Кыргызстан страна возможностей!
От тюрьмы - до главы государства
Жылдыз АЛИЕВА, БИШКЕК
ПОХОЖЕ, что только в Кыргызстане можно спустя восемь лет после того, как быть фигурантом уголовных дел по обвинению в попытке государственного переворота и организации массовых беспорядков, не только занять высшие государственные должности, но и расставить своих соучастников. Сегодня власть в стране, по сути, в руках трех политиков - Садыра Жапарова, Камчыбека Ташиева и Таланта Мамытова - всего несколько лет назад осужденным по этим тяжким статьям. Сегодня же они готовятся защищать и укреплять свои позиции на будущих выборах в парламент и главы государства.
Жылдыз АЛИЕВА, БИШКЕК
ПОХОЖЕ, что только в Кыргызстане можно спустя восемь лет после того, как быть фигурантом уголовных дел по обвинению в попытке государственного переворота и организации массовых беспорядков, не только занять высшие государственные должности, но и расставить своих соучастников. Сегодня власть в стране, по сути, в руках трех политиков - Садыра Жапарова, Камчыбека Ташиева и Таланта Мамытова - всего несколько лет назад осужденным по этим тяжким статьям. Сегодня же они готовятся защищать и укреплять свои позиции на будущих выборах в парламент и главы государства.
В октябре 2012 года все трое вывели людей к Белому дому, требуя национализации самого крупного золоторудного месторождения Кумтор. В тот день, пока модератором митинга были экс-министр юстиции Мукар Чолпонбаев и Садыр Жапаров, было довольно тихо и спокойно. Стоявшие - человек триста-четыреста - внимали вялым речам выступающих без особого энтузиазма. Затем подошло еще человек 150-200 спортивного вида ребят во главе с Камчыбеком Ташиевым и Талантом Мамытовым. Жечь сердца глаголом вышел Камчыбек Кыдырмаевич. На подъем страстей у него ушло минут 15. С криками «Надо гнать этот антинародный парламент!» он решительно двинулся к ограде Белого дома. В тот день было почему-то мало депутатов, президента Алмазбек Атамбаев уехал в очередную зарубежную поездку, премьер - также отсутствовал. «На хозяйстве» оставался лишь спикер парламента Асылбек Жээнбеков (брат ныне отставленного Сооронбая Жээнбекова). Однако охрана Дома правительства и силовики сработали быстро и жестко - штурмовавшие забор были разогнаны, а их лидеры - арестованы. В том числе и Жапаров, хотя он и не присоединился к попытке перелезть через забор с остроконечными пиками. Ташиев же, позабыв, что он уже далеко не юноша, чтобы без последствий одолевать подобного рода препятствия, напоролся на острие одной из пик и разорвал себе штаны в пикантном месте, причинив боль также и одной из ягодиц, а также бедру. За это он был удостоен обидного прозвища.
В дальнейшем Ташиев и Мамытов признали свою вину и просили прощения и пощады у Атамбаева. По итогу, после полутора-двух лет заключения они вышли из мест не столь отдаленных, их судимости были погашены, и уже в 2015 году они вновь смогли участвовать в выборах и пройти в парламент. С Жапаровым ситуация получилась несколько иной. Он не захотел демонстрировать раскаяние и лояльность. Наоборот, он продолжил тему национализации Кумтора, сильно действуя на нервы президента страны. Ведь это происходило на фоне подготовки очередного соглашения с канадскими инвесторами. Дело с протестами дошло до захвата в заложники осенью 2013 года губернатора Иссык-Кульской области Эмильбека Каптагаева. После чего силовикам пришлось наводить порядок в регионе силой. Жапаров был вновь арестован и осужден. Но особенности местной политической кухни в том, что если ты «хороший джигит», то за тебя тут же начнут хлопотать земляки. Их стараниями Жапаров быстро оказался на свободе. Даже уезжал на Кипр на пару лет. Но вернулся весной 2018 года и снова попал на нары. После ухода из власти Атамбаева Садыр Нуркожоевич со своими сторонниками стал апеллировать к новому лидеру страны о своем освобождении, но Соронбай Жээнбеков остался глух к этим просьбам. Чтобы освободиться, Жапарову пришлось ждать, когда Белый дом, наконец, действительно возьмут штурмом.
Сейчас же у него две должности - премьер-министра и и.о. президента. Главой Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) теперь стал Камчыбек Ташиев. И буквально на днях законодательный орган страны возглавил Талант Мамытов. Теперь они строят планы, а не винятся в грехах, понурив головы. Для начала, конституционная реформа - за это будет отвечать Мамытов, на него возложена еще одна миссия, но о ней чуть ниже. Безопасность высших лиц и своего рода контроль судов и силовиков теперь входит в обязанности Ташиева. А фронтменом всей группы стал сам Жапаров, который не скрывает, что пойдет на выборы президента в качестве фаворита.
Для этого Садыру Нуркожоевичу в конце этой - в начале следующей недели предстоит сдать свои полномочия, чтобы он смог принять участие в досрочных выборах главы государства, намеченные на 10 января. И в этот период страну возглавит не первый вице-премьер Артем Новиков, а спикер жогорку кенеша, Мамытов. Ему в ближайшие недели предстоит как-то решить вопрос с общественным движением «Умут» (Надежда). В него вошли представители 15 партий и гражданские активисты. И они уже обратились к новым властям Кыргызстана со своими требованиями. «Власть должна в кратчайшие сроки полностью вернуться в правовое поле и распустить шестой созыв жогорку кенеша (ЖК), полномочия которого истекли 28 октября», - это главное условие. Далее, члены движения посчитали, что «должно быть исполнено законно принятое решение ЦИК о назначении даты повторных выборов на 20 декабря». «Кроме того, и. о. президента обязан незамедлительно подписать пакет поправок в избирательное законодательство, предусматривающие снижение порога [прохода в парламент для партий] до 3%, залога - до миллиона сомов и исключение формы № 2 (позволяющей регистрироваться и голосовать на любом участке)», - затребовали «умутовцы». Поясним, что действующий и.о. главы государства продлил полномочия парламента, до выборов следующего созыва, намеченных теперь уже на конец весны - начало лета следующего года.
Что еще? Жапаров уже объявил об объединении Государственной пограничной службы (ГПС КР) с Госкомитетом нацбезопасности (ГКНБ). Это усиливает позиции Ташиева и дает ему больше возможностей контролировать контрабанду, самый выгодный бизнес в стране. Далее Жапаров сообщил, что намерен реформировать институт парламентаризма и партийную систему в Кыргызстане, как дискредитировавшие себя. Как именно - неизвестно. Пока проект нового Основного закона разработчики на суд общественности еще не представили. На днях выступая перед жителями Оша, и.о. президента Жапаров заявил, что в ближайшее время власти создадут Конституционное совещание по редактированию главного документа страны. Он дал слово, что работа КС будет открытой и транслироваться в прямом эфире. Будет общественное обсуждение, и окончательный вариант вынесем на референдум, заверил Жапаров.
Ясно, что вариантов реформ не много, и все они в той или иной мере означают возврат к формату президентской республики. За это критики Жапарова уже обвинили его в том, что он «толкает страну в пропасть тоталитаризма». Впрочем, не все ругают временного лидера именно за это. Политолог Эмиль Джураев заявил: «Хаос и отсутствие согласованной и скоординированной политики может привести к диктатуре гораздо быстрее, чем конституционная реформа. Очевидно, что переписывание Конституции даст централизованную власть. Но диктатура может появиться и независимо от каких-либо изменений». В свою очередь юристы правовой клиники «Адилет» отмечают, что проблема не в Конституции и не в форме правления, а в том, что «политика в Кыргызстане ушла из публичного пространства». Они призывают тех, кто говорит о необходимости конституционной реформы, отразить в своей предвыборной программе свои концепции: какие конкретные изменения нужны, для чего они нужны и какие конкретные результаты принесут?
«Конституция является основным правовым документом страны, и в нее не должны вноситься необдуманные изменения, поскольку последствия могут втянуть страну в еще больший политический и экономический кризис», - подчеркивают эксперты. Все изменения должны быть тщательно проработаны с участием профессиональных юристов конституционалистов и обеспечением широкого общественного обсуждения. На их взгляд, в противном случае, общество опять рискует получить противоречивый и неоднозначный Основной закон, новеллы которого будут трактоваться в зависимости от ситуации, а не заложенных установок. А разночтения как раз и приводят к узурпации.
Аналитики также напомнили разработчикам, что, прежде чем выносить проект Конституции на референдум, надо получить заключение Венецианской комиссии. «Это, скорее, требование по умолчанию. Резюме членов комиссии нужно для того, чтобы нашу Конституцию признало мировое сообщество, и мы обязаны учесть замечания экспертов, иначе рискуем окончательно скатиться в правовой вакуум», - подчеркнул экс-премьер-министр Феликс Кулов. А вот нужно ли мнение Венецианской комиссии новой власти? Сказать сложно. В аппарате президента пока никаких комментариев на этот счет не дают. Известно только, что проект новой Конституции увидит свет в течение 10-15 дней. Так обещает Жапаров.
Но тут возникает еще один вопрос: кто будет оплачивать банкет? Вытянет ли государство с прогнозируемым дефицитом бюджета в 35 миллиардов сомов сразу четыре масштабные кампании - президентские выборы, парламентские, местные и референдум по Конституции? А пока ответа на него нет, в Бишкеке рассказывают анекдот. Хотя, на самом деле, это - вполне реальный случай. На встрече с активом Ошской области Жапарова «окрестили» новым прозвищем. Одна из местных женщин сравнила и.о. главы государства с «лампочкой, дающей свет во мраке». За что тут же был окрещен кыргызскими острословами «Лампочкой Камчыбека». Имелся в виду его друг-соратник, глава спецслужбы Камчыбек Ташиев, который, по словам самого Жапарова, и подарил ему брендовую курточку за более чем четыре тысячи долларов. Что и стало поводом для вопросов - откуда у главы государства такие деньги и как этот дорогущий презент расценивать? На что и.о. президента и ответил простодушно: «Друг Камчы подарил». Проблема только в том, что «другом Камчы» может оказаться не Ташиев, а Кольбаев, вор в законе, вроде как содержащийся в СИЗО. Что, правда, не мешает ему ездить днем по Бишкеку «по делам». Все-таки не зря говорят, что Кыргызстан - страна возможностей. Сегодня ты в СИЗО, а завтра - может и президент…