желание незастрахованных граждан присоединиться к системе ОСМС?

Напомним, на прошлой неделе мы также писали о том, что сама система предоставления врачебных услуг в рамках ОСМС страдает приписками, с помощью которых медицинские учреждения получают деньги граждан за фактически не оказанные, фиктивные услуги. Вполне естественно, что такая ситуация не может не влиять на плачевное положение ФСМС, призванного распоряжаться деньгами на медицинское обслуживание граждан. Как следствие, 3,3 млн граждан Казахстана остаются не застрахованными в системе ОСМС, поскольку имеют полное основание не доверять системе, выдумывающей диагнозы и получающей деньги за фиктивные услуги. Не случайно больше чем четверть от общего числа взрослых, которые должны платить ОСМС, не спешат присоединиться к этой системе. «Если четверть взрослых казахстанцев не присоединились к ОСМС, то, может, быть Минздраву стоит искать не методы, как вывернуть им руки, чтобы залезть в карман, а честно признать слабую эффективность этой системы и сделать что-нибудь именно с этим?», - спросили мы.

Однако, министр об этом ничего не стала говорить. Вместо этого она продолжала настаивать, что запрет вождения без медстраховки – это неплохо. «Это мировая практика. Во многих странах, в Германии, Норвегии, Великобритании, во всех развитых странах требуют [медстраховку для выдачи прав и разрешения на оружие]. Сегодня в нашей стране более 3 тыс. человек погибает в год от ДТП, очень много ДТП. И из них половина погибают, в основном – молодые, трудоспособные, дети, половина в тяжелом состоянии поступают в медорганизации. Когда люди попадают в такую ситуацию, как думаете, какая будет реакция на медработника, который спрашивает – а вы застрахованы?» – заявила Ажар Гиният. Непонятно, правда, причем тут страховка, если сама же министр признала, что экстренная медпомощь оказывается в рамках бесплатной медпомощи и только некоторые «сложные травматологические операции находятся в системе ОСМС».

«Медработникам, думаете, приятно спрашивать: «Завтра вы должны идти на операцию, застрахованы вы или нет? Это все связано со здоровьем людей. Например, хотят получить справку. Это наше предложение, это хорошо, что мы это обсуждаем, оно еще будет обсуждаться. Но мы должны за свое здоровье отвечать. Поэтому по оружию – берут справку, а имеешь ли ты страховку, если что-то случится. Вы придете за помощью в медорганизацию. Поэтому медстраховку должны иметь все», – категорически заявила Ажар Гиният. То есть из-за того, что есть некоторое количество сложных травматологических не экстренных операций, Минздрав предлагает запрещать гражданам ездить на машине и иметь оружие. По этой логике, можно было бы запретить незастрахованным гражданам покупать проездные билеты, посещать национальные парки, летать на самолетах, да и вообще все. Какой вообще тогда смысл в наличии в системе гарантированного объема бесплатной медицинской помощи? Получается, что она остается просто на бумаге даже без формального отказа от нее.

Точно также без гласного официального отказа произошла масштабная «чистка» списка лекарств из амбулаторного лекарственного обеспечения (АЛО), бесплатных медицинских препаратов, предоставляемых по перечню социально значимых заболеваний, среди которых был рак, туберкулез, диабет, ВИЧ, гепатит, детский церебральный паралич и другие. Как заявил на этой неделе депутат мажилиса Магеррам Магеррамов, Минздрав ввел депутатов в заблуждение, сообщив им, «что запланировано включение 71 лекарств в перечень амбулаторного лекарственного обеспечения (АЛО) для лечения заболеваний, влияющих на смертность, продолжительность жизни и инвалидизацию (БСК, диабет)», а в итоге включил в проект профильного приказа только 36 лекарств, в два раза меньше. «Не включено ни одного препарата для лечения онко-, онкогематологических заболеваний, псориаза, детского ювенильного артрита, бронхиальной астмы и других», - возмутился депутат.

Также депутат привел международную статистику финансирования здравоохранения, которую сравнил с казахстанской. «В Казахстане расходы на здравоохранение составляют 3,3 - 3,8% от ВВП, из которых 2,6% или 72% от всех расходов на здравоохранение от ВВП, это – госрасходы, в том числе, за счет обязательного страхования, а 1,2% или 28% от всех расходов на здравоохранение, это – расходы, из собственного кармана. По данным ВОЗ за 2020 год в Беларуси расходы на здравоохранение составляют 6,41% от ВВП, из них 4,5% от ВВП, это – госрасходы, а в России расходы на здравоохранение - 7,6% от ВВП, из них 5,4% от ВВП, это – госрасходы. По рекомендациям ВОЗ для устойчивого развития здравоохранения необходимо довести уровень ее финансирования до 5% от ВВП, при этом, доля частных расходов не должна превышать 20% от текущих расходов на здравоохранение», - отметил Магеррамов. В итоге выходит, что сегодня по международным стандартам ВОЗ именно госбюджет недоплачивает за здравоохранение, а не граждане, а граждане уже начали за него переплачивать. А Минздрав еще и готовит меры, чтобы более жестко выбивать эти средства.

Причем, никакой рачительности в распределении получаемых от граждан денег мы не видим. Согласно официальной информации Фонда социального медицинского страхования (ФСМС), размер ежемесячной зарплаты председателя правления Фонда Абылкаира Скакова составляет 1,39 миллиона тенге «чистыми». Плюс, оказывается руководящий состав, в том числе председатель правления, получает ежегодно премии, равные размеру 10 минимальных заработных плат (МЗП). В 2023 году это - 700 тысяч тенге. В итоге, сумма заработных плат и одной премии Абылкаира Скакова в течение года составит около 17,3 миллиона тенге. При этом, как ранее в мажилисе заявил журналистам сам Абылкаир Скаков, «премирование делается, как и во всех других организациях… в зависимости от достижения ключевых показателей и эффективности». Напомним, ФСМС, согласно информации Ажар Гиният, не справляется «с растущими затратами по актуарным расчетам» «не сможет полностью выполнить свои обязательства в будущем», то есть находится в преддефолтном состоянии. Интересно, какие ключевые показатели и эффективность достигаются топ-менеджментом ФСМС, чтобы платить себе премии, если фонд при этом угрожает дефолтом?

На Западе есть такая хорошая традиция, когда топ-менеджеры крупных компаний, борющихся с какими-либо сложностями, добровольно назначают себе зарплату в размере… $1 в год. Среди руководителей, пошедших на такой шаг - руководитель корпорации Chrysler - Ли Якокка, Стив Джобс, топ-менеджеры Google Эрик Шмидт, Лари Пейдж и Сергей Брин, соучредитель Yahoo ZDNet Джерри Янг, губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер и мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг. В условиях, когда их компании или государственные структуры под их управлением проходили сложные времена, «капитаны» шли на символический, но мужественный шаг, начиная экономить затраты управляемого ими бюджета с себя. Почему-то ни один казахстанский чиновник не следовал такому примеру, хотя среди них есть достаточно много официальных долларовых миллионеров (если не миллиардеров).

В этом плане руководство ФСМС могло бы показать хороший пример (сэкономив для фонда почти 100 миллионов тенге), потому что если оно его не покажет, мы все будем видеть, что чиновники в халатах готовы идти на любые ухищрения, чтобы выдавить лишнюю копеечку из простых людей или недодать им, но только не обделяя самих себя. Когда Ажар Гиният говорит, что Минздрав будет мониторить доходы граждан из деклараций граждан, чтобы заставлять их платить в систему ОСМС, было бы хорошо, если бы она сама, глава ФСМС и остальные причастные начали тоже с себя, обнародовав публично, каким имуществом они обладают, какие доходы имеют они и их семьи. А после этого поставили бы себе зарплату в 1 тенге в год, чтобы показать, что они не за деньги, а за совесть готовы биться за здравоохранение, доступное для всех. Тогда бы у них появилось какое-то минимальное моральное право требовать чего-то еще с простых казахстанцев. Если же они этого не сделают, то все эти жесткие меры против незастрахованных граждан так и будут выглядеть, как стремление решить свои проблемы за счет слабых.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...