Кризис бесконтрольного многополярья | Деловая неделя
28 апреля 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Кризис бесконтрольного многополярья

02.10.2023 10:59:14
№: 35 (1531)

Что делать миру, если договариваться по-хорошему у него никак не получается?

Юрий Сигов, Вашингтон

Завершившаяся недавно очередная сессия Генеральной Ассамблеи ООН – своего рода международного междусобойчика с присутствием глав государств и правительств, чтобы и себя показать, и на других посмотреть, ознаменовалась одним очень важным, на мой взгляд, событием, на которое, скорее всего, вообще никто не обратил особого внимания. Упоминались ведь встречи глав разных стран между собой, та же центральноазиатская пятерка на уровне президентов наконец-таки получила аудиенцию у президента США, расхваливали с высоких трибун достижения вверенных им стран лидеры Сальвадора и Гвинеи. Но…

Самым, наверное, знаковым на этой сессии было выступление Генерального секретаря ООН. И даже не столько пафос самой его речи, сколько тон - уставшего, замученного тяжелой ооновской неволей человека. Который чем больше прикладывает усилий для разрешения хотя бы каких-то споров и конфликтов на нашей планете, тем не просто все хуже и безнадежнее у него получается, но и то, что никаких решений часто нет вообще. Ни хороших, ни даже отдаленно приемлемых для мирового сообщества.

Модно стало в последнее время критиковать и саму Организацию Объединенных (хотя они уже давно таковыми не являются) Наций, и ее Генерального секретаря. Дескать, организация эта - сама беспомощность, никакими рычагами власти и влияния она давно уже не обладает. А уж ее первое лицо - так и вовсе все чаше становится объектом всеобщего посмешища. Поскольку к словам его никто не прислушивается, а сам он, летая из одного конца мира в другой, все больше становится похож на свадебного генерала, нежели на реально влиятельного в глобальном масштабе начальника.

Однако критика эта, думаю, не имеет под собой ни прагматичной основы, ни по большому счету смысла. Какая есть ООН, созданная в 1945 году – такой с тех пор и остается. Какого Генсека всеми совместными усилиями и договоренностями назначили-избрали - такого и имеете, граждане правители мира и планеты нашей. А хотите что-то вместо ООН, или вместо не устраивающего вас Генсека Гутерриша – так кто же вам мешает подобное организовать? Но нет же: ничего взамен никто не предлагает, Генсека по-прежнему критикуют, но в отставку не отправляют. Да и сделать это невозможно согласно Уставу, букве и духу все той же ООН, которую он возглавляет.

Кто громче кричит «караул», тот, видимо, больше других обо всем насущном информирован?

Если отбросить некие личные мотивы, по которым все чаще, и все громче Генеральный секретарь ООН озвучивает свое крайнее беспокойство происходящими в мире событиями, то следует признать, что тревога его далеко не беспочвенна. Если внимательно посмотреть на карту нашей планеты, то можно совершенно явно констатировать: наблюдается настоящий глобальный караул практически по всем основным параметрам. А говорят о нем с самых высоких трибун с каждым годом все громче, и по тону – зловеще.

«Мы все ближе к всеобщему краху» – испугал в очередной раз всех обитателей нашей планеты Генсек ООН. Что за крах? Да полная нестыковка везде, всех, и со всеми. Кругом, куда не бросишь взор - конфликт на конфликте и конфликтом погоняет (и не только российско-украинский). На карту той же Африки если обратить внимание - так там сплошь и рядом военные перевороты. За мировыми финансами даже со стороны наблюдать без печали не получается – там настоящий хаос, причем во всех наиболее развитых странах мира.

Что уж тут говорить о государствах, где из года в год - пустые денежные закрома, а мировые спасители-грабители под названием Всемирный банк и МВФ уже не успевают списывать долги и раздавать новые кредиты. Насчет климата Земли ничего, и никто не может толком понять. Он в последние годы вытворяет с нашей планетой такое, чего лет сто не бывало. И чем активнее против его последствий идет борьба человеческая, тем природные катастрофы, всякие ливни-ураганы, жара тропическая посещают самые отдаленные уголки нашей планеты все чаще, и со все более разрушительными последствиями.

Материальный, и что немаловажно – моральный разрыв между развитым Севером и не совсем развитым Югом, продвинутыми до безобразия в промышленном и научном плане и отсталыми, и живущими ни шатко-ни валко странами стал настолько велик, что ни о каких «догоняющих стратегиях» в экономике и всем остальном для бедных граждан планеты даже разговоры больше не ведутся. Тем более, что для управления все еще им подчиняющемся миром помогает отныне никем неконтролируемый искусственный интеллект. Который так и вовсе грозит по большому счету превратить все человечество в неких бездушных копошащихся по поверхности земли роботов-муравьев.

А теперь сами посудите: что может в такой ситуации сделать организация, состоящая из особо приближенных к властям своих стран чиновников? Да еще при Генсеке, которым по сути дела открыто помыкают самые влиятельные государства, представляющие исключительно коллективный Запад (чьим прямым представителем – португальцем он, кстати, и сам является)? Естественно, реальных возможностей у Генсека Гутерриша для того, чтобы как-то повлиять на вокруг происходящее нет, и таких полномочий для него в принципе и не предусмотрено.

Видя подобное, и ощущая свою фактически беспомощность при решении важнейших мировых проблем, Генсек ООН пошел по пути все более резких, и вызывающих тревогу речей. Он все чаще стал весь мир запугивать, благо причин тому становится все больше и больше. Напомню, что в 2017 году, в своей тогда первой речи на новом посту Гутерриш предупреждал мир о грядущей ядерной катастрофе. Через два года он же назвал открытую борьбу Китая и США за мировое господство самой серьезной угрозой всем остальным государствам.

Потом настало безумие пандемии Ковида, и сам Генсек убеждал народы мира (вместе с руководством Всемирной Организации Здравоохранения), что вот-вот все люди на нашей планете перемрут от неведомых никому заразных болезней, от которых якобы просвещенное человечество до сих пор не знает, как защититься. То есть вроде как некие научные разработки по данной теме существуют, но непонятно, а какая от них может быть польза, если пандемия шагала по планете, не зная границ государств и человеческих страданий?

При этом особенно разочаровывал Генсека ООН тот факт, что после начала пандемии у богатых стран появились разнообразные вакцины для лечения и профилактики своего населения. А вот у бедных вакцин не только не было, но они еще должны были стать в установленную богатыми странами очередь, чтобы хотя бы что-то получить для спасения своих граждан. Хотя многие из этих государств никаких вакцин так и не дождались. Но как раз там смертность от ковида, как не странно, оказалась минимальной. И подобную социально-медицинскую несправедливость особо как-то народы мира не заметили.

Теперь же Генсек ООН предупреждает человечество о том, что даже при его терпении, дипломатическом умении находить с кем угодно общий язык стало практически невозможно ведущие страны мира на что-то полезное совместно объединить. Единого подхода к ключевым мировым проблемам у международного сообщества давно уже не получается. А что делать в такой тупиковой ситуации не знает даже Генсек самой массовой международной структуры.

Интересно и то, что вроде бы как со стороны все мировые правители и начальники государств совсем маленьких с огромным пониманием и сочувствием относятся к беспокойству, выражаемому Генсеком ООН. Они его обещают во всех его начинаниях и дальше поддерживать. И если нужно, то и проводить Генеральные Ассамблеи не раз в году, а хоть каждый месяц. Вот только от всей этой суеты и обеспокоенности проку …

ООН из прошлого никак не найдет себе места в будущем. В чем же дело?

И здесь на повестку дня вновь и вновь выходит вопрос о дальнейшем существовании (или роспуске, раз ничего путного у нее не получается) ООН. Да, создана она была после окончания Второй мировой войны, с целью не допустить Третьей всеобщей (любые другие ее задачи - лишь незначительные производные от главной). В кулуарах штаб-квартиры ООН в Нью Йорке зловеще шутят, что для создания новой международной структуры взамен ООН надо действительно начать Третью мировую, и определить как можно скорее в ней победителя (или группу таких стран).

Но проблема в том, что сегодня, в отличие от реалий Второй мировой, определить не то, что победителя – даже рядовых виновных в мировом масштабе не представляется возможным. Вот кто сейчас виноват в том, что продолжается братоубийственная бойня между Россией и Украиной? Только ли они сами, или все же больше те, кто поставляет оружие, боеприпасы, технику, с помощью которой граждане совсем иных государств убивают друг друга? И не пойми сколько еще будут продолжать это делать.

Как возникает какой-то на планете конфликт, так сразу же следует предложение со стороны руководства ООН – надо, дескать, договариваться, и дружно объединяться перед лицом глобальных вызовов. Но вот только как подобного на практике добиться? Да, сделать это попросту невозможно, но исходя из важности сохранения жизни всего человечества срочно необходимо. А иначе… Совершенно верно – альтернатива весьма печальная: а это уничтожение всего человечества его же собственными руками.

А наивные надежды на то, что кому-то в случае ядерного конфликта удастся все же уцелеть, только загоняют нынешнюю взрывоопасную ситуацию в еще больший тупик. Те же дискуссии о том, что неплохо было бы в рамках российско-украинского конфликта применить некое тактическое ядерное оружие (хотя что, и где в мире нынче «тактическое», а что – обычное – поди разберись!) приводят к тому, что люди просто перестанут даже элементарно понимать, какая угроза над ними всеми нынче нависла, и как хрупок тот мир, в котором мы все вместе пока еще живем.

Не видя у нынешней ООН реальных рычагов влияния и механизмом для предотвращения глобальных конфликтов и настоящих войн, все чаше ведущие политики вспоминают с ностальгией как о самых светлых годах того самого глобального противостояния СССР и США, которое завершилось якобы победой одной из сторон. Причем без военного столкновения, а лишь путем морально-влиятельного перевоспитания одной из супер держав хитростью и коварством другой.

Однако при наличии двух тогда существовавших супер держав все на самом деле в мире было более или мене сбалансировано. И все остальные страны четко знали, что именно эти две державы (пусть и каждая на свой лад) позаботятся о том, чтобы баланс влияния и сил в мире не был ненароком нарушен. Теперь же кругом правит западного стиля демократия, но с ней мир давно уже скатывается к так называемому многополярному существованию. Хотя так ли уж это выгодно человечеству?

Когда нет хозяев, в доме царит бардак и беззаконие. Но когда хозяев становится слишком много, то…

Так вот тот самый многополярный мир, о создании которого ратуют руководители тех же стран БРИКС, и особенно российское руководство, приводит к тому, что много хозяев – это когда настоящего хозяина нет вовсе. Никто и никого фактически в таких условиях не слушает, не принимает близко к сердцу ни чьи советы и предложения. Причем в такой обстановке никто и не понимает, что же будет с нашим миром дальше, и как к этому формату межгосударственных отношений можно будет на будущее приспособиться.

Во многом именно по этой причине нынешний Генсек ООН все время пытается убедить мировых лидеров в том, что без возглавляемой им организации и других ее глобальных филиалов наша планета точно в кратчайшие сроки сползет к полнейшему хаосу. В чем-то он, безусловно, беспокоится и за сохранность своего нынешнего поста и подчиненной ему же (пусть и чисто номинально) структуры. Но в целом стоит признать, что при большом количестве хозяев (не важно, как их конкретно будут звать) решить на самом деле глобальные, всех народов касающиеся проблемы попросту нереально.

А теперь задумайтесь: может ли сегодня нынешняя ООН перестроить свою деятельность, и хотя бы минимально соответствовать тем серьезнейшим вызовам, которые стоят перед человечеством? Теоретически все кругом признают: да, некая перестройка ООН действительно нужна, а иначе вроде как мир станет еще более разделенным, и неизбежный хаос очень скоро станет ежедневной реальностью.

Но ведь мир помнит уже одного «перестройщика», который угробил не только целую страну, но и переиначил весь окружавший ее мир. Так что прежде, чем что-то перестраивать, неплохо было бы четко определиться, а что реально сегодня нужно миру, и кому конкретно? Ведь суть многополярного управления планетой может совершенно не совпасть с теми желаниями, кто рулит сегодня всей финансовой и экономической системой планеты. А это вовсе не Генсек ООН, и даже не самые влиятельные президенты самых с виду сильных государств.

Вот Генсек ООН призывает все страны мира подписать в следующем году так называемый «Пакт будущего», собравшись вновь в Нью-Йорке в сентябре на специальный саммит ради спасения будущего всего человечества. Естественно, что такой саммит может быть проведен исключительно под эгидой ООН, и естественно, что заправлять спасением мира от всех бед и напастей будет ее Генеральный секретарь.

Целый ряд государств, причем весьма значимых в мировой иерархии, выражают очевидный скепсис по поводу такой затеи. И считают, что ООН не справляется с куда менее масштабными задачами, стоящими перед человечеством, и проводить еще одну огромную всемирную тусовку никоим образом не поможет разобраться с теми вызовами и проблемами, с которыми до сих пор ни у кого справиться не получалось.

Между тем вполне предсказуемо, что маленькие страны идею такого «спасительного саммита» полностью поддерживают, и выступают все за сохранение руководящей роли на планете именно ООН. Они прекрасно понимают, что иначе они даже свой не самый важный в мире голос (к которому по большому счету большие и важные страны никогда не прислушиваются) будет негде. Сам же Генсек ООН крайне разочарован тем, что мировые державы никак не настроены на совместные действия по важнейшим пунктам международной повестки.

Да и в Совете Безопасности ООН практически по всем ключевым вопросам разногласия стабильно доминируют над выработкой единой, приемлемой для всех позиции. Сами же постоянные члены Совбеза ООН признают, что некогда худо-бедно, но все же функционировавший механизм нахождения компромиссов практически не работает. А сама эта структура при всей ее якобы с виду демократичности больше не предназначена для решения тех задач, на которые ее страны-члены вроде как ориентируют.

И вот вновь и вновь выступает с трибуны Генассамблеи ООН Генсек Гутерриш. Выражает самыми жесткими словами свою тревогу и опасения за судьбы человечества. Но создается все чаще впечатление, что его слова – даже самые правильные и справедливые - уходят в какую-то пустоту. Он ведь и сам не знает, что же дальше делать? И главы крупнейших государств не видят каких-то четких и ясных ориентиров для движения человечества в нынешней кризисной обстановке. И если бы дело было бы только в реформах ООН и появлении нового человека на посту ее Генсека.

Совершенно очевидно, что кризис управления важнейшими проблемами человечества – явно непосильная ноша для того контингента мировых руководителей, которые волей судеб и выборной демократии планета получила на данном этапе. И каким образом из этой ситуации в конечном итоге оно выберется, во многом зависит, к сожалению, вовсе не от некой совместной работы ведущих мировых политиков. А фактически от случая, какого-то резкого глобального катаклизма, который, не исключено, и может попросту заставить всю правящую нами публику полностью пересмотреть свои взгляды на вокруг происходящее. И сделать так, чтобы все имеющиеся разногласия и конфликты все же не стали причиной всеобщего краха и самоуничтожения всего разумного на планете Земля.  

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...