Когда захлопнется «турецкая калитка»? | Деловая неделя
19 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Когда захлопнется «турецкая калитка»?

31.10.2022 13:08:11
№: 40 (1890)

В лице T. Эрдогана Путин имеет единственного союзника в НАТО

Если Анкару заставят присоединиться к санкциям против Москвы, Россия будет вынуждена активизироваться в Центральной Азии

Юрий Сигов, Вашингтон

Продолжающийся военный конфликт между Россией и Украиной давно уже перекроил все планировавшиеся ее сторонами временные рамки. Более восьми месяцев идут не просто военные действия в центре Европы, но и введены тысячи самых разнообразных санкций и ограничений, мешающих не просто отдельным государствам планеты торговать между собой. Нарушенными оказались также тысячи некогда весьма эффективно работавших логистических цепочек, каждая из которых делала окружающий нас мир хотя бы немножко более предсказуемым и понятным.

После того, как единый Западный мир разорвал по максимуму связи с Россией, у той не осталось иных вариантов, как попытаться наладить их со всеми иными, не западными «стратегическими партнерами», или, как это сейчас модно именовать «дружественными государствами». В них, что любопытно, оказались записанными Москвой те, кто либо западные санкции вовсе игнорирует, либо соблюдает их так, что пока по крайней мере довольными остаются и сами нарушители, и те, кто за ними пристально извне наблюдает.

Кое-что России удается проталкивать через страны Центральной Азии, Армению, Белоруссию, Иран, в меньшей степени - Китай и даже Афганистан (как ни странно, даже находящиеся также под санкциями государства каждое имеет свои схемы ухода от них, а российские структуры этими хитростями пытаются по максимуму воспользоваться). Но самым главным «нарушителем» единой западной санкционной политики остается Турция. Причем турки не просто являются страной - членом НАТО, но и имеют с самой Россией крайне запутанные, и во многом весьма враждебные отношения.

Между тем во многом благодаря политике уже длительное время находящегося во власти президента Турции Т. Эрдогана именно турецкое руководство позволяет России на протяжении всего военного конфликта вокруг Украины не только обходить целый ряд весьма болезненных санкций со стороны коллективного Запада, но и получать от этого многомиллиардные прибыли. Что позволяет уже самой Турции решать многочисленные собственные экономические проблемы, которые могут в будущем году стоить самому Т. Эрдогану победы на новых президентских выборах.

«Господин Эрдоган! Помогите нам совместными усилиями задушить Россию!»

Итак, турецкая «форточка во внешний мир» для России самым серьезным образом раздражает Соединенные Штаты и их коллег по НАТО и Евросоюзу. Все они хотят, чтобы турецкий президент (а именно он решает, что и как ему делать на внешней арене) как можно скорее разорвал все связи с Россией, и ввел против нее свои санкции. А турецкий президент, как это было заявлено им на недавней встрече в Астане с руководителями как России, так и государств Центральной Азии, ничего подобного делать не планирует.

Более того: он даже обрадовался предложению создать в Турции некий российский газовый распределительный центр. С помощью которого Москва якобы сможет поставлять свой газ на европейские рынки. И хотя самим Евросоюзом давно уже принято чисто политическое решение полностью прекратить закупки энергоресурсов, включая газ, у России к 2027 году, подобное вполне возможно произойдет намного раньше – уже через два года.

Одновременно турецкая сторона предлагает странам Центральной Азии активнее налаживать энергетическое сотрудничество именно через Анкару, причем к нему по мере развития событий будут подключаться Азербайджан и Грузия. Потихоньку давят турки и на Армению, потому как любые трубопроводы через ее территорию намного сократят путь нефти и газа из Центральной Азии через Турцию в Европу. А уж если удастся осуществить проект Транс-каспийского газопровода, то российский газ и вовсе может стать даже в Турции просто неконкурентноспособным.

Но давление со стороны Соединенных Штатов на турок усиливается. Как и Евросоюз предлагает турецкой стороне разного рода экономические выгоды, если Анкара перестанет сотрудничать с Россией и введет против нее максимально возможные санкции. Прежде всего, от турок требуют закрыть «авиационную форточку», которая по-прежнему связывает турецкие города с российскими. Ни для кого не секрет, что львиная доля российских граждан, попадающих сегодня в Европу, делает это через Стамбул. И если эту «форточку» захлопнуть, Европа будет фактически полностью отрезана от России.

Турки также качают из России газ, что позволяет не только Москве зарабатывать нужную ей валюту, но и теперь предлагает создать именно на турецкой территории некий крупный региональный газовый центр. Через него же на европейские рынки (а также турецкий) попадет газ из Азербайджана, и в перспективе – Узбекистана и Туркменистана. Туда же будет идти и казахстанская нефть, тем более что Астана уже активно работает над налаживанием альтернативных российскому маршрутов по доставке своего черного золота в Европу в обход России.

Санкционный режим в сфере банковских операций также весьма болезненный для России. Как известно, все турецкие банки прекратили принимать российскую карту системы «Мир», и то же самое под давлением американцев сделали страны Центральной Азии. При этом Анкара сейчас обсуждает с Москвой создание своей собственной банковской системы платежей, на которую Америке и Евросоюзу будет весьма трудно каким-то образом давить и ее ограничивать.

Тем не менее, и такая система может быстро оказаться под колпаком банков США и единой Европы, что нанесет ущерб, правда, уже не только России и ее платежным возможностям, но и самой Турции и странам Центральной Азии. Какие обходные маневры в этом случае будут предпринимать Москва и Анкара не ведают даже самые близко допущенные к верховным властям эксперты. Но то, что денежные возможности России именно турецкими запретами предполагается серьезно подорвать, не вызывает сомнений.

При этом Вашингтон настойчиво давит на Анкару, требуя от нее соблюдать санкционный западный режим, действующий в отношении России. Анкару и Стамбул стали активно проездом-пролетом посещать влиятельные западные дипломаты и политики, буквально требующие от Турции отказаться от сотрудничества с РФ. Вашингтон открыто угрожает возможными санкциями Анкаре из-за торговли с Россией. Как известно, турецкое правительство фактически с марта разрешило параллельный импорт в Россию, превратив Турцию в некую транзитную перевалочную базу, что позволило многим российским компаниям открыть именно в этой стране свои представительства.

Сейчас же американцы давят на турок тем, что те являются страной НАТО, частью «единого западного мира», и по этим причинам якобы должны лишить возможности Россию уклоняться от санкций и заниматься «незаконной финансовой деятельностью». При этом по американским законам всеми санкционными вопросами в стране занимается исключительно министерство финансов, и посему именно его чиновники регулярно наведываются в Анкару, чтобы проконтролировать, как турецкое руководство выполняет принятые США ограничения на любые контакты с Россией.

Важно и то, что Турция ведь на самом деле занимает вовсе не пророссийскую, а исключительно проукраинскую позицию в военном конфликте с Москвой, причем по всем абсолютно направлениям. Она поставляет Украине оружие (скрытно или опосредованно), помогает в реализации украинского сырья и продукции, поддерживает территориальную целостность Украины, включая Крым и Донбасс. Но в то же время по чисто прагматическим соображениям не желает терять выгодный для себя российский рынок. И даже более того: пользуясь столь выгодным для себя случаем, по сути дела наживаться – и очень прилично на том, что у России кроме Турции нет в регионе ни одного надежного, и идущего Москве навстречу партнера.

Запад турецкую экономику не спасет. А вот Россия уже спасает

С самого начала военного конфликта России и Украины Запад настойчиво пытается убедить Анкару присоединиться к ограничительным мерам в отношении Москвы. Чиновники самого разного ранга и министерской принадлежности усердно работают над основной задачей администрации американского президента Байдена по санкционной мобилизации всех числящихся таковыми союзников Вашингтона.

Так, министерство торговли США разослало рекомендательные письма представителям турецких бизнес-кругов, предупредив их о санкциях, если те будут продолжать вести бизнес с Россией. Также министерство финансов США предупредило в письменном виде все турецкие финансовые организации о рисках заключения новых договоров с оператором российских платежных карт «Мир». Угроза имела конкретный результат: пять основных турецких банков уже отказались обслуживать российские платежные карты.
Создание же отдельной кредитной организации для работы с карточками «Мира» все еще продолжается, как и консультации Анкары и Москвы по созданию альтернативой платежной системы, чтобы вывести российские и турецкие банки из-под возможных ограничений Минфина США. Но вместе с американцами на турок сильно давит и Брюссель. Евросоюз также посылает своих ответственных за финансы и торговлю в Анкару, которые твердят, словно зомбированные: Турция не должна быть партнером российского президента, а обязана всячески мешать торговле, инвестициям и выезду граждан РФ за рубеж через «турецкую форточку».

Да, Т. Эрдоган, который будет баллотироваться на новый президентский срок весной следующего года, надеется, что сотрудничество с Россией поможет ему поддержать на приличном уровне турецкую экономику. Но если все же ситуация будет ухудшаться, то нынешний турецкий лидер для удержания власти вполне может пойти и на досрочные выборы (по разным источникам ближе к февралю). Также стоит иметь в виду, что целый ряд европейских стран вне зависимости от указаний из Вашингтона пытается именно через Турцию сохранить свою прежде всего энергетику на плаву после разрыва связей в этой сфере с Москвой.

Не будем забывать и о том, что «Турецкий поток» - это единственный на данный момент маршрут, по которому газ поступает в Европу бесперебойно как из России, так и частично из Азербайджана. Соответственно даже если все связи с Россией у Европы будут прерваны через Балтийское море, Украину и Белоруссию, Турция остается хотя бы на какое-то время поставщиком газа, без которого всем европейским странам нынешней зимой придется очень тяжко.

Сейчас инфляция в Турции превышает 80 процентов, и нынешнему президенту страны надо предпринимать огромные усилия, чтобы именно ее экономические проблемы не привели к власти его политических противников. Правда, попытки еще более тесного энергетического взаимодействия с Москвой вызывают соответственно более сильный раздрай в отношениях Турции с ведущими западными странами. А это уже было бы выгодно России, хотя надеяться в чем-либо на непредсказуемое поведение турецкого лидера и его действий в двусторонних отношениях с любой страной - очень большая ошибка.

Дальнейшее поведение Анкары будет зависеть от того, чем закончится (если это вообще произойдет) военный конфликт Москвы и Киева

Если оценивать внешнюю политику любой страны, так или иначе замешанной в российско-украинском противостоянии, то самым прагматичным, вне всякого сомнения, является Турция и ее президент. То, как он использует в своих интересах и интересах турецкой внешней политики Россию – это высший дипломатический пилотаж. Понятно, что как только потенциальные потери от якобы «дружбы с Москвой» будут перевешивать выгоды от сотрудничества с Западом, Анкара под его руководством тут же все в одночасье переиграет (что уже не раз было).

Не надо думать в этой ситуации, что американцы какие-то простолюдины, и из какой-то благотворительности закрывают глаза на поведение Анкары в налаживании сотрудничества с Россией. Т. Эрдоган вовсе не горит желанием попадать под вторичные американские санкции, именно поэтому он сохраняет тесные отношения с США. И там, где это туркам выгодно, тут же выполняет пожелания Вашингтона, и быстренько полу-разворачивается от России в сторону коллективного Запада.

Как минимум до следующих выборов турецкий президент продолжит и Запад нагибать, когда ему это покажется уместным, и Россию ставить перед фактом собственной выгоды. Потому как у Москвы других подобного калибра «союзников» нет даже в помине. Вместе с тем и коллективный Запад явно боится потерять Турцию, и уж тем более - если она превратится в самостоятельного игрока в международных отношениях – как минимум на Ближнем Востоке, в Средиземноморье и Центральной Азии.

Интересен и тот факт, что турецкий лидер давал уже понять и США, и Европе, что если его страна окончательно рассорится с Россией, то у «недружественных государств» некому просто будет вести диалог с Москвой. А в отношениях с ядерной державой это абсолютно самоубийственно, как минимум для европейцев, да и Соединенные Штаты вряд ли отсидятся за океаном в случае дальнейшего резкого обострения конфликта на украинской территории.

Что же с «турецкой форточкой» на Запад будет дальше, что с этого могут поиметь страны Центральной Азии? Поскольку Турция занимает весьма скользкую позицию по целому ряду вопросов, касающихся продолжающегося российско-украинского конфликта, то вовсе не исключен вариант, при котором Анкара в любой, естественно удобный для себя в первую очередь момент может либо постепенно, либо резко прикрыть возможности Москвы обходить коллективные западные санкции. Как-никак, но турки - часть именно коллективного Запада, я не БРИКС с СНГ. Хотя они и со своей позицией по отдельным пунктам, которые не во всем совпадают с тем, что хотелось бы Вашингтону и Брюсселю.

В этом случае России не останется другого выбора, как переключиться со всеми анти-санкционными схемами и маршрутами на Закавказье и Центральную Азию. На Кавказе единственным вариантом будет Армения, но с учетом той позиции, которую занимает в отношении Москвы в последнее время тамошняя власть, возможностей у России попытаться заменить Турцию будет немного. В Центральной Азии их должно быть вроде как побольше. Но так только кажется на первый взгляд.

Практически вся четверка стран региона (Туркменистан умышленно не упоминаю, потому как проводимая им политика меньше всего может хотя бы в чем-то стыковаться с российской в деле ухода от западных санкций и ограничений) уже сегодня проводит довольно жесткий курс, ограничивающий возможности Москвы через Центральную Азию получать санкционные товары или использовать ее финансовую систему для осуществления различных банковских и иных платежных операций.

Россия уже столкнулась с тем, что по американским просьбам в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане не принимают ее платежные карты. Узбекистан официально вроде как полностью не отказывает Москве, но всегда при желании может сослаться на какие-то сбои на линиях – тем более, что ни доказать, ни опровергнуть подобное будет почти стопроцентно невозможно. Именно поэтому у российских властей будет больше желания намного активнее работать в регионе. И каким-то образом налаживать более тесные отношения не только на высшем уровне с государствами Центральной Азии, но и с самыми широкими кругами тамошнего населения.

А это и бизнес, и торговля, и образование, и транспортные услуги. В какой-то степени Москва может использовать и интересы тех тысяч сбежавших от возможного призыва российских граждан мужского пола, которые оказавшись в Центральной Азии «в изгнании», так или иначе будут заинтересованы во взаимодействии с российскими структурами. Тем более стремящимися выйти из-под западных санкций и получить авиационную «форточку» во внешний мир взамен турецкой.


 


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...