Кризис доверия | Деловая неделя
14 сентября 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Кризис доверия

14.07.2022 15:40:01
№: 26 (1476)
не проблема свободы слова

Не верю!

Константин Станиславский, русский театральный режиссер

ПАРУ НЕДЕЛЬ назад в этой рубрике выходила наша точка зрения на новый законопроект «О СМИ», который якобы должен был усилить позиции журналистики в Казахстане, но в итоге превращается в очередную попытку властей контролировать «информационные потоки». Это было оформлено настолько прозрачно, что даже вызвало митинг протеста журналистов в Алматы. Но потом автору этих строк позвонили из министерства информации и общественного развития (МИОР): было сказано, что выводы наши были сделаны на основании «устаревшей информации», соответственно, - некорректны. Что именно «не так», не сказали, но пообещали прислать «актуальный вариант» предложений МИОР, чтобы можно было понять это нам самим. Автор этих строк даже пообещал дать министерству трибуну, чтобы оно могло высказать свою позицию, но никаких писем нет уже как третью неделю. Собственно говоря, примерно так и выглядит диалог власти и СМИ – она недовольна тем, что освещение ее работы, мягко говоря, не прибавляет доверия государству со стороны населения (и хотела бы как-то влиять на это через законодательство), но на самом деле проблема тут в том, что сами госслужащие просто должны хорошо делать свою работу, но не делают. И тут даже без критически настроенных журналистов чиновники раз за разом самостоятельно делают все, чтобы подорвать доверие к себе, обманывая граждан там, где этого совершенно не требуется, а потом даже не просят прощения, не говоря уже о том, чтобы кто-то брал вину на себя и уходил в отставку.

Вот самый свежий и, наверное, показательный случай. На этой неделе стало известно о задержании двоюродного брата Карима Масимова. «В результате оперативно-розыскных мер 13 июля текущего года антикоррупционной службой совместно с пограничной службой при попытке пересечения государственной границы с Российской Федерацией по поддельным документам на территории Восточно-Казахстанской области задержан Масимов Нурлан Мырзаханович. Экс-начальник ДП Павлодарской области разыскивался за совершение особо тяжкого коррупционного преступления», - цитируют информационные агентства официальное заявление антикоррупционной службы. В переводе с официоза картина получается такова – антикоррупционщики искали-искали человека, он попытался сбежать за границу, и его поймали наши пограничники. Профит. Но, как оказалось, нет.

Вечером, другое ведомство, Комитет национальной безопасности, тоже распространило официальную информацию о задержании Нурлана Масимова. «При содействии спецслужб Российской Федерации, на восточном участке казахстанско-российской границы, при попытке ее незаконного перехода вне пунктов пропуска была задержана группа лиц из числа граждан РК и РФ. Среди них установлен объявленный в розыск экс-начальник департамента полиции по Павлодарской области Нурлан Масимов, первоначально представившийся под вымышленными данными», - сообщила пресс-служба КНБ. Далее, по ее информации, «Масимов был передан российской стороной сотрудникам пограничной службы КНБ, затем - антикоррупционной службе». Получается, что задержали беглеца вовсе не наши силовики – не антикор, и даже не пограничники, а российские, которые потом просто передали его обратно. Мы не знаем, кто прав: или антикоррупционная служба «слегка неточно» передала картину реальности, или КНБ бросает тень на репутацию коллег по силовому цеху. Но обе стороны правы быть не могут – кто-то лжет. Зачем? Показать себя в чуть более лучшем свете или чтобы испортить «соседям» настроение? Непонятно. Но в сухом остатке – недоверие к официальной информации.

Или, вот перед этим 11 июля удушливое облако едкого дыма накрыло Тараз: жители города начали задыхаться, многие граждане почувствовали себя плохо. Естественно, это должно было прокомментировать министерство экологии, геологии и природных ресурсов, которое сообщило, что «11 июля повышенный уровень загрязнения были зафиксированы по взвешенным частицам (пыль), диоксиду азота, сероводороду». Буквально на следующий день это же ведомство заявило, что «превышения [в воздухе] по аммиаку, сероводороду и оксиду углерода не установлено». Что мы должны думать об этой информации? Оба сообщения же не могут быть правдой, хотя и исходят из одного ведомства. Значит, в какой-то момент чиновники, охраняющие наше здоровье, нас обманули. А это значит, что к любой положительной (успокоительной) информации с их стороны мы тоже будем относиться со скепсисом. Им будет неприятно, но кто тут виноват? Точно не журналисты. Если действительно произошла ошибка, признайте ее, объяснитесь, накажите виновного, развейте сомнения. Но нет. Просто решили «обновить» информацию и надеются, что люди ее проглотят.

Или вот еще из актуального. Вчера президент «вкатил» двум министрам выговоры, конкретно спросив за дефицит сахара. Но если министр торговли и интеграции РК Бахыт Султанов еще в конце мая в ответе на обращение в своём блоге признал наличие дефицита сахара в стране, то его собственные подчиненные – нет. «Дефицит сахара обусловлен введённым запретом со стороны Российской Федерации на экспорт сахара», – открыто написал Султанов. В тот же день председатель Комитета торговли министерства торговли и интеграции Ержан Казанбаев заявил, что дефицита сахара нет и «запасов на сегодня достаточно». Что в итоге? В итоге президент влепил Султанову выговор и назвал ситуацию с сахаром в стране «позором». Даже ничего не говоря о том, что чиновники провалили саму работу, просто хочется спросить: а зачем было еще и лгать? Ладно, у антикора с КНБ разные версии правды по Масимову, но внутри одного ведомства  какое-то должно же быть согласование позиций! Но нет. В итоге что? В итоге, господа, мы вам опять не верим. И, заметьте, журналисты тут совершенно не виноваты.

Впрочем, даже если нет противоречий между чиновниками, ложь ведь все равно видна. Например, как на днях аким столицы Кульгинов отказался комментировать вопрос по поводу Зеленого острова в центре Нур-Султана, сославшись, что не знаком с документами и не знает, кто там живет. Вся страна после журналистских разоблачений, основанных на документах, знает, что землей и недвижимостью на острове владеет семья Назарбаевых, а вот один аким города не знает. Зачем же так глупо, господа? Или на самом деле бывшая президентская семья по-прежнему так влиятельна, что столичному градоначальнику страшно что-то сказать про нее? Тогда другой вопрос: а вот про «Новый Казахстан» это было несерьезно?

Впрочем, основная претензия с «Новым Казахстаном» и некорректной информацией, конечно же, не к министерствам и акиматам. У нас минуло более полугода после Кровавого января, а никто так и не ответил, что за «20 тысяч террористов» напали на Казахстан? Что это вообще было? Кто пытался организовать государственный переворот, кто за этим всем стоит? Ответов на эти вопросы за все это время никто не дал, хотя суды уже пачками печатают приговоры подсудимым, обвиняемым в участии в январских событиях. Скандальный твит о 20 тысячах террористов Токаев удалил, но он остался у всех в памяти, интернет помнит, что президент говорил о некоем годами разрабатывавшемся плане «государственного переворота», который «координировался из одного центра». Неужели за полгода следствие так и не добралось до этого «центра»? Государственный советник и бывший госсекретарь Карин говорил о «заговоре внутренних и неких внешних деструктивных сил». Кто это? Почему их имена и названия скрываются от общественности? Неужели, в Нур-Султане не понимают, что чем дольше они это все держат в тайне, тем меньше, в итоге, доверия будет к тому, что они предъявят в качестве официальной версии населению. И журналисты тут тоже никак не будут виноваты – этот кризис доверия целиком рукотворный и сотворен руками Акорды.

И вот после этого всего государство хотело бы судить журналистов по поводу этики, комиссия по которой по первоначальным предложениям МИОР должна быть открыта при министерстве. Государство всячески пытается регулировать журналистов и информационные потоки, оставаясь, при этом, одним из главных источников заблуждений, распространяемых населению. И почему-то никаких чиновников за это никто не привлекает к ответственности, хотя сами же власти страны не отменили уголовную статью 274 «Распространение заведомо ложной информации», ее применяют только против оппозиционных активистов и независимых журналистов. Вот, недавно премьер-министр Великобритании был вынужден уйти в отставку, причем не за провалы в политике или экономике, а за то, что лгал. Сам он очень не хотел уходить в отставку, хотя был пойман на лжи не раз, он приносил извинения за это, но пытался продолжать работать. В итоге его ложь надоела даже не парламентской оппозиции (она сейчас практически бессильна), а его собственной партии и лояльным консерваторам СМИ, которые буквально продавили отставку Бориса Джонсона. У нас же мы что-то не припомним ни одного случая, чтобы чиновник уходил в отставку, пойманный на лжи. И не потому, что наши госслужащие честнее бывшего британского премьера, просто у нас к тому, чтобы наврать людям государственный аппарат относится очень легко. Так им, конечно, удобнее работать (или не работать), но есть и последствия – и их при помощи зарегулирования информации и СМИ не устранить. Все очень просто – если вы лжете, вам не верят. А не потому что журналисты не так работают или недостаточно патриотичны.

Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...