Херсон начал падение | Деловая неделя
11 декабря 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Херсон начал падение

11.11.2022 09:55:55
№: 41 (1491)

Вопреки обычной практике принятия военных решений, отступление из Херсона было принято едва ли в прямом эфире. Впрочем, есть вероятность, что все это видеозаседание имеет своей целью отвести негатив от Владимира Путина

Россия объявила о его сдаче, а Украина ждет подвоха

«ДН»

ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ НЕДЕЛИ: военное руководство России объявило о своих планах покинуть Правобережье Днепра и оставить Херсон. Таким образом, Москва теряет в военном плане – существующий плацдарм на правом берегу Днепра, откуда она могла угрожать Одессе, Николаеву и Кривому Рогу. Также и в политическом – отступление больше нельзя преподнести, как некое «стремление к миру», «акт доброй воли», так как буквально недавно Россия официально аннексировала всю Херсонскую область, то есть формально она отказывается от обороны территории, которую она считает своей по конституции. И больше всего Москва теряет в плане информационно-пропагандистском – Херсон был единственным областным центром, который россиянам удалось захватить за более чем восемь месяцев кровавой войны, и покидать его, какие бы лозунги для этого не использовались, это - тяжелый удар по престижу ее вооруженных сил и политического руководства, которое только-только перестало говорить, что «все идет по плану» в рамках ее «специальной военной операции». В обмен Кремль сохраняет остатки своей кадровой армии (большая часть подразделений, участвовавших в войне с февраля на других участках фронта, практически утратили боеспособность), а также, возможно, получает как минимум потенциальную возможность начать переговоры с Украиной и получить передышку, необходимую для армии и военной промышленности. О том, что и Запад убеждает Киев установить диалог с Москвой, а не отказываться от него категорически, сообщали различные источники все последние недели. В этой ситуации Украина предельно осторожна – она пока не видит реального вывода войск из Херсона и ожидает подвоха со всеми этими анонсами отступлений с Правобережья. Кроме этого, украинское руководство не может быть не обеспокоено перспективами увязывания западной военной и экономической поддержки с необходимостью идти на какие-то даже временные компромиссы с россиянами, которые могут быть только временной передышкой, предваряющей новое нападение с Востока. Не хотелось бы Киеву и фиксировать какие-то территориальные потери – слишком силен негатив к агрессии со стороны России в украинском обществе, чтобы соглашаться с потерей территорий, когда военная инициатива на его стороне. Все это делает фон, на котором вооруженные силы Украины добиваются, наверное, одной из ключевых побед в этой войне, крайне тревожным…

Ожидавшийся отход

О том, что россияне готовятся уходить из Херсона, говорилось и ожидалось довольно давно, с момента, когда украинцы получили дальнобойные ракетные установки HIMARS и начали планомерно уничтожать мосты и переправы через Днепр, через которые производилось снабжение херсонской группировки. Это существенно сократило возможности этих войск России – вначале для попыток дальнейшего продвижения (как уже говорилось выше, с этого плацдарма они угрожали Николаеву, Одессе и Кривому Рогу), а затем и для обороны. Неоднократно анонсировавшееся украинцами наступление на сам Херсон то ли проваливалось (по версии российской пропаганды), то ли всерьез и не начиналось, а лишь служило отвлекающим маневром, который позволил, к примеру, сковать крупные силы армии РФ и провести успешный прорыв в Харьковской области. Впрочем, некоторого продвижения украинцы все же добились несколько недель назад, заставив россиян откатиться на несколько десятков километров на севере Правобережья Херсонской области, а также в районе Давыдова брода – ключевой точки обороны россиян на северо-западном направлении. Российские военные сводки пестрели красочными описаниями их побед над наступающими украинскими войсками, однако, командование ВСУ традиционно хранит молчание по поводу происходящего на фронтах, и дает свои подтверждения или опровержения, как правило, уже после того, как (или если) удается закрепить успех.

Вынужденная пассивность херсонской группировки россиян, в числе подразделений которых – последние «элитные» части ВДВ, сказалась положительным образом на ее сохранности. Участвовавшие в зимнем наступлении в Киевской, Черниговской, Сумской и Харьковской областях части, после их неудачи в овладении украинской столицей откатились в Россию в значительной степени утратив боеспособность, из-за чего перед новым наступлением россиян возникла длинная «оперативная пауза», закончившаяся только летом. Подразделения центральной части фронта, наступавшие большую часть лета в Донецкой и Луганской областях, добились крайне незначительного продвижения (фактически, к их успехам можно отнести лишь захват Северодонецка и Лисичанска), но буквально «сточились» об украинскую оборону, разменяв минимальные территориальные приобретения на большие потери. О том, насколько ослабли их возможности, можно судить по успешному наступления украинцев месяц назад в Харьковской области, которые буквально разгромили крупные силы россиян в Балаклее, Изюме и Лимане.

На этом фоне в районе Херсона россияне были пассивны и сохранили силы. Российский аналитик и блогер Анатолий Несмиян таким же образом описывает вводные для задачи, стоявшей перед Кремлем, решавшим – отстаивать ли Херсон или уходить: «Нюанс в том, что «битва за Херсон» - это вещь в себе. Главной ее особенностью является тот факт, что на этом направлении собраны последние боеспособные части российской кадровой армии. Итог сражения может оказаться предсказуемым — кадровая армия закончится. У Кремля есть выбор: окончательно добить российскую армию с крайне неясной перспективой удержать за собой Херсон (вопрос — надолго ли) либо вывести войска и получить новое политическое поражение, но сохранить хоть что-то». На этом фоне ключевым вопросом, по его мнению, выглядит необходимость для России хоть как-то «зафиксировать результат» для чего ей крайне нужны переговоры. «…Хоть какие-то остатки кадровой армии — это, пожалуй, последний аргумент и последняя позиция Кремля на переговорах, - отмечает он, считая, что ядерное оружие - перестало «быть козырем». - Так что «битва за Херсон», если она состоится, действительно, может стать решающей во всей нынешней истории. После нее на руках у Путина не останется вообще ничего. Совсем. Другой вопрос, что никакой рациональной логики за все время конфликта не было продемонстрировано. Авантюризм плюс хаотические рефлекторные решения, принимаемые с колес — говорить о рационализме в такой ситуации попросту нелепо. Именно поэтому в отношении Херсона может быть принято любое решение, это буквально бросание кубика. Никто не знает, какое число выпадет».

Впрочем, рационализм, похоже, возобладал. Еще неделю назад российский государственный флаг начал пропадать с ключевых зданий городской и областной администрации Херсона. Перед этим коллаборационистская администрация провела эвакуацию чиновников, а также желающих из числа гражданского населения на Левобережье. Забрали даже памятники и останки русских полководцев, поскольку посчитали, что украинцы все равно их снесут или надругаются. Стенания начались на Телеграм-каналах российских «военкоров». «Это решение является шокирующим для тысяч и миллионов людей, которые сражаются за Россию, погибают за Россию, верят в Россию и разделяют убеждения Русского мира. Это решение можно оценить как безусловно политическое, а не военное. Оно отправляется на суд истории, и только время покажет, насколько оно было выверенным и оправданным в условиях боевых действий за наше будущее и идентичность», - расстроено написал автор аккаунта «@voenkorKotenok».

Решение по телевизору

Ну, а в среду российские телеканалы показали кадры заседания военного совета, на котором было оглашено принятое решение. Вначале министр обороны заслушал доклад командующего объединенной группировкой войск в Украине Сергея Суровикина, который получился довольно странным. Вначале генерал сказал, что обстановка в районе «спецоперации» в целом стабилизирована, армия получила пополнение и наступает на некоторых участках, а там, где обороняется – делает это успешно, якобы, тысячами убивая украинских солдат, которые «безуспешно» пытаются наступать на Херсон. Но тут, как оказалось, «есть свои особенности».

«Всесторонне оценив сложившуюся ситуацию, предлагается занять оборону по левому берегу реки Днепр. Понимаю, что это непростое решение, но в то же время, мы сохраним, самое главное, жизни наших военнослужащих и, в целом, боеспособность группировки войск. Держать оборону на правом берегу в ограниченном районе бесперспективно. Кроме того, высвободится часть сил и средств, которые будут задействованы для других, в том числе наступательного порядка, направлений в зоне военной операции», - заявил генерал Суровикин. Выслушав его, министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил: «Сергей Владимирович, согласен с вашими выводами и предложениями. Для нас жизнь и здоровье российских военнослужащих всегда являются приоритетом. Мы должны принимать во внимание и угрозу для гражданского населения. Убедитесь, что все желающие из числа гражданского населения смогли выехать. Приступайте к отводу войск. Примите все меры, чтобы обеспечить безопасную переброску личного состава, вооружения и техники за реку Днепр». Во всем этом в глаза бросалось отсутствие комментариев и заявлений со стороны президента России Владимира Путина, традиционно активно комментирующего войну в Украине и многие принятые решения. Однако, в такой проигрышной ситуации – оставления территории, вхождение которой в состав РФ он буквально недавно собственноручно подписывал – российский лидер, видимо, решил прикрыться другими людьми, предоставив им нести моральный груз поражения.

Реакция в РФ

О том, что решение принималось на уровне Кремля, можно судить хотя бы по тому, как пропагандисты начали доносить это решение до населения. Часто цитируется фраза российского полководца XVIII-XIX веков Михаила Кутузова по поводу оставления Москвы после сражения при Бородино. «Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва – вся Россия будет потеряна», - цитирует исторического персонажа Маргарита Симоньян, руководитель пропагандистского холдинга Russia Today. «Замените слово «Москва» на слово «Херсон». Возможно, станет понятнее, - пишет она в своем аккаунте в Телеграмме. – Я точно знаю, что никому это решение не было легко. Ни тем, кто его принимал, ни нам, кто понимал, что так будет, и все равно молился, чтобы так не было».

Даже глава Чечни Рамзан Кадыров, который недавно жестоко критиковал генерала Лапина за оставление Лимана, встретил решение по Херсону неожиданно положительным комментарием, правда, обозначив и своего политического союзника – владельца ЧВК «Вагнер»: «Полностью согласен с мнением господина Пригожина о решении Суровикина. Евгений Викторович очень точно заметил, что Суровикин спас тысячу солдат, находящихся в фактическом окружении. Взвесив все «за» и «против», генерал Суровикин сделал сложный, но верный выбор между бессмысленными жертвами ради громких заявлений и спасением бесценных жизней солдат». Кадыров отметил, что «Херсон - очень сложный участок без возможности стабильного регулярного подвоза боеприпасов и формирования крепкого, надежного тыла», а «в данной сложной ситуации генерал поступил мудро и дальновидно - эвакуировал мирное население и отдал приказ о перегруппировке». «Так что не надо говорить о «сдаче» Херсона. «Сдают» вместе с бойцами. А Суровикин и солдат бережёт, и занимает более выгодную стратегическую позицию - удобную, безопасную», - открыл новую страницу в истории описания войн чеченский специалист.

Чеченский лидер находит оправдания для отступления, заявляя, что «Херсон - тяжелая боевая территория» и «вести бои в этой местности очень сложно». «Да, его можно удержать, можно организовать хоть какой-то подвоз боеприпасов, но ценой будут многочисленные человеческие жизни. И такой прогноз нас не устраивает. Поэтому считаю, что Суровикин поступил как настоящий боевой генерал, не боящийся критики. Ему отвечать за людей. Ему виднее. Спасибо, Сергей Владимирович, что бережёте ребят!», - написал он в своем аккаунте в Телеграмме. Для сравнения, первого октября тот же Кадыров вот так писал, критикуя другого российского генерала за оставление Лимана: «Мы должны проводить СВО в полном смысле слова, а не заигрываться. Использовать любую возможность и любое оружие для защиты НАШЕЙ территории».

Считающие себя «ядерной прослойкой» российского общества некоторые «военкоры» все же выступили с критикой, но не конкретного решения, а ситуации, которая сложилась со «специальной военной операцией». Военный комментатор Борис Рожин отметил, что «с военной точки зрения это самое серьезное чисто военное поражение РФ с 1991 года» и «это уже 3-е серьезное военное поражение после Балаклеи и Красного Лимана». Также он считает, что «описанные причины отвода войск на левый берег являются следствием проблем имевших место еще с начала лета и по разным причинам не устраненных». Также он напоминает, что «не только мы «высвобождаем» войска с Правобережья, но и противник». «Очевидно, что сдача областного центра РФ будет иметь ощутимые последствия для общественного сознания и противник наверняка будет это использовать. В случае отсутствия обозримых успехов с занятием крупных населенных пунктов и продвижением в ходе зимнего наступления, череда военных неудач будет накапливать куда как более серьезное внутреннее недовольство, нежели санкции, - пишет он. – Ждем зимнюю кампанию. В общем, мрачный день. Его предстоит пережить. Рубец на сердце останется».

Украина ждет подвоха

На этом фоне реакция Украины довольно сдержанная. Так, президент Украины Владимир Зеленский скупо отметил: «Юг. Немного двигаемся. Укрепляемся. Шаг за шагом. Враг не делает нам подарков, не делает «жестов доброй воли». Мы за все это боремся… Когда борешься, надо понимать, что каждый шаг – это всегда сопротивление врагу, это всегда потеря жизней наших героев. Поэтому мы двигаемся очень аккуратно, без эмоций, без лишнего риска. В интересах освобождения всей нашей земли – и чтобы потерь было меньше. Именно так мы обеспечим освобождение Херсона, Каховки, Донецка, других городов». При этом он все же отметил радость простых украинцев по поводу решения об отводе россиян: «В информационном пространстве сегодня очень много радостей – и понятно почему. Но наши эмоции должны быть сдержанными – всегда во время войны. Кормить врага всеми деталями наших операций точно не стану. То ли на юге, то ли на востоке, то ли где-нибудь еще – когда будет наш результат, каждый это увидит».

Его подчиненные настроены более скептически «Пока украинский флаг не развевается над городом Херсоном, нет смысла говорить об отступлении России», — заявил советник главы Офиса президента Михаил Подоляк в интервью Reuters. По его словам (и в этом с ним согласны многие другие украинские комментаторы) «Украина не обращает внимания на российские заявления, так как слова и действия Москвы отличаются». «Если русские что-то говорят, значит, сделают наоборот!», — более откровенно выразился глава Николаевской областной администрации Виталий Ким. «Это постановочное шоу», — так оценила сюжет на российском ТВ про решение о выводе войск из Херсона руководитель пресс-центра Сил Обороны Юга Наталия Гуменюк. «Заявление российского командования может являться частью информационно-психологической операции, чтобы создать ложное впечатление о подлинных намерениях», - предупреждает она и указывает, что «регулярные российские войска находятся на местах и готовы держать оборону».

Едва ли не единственный оптимист в этой ситуации – «оптимист по службе» советник главы Офиса президента Украины Алексей Арестович. Он сообщил, что «россияне действительно отходят в Херсонской области. ВСУ занимают города и сёла». Но и он отмечает, что «глубина» российского отвода ещё изучается и украинцы идут вперед очень осторожно и медленно. «Украинские войска действуют планово и очень осторожно, чтобы не нарваться на засады и контрудары», — описал их тактику Арестович. При этом, он отмечает, что возврат Херсона – потенциально ключевая победа для Украины. «Стратегический перелом произошел. Это как Сталинградская битва для Восточного фронта во Второй мировой. Все, после этого никто в России больше не будет верить в успешность этой войны», - считает советник главы Офиса президента Украины.

К рискам, которые сопровождают оставление россиянами Херсона, относится не только навязывание украинской армии сражения за город, в ходе которого она может понести большие потери, а сам город подвергнуться сильным разрушениям. Речь также может идти о взрыве плотины Каховской гидроэлектростанции, который может высвободить огромный объем воды, способный затопить все нижнее течение Днепра до устья, включая населенные пункты и, как минимум, часть Херсона. Техногенная катастрофа может надолго затормозить любые планы продвижения украинцев в Херсонской области, а также обернется гуманитарным кризисом, поскольку наводнение будет происходить на фоне энергетического коллапса и наступающих холодов. Киев и Москва уже несколько недель обмениваются обвинениями друг друга в подготовке взрыва этой плотины, но аргументы Украины все же сильнее, чем у России, поскольку именно они идут вперед, а не обороняются, а потоп выгоден, прежде всего, последним.

Впрочем, даже если у Владимира Путина есть какой-то дополнительный план, в рамках которого он огласил чужими устами решение об оставлении Херсона, его еще нужно выполнить, эвакуировав технику и военных под огнем украинской артиллерии и HIMARSов. «Единственный плюс для Путина в истории с Херсоном — он пытается сохранить хотя бы часть кадровой армии. Примерно четверть от той группировки, которая входила 24 февраля. Это очень немного, но хоть что-то», - считает Несмиян. Он уверен, что даже начало переговоров о перемирии не даст Москве возможность восстановить свой военный потенциал. «Рассчитывать, что за время возможной передышки Кремлю удастся собрать новую армию, несколько наивно — Кремль не умеет в созидание. Он может только разрушать. Поэтому построить армию заново ему, скорее всего, не удастся. Да и проблема с вооружением, амуницией и звенящей пустотой на складах вместе с еле живой работой ВПК — это еще одна задача, которую за 9 месяцев так и не потянули решить. А тут еще новая проблема, ничуть не менее сложная».

 


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...