Китайские церемонии-2
…Как говорится, роль лидера в том и состоит, чтобы принимать непопулярные решения.
Касым-Жомарт Токаев
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ экс-президент Нурсултан Назарбаев заявил о том, что передает председательство в правящей партии «Nur Otan» действующему главе государства Касым-Жомарту Токаеву. Казахстанская политическая элита пытается делать вид, что происшедшее – часть «китайской церемонии» по постепенной передаче власти от одного лидера к другому в течении нескольких лет. Однако, ряд деталей, сопровождающих происшедшее, позволяют предположить, что на самом деле перекладывание ответственности за партию и правительство на второго президента может стать прологом к какому-то неожиданному или непопулярному маневру властей страны. В списке возможных вариантов – от «непопулярного решения» по строительству АЭС (за него могут просто проголосовать депутаты парламента вместо референдума) до очередных «нырков» в «интеграционные объятия» Турции или России. Передача формального контроля над партией Касым-Жомарту Токаеву, тем не менее, не решает его главный вопрос – реальности властных полномочий. А потому и создание подобного «пространства для маневра», на который может рассчитывать бывший президент, довольно сомнительно. Беспокойства по этому поводу не скрывает и сам Нурсултан Назарбаев, заявляющий о «радикализации общественных настроений», которая будет «усиливать политическую разобщенность».
О том, в какой атмосфере принималось это решение и как оно было обставлено, можно справедливо судить, сравнивая действительно запланированную передачу председательства от Назарбаева Токаеву в АНК. Там все было сделано максимально торжественно, открыто речи произносились в эфире, со своей «домашней заготовкой» явился и новый председатель – тогда он предложил дать своему предшественнику статус почетного председателя АНК. Вообще, это уже стало в какой-то мере традицией, когда получая от Назарбаева какие-то полномочия, Токаев в ответ предлагает какие-то приятные вещи, как это было с президентским постом, после получения которого второй президент переименовал Астану в Нур-Султан. Здесь же в глаза бросалось молчание Токаева, скрытность мероприятия, а также отсутствие реальной передачи полномочий – оказалось это прерогатива съезда партии «Nur Otan», а когда пройдет он, ничего почему-то не сообщалось. То есть, будь передача партийных полномочий запланированной, она как раз и должна была проходить под съезд партии, а не «расширенное заседание политсовета».
В этот раз, фактически, мы имеем лишь комментарии второстепенных лиц, вроде пресс-секретаря Назарбаева Укибая, заявившего следующее: «Следует понимать, что вне зависимости от занимаемых должностей и регалий Нурсултан Абишевич остается лидером нашей нации – елбасы, выдающимся политиком современности, авторитетной личностью, признанной мировым сообществом. Думаю, каждый осознает, что человек, стоявший у истоков создания современного Казахстана, вложивший в страну свою душу и посвятивший ей всю свою жизнь, всегда будет жить интересами народа, болеть за будущее нации и всей страны. Это кредо елбасы остается неизменным. Сегодняшнее решение – это лишь логическое продолжение транзита власти. Как отметил Нурсултан Назарбаев, партия «Nur Otan» должна быть главной опорой для президента Казахстана, особенно сейчас, в условиях глобального кризиса, вызванного пандемией. В соответствии с Уставом партии, избрание и освобождение от должности ее председателя относится к исключительной компетенции съезда партии «Nur Otan». До этого момента Нурсултан Назарбаев будет оставаться председателем партии».
Вторым официальным комментатором стал Бауыржан Байбек, первый заместитель председателя партии, который тоже повторил мантру про «вполне закономерное, полностью соответствующее логике казахстанского транзита решение». Впрочем, он творчески переосмыслил свою задачу, как спикера и заявил: «…«Nur Otan» должен консолидировать общество вокруг государственного курса президента страны. Это четкий сигнал для всех внутри и за пределами страны о монолите власти и общей приверженности политике преемственности. Данный шаг полностью опровергает всякие инсинуации и различные конспирологические теории о двоевластии. Считаю очень символичным принятие елбасы такого важного для правящей партии и страны решения в год 30-летия нашей Независимости».
Слова Байбека были бы еще более убедительными, если бы в течение всего года угрожавшему отставкой правительству Токаеву дали, наконец, уволить хотя бы министра здравоохранения Цоя за провал темпов вакцинации населения. Но, как известно, нет. Угрозы Токаева «сделать кадровые выводы» ушли, как вода в песок. Что же касается парламентской системы, которая формально переходит под контроль второго президента, то она также успела зарекомендовать себя, как послушный аппарат по принятию нужных решений. Единственное исключение – это когда спикеру Нурлану Нигматуллину получается подтрунить над очередным молодым министром или его замом за низкий уровень подготовки законопроектов. Впрочем, с учетом того, что правительство у нас тоже нуротановское, это больше самокритика и популизм, чем реальное критическое взаимодействие ветвей власти – законодательной и исполнительной.
С учетом того, что в Казахстане так и не возникла (по понятным причинам) конкурентная среда для партийного строительства, то постоянные победы «Nur Otan» на выборах не слишком впечатляют. Реальной идеологии у партии двух президентов, которая бы диктовала системные подходы к решению вопросов развития, наподобие социал-демократии, правого уклона или левых установок, у нее нет. Как в 1991 году Назарбаев написал свою первую книгу под названием «Без правых и левых», так, похоже, в этом режиме и формируется виляющая «генеральная линия партии». Впрочем, сам бывший глава государства, считает курс своей партии придерживающимся «центристских позиций, максимально опирающихся на интересы самых широких слоёв граждан». Кроме того, бывший президент высказал довольно спорную мысль о том, что именно «долгосрочное лидерство правящих политических партий во многих странах было условием успеха и социально-экономического роста».
За последние десятилетия у власти в самых развитых странах приходили разные партии – в Великобритании лейбористов сменили консерваторы, в США демократы и республиканцы по очереди приходят к власти, и даже в Германии ХДС-ХСС уже давно не является бессменной партией власти. А вот, где реально у власти находятся одни и те же партии, так это в России и Китае, у наших «не совсем» демократичных соседей. И сказать, что они сейчас сильно преуспевают и показывают стабильный социально-экономический рост, не получается. Китай пытается внедрить цифровой тоталитаризм, устроив тибетцам и мусульманским меньшинствам насильственную промывку мозгов, а также разрушая принцип невмешательства во внутренние дела Гонконга, что не может не сказываться на его инвестиционной привлекательности. Россия и вовсе полупридушена санкциями, хотя и постоянно поигрывает мускулами после того, как «отжала» у западной соседки Крым и спровоцировала сепаратистский мятеж в Донбассе.
Кстати, нынешнее состояние российско-белорусских отношений, а вернее тотальная изоляция режима Лукашенко, очевидно, подвели ситуацию к началу реального формирования союзного государства Москвы и Минска. Это было одним из способов для продления политической карьеры Владимира Путина (но уже на посту главы Госсовета союзного государства), что может стать особенно востребованным на фоне обсуждения в американском парламенте возможностей непризнания его президентом России, если он в очередной раз займет этот пост. А тут он как бы на новом месте, страна в очередной раз приросла территорией, и логично было бы и всем остальным участникам ЕАЭС напомнить, что «хорошо бы» интегрироваться потеснее. Возможно, именно это неафишируемое давление и стало поводом для сырых формальных рокировок в структуре казахстанской власти. Не зря Назарбаев упомянул, что возможности для маневра на внешнеполитической арене, проведения самостоятельного курса сужаются. «В условиях сжимающихся «геополитических тисков» Казахстану важно сохранить многовекторность. Следует продолжить развивать партнёрские отношения со всеми ключевыми странами», - отметил он. В этом смысле и формальное перекладывание на Токаева полномочий по партии дает Назарбаеву гипотетическую возможность не исполнять какие-то просьбы из Кремля, но тут все упирается в вопрос веры: поверит ли Кремль, что теперь все решает не Назарбаев? Потому что если не поверит, то никакого особого смысла в этих перестановках и нет…