Казус электромобиля | Деловая неделя
27 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Казус электромобиля

01.12.2023 10:27:34
№: 43 (1539)

Казахстан их активно ввозит, но ограничивает зарядку

«ДН»

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ стало известно, что Евразийская экономическая комиссия продлила еще на два года беспошлинный ввоз электромобилей в страны ЕАЭС, в том числе и Казахстан. Причем, это произошло при том, что в Москве настаивали на прекращении этих льгот. То есть Астана добилась этого там, где часто просто капитулирует и ничего сделать не может.

Пока неизвестно, какая квота на количество экологически чистых автомобилей будет предоставлена нашей стране, в этом году она составляла 15 тысяч штук. На фоне этой положительной новости владельцы электромобилей жалуются, что требования к пожарной безопасности запрещают им заряжать свои автомобили практически везде. Все это уже породило парадокс - власти нашей страны с одной стороны поощряют этот экологичный вид транспорта, а с другой - создали условия, почти исключающие пользование им в крупных городах, где электромобили и должны быть востребованы больше всего. Как оказалось, наше законодательство в области обеспечения противопожарной безопасности не поспело за прогрессом, и пока просто запрещает зарядку электромобилей иначе, чем в собственном подворье.

Теперь МЧС РК обещают в краткие сроки разработать законодательную базу и дать людям возможность спокойно эксплуатировать свои автомобили, которые при этом «из оборота» не выпадают, и граждане продолжают использовать их. В похожем случае, с аппаратурой спутникового интернета Starlink власти страны пошли по другому пути - они полностью запретили ее эксплуатацию, пока не разработают и не примут соответствующее законодательство (хотя там все работает без этого, и никаких претензий к безопасности, как в случае с электромобилями, нет). Банально говорить о том, как плохо, когда одна рука не в курсе, что делает другая, но, в данном случае, все получается именно таким образом.

Итак, сообщается, что Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) продлил до конца 2025 года беспошлинный ввоз электромобилей во все страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), кроме России. «Продление сроков применения тарифной льготы в комплексе с другими мерами, направленными на стимулирование спроса на электромобили, их производства и развитие сети зарядных станций, будет способствовать более широкому распространению таких транспортных средств», - прокомментировал решение совета ЕЭК министр комиссии по торговле Андрей Слепнев.
Позиция соседней России заключается в том, чтобы беспошлинный ввоз электромобилей в расчете на развитие внутреннего производства отменить. На брифинге по итогам заседания совета ЕАЭС вице-премьер правительства РФ Алексей Оверчук выразил надежду, что после 2025 года льготу на импорт электромобилей в ЕАЭС продлевать не придется за счет развития собственных производств. «Мы считаем, что в самом ближайшем будущем сможем удовлетворять спрос на электромобили за счет собственного производства. Я хочу сказать, что здесь представлены электромобили российские, но в Казахстане тоже начинает развиваться это производство. Я думаю, что это широко будет распространено, и через два года, когда мы вернемся к этому вопросу, то вполне возможно, что обнуление пошлины уже продлевать не надо будет», - сказал он на осмотре выставки электромобилей после заседания Евразийской экономической комиссии. 

На этой же неделе на вопросы общественности о том, как вообще можно легально заряжать электромобили, наконец выпустило ответ министерство по чрезвычайным ситуациям. «Министерство поддерживает популяризацию и развитие в стране экологически чистого транспорта и сообщает, что в рамках действующего законодательства в области гражданской защиты МЧС не предусмотрена выдача разрешения на эксплуатацию электрозарядных устройств для электромобилей. В то же время в стране сегодня отсутствуют требования, определяющие безопасную эксплуатацию электрозарядных устройств для электромобилей. 

При этом в последнее время в нашей республике, как и во всем мире, растет спрос на электромобили. Учитывая актуальность вопроса, МЧС инициирована необходимость быстрого принятия решений в урегулировании безопасной эксплуатации электромобилей и их зарядных станций», – отметили в МЧС РК, заверив граждан, что ведомство «проводит активную работу по урегулированию вопросов безопасной эксплуатации электромобилей и их зарядных станций». Как любые другие чиновники, эмчеэсовцы постарались переложить ответственность за затягивание вопроса с зарядками на другие ведомства. «На основе опыта России и Норвегии МЧС сформированы необходимые требования к электромобилям и их зарядным станциям, которые направлены в министерство промышленности и строительства для дальнейшего их внесения в строительные нормы. Сейчас дополнительно направлен запрос в МИД для получения нормативных требований Китая и Турции по размещению электромобилей и их зарядных станций в паркингах», – цитирует ответ пресс-службы МЧС телеканал «КТК». 

Также в свою защиту в МЧС привели пример опасности электромобилей: 28 сентября 2023 года в Узбекистане на складе хранения электромобилей и их запасных частей произошел взрыв, в результате которого пострадали более 150 человек. «Этот и другие похожие факты вызывают обеспокоенность МЧС. Поэтому это направление требует особого внимания со стороны соответствующих государственных органов. В этой связи работа в данном направлении проводится активно, и в ближайшее время госорганами будут приняты все необходимые поправки в нормативные правовые акты и нормативно-техническую документацию Республики Казахстан, включая последующие изменения и дополнения в правила пожарной безопасности», – отметили чиновники. Они также сообщили, что сами тоже разрабатывают требования к безопасности розеток для подзарядки электрокаров, но опять же намекнули, что мяч на стороне других ведомств: «Академией гражданской защиты имени Малика Габдуллина проводится научная-исследовательская работа по изучению состава литий-ионных аккумуляторов, способов и методов их пожаротушения… МЧС также направлено предложение в министерство торговли и интеграции о необходимости принятия соответствующих стандартов для электромобилей и их зарядных станций». 

Иными словами, ведомство по ЧС сняло с себя ответственность за сложившуюся ситуацию с зарядкой автомобилей на электричестве. Хотя ранее именно они выпустили заявление, которое, фактически, блокировало все основные способы зарядки автомобилей на аккумуляторах. В начале ноября в МЧС напомнили о требованиях пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений, установленных в Правилах пожарной безопасности, которые были утверждены приказом МЧС от 21 февраля 2022 года. «В соответствии с подпунктом 5) пункта 1080 приказа, в боксах, паркингах, помещениях для стоянки транспортных средств, помещениях производственных гаражей, под навесами и на открытых площадках хранения транспорта не допускается подзарядка аккумуляторов непосредственно на транспортных средствах, а также в неприспособленных для этих целей помещениях». 

То есть были перечислены практически все варианты зарядки электромобилей, кроме, наверное, частных подворий, которые, впрочем, могут подпадать под определение «открытые площадки хранения транспорта» или «не приспособленные под эти цели помещения». Фактически, законопослушный гражданин нашей страны только и может что купить электромобиль и поставить его где-нибудь на хранение, пока закон или инструкции МЧС не позволят ему заряжать этот автомобиль. Хорошо, что МЧС не пригрозили сразу штрафами, хотя, с другой стороны, сейчас полиции можно остановить любой автомобиль на электротяге и выписывать ему штраф за нарушение правил пожарной безопасности, которые, выходит, нарушались в нашей стране годами.

Вот такая вот несогласованность, выходит, царит в отношениях между ведомствами в Казахстане. Одни борются за льготный ввоз электромобилей, а другие спустя годы вдруг вспомнили, что их опасно заряжать и в авральном порядке бросились разрабатывать правила, чтобы их все-таки можно было эксплуатировать. Впрочем, в том, что касается автомобилей у нас вопросы вызывает не только несогласованность разных ведомств, но и позиции внутри одного. На этой неделе появился список буквенных комбинаций для автомобильных номеров, который также выглядит довольно странно. Большая часть запретов, а всего их аж 106, - это ругательные и матерные слова, а также аббревиатуры ведомств, но некоторые другие комбинации, запрещенные в Казахстане, выглядят очень странно. Как сообщили в МВД, «решение об исключении определенных буквенных комбинаций было принято на основании языковой экспертизы». «В соответствии с языковой экспертизой 2018 года Комитета по развитию языков министерства культуры и спорта из диапазона исключены следующие серии государственных регистрационных знаков транспортных средств Республики Казахстан для юридических и физических лиц, чтение и произношение которых чуждо культуре речи». 

Понятно, что такие буквосочетания, как BOK, CEX, FBP, HER, KAL, KOT, MAL, SOR могут быть поняты двусмысленно, хотя тот же KOT ассоциируется, скорее с домашним питомцем, чем со срамной частью тела. Понятно, что аббревиатуры силовых ведомств также попали под запрет. Но почему наши полицейские или специалисты Комитета по развитию языков министерства культуры и спорта решили исключить буквосочетания USA, FBR или OON? При том, что в списке запрещенных нет ни RF, ни FSB. Какой-то отчетливый антизападный тренд, усиленный большим списком вариантов слова «гей», также исключенных из разрешенных для использования в Казахстане. Хотелось бы получить официальную информацию по этому поводу - чем руководствовались наши запретители? А еще вопрос: чем, к примеру, чиновникам не приглянулись варианты UD, WX, TG, NS, CS, PV, AK, WK, JO, AQ, AO, RK, NN, BS, ST, BA, AW, AP, AE, AX?
Конечно, накладки, ошибки бывают везде, и характеризуют систему чаще не они, а то, как они исправляются. Если быстро, удобно для людей и без перевода стрелок между ведомствами, это говорит, что система здорова. Если же никто даже не удосуживается лишний раз проверить, чего там понаписали исполнители, не говоря уже о других ведомствах, то такая слабая координация «рук» чаще всего свидетельствует о том, что у системы не все в порядке с «головой»…
     

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...