Курсовая погода
Новый год с точки зрения ценовой конъюнктуры на сырьевые товары, оказывающей основное влияние на состояние внутреннего рынка, начинался на позитивной ноте. Повышение мировых цен оказало поддержку национальной валюте, позиции которой по отношению к валютам основных торговых партнеров несколько улучшились. В то же время в конце января на фоне обострения ситуации с пандемией коронавируса на рынках появились признаки коррекции.
Торги нефтью на Лондонской товарной бирже в этом году начались с отметки выше 52 доллара за баррель, а в начале второй декады стоимость эталонной марки нефти повысилась еще на 3-4 доллара за бочку. В середине недели котировки нефти протестировали рубеж в 57 доллара, но продвинуться выше не смогли и до начала текущей недели менялись преимущественно в коридоре 56-55 доллара за баррель. Таким образом, стоимость нефти в истекшем периоде января сложилась заметно выше как прогнозов казахстанского правительства, так и среднего показателя за прошлый год (соответственно 35 доллара и порядка 43 долларов за баррель).
Основное влияние на формирование цен в начале года, по всей видимости, оказывало решение экспортеров.
Страны ОПЕК+ на заседании 4-5 января договорились о параметрах добычи нефти в феврале и марте. По итогам заседания странами-участницами соглашения было принято решение о продлении текущего уровня сокращения добычи на февраль и март. При этом для двух стран были согласованы отдельные условия. Россия увеличит добычу в феврале на 65 тысяч, Казахстан – на 10 тысяч баррелей в сутки. Общее ограничение добычи стран ОПЕК+ в январе текущего года составит 7,2 млн., в феврале и марте – по 7,125 млн. баррелей в сутки.
Определенное воздействие на котировки могли оказать и другие факторы. К примеру, пессимистичные ожидания экспертов. Так, Международное энергетическое агентство (МЭА) на прошлой неделе понизило прогноз спроса на нефть в текущем году на 280 тысяч баррелей до 5,5 млн. баррелей в сутки (сам спрос ожидается в 96,6 млн. баррелей в сутки), после рекордного снижения показателя в 2020 году на 8,8 млн. баррелей в сутки. Возобновившиеся локдауны в ряде стран снижают продажи топлива. Это привело к пересмотру нашего прогноза мирового спроса на нефть на 0,6 млн. в первом квартале 2021 года и на 0,3 млн. баррелей в сутки - в 2021 году, уточняют аналитики агентства.
По их оценкам, поставки нефти в мире в текущем году вырастут на 1 млн. баррелей в сутки после снижения в прошлом году. Произойдет это главным образом за счет ОПЕК. Возможны и более высокие темпы роста, учитывая наши ожидания в отношении улучшения спроса во втором полугодии 2021 года, не исключают в агентстве. Если Россия будет полностью выполнять новые договоренности в первом квартале, а потом сокращения постепенно ослабнут, производство страны, похоже, вырастет на скромные 0,1 млн. баррелей в сутки, прогнозируют аналитики.
В долгосрочном плане до 2050 года на фоне перехода мировой экономики к низкоуглеродному развитию снижение спроса на нефть окажется быстрым и более значительным. Такие выводы приводятся в докладе, опубликованном 15 января агентством Fitch. Нефтяной сектор ставится в число самых уязвимых. Эта уязвимость распространяется на нефтесервис, нефтепереработку и транспортировку, а производители газа и нефтехимические компании, вероятно, будут чувствовать себя лучше, отмечают в рейтинговом агентстве.
Планы по масштабным стимулам экономики США, ослабление американской валюты поддерживали мировые цены на нефть. Однако эти факторы уже учтены в котировках. В дальнейшем они будут определяться во многом ситуацией с коронавирусом, которая продолжает ухудшаться. Количество заболевших вирусом продолжает увеличиваться ускоренными темпами и уже превысило 100 млн. человек. Все рассчитывают на эффект масштабной вакцинации, но первые результаты, скорее всего, появятся в лучшем случае только в первой половине этого года.
Поэтому влияние вирусной атаки на рынок нефти продолжится как минимум в краткосрочной перспективе.
Вынужденные новые ограничения могут заставить экспертов переоценить перспективы быстрого восстановления спроса на энергоносители. При этом риски по росту предложения как со стороны стран ОПЕК, так и американских сланцевиков, остаются актуальными. При таком варианте развития событий, похоже, стоит ждать снижения котировок в район 50-55 доллара за баррель.
Тем временем стабилизация котировок нефти в районе 55 доллара за баррель оказала поддержку сырьевым валютам, правда, достаточно ограниченную. Средневзвешенный биржевой курс доллара на внутреннем рынке до начала последней недели января оставался на 1-2 тенге ниже отметки на последний день минувшего года (420,91 тенге за доллар). Поддержанию такой динамики способствовали как повышение мировых цен на нефть и ряд других сырьевых активов, так и усиление позиции рубля к доллару на российском валютном рынке.
В первые дни нового года официальный курс единой европейской валюты держался несколько выше отметки, зафиксированной на последний день минувшего года (516,13 тенге). Однако по мере медленного ослабления позиции евро по отношению к доллару США на международных рынках, стоимость единой валюты начала снижаться и с прошлой недели, официальный курс евро складывался ниже уровня 510 тенге. При этом со второй декады января на внутреннем рынке наблюдалось некоторое повышение стоимости российской валюты.
Напомним, что предыдущие годы также начинались удачно для тенге. Процесс усиления позиций тенге к доллару США наблюдался в течение нескольких месяцев, после чего, как правило, возобновлялся процесс ослабления национальной валюты. В прошлом году снизился курс тенге по отношению к евро и доллару США, повысился – к российскому рублю. Судя по всему, на фоне прогнозируемого повышения мировых цен на нефть рост котировок основных мировых валют за текущий год по отношению к тенге сложатся менее существенным, чем в предыдущем. Возможно, при этом потери тенге к рублю окажутся более значительными, учитывая повышение стоимости тенге к рублю в прошлом году.
Что касается отдельных параметров монетарной политики за прошлый год, то их динамика оказалась достаточно позитивной, учитывая влияние распространения коронавируса. Так, валовые международные резервы Национального банка выросли за прошлый год почти на 23,2% до уровня 35,67 млрд. долларов США. При этом активы в свободно конвертируемой валюте увеличились на 19,9% (более чем на 2 млрд.) до 12,09 млрд. долларов. Активы в золоте выросли за год почти на четверть (на 24,9%), составили более 23,58 млрд. долларов. Прирост активов в СКВ был обусловлен притоком средств в рамках компенсации от Карачаганакского консорциума, займа Азиатского банка развития, а также увеличением средств банков второго уровня на валютных счетах в Национальном банке.
Иная картина сложилась с активами Нацфонда. По предварительным данным, активы Национального фонда в иностранной валюте сократились за год почти на 5% до уровня около 58,7 млрд. доллара. В абсолютных цифрах активы фонда снизились примерно на 3,1 млрд. долларов. Сокращение произошло из-за превышения расходов над поступлениями в результате реализации антикризисных мер и падения цен на нефть и другие полезные ископаемые. Если смотреть в среднесрочной перспективе, то сокращение резервов наблюдается далеко не первый год. Так, в 2014 году активы фонда превышали 73,5 млрд. доллара США.
Ускорился в прошлом году рост денежных агрегатов, что, помимо прочего, было связано с курсовой переоценкой активов и обязательств субъектов рынка. Темпы прироста денежного предложения сложились намного выше уровня инфляции. Денежная база в широком определении расширилась за год на 41,8%, составила 9777,6 млрд. тенге. При этом денежная база в узком выражении, то есть без учета срочных депозитов банков в Национальном банке, сжалась на 6,3% до уровня около 5087,8 млрд. тенге. Денежная масса за 2020 год увеличилась на 16,9% до 24917,8 млрд. тенге. Наличные деньги в обращении выросли на 22,9%, превысили 2828 млрд. тенге.
Что касается других событий, то состязание двух основных мировых валют до начала текущей недели проходило возле отметки 1,20 доллара за евро. Курс пары менялся преимущественно в сравнительно узком коридоре 1,207 – 1,235 доллара за 1 евро. Стабилизации курса основной пары способствовали, помимо прочего, решения Европейского центрального банка (ЕЦБ). На прошлой неделе регулятор сохранил ключевую ставку на уровне 0%, а также оставил без изменений другие параметры денежно-кредитной политики, подтвердив намерения удерживать процентные ставки на низком уровне в целях стимулирования экономического восстановления.
Глава ЕЦБ отметила высокие риски для европейской экономики из-за повторной волны коронавируса в регионе и сохранения строгих ограничительных мер. Кристин Лагард подчеркнула важность массовой вакцинации населения, что является одним из основных условий возвращения экономики к нормальному функционированию. Вместе с тем были отмечены снижение рисков политического характера после достижения соглашения между ЕС и Великобританией по условиям Brexit, а также победы Джо Байдена на выборах в США.
Российские эксперты считают, что в конце прошлой недели появились признаки ухудшения обстановки на рынках. По их оценке, угроза новой волны пандемии в Китае и локдауны в Европе негативно повлияли на деловую активность и аппетит к риску. Слабые экономические данные за пределами США стали поводом для коррекции рынков после очередной недели рекордных максимумов. Строгие меры по сдерживанию пандемии в еврозоне ударили по доминирующей сфере услуг.
Негативным фактором, способным оказать давление на тенге, стало ослабление курса рубля по отношению к доллару США. Биржевой курс российской валюты за один день, 22 января, снизился примерно на полтора рубля до уровня 75,3 рубля за 1 доллар. Падению рубля способствовали как усилившиеся ожидания новых санкций со стороны США, так и снижение мировых цен на нефть на фоне новостей о росте запасов нефти и нефтепродуктов в Штатах. Существенное падение стоимости рубля отразилось на формировании курса тенге к доллару США. В минувший понедельник, 25 января, биржевой курс доллара вырос до уровня 420,70 тенге. На следующий день на утренних торгах курс доллара превысил отметку на конец прошлого года, вырос до 421,39 тенге.
Впрочем, можно предполагать, что коррекция курса основной пары на внутреннем рынке будет ограниченной. Во-первых, уже в понедельник стоимость нефти на Лондонской товарной бирже повысилась и приблизилась к отметке 56 доллара за баррель. Кроме того, появилось ряд факторов, в том числе наступление налогового периода в России, которые должны оказать поддержку рублю. Следовательно, можно рассчитывать на то, что стоимость доллара на внутреннем рынке в этих условиях не претерпит на этой неделе существенных изменений.