Казахстанские миротворцы на линии огня
Ближний Восток может погрузиться в пучину региональной войны из-за израильских атак
Блаженны миротворцы, ибо им всегда достается от обеих сторон. Неофициальный девиз ООН.
Из книги Роберта Асприна «Сладостный МИФ, или МИФтерия жизни»
СИТУАЦИЯ на Ближнем Востоке в последние дни резко обострилась: после убийства израильскими военными и спецслужбами руководителя ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране, военного руководителя «Бригад Изз ад-Дин аль-Кассам» (военного крыла ХАМАС) Мухаммеда Дейфа, и Фуада Шукра, «правой руки» лидера ливанской «Хезболлы» Хасана Насраллы Израиль может оказаться в ситуации одновременного конфликта с рядом арабских военизированных движений и Ираном при одновременном снижении его поддержки рядом арабских стран, придерживавшихся внешнего нейтралитета ранее – Саудовской Аравии, Иордании и Египта. Правда, очевидно, что Тель-Авив, идя на эти ликвидации, тоже реализовывал свой план, который, вероятно, имеет целью разжигание большой войны на Ближнем Востоке, которая заставила бы страны коллективного Запада однозначно поддержать израильскую сторону не только политически, но и военными мерами. Для премьера Биньямина Нетаньяху эти атаки – ставка в двух играх одновременно: первая – за личное политическое выживание, вторая – за симпатии западных стран, в последнее время снизивших свою поддержку Израиля из-за смертей десятков тысяч мирных жителей Палестины в Секторе Газа. Однако разжигание конфликта, как игра со спичками, обычно всегда кончается тем, что разжигатель теряет контроль над пожаром, и стихия пожирает все без разбора. Для нашей страны это все очень важно не только в связи с геополитической повесткой, но и по причине того, что в жерле просыпающегося вулкана большой ближневосточной войны находится наш воинский контингент – казахстанские солдаты-миротворцы ООН, размещенные на Голанских высотах. «ДН» ранее уже обращала внимание на то, что эти наши граждане находятся в зоне растущего риска полномасштабной войны, теперь же температура там продолжает подниматься уже не по дням, а по часам, и взрыв может последовать в любой момент. Астана должна задуматься над проработкой вопроса экстренного вывода наших солдат из региона домой.
31 июля о смерти политического лидера ХАМАС в Тегеране сообщила сама палестинская организация. «Брат, лидер, моджахед Исмаил Хания, лидер движения, погиб в результате удара сионистов по его штаб-квартире в Тегеране после того, как он принял участие в инаугурации нового президента Ирана», - говорится в заявлении ХАМАС. Постоянно проживающий в Катаре, Хания находился в иранской столице в связи с инаугурацией нового иранского президента Масуда Пезешкиана. Он сам уже прокомментировал происшедшее, однозначно возложив ответственность за смерть Хании на Израиль. Несмотря на то, что он имеет репутацию сравнительно умеренного политика, Пезешкиан заявил, что Иран «защитит свою территориальную целостность, достоинство, честь и гордость и заставит террористических оккупантов пожалеть о своем подлом поступке». Кстати, от Казахстана на этой церемонии в Тегеране присутствовал спикер верхней палаты парламента – Сената – Маулен Ашимбаев, то есть потенциально представитель нашей страны также находился в зоне риска нанесения израильского удара.
Но если угроза его жизни была скорее теоретической, то для казахстанских миротворцев на Голанских высотах она уже стала вполне реальной. Они находятся на территории, оккупированной Израилем у Сирии, именно здесь расположено друзское поселение Мадждаль-Шамс, куда 27 июля прилетела ракета, взорвавшаяся на футбольном поле, убив 12 подростков и молодых людей, игравших в футбол. Израиль обвинил в обстреле ливанское шиитское движение «Хезболла», с которым Тель-Авив обменивается обстрелами через ливанско-израильскую границу еще с прошлого года, когда он начал военную операцию в Секторе Газа. Перед этим, израильская ракета поразила на ливанской территории группу солдат ливанской группировки, и четверо из них были убиты. Ответные удары «Хезболлы» поразили четыре точки на израильской территории, в том числе и военный штаб израильской военной бригады «Хермон» на склонах горы Хермон. Ее база находится примерно в трех километрах от футбольного поля, где произошел взрыв ракеты, убившей друзских детей и молодежь.
Сами представители «Хезболлы» отрицают, что это была их ракета. Мохамад Афиф, глава медиа-офиса «Хезболлы», отрицает «какую-либо связь с инцидентом в Мадждаль-Шамсе» на оккупированной Израилем территории Голанских высот и назвал все обвинения Тель-Авива ложными. «Хезболла» действительно не заинтересована в обострении отношений с друзской общиной, которая компактно проживает не только в Израиле, но также и в Ливане и Сирии, где представляет собой серьезную политическую и военную силу. Друзы – это арабы, исповедующие собственную религию, отделившуюся от Ислама в XI веке. В Израиле они сотрудничают с Еврейским государством и их представители даже служат в Армии обороны Израиля – ЦАХАЛ, из-за чего рассматриваются большинством палестинского арабского населения (как мусульманами, так и христианами), как коллаборационисты. Впрочем, в Ливане их община является одной из ведущих религиозно-политических группировок, портить отношения с которой – не в интересах «Хезболлы», контролирующей при поддержке Ирана весь юг страны.
Ответный удар Израиля произошел 30 июля, вечером, когда предположительно израильский военный беспилотник атаковал ракетами высотное здание в Бейруте, столице Ливана. Верхние этажи дома, на южной окраине Бейрута, где располагался штаб «Хезболлы», обвалились в результате попадания двух ракет. Целью атаки израильтян был Фуад Шукр, один из военных руководителей организации, «правая рука» ее духовного лидера – Хасана Насраллы. Первоначально его соратники говорили, что он выжил, но затем отдел «Хезболлы» по связям со СМИ подтвердил, что командир убит. «Мы уничтожили правую руку [лидера «Хезболлы» Хасана] Насраллы, который несет прямую ответственность за массовое убийство детей, — прокомментировал происшедшее премьер Израиля Биньямин Нетаньяху. - Мы свели счеты с Мохсеном (это настоящее имя Шукра – «ДН») и сведем их с любым, кто причинит нам вред».
Теперь, вкупе с убийством Исмаила Хании прямо в Тегеране, Тель-Авив, фактически, бросил вызов Ирану и его прокси-группировкам по всему Ближнему Востоку. Речь идет не только о ливанской «Хезболле» и палестинском ХАМАС, но также и йеменских хуситах, объединенных в организацию «Ансар Аллах», контролирующую весь север Йемена, а также о шиитских ополчениях Ирака, объединенных в подготовленную офицерами корпуса стражей иранской исламской революции милицию «Хашд аш-Шааби», плюс о части сирийских вооруженных сил, контролируемых иранскими военными. Ранее израильтяне уже неоднократно атаковали иранских военных, в том числе на уровне генералов, на сирийской территории, пролетая как раз над головами наших миротворцев, ибо Голанские высоты – это буферная зона между Израилем и Сирией, непосредственно граничащая и с Ливаном.
Несмотря на то, что силы иранских и проиранских формирований на таком значительном удалении от Тегерана довольно ограничены и сводятся к обычным вооружениям, ракетам и беспилотникам, которые израильтяне достаточно успешно сбивают, Иран, скорее всего, подготовит ответный удар по Израилю более жестоким, чем в прошлый раз. 13 апреля этого года, в ответ на смерть ряда иранских офицеров в Сирии, убитых израильским ударом, иранцы и их союзники выпустили в сторону Израиля примерно 400–500 ракет и беспилотников с территории Ирана, Ирака, Ливана, Сирии и Йемена. Однако, к отражению этой атаки тогда присоединились не только размещенные в регионе американские, британские и французские войска, но также и части ПВО Иордании, ОАЭ и Саудовской Аравии. В результате эта массированная атака не кончилась ничем – никакого серьезного ущерба Израилю иранские и их прокси войска нанести не смогли, что сильно ударило по их имиджу на Ближнем Востоке.
Теперь, получив приказ от духовного лидера Ирана, аятоллы Хаменеи, его генералы, представители корпуса Стражей исламской революции и руководители прокси-группировок, скорее всего, должны задумать что-то более смертоносное, чем просто залп ракетами и беспилотниками, которые израильтяне и их союзники легко парируют. Из всего военного арсенала возможностей иранцев, наиболее опасны для Тель-Авива именно арсеналы «Хезболлы», чьи ракеты бьют непосредственно по израильской территории, в упор через ливанскую границу. В отличие от запущенных из Ирака и Йемена аппаратов, перехватить их намного сложнее. Считается, что «Хезболла» за последние годы скопила примерно 150 тысяч ракет и реактивных снарядов, включая высокоточные управляемые ракеты, способные наносить удары в глубине территории Израиля. Кроме того, «Хезболла» применяет обстрелы обычным вооружением – артиллерией, минометами, ручными гранатометами. По югу Ливана тянутся целые подземные укрепрайоны «Хезболлы», которые в 2006 году выдержали наступление ЦАХАЛ, заставив израильтян отступить с ливанской территории, куда они вторглись, чтобы уничтожить «Хезболлу» также, как сейчас они пытаются под корень извести группировку ХАМАС.
В самой Газе, которая, видимо, в случае большой войны в Ливане и на сирийской территории, может отойти на задний план, Израиль продолжает охоту на руководителей палестинского Сопротивления. 1 августа они сообщили, что ранее, 13 июля, им все же удалось убить лидера военного крыла ХАМАС, «Бригад Изз ад-Дин аль-Кассам», Мухаммеда Дейфа. Это произошло в результате массированного авиаудара по гуманитарному району аль-Маваси возле города Хан-Юнис, когда пострадали 300 человек и погибли 90 человек. Этими двумя атаками Тель-Авив, очевидно, пытается обезглавить ХАМАС, как их военное, так и политическое лидерство. Однако, сами по себе принципы формирования этого военизированного движения делают задачу по ее обезглавливанию предельно сложной.
Дело в том, что подобно многим повстанческим структурам, она представляет собой не вертикальную структуру с одним лидером, которая действительно уязвима к устранению его фигуры, но горизонтальную систему с коллективным руководством, предельно автономным друг от друга. Достаточно сказать, что политическое руководство организации с начала 90-х годов было выслано из Палестины, и проживало в Катаре и Сирии. Духовный лидер и основатель ХАМАС, шейх Ахмед Ясин, проживавший в Газе, также погиб от израильской атаки еще в 2004 году, но это никак не повлияло на возможности и упорство организации. Комментируя смерть Исмаила Хании, высокопоставленный представитель ХАМАС в Газе сказал корреспонденту Би-би-си Рушди Абуалуфу: «ХАМАС — это идея, ХАМАС — это идеология. И убийство лидера не изменит ХАМАС, не заставит ХАМАС сдаться или пойти на новые уступки».
Сейчас, когда Сектор Газа представляет из себя развалины с голодающим и истекающим кровью населением, идеология беспощадного сопротивления Израилю становится только более популярной в палестинской среде. Дети палестинцев, прошедшие через горнило израильской военной операции, вряд ли будут мечтать о чем-либо, кроме мести. Взаимное ожесточение таково, что даже израильские раввины обосновывают с религиозной точки зрения убийство в Газе не только боевиков ХАМАС, но также женщин, детей и даже младенцев. Так, раввин Элияху Мали, глава ешивы (иудейской религиозной школы) Шират Моше, потребовал от военных ЦАХАЛ «не оставлять в живых все души», поскольку «сегодняшние террористы – это вчерашние дети, оставшиеся в живых». «[Выжить могут] Вы или они, - отметил он в своем публичном выступлении. - Речь идет об убийстве не только 16, 18, 20, 30-летних мужчин, стреляющих из оружия, но и их будущих поколений, и тех, кто создает будущие поколения».
Такие же непримиримые заявления, но уже о необходимости уничтожения Израиля, как государства, являются частью риторики ХАМАС и проиранских группировок. В условиях такого ожесточения, надежды на переговоры, которые велись между ХАМАС и Израилем при посредничестве Египта и Катара, касающиеся обмена заложников, взятых палестинскими боевиками в октябре прошлого года, а также перемирия и мирного урегулирования, можно считать законченными. В руководстве ХАМАС их курировал именно убитый израильтянами Исмаил Хания, который был в какой-то мере настроен на взаимное признание с Израилем, однако его смерть, скорее всего, означает конец надежды на мирное разрешение конфликта. В итоге, в заложниках у конфликта, который может начаться в любой момент, находятся не только пленные израильтяне, но и все население Сектора Газа. Кроме того, в аналогичном положении могут оказаться и наши солдаты, если иранские прокси начнут перестреливаться через их головы с ЦАХАЛ на Голанских высотах. Правда, в отличие от израильских заложников и палестинцев, вывести наших солдат из-под удара относительно легко – нужно просто уже ставить вопрос о том, чтобы эвакуировать контингент и сворачивать стремительно становящуюся бесполезной миротворческую миссию ООН на Голанах, а не ждать, когда начнут стрелять со всех сторон и просить помощи в эвакуации у российского контингента в Сирии.