Кто, кому, и что теперь должен? | Деловая неделя
8 мая 2024 | выходит по пятницам | c 1992 года

Кто, кому, и что теперь должен?

29.05.2023 11:22:30
№: 20 (1516)

Несмотря на то, что на Саммит за демократию были приглашены лидеры 120 стран, итоговую декларацию, которая включала в себя поддержку основных принципов демократии, таких как свободные и честные выборы, и призывала к ответственности Россию за вторжение в Украину, поддержали пока только 73 страны

Если будут переписаны итоги Второй мировой войны, совершенно точно тут же начнется Третья

Юрий Сигов, Вашингтон

Продолжающийся военный конфликт России и Украины помимо массы других, важнейших для обеих этих стран положений высветил и одну очень важную глобальную проблему. А именно признания территориальной целостности как отдельно взятого государства, так и всей системы современных международных отношений. Дело в том, что все мы сейчас живем в мире, который сформировался после окончания Второй мировой войны (не дай Бог, чтобы все это было пересмотрено новой глобальной коллизией). Кому-то он нравится, кто-то им не доволен, но существующие реалии все же всеми худо-бедно пока еще признаются.

Те самые структуры, сформированные в результате Второй мировой войны за прошедшие годы, неоднократно пытались пересматривать, перекраивать и даже силовым путем навязывать. Гремели в той же Европе (а именно она была колыбелью двух предыдущих мировых войн) настоящие бои, войны малой и большой интенсивности, свергались правительства и даже разваливались крупные, и внешне прочные государства континента. Что влекло за собой новые столкновения, конфликты, смерть и разрушения еще вчера живших мирно и спокойно народов и стран.

Однако где-то с наступлением 21-го века ситуация стала меняться, и в весьма опасную сторону. Результаты той самой Второй мировой стали все чаще подвергаться сомнениям. А как только один из главных победителей той войны СССР – не просто развалился, но и на его месте образовались 15 независимых государств, причем Россия в мировом масштабе очень сильно ослабла (по своей собственной вине и из-за предательства советского руководства, а вовсе не американских или европейских козней), понимание происходящего в современном мире и вовсе стало в корне меняться.

Сейчас очень важные, и зачастую ключевые этапы мировой истории, связанные со Второй мировой войной и ее последствиями, не просто оказались поставлены под сомнение, но и вполне реально могут быть пересмотрены. Начиная от состава Совета безопасности ООН (в который на постоянной основе, напомню, входят страны- победительницы, хотя относительно Франции это положение не имеет никакого отношения) до территориальной принадлежности тех или иных районов и целых государств. Которые таковыми стали только потому, что кто-то во Второй мировой победил, а кто-то оказался поверженным.

Давайте все перепишем, перерисуем и переименуем. Вот только кому от этого будет легче?

Недавно на так называемом саммите демократий в Дании сразу несколько европейских его участников призвали обвинить Россию, и лично ее президента во всех бедах современного человечества. И, раз так уж получилось, что российские нынче представители нигде, и ни в чем не участвуют, их никуда больше не пускают, а соответственно и различные обвинения в адрес РФ и ее руководства некому, грубо говоря, защищать. Однако видя, что по сути дела российские власти всей этой вакханалии пересмотра итогов Второй мировой войны ничего не противопоставляют, ее противники становятся все более активными и решительными.

Если взять территориальные последствия Второй мировой войны, то лишь одна страна – Германия признала свою вину за ее развязывание, а комплекс вины за жертвы других народов очень сильно давит на головы целых поколений немцев, что ощущается во многом и в сегодняшнем поведении отдельных ее политиков. Все же остальные четко и ясно разделены на две категории: одни – это те, кто победил и принимал от побежденных акты о капитуляции, а другие – как жертвы разгрома ни на что, и никогда не будут больше претендовать.

Между тем так было раньше, а сейчас все прошлое не просто пересматривается, а фактически переворачивается с ног на голову. Напомню, что Вторая мировая война юридически завершилась подписанием 10 февраля 1947 года Парижских мирных договоров со странами-союзниками Германии, которые на деле несли точно такую же ответственность за ведение боевых действий в ходе этой военной эпопеи. Среди них были Болгария, Венгрия, Италия, Румыния и Финляндия.

С самой же Германией мирный договор странами- победителями формально не подписан до сих пор, потому как руководство гитлеровской верхушки подписало лишь акт о капитуляции, но ни с кем Германия по сути дела с тех пор так и не мирилась официально. Да, есть еще в наличии так называемый Московский договор от 1990 года об условиях объединения ГДР и ФРГ. Но подписало его позорнейшим образом советское руководство, надеясь на то, что с коллективным Западом теперь за это Москву будут десятилетиями носить на радостях на руках.

На деле же (с юридической точки зрения) Германия уже в объединенном виде продолжала считаться потерпевшей поражение во Второй мировой войне. Немцы всем понесшим территориальные и человеческие потери вроде как выплатили репарации и признали публично свою вину за развязывание Второй мировой войны. Последние транши Германия выплачивала в той же России жертвам нацизма уже в евро, а первые выплаты шли еще в существовавших тогда немецких марках.

По другим конфликтам на той же европейской территории ситуация выглядит еще более запутанной. Например, войны на территории бывшей Югославии в 1991-98-х годах или пятидневная война России и Грузии летом 2008 года не привели к официальному подписанию мирных договоров с четким и понятно зафиксированным определением победителей и побежденных в этих конфликтах.

То есть с юридической точки зрения побежденными до настоящего времени остаются Германия и ее союзники по результатам Второй мировой войны, вне зависимости от того, что по этому поводу думают руководители этой страны или первые лица Евросоюза с НАТО. Но, повторюсь, так было до начала российско-украинского военного конфликта, а теперь правящие элиты прежде всех европейских государств при полной поддержке США хотят все эти постулаты пересмотреть, а виновной во всех бедах мирового масштаба определить Россию и ее президента.

Я уже неоднократно отмечал, что российские власти по какой-то странной причине вообще не обращают внимания на весьма конкретные и жесткие решения и действия, предпринимаемые коллективным Западом. Это касается и самого процесса распада СССР, и развала бывшей теперь уже Югославии, и вооруженные конфликты на территориях бывшего Советского Союза, но ныне на территориях уже независимых государств. И, наконец, недавнее решение Уголовного суда в Гааге о подсудности первого лица РФ как потенциального преступника.

При этом, замечу, страны Запада действуют едино в своем желании пересмотреть итоги Второй мировой войны - всегда последовательно, настойчиво, и постепенно добиваются своей цели. С российской же стороны ситуация доводится до уже свершившегося факта, когда, что называется «пить Боржоми уже поздновато при острых болях в почках».

К примеру, такие страны как Болгария, Венгрия и Румыния после окончания Второй мировой войны были не просто проигравшими и государствами-преступниками, а уже полноправными на тот момент членами «социалистического содружества» и его военной составляющей - Организации Варшавского договора. Однако в тот момент СССР не денонсировал в их отношении Парижских договоров 1947 года и не заявлял (а стоило бы), что эти страны по крайней мере в глазах Москвы не несут ответственности за действия своих правительств в годы Второй мировой войны.

Кто и чей теперь союзник не разберется даже сама история…

Точно так же Соединенные Штаты и Великобритания не стали денонсировать Парижские мирные договоры с Италией и Финляндией, не освободив их тем самым от вины за развязывание и участие во Второй мировой войне на стороне Германии. Не денонсировали западные союзники (те же плюс Франция) и Боннский договор с вновь сформированным правительством ФРГ от 1952 года. В тот момент «холодная война» между Западом и СССР была в самом разгаре, но на систему Парижских договоров как на основу безопасности в Европе все же не покушалась ни одна страна-победительница во Второй мировой.

Теперь же полная ревизия Парижских мирных договоров вполне может быть осуществлена – и в довольно короткие сроки по сразу нескольким направлениям. И делается это для того, чтобы не просто пересмотреть какие-то отдельные его положения, а чтобы создать по праву единственного «правильно решающего» на континенте совершенно новые реалии. При которых «тот победитель» может быть спокойно объявлен неким «преступником», его войска - агрессорами, а сам факт, скажем, территориальной целостности такой страны поставлен под очень большое сомнение.

О чем здесь может идти речь? Те же якобы «побежденные» страны гитлеровской коалиции во Второй мировой войне получают шанс попросту выйти из-под положений Парижских ограничений. Каким образом? А все элементарно: на дворе – новая война, где агрессор - Россия, а жертва - Украина. Кто помогает Украине? Правильно: те, кто защищает жертву. От кого? От того, кто на жертву напал.

А это означает также, что всякие там Парижские договора от 1947 года полностью устарели, надо работать и утверждать новые понятия и систему законов и положений «сегодняшнего дня». А делать это будут, что вполне понятно, исключительно НАТО вместе с руководством Евросоюза. Какая-то там Москва может по этому поводу возразить и повозмущаться?

Так никто ее не станет слушать. К тому же Германия, например, как вроде бы побежденная страна, тем самым получит возможность полностью «обнулить» свою вину за развязывание Второй мировой войны. Потому как будет новая виновная – Россия, а все, что нынче происходит с Украиной ей никакая Европа, и ни при каких там правителях никогда не простит.

Гарантировано в этом случае произойдет и самое опасное – начнется пересмотр границ очень многих современных государств, которые более ли менее сформировались после окончания Второй мировой. Хотя развал трех государств в Европе после этого мы уже наблюдали – Югославия, Чехословакия и СССР (а также сюда же можно приплюсовать так называемое «мирное воссоединение» двух Германий, что вылилось фактически в поглощение одного государства другим), новые границы внутри целых государств могут внести такой раздрай на всю Европу, что мало никому не покажется.

Уже сегодня мы можем наблюдать некие совершенно нелепые вещи, связанные с российско-украинским военным конфликтом. Сначала руководство РФ принимает решение о включении ряда бывших регионов Украины в свой состав. Но затем, год спустя после включения выясняется, что ни одна из этих «новых территорий» Россией не контролируется полностью. Там по-прежнему идут бои, и кому эти территории на деле принадлежат (а не на юридически правильно оформленной бумаге) до сих пор неясно.

Отдавай мои земли! А не то по судам затаскаю…

Но Украина в ее нынешних границах – это еще полбеды для РФ. Куда опаснее то, что те самые побежденные во Второй мировой войне страны могут выдвинуть территориальные претензии к России исходя из того, что она – не просто теперь обычное государство, а «агрессор». Особую опасность для Москвы представляет Финляндия, поскольку по условиям Парижского мирного договора она признала передачу СССР порта Петсамо (Печенга), нескольких районов Карелии, всего Карельского перешейка, и гарантировала особый статус Аландских островов, входящих нынче в состав Финляндии на правах автономии со шведским языком.

Помимо этого, СССР арендовал у Финляндии военно-морскую базу в Порккала-Удд, но когда финны выплатили все репарации советским гражданам, вернул ее им в 1956 году. Нынче же Финляндия – официально страна-член НАТО, куда ее буквально затолкало нынешнее руководство РФ, начав СВО против Украины. В итоге Хельсинки больше не подчиняется положениям Парижского мирного договора, но зато вполне имеет право предъявить территориальные претензии к России. И в этом споре на стороне финнов выступят как НАТО, так и руководство Евросоюза.

А ведь есть еще территориальные претензии к России со стороны трех балтийских стран. Эстония, к примеру, требует под свою юрисдикцию вернуть ей правобережье Нарвы и Печорский район нынешней Псковской области. Латвия заявляет о претензиях к России на владение Пыталовским районом. Если же европейские страны между собой достигнут консенсуса в том, чтобы объявить Россию (и ранее – СССР) страной-агрессором, то пусть этот самый агрессор вместо денег выплачивает нам свои «агрессивные долги» требуемыми нами территориями.

Показательно, что балтийские страны обосновывают свои претензии к РФ вроде как на основе давно устаревших мирных договоров с Советской Россией от 1920 года. А раз договор от 1947 года в Париже будет пересматриваться, то почему бы и не пересмотреть более ранние соглашения тем более, что ни Советской России, ни СССР в его современном виде уже больше не существует?

Также интересно посмотреть на то, как будут себя вести, юридически освободившись от статуса проигравших, страны, у которых к соседям также существуют немалые территориальные претензии. Та же Венгрия с момента начала российско-украинского военного конфликта дала понять, что в случае исчезновения Украины как целостного независимого государства по результатам этого противостояния она имеет права на пока украинское Закарпатье, а также сербский район Воеводина, плюс часть румынской пока еще Трансильвании.

Не теряет времени зря и Румыния – она также готова включить в свой состав украинскую часть Северной Буковины и город Измаил, а также либо большую часть нынешней Молдовы, которая до 1940 года была частью Румынии, либо всю ее территорию за исключением Приднестровья (хотя и его Бухарест может отобрать, если оттуда каким-то образом удастся выдавить российские войска).

Есть на свете еще и страна Болгария, у которой также имеются территориальные претензии на земли, принадлежащие так называемой Северной Македонии (бывшей республике Югославии, которую болгары вообще считают территориальным недоразумением, и рассматривают ее как полностью свою провинцию). Ведь если Парижские мирные договоры будут полностью де-факто похоронены, то современное территориальное устройство как минимум всей Восточной Европы попросту обнулиться.

Очень модно в последнее время было порассуждать на различных международных конференциях и заседаниях с виду ответственным ученым с политиками о конце «прошлого мира» и наступлении «нового порядка, похоронившего договоренности Ялты». Между тем пока мы все еще продолжаем жить по законам, установленным именно державами-победительницами по результатам Второй мировой войне. Однако пересмотр всех этих положений 80-летней давности уже идет полным ходом. И затормозить (но не отменить самой тенденции) можно его будет, к сожалению, лишь адекватной военной силой (которую твои противники все-таки могут и испугаться).

Между тем то, что сегодня происходит на линии противостояния российских и украинских войск свидетельствует о весьма опасной тенденции, которую будет на дальнейшее довольно сложно остановить. Именно военную силу все меньше принимают во внимание, но зато все важнее становятся разного рода экономические и финансовые санкционные механизмы, и сильнее будут и дальше пинать того, кто не в состоянии доказать свою правоту и суверенитет по большей части вовсе не дипломатическими, а исключительно военными методами и возможностями.

 


Если Вам понравилась статья, то пожалуйста, поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментарии
Загрузка комментариев...