Куда деваться бывшим диктаторам?
Как проблемы Лукашенко влияют на Бакиева
Жылдыз АЛИЕВА, БИШКЕК
ПОЛИТИЧЕСКИЙ кризис после президентских выборов в Беларуси неожиданно затронул Кыргызстан. Вскоре после того, как ЦИК посчитал голоса в пользу действующего президента Александра Лукашенко, а оппозиция вышла на улицы, продемонстрировав десятки тысяч своих сторонников, по белорусскому ТВ показали сюжет, в котором кыргызстанцы могли узнать лицо своего бывшего соотечественника, которого правоохранительные органы страны разыскивают уже без малого целое десятилетие. Сегодня в Бишкеке гадают, не сбегут ли «беженцы из Кыргызстана» теперь и из Беларуси? А если да, то куда?
Жылдыз АЛИЕВА, БИШКЕК
ПОЛИТИЧЕСКИЙ кризис после президентских выборов в Беларуси неожиданно затронул Кыргызстан. Вскоре после того, как ЦИК посчитал голоса в пользу действующего президента Александра Лукашенко, а оппозиция вышла на улицы, продемонстрировав десятки тысяч своих сторонников, по белорусскому ТВ показали сюжет, в котором кыргызстанцы могли узнать лицо своего бывшего соотечественника, которого правоохранительные органы страны разыскивают уже без малого целое десятилетие. Сегодня в Бишкеке гадают, не сбегут ли «беженцы из Кыргызстана» теперь и из Беларуси? А если да, то куда?
Одним из первых поздравивших Лукашенко с переизбранием был и его кыргызский коллега. Уже 10 августа, в понедельник, президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков поздравил своего коллегу. Как сообщила его пресс-служба, в поздравительной телеграмме говорилось: «…Ваш богатый опыт и профессионализм будут и в дальнейшем способствовать повышению благосостояния народа, обеспечат высокий уровень политического и экономического развития страны». «Выражаю уверенность, что кыргызско-белорусские отношения, основанные на давних традициях дружбы, взаимного уважения и сотрудничества, будут и впредь развиваться, и укрепляться во благо народов наших государств», - написал Жээнбеков Лукашенко. Также Сооронбай Шарипович пожелал Александру Григорьевичу «крепкого здоровья и благополучия, а дружественному народу Республики Беларусь - мира и процветания».
И надо же было так случиться, что в тот же день белорусский лидер посетил Белорусскую Национальную биотехнологическую корпорацию (БНБК) и встретился с ее руководителем Даниилом Урицким, в котором кыргызстанцы узнали своего бывшего премьер-министра Данияра Усенова. Видеосюжет о ходе встречи вышел на местном телеканале СТВ.
В эфир, в частности, попал один момент. «Политика тут, Данияр, одна должна быть - люди. Я вижу, ты человек принципиальный и честный, белорусов ты не обидишь, потому что они очень похожи на кыргызов по своему трудолюбию. Белорусов обижать нельзя - это надежные, крепкие люди», - обратился Лукашенко к руководителю БНБК официально именуемому Даниил Урицкий. Видимо, он позабыл сказать об этом белорусскому президенту, который обратился к нему по-старому. Государственное агентство «Белта» отметило, что глава государства высоко оценил инвестпроект по организации современного агропроизводства БНБК. «Таким производством обладают единицы стран - всего четыре страны, и среди них Беларусь. Это больше, чем космос. Космосом мы с советских времен занимаемся, а это совершенно новое производство, и сырье наше - 700 тыс. тонн зерна сегодня готова покупать БНБК по мировым ценам», - похвалил предприятие Лукашенко.
Официально власти Беларуси всегда утверждали, что генеральным директором корпорации является белорусский гражданин Даниил Урицкий. В Кыргызстане же не сомневались, что это - бежавший из страны премьер-министр Данияр Усенов. Данияр Токтогулович еще в бытность чиновником в Кыргызстане, прослыл человеком с чувством юмора. Не утратил он этой черты характера и в Беларуси, где на вопросы местных журналистов пару лет назад, на голубом глазу утверждал, что никакой он не Данияр Усенов, а с рождения Даниил Урицкий, гражданин Беларуси. Он даже показал обложку своего паспорта. «Я слышал, что Усенов скончался в Малайзии еще в 2013 году»,- сказал тогда Усенов-Урицкий.
Такими отписками заканчивались все запросы Бишкека на выдачу сбежавших в эту страну семьи и окружения свергнутого президента Курманбека Бакиева. Власти Беларуси все эти годы отвечали, что не располагают сведениями о семье Бакиева и его соратников. Соответственно, и выдавать тех, кто официально не находится на территории этой страны, белорусы никогда не думали.
Какую фамилию сегодня носит бывший шеф Усенова-Урицкого Курманбек Бакиев - неизвестно, мог уже давно несколько раз сменить документы. Засветился лишь его внук, сын старшего сына Марата, ныне известный, как Руслан Петров, он, еще один из руководителей вышеуказанной БНБК. Кстати, Белорусскую национальную биотехнологическую корпорацию вообще очень тесно связывают с именем второго президента Кыргызстана, который был, свергнут в 2010 году. СМИ стал известен список акционеров, среди которых есть две канадские компании с бенефициарами в офшорах. Именно их связывают с семьей Бакиева, их доля в компании составляет около 22,5%. Кроме того, акциями БНБК владеют белорусское государство, частные белорусские и российские компании. Известно также и то, что недавно в долю вошли и китайские инвесторы. Общий объем вложений в БНБК превышает один миллиард долларов. До 2032 годы корпорация планирует организовать производство глубокой переработки зерна по современным методам биотехнологии с получением аминокислот для производства высокопродуктивных сбалансированных комбикормов и премиксов. В самом Кыргызстане семья беглого президента предпочитала не вкладываться, а захватывать чужое имущество.
После того, как белорусское телевидение неосторожно «засветило» Урицкого-Усенова, 11 августа в Министерство иностранных дел КР был вызван представитель Посольства Республики Беларусь в Бишкеке. Самого посла Минск отозвал несколькими годами ранее, после очередного митинга с требованиями выдачи Бакиева и его семьи правосудию Кыргызстана. И в ходе данной встречи кыргызская сторона потребовала дать разъяснения по поводу публичного появления бывшего премьер-министра КР Усенова, находящегося в межгосударственном розыске и осужденного в Кыргызстане на тюремный срок. «Обращено внимание белорусского дипломата, что подобные действия наносят урон развитию дружественных отношений между Кыргызстаном и Беларусью, построению эффективного взаимовыгодного сотрудничества», - говорится в сообщении МИД КР. Во внешнеполитическом ведомстве вручили соответствующую ноту и призвали белорусскую сторону принять безотлагательные меры по скорейшему задержанию и последующей экстрадиции в республику вышеуказанного лица и других причастных лиц, находящихся в Республике Беларусь.
Тем временем в кыргызских сегментах соцсетей и медиа начали шутить, что поражение Лукашенко - это проклятие «кармы Бакиевых». Мол, не стоило их у себя привечать и защищать последний десяток лет. В кыргызстанских СМИ даже вновь стали поднимать вопрос о выдаче семьи Бакиевых. В частности, газета «Вечерний Бишкек» задалась вопросом, что будет с Бакиевым, если Лукашенко по тем или иным причинам покинет свой пост? Ведь не для кого, не секрет, что кроме действующего белорусского лидера ,беглого президента из Кыргызстана в свое время никто не поддержал. В редакции предположили несколько вариантов развития событий. В случае неблагоприятного исхода для «Батьки» у Бакиева могут быть только три варианта: первый - остаться в Минске и попробовать договориться с новой властью. Но она может уступить требованиям Кыргызстана и выдать им беглого президента. Так что этот вариант несколько шаткий, так как сегодняшнее положение Бакиева держится исключительно на поддержке белорусского президента. Второй вариант - попросить защиты у Москвы. Этот вариант тоже не совсем надежный, в Москве уже есть один беглый кыргызский экс-президент, да и для России Кыргызстан является важным стратегическим партнером, и ради одного человека Кремль вряд ли будет рисковать подобным положением вещей.
Третий вариант - уехать дальше, за рубеж. Но куда? В феврале прошлого года США и Кыргызстан договорились о возвращении $4,6 млн., похищенных сыном экс-президента Бакиева. То есть, если правительство США стало содействовать возвращению «бакиевских» денег в Кыргызстан, значит, вряд ли возьмет под защиту бывшего президента Кыргызстана. Можно попробовать попросить политическое убежище в Лондоне, где обосновался сын Курманбека Салиевича - Максим Бакиев. Но и это ненадежный вариант. Некоторые СМИ пишут про варианты перебраться в Турцию и Эмираты, но из обеих этих стран в Кыргызстан есть выдача, что Бакиевых вряд ли устроит.
И тогда возникает самое неожиданное предположение. «Из всех вышеозвученных предположений можно сделать вывод, что беглый президент К. Бакиев после президентских выборов в Беларуси вполне может оказаться в Кыргызстане. Не исключено, что, предполагая такой вариант событий, К. Бакиев заранее стал готовить почву для своего успешного возвращения домой. По крайней мере, в обществе упорно и давно ходят слухи, что Бакиевы финансируют некоторые СМИ и политические партии в Кыргызстане для победы на предстоящих выборах в жогорку кенеш», - пишет кыргызская пресса. О том, в какие политические партии вошли родственники беглого президента, наша газета уже ранее писала.
Но возвращение Бакиевых в Кыргызстан все же маловероятно при существующем политическом раскладе в республике. Приезд этой семьи может много кому спутать карты. Своими мыслями на страницах местных СМИ поделился политолог Марс Сариев. По его мнению, в отъезде Бакиева и его нахождении в Минске, играет роль, прежде всего, Кремль. Он - носитель больших секретов, и это стоит понимать. Поэтому, тот же Алмазбек Атамбаев и нынешняя власть, на самом деле, никогда не были заинтересованы в его возвращении в Кыргызстан. Многие из представителей политэлиты раньше работали с ним. А значит, слишком много скелетов припрятано в шкафу, и очень много историй вскроется.
Сариев отметил, что ноты, подобные вышеупомянутой, периодически были и при прежней власти. Он считает, что это была «очередная вынужденная нота». «Просто не отреагировать в МИДе не могли. Эти ноты были и при Атамбаеве. Вот только, все останется без изменений. Если того же Аскара Акаева никто не стремится возвращать, что говорить про Бакиевых? Наши власти не могут вернуть на родину «вора в законе» Азиза Батукаева, чье криминальное прошлое доказано, что уж говорить про такую крупную политическую фигуру?», - отметил политолог.
Что касается встречи белорусского президента Александра Лукашенко и его общения с Данияром Усеновым, которое, к слову, прошло в самый разгар митингов и забастовок, то целенаправленной провокации в отношении Кыргызстана политолог здесь тоже не видит. «Бакиевы получают поддержку со стороны Лукашенко из-за того, что внесли немалый вклад в экономику Беларуси. Правда, за счет денег, которые они вывезли из Кыргызстана. Стоит признать, что это место беглый президент нашей страны готовил давно. Еще в бытность им главой КР, он переводил в Минск большие суммы денег. Поэтому, неудивительно, что там работает и Данияр Усенов. Лукашенко не затрагивал в тот момент Кыргызстан, а, в первую очередь, решал свои задачи», - уверен Сариев.
Он также отметил и неоднозначную позицию внешнеполитического ведомства Кыргызстана. «Примечательно, что он (МИД - «ДН») послал ноту о выдаче только Усенова, про Бакиева ни слова. Почему? Бакиев - крупная политическая фигура. И то, что он находится в Беларуси, [это -] часть большой политической игры. Это касается и Максима Бакиева, который находится в Лондоне. Именно поэтому в ноте упоминается лишь Урицкий-Усенов. Ведь, если наша страна начнет требовать Бакиева, начнется серьезная геополитика. А наша власть не хочет дестабилизировать обстановку. Поэтому, они лишь показательно стараются отреагировать на это», - отметил Сариев.
В середине этой недели сам Курманбек Бакиев дал комментарий одному из кыргызских новостных порталов по поводу своих планов. «Утверждение о том, что бывший президент Кыргызстана Курманбек Бакиев покинул Беларусь, не соответствует действительности. Президент Беларуси Александр Лукашенко в сложной ситуации дал мне статус беженца, улучшил мою жизнь. Я никогда не оставлю Лукашенко в сложной ситуации. До конца буду рядом с ним. Я до этого никого не предавал и предавать не буду. Сейчас я в Минске. Повторяю, буду с этим человеком до конца», - сказал он.