Крымская война-3
Начнется ли новая война в Восточной Европе?
«ДН»
НАПРЯЖЕНИЕ на российско-украинской границе в последние недели зримо растет. На увеличение российского военного контингента в приграничной зоне сразу несколько западных стран отвечают резкой критикой «военной активности» Кремля. В зоне потенциального конфликта не только или не столько аннексированный Россией в 2014 году Крым, сколько территории, удерживаемые пророссийскими сепаратистами на Донбассе, так называемые Донецкая и Луганская «народные республики».
Украинский президент Владимир Зеленский ищет помощь везде, где можно — в США, в Европе и даже в Турции, военная техника которой масштабно закупается для обновления вооружений украинской армии.
Вооруженный мятеж в этих регионах, начатый в 2014 году при поддержке российских граждан, затем перерос в широкомасштабные военные действия, завершившиеся, фактически, поражением украинской армии (чему способствовали вооруженные отряды из граждан Российской Федерации на военной технике ВС РФ, нелегально перешедшие границы Украины), в результате чего, часть территории на востоке страны осталась под властью непризнанных образований. Переговорный процесс по урегулированию ситуации с «ДНР-ЛНР», начавшийся в Минске в «Нормандском формате», в последние годы практически заморожен. Несмотря на территориальные приобретения за счет Украины Кремль, фактически, столкнулся с коллективной реакцией и блокадой со стороны Запада, которая путем различных санкций нанесли российский экономике довольно чувствительные удары. Чем грозит для Киева и Москвы вероятное возобновление открытого конфликта – самый острый вопрос ближайших месяцев.
О сосредоточении российских войск на границе Украины сообщали еще с начала апреля в Би-Би-Си и The New York Times. «По данным украинского генштаба, вдоль украинской границы по состоянию на 30 марта удерживается 28 батальонно-тактических групп российских Вооруженных сил. Однако, отмечает главнокомандующий Вооруженных сил Украины Руслан Хомчак, в ближайшее время ожидается «дополнительное сосредоточение до 25 батальонно-тактических групп противника». Правда, здесь нужно учесть, что в это количество украинцы вписывают не только войска в сопредельных Брянской, Воронежской и Ростовской областях России, но и части, дислоцированные в аннексированном Крыму», - сообщил сайт Русской службы Би-Би-Си на прошлой неделе в материале под заголовком «Российские войска - у границы с Украиной. Ждать ли новой войны?».
Источники «ДН» в самой Украине, близкие к ныне расформированному добровольческому батальону «Крым», также сообщают о тревожном фоне в Киеве. «Есть вероятность того, что начнется полномасштабная война. Большое количество войск Путин скидывает к Брянску, а это самый ближайший путь до Киева из России. Там – Ростов, Краснодар – огромное количество войск, военной техники скидывает к границам Украины. Видимо, Байден будет делать Украину своим военно-стратегическим партнером. Британия завезла в Украину тоже много техники, вплоть до крутых боевых кораблей. У нас турецкие военные корабли стоят в Одессе. НАТО вооружают Украину. Говорят, в мае здесь будет очень жарко».
Официальный Киев сообщает, что кроме сосредоточения сил на границе с Украиной подконтрольные Кремлю силы «в последние дни активизировали тренировки подразделений Народной милиции самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР)». «Российско-оккупационные войска продолжают вести провокационные обстрелы позиций украинских защитников с целью дальнейшего обвинения в нарушении режима прекращения огня», — заявили в министерстве обороны Украины. Со своей стороны Кремль и сепаратисты говорят об участившихся вооруженных провокациях на линии разграничения уже с украинской стороны. «Действительность на линии соприкосновения в Донбассе пугающая, провокации украинских военных не одиночные, а множественные», - заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. В Киеве опасаются, что именно под знаменем «защиты мирного населения Донбасса» Россия может вновь начать открытые военные действия на украинской территории. За время де-факто независимого от Киева существования сепаратистских образования многие их граждане получили также российское гражданство, что также может стать оправданием для интервенции.
Со своей стороны Запад также стремится продемонстрировать, что не намерен быть просто статистом. Как сообщается, представители США, Великобритании, Канады, Литвы и Польши провели на этой неделе встречу, в ходе которой обсудили «рост российской военной активности» у границ Украины. В заседании участвовали министр обороны Великобритании Бен Уоллес и и.о. замминистра обороны Аманда Дори. «Дестабилизирующие действия России подрывают деэскалацию напряженности, которая была достигнута соглашением при посредничестве ОБСЕ 27 июля 2020 года», — так прокомментировали итоги встречи в Госдепартаменте США. Вскоре после этого состоялся первый телефонный разговор президента Украины Владимира Зеленского с президентом США Джо Байденом, который «подтвердил неизменную поддержку США суверенитета и территориальной целостности Украины перед лицом российской агрессии на Донбассе и в Крыму».
Кроме стран Запада Киев ищет поддержки, причем военной, также и на юге. В эти дни президент Украины не только посещает расположенные на востоке страны украинские военные подразделения и встречается с представителями НАТО, но также срочно летит в Турцию, которая поставляет украинцам свои боевые беспилотники. В прошлом году именно их применение предопределило успех азербайджанской армии в Карабахской войне, окончившейся фактическим поражением Армении и освобождением большей части оккупированной ею азербайджанской территории. Представители сепаратистских формирования обвиняют Украину в стремлении провести против них силовую операцию «по карабахскому сценарию», после чего объявили военный призыв и призвали добровольцев из России на помощь.
После этого успеха турецкого оружия Киев также расширил свои контракты по закупу турецкой боевой техники к вящему неудовольствию Кремля. Не нравится Москве и турецкая активность в Центральной Азии, где недавно, правда в формате онлайн, прошел очередной саммит тюркоязычных государств. Буквально в эти же дни, как в Киеве ожидают грозы, в Нур-Султан прибыл представитель Кремля, глава МИД, Сергей Лавров. Официально сообщается, что он прибыл с рабочим визитом, «чтобы обсудить предстоящий форум межрегионального сотрудничества в Кокшетау, возвращение студентов на учебу, а также годовщину запуска первого искусственного спутника в космос». Однако, наиболее запоминающейся из его уст вышла очередная фраза с осуждением политической линии США в отношении России, которую он, по своей традиции использования недипломатичных выражений, назвал «тупой». С этим очень оперативно согласились в Кремле, где Песков заявил, что Лавров «как всегда, меток в своих формулировках». О том, как Москва оценивает свои отношения с Западом на данный момент, можно судить также по словам секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева. «Политическая ситуация сегодня действительно неблагоприятная, отношения двух стран на самом низком уровне с окончания холодной войны», - считает он.
В публичном же пространстве соседней страны уже бушует пропагандистская кампания, в рамках которой, к примеру, первый замглавы международного комитета Совета Федерации Владимир Джабаров говорит, что Украина для США уже «превратилась в расходный материал, чем мучиться с Украиной, лучше скинуть их под «танки», а там видно будет». В эфире пропагандистских передач на российском ТВ даже начали обсуждать возможность «демонстрационного ядерного взрыва» в океане или пустыне, который должен напугать страны НАТО. Там же говорят о возможности открытого военного столкновения войск стран НАТО с российской армией на Донбассе.
Ну, и сложно обойтись в этой ситуации без исторических параллелей. В 1853-1854 годах правительство России увязло в конфликте вокруг казалось бы ослабевшей и разложившейся Турции, европейские владения которой Санкт-Петербург думал отобрать. Тогдашние власти России были уверены, что противоречия между Англией, Францией, Австрией и Пруссией не позволят Западной Европе выступить единым фронтом в поддержку Турции, но именно это и произошло, итогом чего стало обидное поражение, вызвавшее сильные революционные брожения в России. При этом на первом этапе русской армии и флоту сопутствовала удача, но затем сказалось подавляющее техническое превосходство Запада, и война была проиграна. В данном случае, то, что в Кремле могли рассматривать, как эффективное бряцание оружием или даже какой-то вариант «маленькой победоносной войны» может в итоге оказаться катализатором внутренних дестабилизирующих процессов.