Космические перспективы Казахстана | Деловая неделя
26 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Космические перспективы Казахстана

в сотрудничестве с новыми игроками

11.02.2021 16:23:01
№: 06(1409)
в сотрудничестве с новыми игроками

Прежде, чем лезть к звездам, человеку надо научиться жить на Земле.
Клиффорд Саймак, американский писатель

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поздравил наследного принца Абу-Даби шейха Мухаммеда бен Заид аль-Нахаяна с достижением Объединённых Арабских Эмиратов в области освоения космоса: эта маленькая ближневосточная страна сумела вывести космическую станцию «аль-Амаль» («Надежда») на орбиту Марса. ОАЭ стали лишь пятым членом элитарного клуба стран, изучающих и осваивающих Красную планету – после США, России, Индии и ЕС. В погоне за Марсом, Эмираты сумели обойти Японию и Китай (!). «…В долгосрочной перспективе ставки в межпланетной гонке действительно могут обернуться для стран-участниц выигрышем поистине космических масштабов, - так описывает значение случившегося для Эмиратов и всего Ближнего Востока Би-Би-Си. - Речь не только об умозрительных «дивидендах» от возможного освоения космоса в будущем. В случае с «аль-Амаль» выигрыш может оказаться куда более скорым реальным и (тут просто напрашивается каламбур) приземленным. Разработчики миссии называют космическую программу Арабских Эмиратов наглядным свидетельством огромных изменений, произошедших на Ближнем Востоке в последние десятилетия». Кажется, только единственная условно космическая держава, которой является наша страна, не получает никаких дивидендов от своего статуса. Хотя, наверное, могла бы. При должном проворстве.

Потому что кроме эмиратовских арабов на космический горизонт выходит еще один перспективный игрок – Турция. На этой же неделе (она вообще вышла в этом смысле космически насыщенной) о своих амбициях за пределами Земли заявила Турция. Ее лидер, президент Реджеп Тайп Эрдоган заявил, что его страна планирует отправить гибридную ракету собственного производства на Луну уже к 2023 году. Выступая на церемонии презентации состоящей из 10 пунктов Национальной космической программы, он сказал: «Основная и самая важная миссия программы - первый контакт с Луной в год столетия нашей республики». «Турция открывает дверь в «космическое путешествие» своей цивилизации, которая веками была пионером справедливости, нравственности и мира во всем мире», - заявил Эрдоган, подчеркнув, что «дорожная карта Национальной космической программы… выведет страну в высшую лигу глобальной космической гонки». В числе пунктов космической программы Турции – разработка новых спутников, региональная система позиционирования и синхронизации, постройка собственного космодрома и отправка в космос турецкого гражданина с научной миссией. Для реализации этих целей планируется привлечение инвестиций, как внутренних, так и иностранных, создание зоны развития космических технологий и подготовка профессиональных кадров для этой сферы. 

По словам Эрдогана, за «последние 18 лет Турция выделила 2,1 миллиарда лир на 56 проектов, связанных со спутниками, космосом, системами запуска и космическим оборудованием» и «по мере того, как страна разрабатывает новые технологии, такие как спутники наблюдения, Турция будет обеспечивать полную безопасность информации, получаемой со спутников с помощью программного обеспечения турецких инженеров». Пока же завершен процесс интеграции Imece, первого турецкого спутника дистанционного зондирования Земли, и продолжаются работы по планированию спутника GÖKTÜRK-3, который сможет получать изображения с высоким разрешением при любых погодных условиях, независимо от времени суток. «Мы закрепим место сильной и независимой Турции не только на Земле, но и в космосе», - провозгласил новый лозунг турецкий лидер. 

К чему мы это все? А к тому, что наша условно космическая держава могла бы сыграть важную роль в поддержке турецких амбиций. Свой космодром это, конечно, очень хорошо, но даже богатейшие эмираты, чтобы не терять темп в освоении космоса (они прошли путь от первого спутника до марсианской экспедиции всего за 10 лет), используют чужие космодромы. Например, «аль-Амаль» был выведен на орбиту Марса японской ракетой, стартовавшей с японского же космодрома Танэгасима. Да, и Токаев поздравлял эмиратовцев не просто так, а с умыслом. «Желаю, чтобы ваша страна, имеющая прочный политический и экономический авторитет в исламском и арабском мире, а также широко признанное региональное и глобальное лидерство, продолжала своё стремительное развитие. Уверен, что совместная космическая программа Казахстана и ОАЭ на всемирно известном космодроме «Байконур» станет успешной. Мы всегда готовы приложить усилия для проведения совместных научных исследований в этой сфере», - написал он в приветственной телеграмме шейху Мухаммеду бен Заиду аль-Нахаяну. О том, что совместная эмиратовско-японская космическая программа у Абу-Даби в большем приоритете, говорить не надо, это очевидно, но предложить какие-то эксклюзивные условия Турции мы, наверное, еще можем. 

Понятное дело, что с каждым годом актуальность космодрома Байконур будет только падать. Не зря россияне строят свой новый космодром «Восточный», куда они бы уже давно ушли из Байконура, если бы не традиционное российское воровство и коррупция. В любом случае вкладываться в развитие Байконура они явно не собираются, просто максимально используя остатки советского времени. И рассчитываются за это они тоже не самым лучшим образом – в год всего $114 млн и то - наполовину часто устаревшей боевой техникой. Со временем, мы получим обветшалый и морально устаревший объект, использовать который самостоятельно не сможем по причине отсутствия финансов, технологий, техники, специалистов, а главное – науки и амбиций. Заменить постепенно российское участие на Байконуре, ну, или «разбавить» его, создав на нем некую конкуренцию, должно стать одной из стратегических целей правительства Казахстана. Китаю мы в этом плане не интересны, у него целых 4 космодрома, да и нежелательно нам увеличивать присутствие восточных соседей в такой близкой к безопасности сфере. Россия сама не скрывает перспектив ухода. У Европейского союза есть свой космодром Куру – в Гвиане. Соединенные штаты имеют свои площадки, и вообще там все больше разрабатывается негосударственная космонавтика, рассчитанная на дешевые частные космодромы. У Индии, Японии есть свои космодромы, и эмиратовцы уже пользуются услугами японцев. 

В этом плане и Турции, если она хочет не терять темпов в области космоса, тоже сложно будет одновременно строить космодром, тестировать ракету и вести исследования в области науки. Да, из соображений экономии Анкаре, возможно, было бы выгоднее использовать готовые решения, чем тратить на весь цикл, которые страны-конкуренты прошли десятилетия назад. Видимо, из этих же соображений эмиратовцы не стали строить отдельный космодром, хотя у них, по идее, есть довольно неплохие условия для стартовой площадки – близость к экватору, плоский пустынный рельеф, близость к мировым коммуникациям. Вряд ли турки обратятся с предложением о сотрудничестве к западным державам, слишком сложны отношения Эрдогана с ЕС и США, маловероятен вариант с Россией, все же «дружба-соперничество» с Путиным предполагают резкие развороты, которые космосу явно не нужны. Китай, Индия и Япония для Турции достаточно далеки, вести тысячи тонн грузов через пол-планеты может быть логистически сложно. Да, и с учетом сложности отношений Турции с ОАЭ, вряд ли они захотят соседствовать на одной площадке. 

В этом смысле Байконур может быть едва ли не самым идеальным вариантом, тем более, что к нему, теперь, когда Эрдоган «пробил» кратчайший маршрут к Каспию (через Армению), продолжением его планов по «туранскому направлению». Для Казахстана это также было бы крайне выгодно. Мы бы получили перспективы для космического будущего страны, возможного нового менеджера космодрома, инвестиции в технологические проекты, региональное развитие региона, охватывающего самые сложные с точки зрения социально-экономической ситуации территории. Опять же это было бы крайне желательно с точки зрения геополитики, поскольку турецкий вектор мог бы серьезно уравновесить влияние северных и восточных соседей. В общем, со всех сторон это может быть крайне выгодный вариант – затащить космическую программу Турции в Байконур. Пусть это будет первый тюркский космодром, если угодно. Тут как раз пригодился бы авторитет и статус елбасы, который мог бы своим визитом решить этот вопрос, а также пролоббировать режим максимального благоприятствования этим планам. Нам, наверное, даже не нужно ничего вкладывать, а просто четко обговорить «на берегу» все условия сотрудничества, начиная от денежных, технических, научных, кадровых, заканчивая экологическими и логистическими. Тогда вместо очередной проблемы, которая, на самом деле, уже не за горами, мы получим в центре страны мощнейший импульс развития.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...